АВ 2012г. май Развитие политической системы Российской Федерации

Приложение 3.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аппарат Государственной Думы

Аналитическое управление

Отдел аналитических исследований

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

О правовом содействии законодательным (представительным)
органам государственной власти субъектов Российской
Федерации и результатах прохождения внесенных ими
законодательных инициатив в период работы
Государственной Думы шестого созыва

СЕРИЯ:
Проблемы совершенствования законодательного процесса

Москва
2012


О правовом содействии законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и результатах прохождения внесенных ими законодательных инициатив в период работы Государственной Думы шестого созыва. – М.: Издание Государственной Думы, 2012. – 33 с.

Аналитический вестник подготовлен к семинару-совещанию с руководителями аналитических служб законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (30-31 мая 2012 года).

В данном вестнике обобщены и проанализированы сведения о ходе и результатах рассмотрения в Государственной Думе шестого созыва законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Проанализированы поступившие за январь-май 2012 года обращения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации о проведении предварительной экспертизы проектов законов, подготавливаемых или подготовленных к внесению ими в Государственную Думу (т.н. «нулевое чтение»), а также законопроекты, внесенные на предварительное рассмотрение в Ассамблею российских законодателей.

Аналитический вестник подготовили:

Петров А.Е. – начальник Аналитического управления Аппарата Государственной Думы;

Гайденко А.В. – заместитель начальника Аналитического управления Аппарата Государственной Думы;

Басова П.С. – начальник отдела аналитических исследований Аналитического управления Аппарата Государственной Думы;

Филькин А.Г. – главный советник секретариата Руководителя Аппарата Государственной Думы.

Издание подготовлено отделом аналитических исследований Аналитического управления Аппарата Государственной Думы.

Ответственный за выпуск – начальник отдела аналитических исследований

Аналитического управления Басова П.С.

тел. 692-02-73, e-mail: basovaps@duma.gov.ru

Подписано к размещению в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы __.05.2012 г.

© При перепечатке и цитировании ссылка на настоящие материалы обязательна


1. Сведения о ходе и результатах рассмотрения
в Государственной Думе законопроектов, внесенных
законодательными (представительными) органами
государственной власти субъектов Российской Федерации

Одним из важнейших направлений деятельности Государственной Думы является организация систематического и конструктивного взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере законотворчества. Эта работа нацелена, с одной стороны, на повышение качества законопроектов, вносимых субъектами Российской Федерации, с другой стороны – на увеличение «региональной компоненты» в общем числе законодательных инициатив, рассматриваемых Государственной Думой и обретающих форму федеральных законов.

Для получения наглядной информации о динамике прохождения региональных законодательных инициатив в Государственной Думе текущего созыва следует проанализировать основные количественные показатели их рассмотрения.

Всего всеми субъектами права законодательной инициативы внесено в Государственную Думув текущем созыве или перешло из предыдущих созывов 1736 законопроектов[1], из нихзаконодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации внесен451 законопроект, или 26,0% от общего числа внесенных, в том числе только в шестом созыве – 107 законопроектов, или 23,7% от общего числа внесенных и перешедших из предыдущих созывов законодательных инициатив регионов.

В настоящее время на рассмотрении находится 381 законопроект, из них внесены в период работы Государственной Думы шестого созыва [2] 100 законопроектов, или 26,2% от общего числа находящихся на рассмотрении. В среднем за рассматриваемый период законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации было внесено в Государственную Думу более чем по 21 законопроекту в месяц.

По 70 региональным инициативам (15,5% от общего числа внесенных в текущем созыве или перешедших из предыдущих созывов) работа завершена, среди них 7 законопроектов (10,0% от числа завершенных работой) внесены субъектами Российской Федерации в текущем созыве.


Президентом Российской Федерации в текущем созыве подписано 47 законов, из них 4 закона, или 8,5% от общего числа подписанных законов, составляют законодательные инициативы субъектов Российской Федерации.

В таблице 1 приведенные выше статистические данные представлены с разбивкой по субъектам Российской Федерации.


