АВ 2012г. Выпуск 2 "Государственный язык и культурное многообразие Российской Федерации"

Правовой статус языков Российской Федерации

Конституция Российской Федерации устанавливает статус языков, функционирующих на территории Российской Федерации: государственный язык Российской Федерации, государственные языки республик, родные языки. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ст. 68 ч. 1). Русский язык в многонациональной (многоэтничной) России выступает как основное средство массовой коммуникации в персональном и общественном развитии. Владение русским языком обеспечивает гражданину на всей территории России, вне зависимости от его этнической идентичности, социальную адаптированность и профессиональную конкурентоспособность, предоставляет возможности получения высшего образования и приобщения к общероссийским и мировым культурным ценностям.

Помимо русского среди языков есть такие, владение которыми во Всероссийской переписи населения 2010 года указали миллионы человек, но есть и те, которыми владеют только тысячи, сотни или даже десятки человек. В последнем случае это языки: ботлихский, уйльта, багулальский, ногайско-карагашский, алюторский, юртовско-татарский, керекский, алабугатско-татарский, барабинский.

Если не учитывать массового знания иностранных языков, изучаемых в школах и вузах (в России это английский, немецкий, французский и некоторые другие языки Западной Европы), следует указать на закономерную тенденцию наибольшего распространения тех языков, которыми в обиходе пользуются самые многочисленные в стране национальности. В России 4,3 млн. человек[1], помимо русского, говорят нататарском языке, 1,4 млн.– на чеченском, 1,2 млн.– на башкирском, 1,1 млн. – на украинском и 1,0 млн. – начувашском языке. Далее по количеству носителей следуют языки: аварский, армянский, кабардино-черкесский, даргинский, азербайджанский, осетинский, якутский (приложение 2).

Статусом государственных языков в республиках Российской Федерации наделены 37 языков (включая 13 языков народов Дагестана) в20 республиках, в трех республиках и двух автономных округах установлены языки с официальным статусом [2] (приложение 3).

Для снятия возможных противоречий Конституция Российской Федерации определяет предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, за пределами которого субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование:

- к ведению Российской Федерации Конституция Российской Федерации относит регулирование прав и свобод человека и гражданина, а значит, прав в языковой и образовательной сферах, и установление основ федеральной политики в области культурного и национального развития Российской Федерации, составной частью которой являются государственная языковая и образовательная политика (ст. 71 пп. «в», «е»);

- к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов Конституция Российской Федерации (ст. 72 пп. «б», «е») относит защиту прав и свобод человека и гражданина и общие вопросы образования, культуры и языка как ее компоненты.

Однако в законах, принятых в большинстве республик, русский язык определяется не как язык государства – Российской Федерации, а как государственный язык республики, занимая при этом вторую по значимости позицию .

Справочно : В Законе Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» правовое положение языков определяется в статье 3: «Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки». Аналогичные формулировки содержатся в законах республик Алтай, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия и др.

Таким образом, русский язык в республиканских законах не рассматривается в своем самостоятельном федеральном статусе и в таком толковании имеет статус республиканского государственного языка, имеющего вспомогательные функции.

Школьные учебники и учебно-методические пособия по русскому языку, изданные в республиках, часто не раскрывают богатое содержание и духовные ценности российской культуры , и это не способствует формированию положительного отношения к ней. Такие учебники сужают, минимизируют цели обучения русскому языку, ведут к упрощению духовного содержания русского языка и русской культуры. При таком подходе к обучению учащиеся не осознают исторически обусловленной консолидирующей роли русского языка и русской культуры в едином многонациональном государстве.

Ценность взаимообогащения культур народа Российской Федерации, о которой сказано в Федеральном Законе «О государственном языке Российской Федерации» , упускается составителями республиканских учебников.

Конституция Российской Федерации признает за республиками Российской Федерации право устанавливать свои государственные языки и использовать их в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (ст. 68 ч. 2). Однако это не означает равноправия статуса государственных языков федерального и республиканского уровней. Федеральный Закон «О языках народов Российской Федерации» закрепляет только функциональное равноправие языков народов Российской Федерации в статусе родных языков, без подмены статуса государственного языка или исключения функций русского языка.



[1] Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года.

[2] Кроме того, в Республике Карелия не имеют статуса государственного, но пользуются аналогичными преференциями (имеются программы поддержки и развития) карельский, вепсский, финский языки. В Республике Дагестан та же ситуация в отношении 14 наиболее крупных по количеству носителей языков.