АВ 2013г. Выпуск 6 "О концепции государственной стратегии в области подготовки и трудоустройства выпускников учебных заведений России"

1. Организационные проблемы трудоустройства

Сформулированная системой законодательства концепция государственной политики в области образования, как и провозглашенные принципы государственной политики не включают мероприятия, обязательства или ответственность системы образования за трудоустройство выпускников учебных заведений России. Трудоустройство выпускников, как целевое организационное мероприятие, требует дополнительных финансовых затрат. Для реализации процесса необходимо, чтобы были определены источники и объемы финансирования, а также статьи и виды расходов. В противном случае затраты на организацию трудоустройства могут быть квалифицированы как нецелевые расходы бюджета.

К категории участников процесса трудоустройства могут быть отнесены:

федеральные органы государственной власти, как организаторы и исполнители конституционных и законодательных обязательств в части формирования и обеспечения деятельности системы образования;

учебные заведения, как исполнители услуг и работ в части обучения и подготовки кадров;

работодатели, как потребители услуг и работ обученных и подготовленных кадров;

выпускники учебных заведений, их объединения и представители;

органы государственной и муниципальной власти, как ответственные за кадровое, законодательное и иное ресурсное обеспечение эффективного функционирования экономики в муниципальных образованиях и в субъектах Российской Федерации.

Учебные заведения могут быть отнесены к субъектам публичного права. Это означает, что администрация учебных заведений имеет право только на действия, которые прямо предписаны в тексте закона, устава или иного нормативного правового акта, а ни на какие иные дополнительные или отличающиеся от предписанных действий права не имеют. Учебные заведения, как субъекты права, функционирую в области законодательства об образовании. Функция трудоустройства в законодательство об образовании не включена.

Трудоустройство выпускников, не может быть служебной или должностной функцией для работодателя или учебного заведения.

Работодатели выступают, как субъекты трудового и административного права. Совершенствование государственного регулирования процесса трудоустройства путем уточнения и дополнения компетенций работодателя и(или) учебного заведения невозможно, если не выходить, соответственно, за пределы образовательного законодательства или трудового права.

Трудоустройство выпускников вузов не выделено в какой-то отрасли права как юридический факт и не отнесено к категории особых функциональных процедур, локализованных в пределах одной из указанных выше отраслей права.

Часто можно услышать, что работодатели заинтересованы в совершенствовании учебного процесса. Приведенный тезис, как минимум, не имеет экономических оснований. Когда работодатель испытывает потребность в кадрах, он может быть готов сделать разовые затраты, чтобы решить свои проблемы. Но быть перманентным инвестором для системы образования ни один работодатель не готов и никогда не будет готов (за редким исключением). Целью работодателя не может быть деятельность, снижающая прибыль без конкретной нужды для производства.

Инвесторами могут выступить крупные фирмы, которые ведут ежегодный набор новых кадров. Крупные фирмы могут быть связаны с учебными заведениями соответствующими договорами о подготовке кадров. Другим типом инвесторов могут быть ассоциации предпринимателей. Существуя на разовые взносы, ассоциации или союзы предпринимателей могут играть роль крупной компании, которая заинтересована в постоянном притоке кадров. После объединения средств взносы отдельных работодателей уже могут выступать в качестве системных инвестиций в учебный процесс. И в первом и во втором описанном случае такие нецелевые расходы близки по квалификации к благотворительной деятельности.

Работодатель выступает активной стороной, когда проявляет свою заинтересованность в квалифицированных кадрах. Работодатель формирует спрос на рынке труда. Ожидать от работодателя добровольных вкладов в систему образования и подготовку кадров нет оснований. Работодатель заинтересован в работниках, но не в выпускниках учебных заведений, которые еще не имеют опыта работы.

Таким образом, и учебное заведение и работодатель не ориентированы на организацию трудоустройства выпускников, не имеют для решения этой задачи кадровых или экономических ресурсов. Необходима третья сила, еще одна заинтересованная сторона для участия в решении этой задачи. В качестве такой третьей стороны вправе выступить ряд лиц и организаций. Рассмотрим каждого возможного претендента.

Безусловно, заинтересованной стороной вправе выступить учредитель и, соответственно, те структуры, чьи поручения он исполняет. Если учредителем выступает орган государственной власти, то в качестве заинтересованной стороны следует рассматривать государство. Органы государственной власти располагают достаточными компетенциями, чтобы координировать соответствующие взаимодействия между процессом подготовки кадров и наличием рабочих мест для них. Для этого нужно организовать мониторинг образовательной деятельности и прогноз развития производительных сил и соответствующего кадрового обеспечения.

В аналогичной роли ведомственного куратора могут выступать органы местного самоуправления. Как и органы государственной власти, органы местного самоуправления могут учитывать региональные интересы в экономике и способствовать их удовлетворению. Механизмы известны: через попечительские советы, через организацию практики и стажировок, через информационные каналы и иными способами.

Сами выпускники учебных заведений вправе лично, либо через свои общественные объединения способствовать процедуре трудоустройства выпускников. То же можно сказать и о других аффилированных лицах по отношению к выпускникам, работодателям и учебным заведениям.