Таблица 1

Информация
о количестве законопроектов, внесенных в Государственную Думу
законодательными (представительными) органами государственной власти
субъектов Российской Федерации в текущем созыве и перешедших на
рассмотрение из предыдущих созывов[3]

№ п/п

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ

Внесено в текущем созыве или перешло из предыду-щих созывов

В том числе внесено только в шестом созыве

Из них законопроекты,

работа над которыми завершена

закон принят

отклоне-но

возвра-щено СПЗИ

снято с рассм. в связи с отзывом СПЗИ

1

Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея

1

-

-

-

-

-

2

Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай

5

-

-

-

-

-

3

Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан

19

2

-

2

1

-

4

Народный Хурал Республики Бурятия

-

-

-

-

-

-

5

Народное Собрание Республики Дагестан

1

1

-

-

-

-

6

Народное Собрание Республики Ингушетия

4

4

-

-

-

-

7

Парламент Кабардино-Балкарской Республики

8

6

-

-

-

-

8

Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия

3

2

-

-

-

-

9

Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики

5

2

-

-

-

-

10

Законодательное Собрание Республики Карелия

9

5

-

-

-

11

Государственный Совет Республики Коми

3

1

1

-

-

-

12

Государственное Собрание Республики Марий Эл

-

-

-

-

-

-

13

Государственное Собрание Республики Мордовия

-

-

-

-

-

-

14

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

4

2

-

-

-

1

15

Парламент Республики Северная Осетия-Алания

3

1

-

-

-

-

16

Государственный Совет Республики Татарстан

7

1

-

-

-

-

17

Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва

2

-

-

-

-

1

18

Государственный Совет Удмуртской Республики

6

5

-

-

-

-

19

Верховный Совет Республики Хакасия

3

-

-

1

-

-

20

Парламент Чеченской Республики

7

1

-

-

-

2

21

Государственный Совет Чувашской Республики

-

-

-

-

-

-

22

Алтайское краевое Законодательное Собрание

3

-

-

1

-

-

23

Законодательное Собрание Краснодарского края

6

-

-

-

-

-

24

Законодательное Собрание Красноярского края

5

2

-

1

-

1

25

Законодательное Собрание Приморского края

5

-

-

-

-

-

26

Дума Ставропольского края

4

2

1

1

-

-

27

Законодательная Дума Хабаровского края

3

-

-

-

-

-

28

Законодательное Собрание Амурской области

4

1

-

-

-

-

29

Архангельское областное Собрание депутатов

6

2

-

-

-

1

30

Дума Астраханской области

2

-

-

-

-

-

31

Белгородская областная Дума

10

3

-

1

-

-

32

Брянская областная Дума

-

-

-

-

-

-

33

Законодательное Собрание Владимирской области

4

-

-

1

-

-

34

Волгоградская областная Дума

6

4

-

-

2

2

35

Законодательное Собрание Вологодской области

15

4

1

1

-

-

36

Воронежская областная Дума

5

1

-

-

-

1

37

Ивановская областная Дума

-

-

-

-

-

-

38

Законодательное Собрание Иркутской области

-

-

-

-

-

-

39

Калининградская областная Дума

15

2

-

1

-

2

40

Законодательное Собрание Калужской области

2

-

-

-

-

-

41

Законодательное Собрание Камчатского края

2

-

-

-

-

-

42

Совет народных депутатов Кемеровской области

5

1

-

-

-

-

43

Законодательное Собрание Кировской области

5

1

-

-

-

1

44

Костромская областная Дума

15

4

-

1

2

-

45

Курганская областная Дума

-

-

-

-

-

-

46

Курская областная Дума

13

4

-

-

-

-

47

Законодательное собрание Ленинградской области

7

2

-

-

-

1

48

Липецкий областной Совет депутатов

9

3

-

1

1

-

49

Магаданская областная Дума

4

-

-

-

-

-

50

Московская областная Дума

6

-

-

1

-

-

51

Мурманская областная Дума

12

3

-

-

1

2

52

Законодательное Собрание Нижегородской области

2

1

-

-

-

-

53

Новгородская областная Дума

5

2

-

-

-

-

54

Законодательное Собрание Новосибирской области

3

1

-

-

-

-

55

Законодательное Собрание Омской области

2

-

-

-

-

-

56

Законодательное Собрание Оренбургской области

15

5

-

2

1

-

57

Орловский областной Совет народных депутатов

5

2

-

-

-

-

58

Законодательное Собрание Пензенской области

3

-

-

-

-

-

59

Законодательное Собрание Пермского края

11

3

-

1

-

-

60

