АВ 2013г. Законодательные аспекты совершенствования защиты детей и детства в Российской Федерации

Введение

Вопросы защиты детей и детства в 2012 году были приоритетными для Государственной Думы. Рассмотрено и принято (как минимум, в первом чтении) 18 законопроектов, посвященных этой тематике. Для сравнения, аграрным вопросам было посвящено 4 принятых законопроекта, вопросам государственной обороны – 10 принятых законопроектов.

Над улучшением положения детей в России Государственная Дума работала совместно с другими ветвями власти. Об этом говорит и состав субъектов права законодательной инициативы, вносивших законопроекты на рассмотрение парламента. Среди них – Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, депутаты Государственной Думы.

Анализ принятого законодательства позволяет условно разделить его на два раздела. К первому относятся законопроекты, ориентированные на создание условий для полноценного развития и нормальной жизни детей. В их числе пакет президентских законопроектов, направленных на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Депутаты Государственной Думы рассматривают эти законопроекты как значимый шаг на пути к конечной цели – решению в целом проблемы сиротства в России. Работа над этими законопроектами продолжается совместно с президентской стороной. 28 декабря 2012 года Президент Российской Федерации своим указом № 1688 («О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защит детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») рекомендовал Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации доработать в приоритетном порядке данные законопроекты, предусмотрев, в том числе, уточнение порядка приема ребенка в патронатную семью и форм его воспитания.

Важными мерами являются индексация материнского капитала, размер которого в 2013 году превысил 400 тыс. рублей, урегулирование вопросов, связанных с одновременным предоставлением многодетным семьям жилых помещений и земельных участков, принятие решения об обеспечении детей в первую очередь качественным, а не дешевым питанием в детских учреждениях, шаги, предпринятые для обеспечения детей-сирот реальным (временным при отсутствии в текущий момент постоянного) жильем.

Второй раздел содержит законопроекты, смысл которых сводится, как правило, к ужесточению наказания и введению новых составов правонарушений в отношении детей. Резко, в отдельных случаях вплоть до пожизненного заключения усиливается ответственность за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних, за вовлечение детей в употребление наркотиков и алкоголя. Особое внимание уделено вопросам организации детского отдыха и ответственности за несоблюдение установленных правил.

Характерно, что подавляющее большинство этих законопроектов было поддержано всеми фракциями Государственной Думы.

Указанные законодательные меры являются платформой для дальнейших шагов, в том числе относящихся к компетенции исполнительной власти. Многие проблемы остаются не вполне решенными, в частности, это вопрос качественного медицинского обслуживания детей с тяжелыми заболеваниями, а также вопрос государственного стимулирования усыновления и поддержки семей, взявших детей из детских домов.

Решение этих и других проблем должно позволить в перспективе в принципе отказаться от иностранного усыновления российских детей, создать для российских детей, как растущих в семьях, так и для детей-сирот максимально благоприятные условия со стороны государства и общества.

Справочно: по состоянию на начало 2012 года на учёте в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состояло около 130 тыс. детей, из них передано на семейные формы устройства более 67 тыс. детей, усыновлено более 10 тыс. детей.