АВ 2012г. Выпуск 2 "Государственный язык и культурное многообразие Российской Федерации"

Национально-культурная автономия

В условиях России важную роль в защите языков играет специальный правовой инструмент – национально-культурная автономия. Большинство федеральных систем в Европе не предусматривает защиту так называемых новых меньшинств, возникших в результате современных миграций. В этом отношении российский опыт выгодно отличается тем, что действующие в отдельных регионах с 1991 года и по всей Российской Федерации с 1995 года нормы предусматривают реализацию права любого дисперсного этнического сообщества на экстерриториальную автономию, что, прежде всего, предполагает реализацию языковых прав. Этот правовой институт предназначен для защиты этнокультурных и языковых интересов любых групп, обладающих культурно-языковой спецификой.

С 1993 по 1996 год около десяти регионов издали нормативные правовые акты, которые содержали нормы о национально-культурной автономии. Положения этих документов легли затем в основу федеральных норм.

Решающая роль в правовом обеспечении модернизации этнокультурной политики принадлежит Федеральному закону «О национально-культурной автономии» . При Министерстве регионального развития Российской Федерации в 2006 году создан Правительстве Российской Федерации был создан Консультативный совет по делам национально-культурных автономий.

В 2006 году[1] образован Консультативный совет по делам национально-культурных автономий при Министерстве регионального развития Российской Федерации. В настоящее время указанным министерством подготовлена к рассмотрению Концепция программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России».

Справочно : по данным Министерства юстиции (по состоянию на 16.02.2012г.) в Российской Федерации зарегистрировано 899 национально-культурных автономий, из них федеральных - 15 (Приложение 6), региональных - 241, местных – 643 национальных культурных автономии.

По мере изменения общественно-политических условий, закон о национально-культурной автономии неоднократно подвергался коррекции, но и в настоящее время его положения требуют совершенствования. Особое внимание следует уделить подходу, согласно которому национально-культурная автономия рассматривается не только как форма самоорганизации населения, но и как инструмент реализации прав на этнокультурное развитие, на сохранение и развитие недоминирующих языков.



[1] по распоряжению Правительства Российской Федерации № 527 от 17 апреля 2006 года.