Псковское областное Собрание депутатов

3

1

-

1

-

-

61

Законодательное Собрание Ростовской области

2

-

-

1

-

-

62

Рязанская областная Дума

-

-

-

-

-

-

63

Самарская Губернская Дума

18

-

-

4

-

1

64

Саратовская областная Дума

2

-

-

-

-

-

65

Сахалинская областная Дума

23

7

-

-

-

1

66

Законодательное Собрание Свердловской области

2

-

-

1

-

-

67

Смоленская областная Дума

1

-

-

1

-

-

68

Тамбовская областная Дума

1

-

-

-

-

-

69

Законодательное Собрание Тверской области

3

-

-

-

1

1

70

Законодательная Дума Томской области

7

3

-

-

-

-

71

Тульская областная Дума

3

-

-

-

-

-

72

Тюменская областная Дума

2

-

-

1

-

-

73

Законодательное Собрание Ульяновской области

1

-

-

-

-

-

74

Законодательное Собрание Челябинской области

2

-

-

-

-

1

75

Законодательное Собрание Забайкальского края

5

2

-

1

-

-

76

Ярославская областная Дума

4

1

-

-

-

-

77

Московская городская Дума

15

-

-

2

-

1

78

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга

31

4

1

4

3

-

79

Законодательное Собрание Еврейской автономной области

2

1

-

-

-

-

80

Собрание депутатов Ненецкого автономного округа

2

-

-

1

-

-

81

Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

5

1

-

-

1

-

82

Дума Чукотского автономного округа

6

1

-

-

-

-

83

Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа

5

-

-

-

-

-

Всего по законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации

451

107

4

33

13

20

Как и в предыдущие годы, в период работы Государственной Думы шестого созыва наиболее активное участие в федеральном законодательном процессе принимают: Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан, Сахалинская областная Дума, Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Законодательное Собрание Республики Карелия, Государственный Совет Удмуртской Республики, Законодательное Собрание Оренбургской области, Народное Собрание Республики Ингушетия, Волгоградская областная Дума, Законодательное Собрание Вологодской области, Костромская областная Дума, Курская областная Дума, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, Белгородская областная Дума, Липецкий областной Совет депутатов, Мурманская областная Дума, Законодательное Собрание Пермского края, Законодательная Дума Томской области.

Соотношение количества законопроектов, ставших законами, отклоненных Государственной Думой, а также находящихся на рассмотрении палаты выглядит следующим образом:

1.1. Информация о законопроектах, работа по которым завершена

Чтобы получить представление о содержательной направленности законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, следует рассмотреть распределение внесенных ими законопроектов по тематическим блокам.

Таблица 2

Распределение по тематическим блокам законопроектов,
внесенных законодательными (представительными) органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
в шестом созыве и перешедших из предыдущих созывов

Наименование тематического блока

Кол-во внесенных законо-проектов1)

Доля внесенных законо-проектов 2)

из них:

Кол-во законопроек-тов, которые находятся на рассмотрении ГД

Доля показателей столбца 2.1. к столбцу 1

Кол-во законопроек-тов, которые находятся в архиве ГД

Доля показателей столбца 2.2. к столбцу 1


1

2

2.1.


2.2.


Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство

31

6,9 %

24

77,4%

7

22,6%

Государственное строительство и конституционные права граждан

150

33,3%

116

77,3%

34

22,7%

Оборона и безопасность

15

3,3%

9

60,0%

6

40,0%

Социальная политика

113

25,1%

103

91,2%

10

8,8%

Экономическая политика

78

17,3%

67

85,9%

11

14,1%

Не относятся

ни к одному тематическому блоку

64

14,2%

62

96,9%

2

3,1%

ВСЕГО:

451


381


70


___________

1) Количество законопроектов тематического блока, внесенных на рассмотрение Государственной Думы законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период работы Государственной Думы шестого созыва и перешедших из предыдущих созывов.

2) Доля законопроектов тематического блока в общем объеме законопроектов (451), внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период работы Государственной Думы шестого созыва и перешедших из предыдущих созывов.


