АВ 2013г. Модернизация политической системы и совершенствование избирательного законодательства

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМОВ.

ГЕРМАНИЯ.

Всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Голосование добровольное.

На выборах в Бундестаг применяется смешанная избирательная система: половина от общего числа депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, другая половина – в многомандатных избирательных округах по пропорциональной системе через земельные партийные списки. В некоторых случаях возможно предоставление депутатам дополнительных мандатов.

ФРГ поделена на 299 избирательных округов. В семнадцатый созыв (ныне действующий) Бундестага входят 622 депутата. Согласно статье 39 Основного закона ФРГ, новые выборы проводятся не ранее чем через 45 и не позднее чем через 47 месяцев после начала легислатуры. Для того чтобы участвовать в распределении мандатов, партии необходимо получить не менее 5% голосов за партийный список по ФРГ в целом либо провести не менее 3-х депутатов по одномандатным округам по всей стране.

Последние парламентские выборы состоялись 27 сентября 2009 года. Выборы назначает Президент ФРГ. Установлено время голосования: с 8.00 до 18.00 часов, то есть продолжительность голосования избирателей составляет 10 часов. Выборы могут проводиться в воскресенье либо в установленный законом нерабочий день. Порог явки отсутствует; на этих выборах явка составила 70,8% (самая низкая за всю историю).

Активное избирательное право:

возрастной ценз – 18 лет;

ценз оседлости (постоянное проживание или наличие в течение трех месяцев жилища в ФРГ);

на местном уровне (в уездах и общинах) могут избирать граждане государств – членов Европейского союза.

Лишены избирательных прав лица:

в отношении которых вынесен судебный приговор о лишении избирательных прав;

находящиеся под опекой;

помещенные в психиатрическую больницу в соответствии с Уголовным кодексом ФРГ.

Принять участие в голосовании могут только избиратели, включенные в соответствующий список избирателей либо получившие открепительное удостоверение.

Пассивное избирательное право:

возрастной ценз: 18 лет (Бундестаг); более высокий – в отдельных землях (25 лет – в Баварии);

согласно части 1 статьи 137 Основного закона ФРГ пассивное избирательное право чиновников, служащих публичной службы, профессиональных солдат и солдат по временному контракту может быть ограничено законом.

На выборах в уездах и общинах могут избираться граждане государств – членов Европейского союза.

Избирательные органы четырех уровней:

федеральный руководитель выборов, его заместитель (назначается федеральным министерством внутренних дел) и федеральный избирательный комитет;

земельный избирательный начальник (назначается правительством земли) и земельный избирательный комитет;

окружной избирательный начальник (назначается правительством земли или определенными им органами) и окружной избирательный комитет;

избирательные начальники и избирательные правления на избирательных участках (назначаются окружными избирательными начальниками из числа избирателей с учетом мнения политических партий).

Члены избирательных органов всех уровней исполняют свои обязанности на общественных началах.

Принцип гласности в деятельности избирательных органов обеспечивается институтом наблюдателей, активным привлечением граждан к работе избирательных комиссий на общественных началах.

На последних выборах в Бундестаг электронные средства голосования не применялись, т.к. возникли опасения по поводу обеспечения избирательных прав, в том числе тайны голосования при проведении электронного голосования и использовании технических средств голосования и подсчета голосов избирателей. Применяется голосование по почте.

Кандидаты на выборах определяются партиями.

Население Германии каждые 4 года выбирает депутатов нижней палаты парламента – Бундестага. Каждый избиратель имеет 2 голоса. Первым голосом он выбирает кандидата от своего избирательного округа по принципу относительного большинства. Второй голос он может отдать за земельный список партий.

В ФРГ используется заградительный 5%-ый порог. Таким образом, малые партии оказываются в весьма невыгодном положении, т.к. для получения мест в парламенте необходимо либо набрать более 5% в рамках страны, либо победить по меньшей мере в трех одномандатных округах.

Все-таки решающими являются вторые голоса. Если партия одержит победу в большем числе избирательных округов, чем это предусмотрено
5%-ым барьером «вторых голосов», то она получает дополнительные «переходные» мандаты. В таких случаях в Бундестаге оказывается больше депутатов, чем установленные законом 656 членов.

Пропорциональная система с земельными списками преследует цель, чтобы все партии были распределены пропорционально поданным за них голосам. Опыт показывает, что наименьшее несоответствие между волеизъявлением электората и распределением мандатов в парламенте проявляется в государствах, использующих модифицированную пропорциональную систему с «национальным округом», к которым относится Германия. С другой стороны, прямой выбор кандидата от избирательного округа дает гражданину шанс, выбрать определенного политика.