Распределение законопроектов, внесенных законодательными
представительными) органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, в соответствии с тематикой

Традиционно наибольшее количество законопроектов относится к тематическим блокам «Государственное строительство и конституционные права граждан», «Социальная политика», «Экономическая политика», «Бюджетное, налоговое и финансовое законодательство». При этом внутри данных блоков значителен «удельный вес» законопроектов, регулирующих вопросы создания и упразднения судов в субъектах Российской Федерации, социального обеспечения различных категорий граждан, корректировки норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, Налогового Бюджетного кодексов, законодательства в сфере жилищного обеспечения.

В течение текущего созыва Государственной Думы приняты и подписаны Президентом Российской Федерации 4 закона, внесенные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таблица 3

Законы, инициированные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации принятые в течение текущего созыва Государственной Думы

№ п/п

Наименование законопроекта, закона

Дата внесения

Субъект права законодательной инициативы

Номер и дата закона

1

309303-5
О внесении изменения в статью 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (по вопросу предоставления служебных жилых помещений)

09.01.2010

Государственная Дума Ставропольского края

26-ФЗ от 01.04.12

2

534811-5
О внесении изменений в статью 67 части первой и статью 288 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части наделения субъектов Российской Федерации дополнительными полномочиями по предоставлению инвестиционного налогового кредита)

21.04.2011

Законодательное Собрание Вологодской области

19-ФЗ от 30.03.12

3

542828-5
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (о наделении руководителей структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, правом рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных выше органов)

06.05.2011

Государственный Совет Республики Коми

44-ФЗ от 03.05.12

4

565450-5
О внесении изменений в статью 1' Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" и признании утратившим силу Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации "Об установлении Дня памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах" (об установлении новой памятной даты России "26 апреля - День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф")

17.06.2011

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга

24-ФЗ от 01.04.12

Из числа законопроектов, работа по которым завершена, 33 проекта были отклонены Государственной Думой при рассмотрении в первом чтении, и столько же – 33 законопроекта – возвращены авторам либо сняты с рассмотрения по различным причинам, которые указаны в таблице 4.

Таблица 4

Причины снятия с рассмотрения или возвращения субъекту права
законодательной инициативы законопроектов, внесенных законодательными
представительными) органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, в период работы Государственной Думы шестого созыва

Решение Совета

Государственной Думы

Количество

законопроектов

Доля законопроектов с указанным решением в общем количестве решений по снятию или возвращению законопроектов

(33)

Доля законопроектов с указанным решением в общем количестве законопроектов, работа над которыми завершена (70)

Снять законопроект с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы

20

60,6%

28,6%

Вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и/или Регламента Государственной Думы

9

27,3%

12,8%

Вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении

1

3,0%

1,4%

Вернуть инициатору законопроект, предусматривающий внесение изменений в закон, утративший силу

3

9,1%

4,3%

Всего

33

100%

47,1%

Как видно из приведенных данных, основными причинами снятия законов с рассмотрения являются:

- отзыв законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации своей законодательной инициативы. Причины могут быть различными, в том числе с целью доработки с учетом замечаний, высказанных ответственным комитетом и Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, Правительством Российской Федерации, а также по причине наличия внесенного альтернативного законопроекта, подготовленного и согласованного для принятия его в первом чтении, и др.;

- возвращение законопроекта субъекту права законодательной инициативы в связи с несоблюдением требований части 3 статьи 104 Конституции РФ и пункта «д» части 1 статьи 105 Регламента ГД, а именно отсутствием заключения Правительства Российской Федерации.

1.2. Информация о законопроектах, находящихся на рассмотрении

Из числа законопроектов, находящихся на рассмотрении Государственной Думы (их количество – 381), 14 законопроектов приняты Государственной Думой в первом чтении, 3 законопроекта – в третьем чтении. Соответствующая информация приведена в таблицах 5 и 6.


Таблица 5

Информация
о количестве законопроектов, внесенных в Государственную Думу
законодательными (представительными) органами государственной власти
субъектов Российской Федерации в текущем созыве и перешедших на
рассмотрение из предыдущих созывов, принятых в первом чтении

п/п

Наименование законопроекта

Дата внесения

Субъект права законодательной инициативы

Дата принятия в первом чтении

1.

218923-3

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении ответственности за курение табака в неустановленных местах)

25.06.2002

Московская городская Дума

09.12.2005

2.

280713-3

О внесении дополнения в статью 5 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации" (по вопросу о размещении Государственного герба Российской Федерации)

08.01.2003

Самарская Губернская Дума

14.04.2004

3.

155968-4

О внесении изменения и дополнения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части квотирования рабочих мест для инвалидов)

30.03.2005

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга; Законодательное Собрание Пензенской области

16.02.2007

4.

190949-4

О внесении изменений в статью 369 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об увеличении ставок налога на игорный бизнес в отношении игровых автоматов)

27.06.2005

Законодательное Собрание Краснодарского края

22.11.2005

5.

230205-4

О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (о возможности эксплуатации моделей контрольно-кассовой техники, исключенных из Государственного реестра контрольно-кассовой техники, до истечения срока их полезного использования)

28.10.2005

Законодательное Собрание Республики Карелия

24.05.2006

6.

348435-5

О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (в части устранения внутреннего противоречия)

25.03.2010

Костромская областная Дума

30.06.2010

7.

349956-5

О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (об отмене обязанности применения ККТ для отдельной категории налогоплательщиков)

29.03.2010

Верховный Совет Республики Хакасия

07.02.2012

8.

395872-5

О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 7 и 14 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (о полномочиях дознавателей поручать органам дознания проведение отдельных следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий)

24.06.2010

Законодательное Собрание Оренбургской области

06.04.2011

9.

438464-5

О внесении изменений в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" (в части уточнения процедуры назначения (избрания) на должность мирового судьи)

12.10.2010

Законодательное Собрание Тверской области

11.03.2011

10.

555074-5

Об упразднении некоторых районных судов Хабаровского края

30.05.2011

Законодательная Дума Хабаровского края

05.10.2011

11.

578296-5

О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (о нераспространении действия Федерального закона на граждан, ограниченных в родительских правах)

12.07.2011

Самарская Губернская Дума

14.02.2012

12.

583538-5

О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации (об увеличении числа мировых судей в Пензенской области)

23.07.2011

Законодательное Собрание Пензенской области

13.01.2012

13.

611335-5

О внесении изменения в статью 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении полномочий начальников пунктов полиции и их заместителей по рассмотрению дел об административных правонарушениях)

10.10.2011

Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай

13.03.2012

14.

63840-6

О внесении изменений в Федеральный закон "Об упразднении некоторых районных судов Чукотского автономного округа"

27.04.2012

Дума Чукотского автономного округа

16.05.2012


Таблица 6

Информация
о количестве законопроектов, внесенных в Государственную Думу
законодательными (представительными) органами государственной власти
субъектов Российской Федерации в текущем созыве и перешедших на
рассмотрение из предыдущих созывов, принятых в третьем чтении

п/п

Наименование законопроекта

Дата внесения

Субъект права законодательной инициативы

Дата принятия в третьем чтении

1.

599261-5

Об упразднении некоторых районных судов Амурской области

06.09.2011

Законодательное Собрание Амурской области

15.05.2012

2.

614537-5

О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в части исключения государственной регистрации договора аренды участка недр)

15.10.2011

Орловский областной Совет народных депутатов

15.05.2012

3.

5577-6

Об упразднении Рыбинского районного суда Ярославской области

10.01.2012

Ярославская областная Дума

22.05.2012

Приведенные выше данные характеризуют текущую ситуацию с прохождением в Государственной Думе региональных законодательных инициатив. Для получения более полной картины следует проанализировать основные количественные показатели законотворческой деятельности Государственной Думы в ретроспективе.


Таблица 7

Информация
об основных количественных показателях законотворческой деятельности
Государственной Думы в части прохождения законопроектов, внесенных
законодательными (представительными) органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, с учетом созывов Государственной Думы

Созыв

Количество законо-проектов, внесенных всеми СПЗИ

В том числе законодательными (представительными) органами субъектов РФ

Общее количество принятых законов

Из них внесенные законодательными (представительными) органами субъектов РФ

всего

% от общего числа внесенных

всего

% от общего числа принятых

% от общего числа внесенных субъекта-ми РФ

2-й созыв

4034

970

24,0

741

36

4,9

3,7

3-й созыв

4327

1360

31,4

772

53

6,9

3,9

4-й созыв

4808

2052

42,7

1076

148

13,7

7,2

5-й созыв

4391

1300

29,6

1607

124

7,7

9,5

Сопоставимый период (с учетом срока работы ГД шестого созыва)

5 мес. 2011г.