Как правило, население показывает большой интерес к выборам. Так, в 1994 году на выборах в Бундестаг на избирательные участки пришло 79,1 % населения. На местных выборах участие населения колеблется на уровне 70%.

НИДЕРЛАНДЫ.

Пропорциональная избирательная система.

Законодательная власть в Нидерландах представлена двухпалатным Парламентом (Генеральными штатами), состоящим из 225 депутатов. Нижняя палата – Палата представителей (150 депутатов), избираемых путем всеобщих прямых выборов на основе пропорционального представительства

сроком на четыре года. Сенат – 75 сенаторов, избираемых путем косвенных выборов депутатами 12 провинциальных советов сроком на четыре года.

В Нидерландах используется пропорциональная избирательная система в рамках 19 многомандатных избирательных округов без заградительного барьера, с применением избирательной квоты (применяется с 1917 года с незначительными изменениями). Списки кандидатов, получившие избирательную квоту, допускаются к распределению депутатских мандатов. Так, например, по результатам состоявшихся в 2006 году парламентских выборов избирательная квота равнялась: 9.838.683 избирателя, проголосовавшие за партийные списки разделенных на 1501 с последующим распределением остаточных мест на основе методаД’Ондта. Голосование в Нидерландах добровольное(избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере). Очередные выборы проводятся на основе королевского указа. Порог явки избирателей отсутствует.

В Нидерландах существует принцип всеобщего избирательного права с возрастным цензом 18 лет. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом и оно может быть как аполитичным - болезнь, отъезд, отсутствие интереса; так и политическим - своеобразная демонстрация против неугодных кандидатов. Но в Нидерландах также предусмотрен обязательный вотум (юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании).

Так же одной их особенностей голландской избирательной системы является тот факт, что в Нидерландах никогда не проводятся референдумы на федеральном уровне.

РЕСПУБЛИКИ ЧИЛИ

Мажоритарная избирательная система.

Согласно Конституции Чили (официальное название - Республика Чили) является республикой. Глава государства и правительства - Президент, высший законодательный орган - двухпалатный Государственный конгресс (Парламент), состоящий из Сената и Палаты депутатов.

На национальном уровне в Чили избирают Президента и законодательную власть.

Палата депутатов избирается на четырехлетний срок. Сенаторы избираются на восьмилетний срок, при этом каждые четыре года проводится ротация (выборы) половины состава Сената (по очереди – округа с нечетными номерами, через четыре года – округа с четными номерами, вместе со столицей – Сантьяго). Палата депутатов состоит из 120 членов, Сенат – из 38 сенаторов.

Чили разделена на 60 избирательных округов по выборам в Палату депутатов и на 19 округов по выборам в Сенат. Таким образом, в каждом из округов выбирают по два представителя в Палату депутатов и в Сенат соответственно.

Выборы в Палату депутатов и в Сенат проводятся по системе двухмандатных округов (binomial system), представляющей собой вариацию мажоритарной системы с голосованием по партийным спискам и возможностью избрания независимых кандидатов. Закон разрешает кандидатам баллотироваться как независимым, либо в составе списка. Список составляется из двух кандидатов по избирательному округу. В каждом избирательном округе в такой список могут включаться кандидаты из одной и той же политической партии, двух различных партий, может быть сочетание кандидата от партии с независимым кандидатом или двух независимых кандидатов. В однопартийные списки включаются только кандидаты от одной партии, в них не разрешается включать независимых кандидатов. Так, например, на выборы в декабре 2009 года по каждому округу выносится по четыре списка (по два кандидата) и в отдельных округах дополнительно баллотируются независимые кандидаты.

При подобной системе, как правило, преимущество имеют коалиции партий. При этом, если лидирующая в данном избирательном округе (в Сенат или Палату депутатов) коалиция набирает более двух третей голосов, то она получает оба места, «нарезанных» данному округу в соответствующей палате Парламента.

Все граждане Чили, достигшие 18-летнего возраста на день выборов, имеют право принимать в них участие. В Чили не предусмотрено голосование за рубежом. В апреле 2009 года Конституция страны была изменена таким образом, что голосование является добровольным.

Вновь избранный Государственный конгресс приводится к присяге в тот же день, что и Президент, как правило, на несколько часов раньше.