457

102

22,3

102

2

2,0

2,0

5 мес. 2012г.

389

107

27,5

47

4

8,5

3,7

Приведенные в таблице показатели позволяют сделать следующие важные выводы:

1. От созыва к созыву наблюдается рост количества законодательных инициатив, внесенных в Государственную Думузаконодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и их доля в общем количестве законопроектов, внесенных всеми субъектами права законодательной инициативы. Наибольшее количество внесенных регионами законопроектов приходится на период работы Государственной Думы четвертого созыва. Это можно объяснить проводившейся в тот период широкомасштабной реформой местного самоуправления, межбюджетных отношений, совершенствованием разграничения предметов ведения и полномочий между различными уровнями публичной власти, в связи с чем значительно возросло количество предложений, поступавших из субъектов Российской Федерации, о корректировке норм федерального законодательства как в сфере государственного строительства, так и в иных основных отраслях правового регулирования – социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, экономической деятельности, бюджетного и налогового законодательства и т.д.

2. Также стабильно повышаются показатели качества вносимых субъектами Российской Федерации законопроектов, что выражается в увеличении количества принятых (одобренных) законов из числа внесенных региональными законодателями инициатив – как в общем массиве принятых (одобренных) законов, так и в общем количестве внесенных субъектами РФ законопроектов. Здесь максимальные численные значения также приходятся на период работы Государственной Думы четвертого созыва, что говорит о плодотворной совместной работе федеральных и региональных законодателей при проведении вышеупомянутых реформ в сфере разграничения полномочий и деятельности органов власти всех уровней.

3. Указанные положительные тенденции сохраняются и в период работы Государственной Думы шестого созыва, о чем наглядно свидетельствуют приведенные количественные показатели соответственно за 5 месяцев 2011 года и 5 месяцев 2012 года.

Обобщим сделанные выводы в виде диаграмм:

Общее количество законопроектов, внесенных на рассмотрение Государственной Думы
(с учетом созывов)

Общее количество принятых (одобренных)Государственной Думой законов
(с учетом созывов)

Соотношение внесенных и принятых (одобренных)Государственной Думой законов из числа внесенных
законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации
(с учетом созывов)

2. Анализ обращений законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской
Федерации о проведении предварительной экспертизы
проектов законов

В рамках взаимодействия с субъектами Российской Федерации в области законодательной деятельности, Государственной Думы на постоянной основе осуществляется работа по проведению предварительной правовой и юридико-технической экспертизы законопроектов, подготавливаемых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации к внесению в Государственную Думу. Ответственными за это направление работы являются Правовое управление Аппарата Государственной Думы и аппараты профильных комитетов палаты.

За период работы Государственной Думы шестого созыва количество поступивших на имя Руководителя Аппарата Государственной Думы обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на предмет проведения предварительной правовой экспертизы проектов федеральных законов, подготавливаемых к внесению в Государственную Думу, а также обращений, связанных с разъяснением отдельных норм действующего законодательства, составило 46 обращений от 11 субъектов Российской Федерации,[4] или в среднем более 9 обращений в месяц (для сравнения: в 2011 году этот показатель составлял около 6 обращений в месяц). Количество самих законодательных инициатив, подлежащих экспертизе, включая внесение изменений в отдельные федеральные законы, за рассматриваемые 5 месяцев составило 44 законопроекта (для сравнения: в целом за 2011 год было направлено на предварительную экспертизу 60 законодательных инициатив). Количественные показатели в разрезе субъектов Российской Федерации приведены в таблице 8. Таким образом, налицо значительное повышение активности региональных законодателей в части получения правовой помощи при подготовке законопроектов к внесению в Государственную Думу.

Таблица 8

Информация
о количестве поступивших в период работы Государственной Думы шестого созыва
обращений субъектов Российской Федерации о проведении предварительной правовой экспертизы проектов федеральных законов, подготавливаемых к внесению  в Государственную Думу, и разъяснении норм законодательства

Субъект Российской Федерации

Кол-во обращений

Кол-во

законодательных инициатив

Кол-во разъяснений норм законодательства


Центральный федеральный округ РФ

1.

Тверская обл.

1

-

1

2.

Тульская обл.

1

1


3.

Ярославская обл.

1

1

-

Северо-Западный федеральный округ РФ

4.

Республика Коми

2

2

-

Южный федеральный округ РФ

5.

Волгоградская обл.

3

2

1

Северо-Кавказский федеральный округ РФ

6.

Респ. Северная Осетия-Алания

3

3

-

7.

Ставропольский край

5

5

-

Приволжский федеральный округ РФ

8.

Республика Башкортостан

17

17

-

9.

Республика Татарстан

7

7

-

10.

Нижегородская обл.

2

2

-

Уральский федеральный округ РФ

11.

Ямало-Ненецкий АО

2

2

-

Сибирский федеральный округ РФ

Дальневосточный федеральный округ РФ

Итого

44

42

2







*

Депутаты ГД

2

2


ВСЕГО

46

44

2

Как видно из таблицы 8, активность субъектов Российской Федерации в плане обращений за получением правовой помощи в законотворческой деятельности, весьма различна. Как и в предыдущие периоды, наибольшую заинтересованность в плане получения правового содействия проявляют Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан, которое за рассматриваемый период (5 месяцев) обратилось за оказанием указанного содействия по 17 законопроектам, Государственный Совет Республики Татарстан – 7 обращений, Дума Ставропольского края – 5 обращений. Это свидетельствует о достаточно хорошо налаженном взаимодействии федеральных и региональных законодателей в законодательном процессе, однако в перспективе данная работа должна стать более эффективной и охватывать как можно большее число регионов Российской Федерации.

Сведения об интенсивности поступления обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации приведены в таблице 9.

Таблица 9

Информация
о количестве поступивших в период работы Государственной Думы шестого созыва
обращений субъектов Российской Федерации о проведении предварительной
правовой экспертизы проектов федеральных законов, подготавливаемых к внесению
в Государственную Думу, и разъяснении норм законодательства
с разбивкой по месяцам)

Месяц

(2012 г.)

Кол-во субъектов РФ, направивших обращения

Кол-во обращений

Из них:

законодательные инициативы

просьбы о разъяснении

Январь

2

8

8

-

Февраль

6

12

11

-

Март

3

3

3

-

Апрель

9

17

16

1

Май

2

6

6

-

В анализе поступивших законодательных инициатив были задействованы аппараты большинства комитетов Государственной Думы. Однако наибольшая нагрузка при анализе законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, подготавливаемых или подготовленных ими к внесению в Государственную Думу (т.н. «нулевое чтение» законопроектов), легла на Правовое управление Аппарата Государственной Думы, которое проводит правовую, лингвистическую и юридико-техническую экспертизу обращений, поступающих поступивших как на имя Руководителя Аппарата Государственной Думы, так и непосредственно в Правовое управление, а также в Ассамблею российских законодателей.

Как показывает анализ содержания представляемых на предварительную экспертизу законопроектов, предложения региональных законодателей направлены на совершенствование правового регулирования в таких сферах, как:

- защита прав граждан (жилищное, социальное обеспечение, семейные отношения, право граждан на юридическую защиту и др.);

- укрепление правопорядка;

- усиление ответственности хозяйствующих субъектов за нарушения действующего законодательства;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

- оптимизация разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, ряд иных важных проблем.

Среди основных замечаний, высказанных по этим законопроектам Правовым управлением, профильными комитетами Государственной Думы, можно выделить недостаточную проработанность текстов проектов на предмет:

- внутренней непротиворечивости;

- соответствия нормам действующего законодательства;

- избыточности правового регулирования и дублирования уже действующих норм.

Общим «слабым местом» для многих законопроектов является отсутствие достаточно полногофинансово-экономического обоснования, расчета бюджетных расходов, необходимых для их реализации, несоблюдение требований о наличии заключения Правительства Российской Федерации. Следует отметить, что данный недостаток характерен не только для региональных законодателей, но практически для всех субъектов права законодательной инициативы.

Приведенные выше данные характеризуют активность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в использовании процедуры т.н. «нулевого чтения», однако это далеко не единственная форма взаимодействия Государственной Думы и региональных парламентов. Одним из инструментов повышения уровня взаимодействия федеральных и региональных законодателей является Ассамблея российских законодателей , среди главных целей которой – координация взаимодействия с субъектами Российской Федерации в законодательном процессе, проведение предварительной комплексной экспертизы и оценки планируемых к внесению в Государственную Думу законодательных инициатив регионов, организация перспективного планирования законотворческой деятельности.

Созданные в составе Ассамблеи 8 комиссий по различным отраслям правового регулирования ведут весьма активную работу над проектами законодательных инициатив, поступающих из законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на предварительное рассмотрение.

За период работы Государственной Думы шестого созыва в Ассамблею поступило 14 проектов законодательных инициатив, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти 4 субъектов Российской Федерации, их перечень приведен в таблице 11.


Таблица 11

Перечень законопроектов,
направленных законодательными (представительными) органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
на предварительное рассмотрение в Ассамблею российских законодателей
в период работы Государственной Думы шестого созыва


п/п

Наименование законодательной инициативы

Дата внесения

Субъект права законодательной инициативы

1.

51145

О внесении изменения в статью 11 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части установления решениями органов местного самоуправления режима работы развлекательных заведений, торговых точек с учетом особенностей расположения таких заведений)

29.12.2011

Государственный Совет Республики Коми

2.

51146

О внесении изменения в статью 216 Трудового кодекса Российской Федерации

29.12.2011

Государственный Совет Республики Татарстан

3.

51147

Об ограничениях в сфере розничной продажи и потребления тонизирующих безалкогольных и слабоалкогольных напитков и о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

27.01.2012

Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики

4.

51148

О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

27.01.2012

Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики

5.

51149

О внесении изменений в статью 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" (в части установления участковым больницам, распложенным в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, возможности розничной торговли лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений)

06.02.2012

Государственный Совет Республики Коми

6.

51150

"О внесении изменений в статьи 1 и 3 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

28.02.2012

Парламент Кабардино-Балкарской Республики

7.

51151

"О внесении изменений вФедеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

28.02.2012

Парламент Кабардино-Балкарской Республики

8.

51152

"О внесении изменения в статью 353.1 Трудового кодекса Российской Федерации"

28.02.2012

Парламент Кабардино-Балкарской Республики

9.

51153

"О внесении изменения в статью 331 Трудового кодекса Российской Федерации"

28.02.2012

Парламент Кабардино-Балкарской Республики

10.

51154

"О внесении изменений в статью 36 Водного кодекса Российской Федеральный и статью 58 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

14.03.2012

Парламент Кабардино-Балкарской Республики

11.

51155

О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (в части сохранения права ветеранам, указанным в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах", на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома)

28.03.2012

Государственный Совет Республики Коми

12.

51156

"О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (законопроект направлен на обеспечение единого уровня мер социальной поддержки, предоставляемых реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, независимо от места их проживания)

17.04.2012

Парламент Кабардино-Балкарской Республики

13.

51157

О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации " (в части совершенствования процедур рассмотрения анонимных и повторных обращений граждан)

17.04.2012

Парламент Кабардино-Балкарской Республики

14.

51158

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

26.04.2012

Парламент Кабардино-Балкарской Республики

Распределение по регионам проектов, внесенных в Ассамблею на предварительное рассмотрение, представлено в таблице 12.

Таблица 12

Информация
о количестве законодательных инициатив,
направленных законодательными (представительными) органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
на предварительное рассмотрение в Ассамблею российских законодателей
в период работы Государственной Думы шестого созыва

п/п

Законодательный (представительный) орган субъекта

Российской Федерации

Количество проектов, внесенных в Ассамблею

1.

Парламент Кабардино-Балкарской Республики

8

2.

Государственный Совет Республики Коми

3

3.

Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики

2

4.

Государственный Совет Республики Татарстан

1

Итого:

14

Приведенные данные свидетельствуют о том, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, входящие в состав Ассамблеи российских законодателей, довольно активно включились в процесс предварительного согласования позиций в законотворческом процессе, что внушает надежду на дальнейшую интенсификацию деятельности данного органа и развитие взаимодействия между региональными и федеральными законодателями.



[1] Здесь и далее статистические показатели приведены по данным АСОЗД по состоянию на 24 мая 2012 года.

[2] Здесь и далее «период работы Государственной Думы шестого созыва» охватывает срок с 24.12.2011 г. по 24.05.2012 г.

[3] В количество законодательных инициатив по каждому субъекту Российской Федерации включены также законопроекты, внесенные совместно с другими субъектами права законодательной инициативы

[4] Информация по состоянию на 23 мая 2012 года