АВ 2013г. Выпуск 6 "О концепции государственной стратегии в области подготовки и трудоустройства выпускников учебных заведений России"

2.1. Государственное регулирование спроса и предложения на рынке труда

В российской системе образования можно выделить несколько секторов, каждый из которых отличает форма собственности, способ финансирования и управления.

Наиболее крупным является государственный сектор с публичной или государственной формой собственности. К государственному сектору относят все государственные и муниципальные учебные заведения. Государственный сектор системы образования можно разделить на части: с бюджетным финансированием и с внебюджетным финансированием.

Под полноценное государственное регулирование подпадает только первая группа из государственного сектора с бюджетным финансированием и с государственной формой собственности.

Для остальных учебных заведений под государственное регулирование подпадает, как правило, только деятельность, осуществляемая за счет бюджетных ассигнований, а также правила использования государственного имущества. Для структур, не использующих государственный бюджет или имущество, государственные регламентные акты носят рекомендательный характер.

В государственный сектор входят учебные заведения Министерства обороны, атомной промышленности, транспорта и связи, а также иные Ясно, что система образования, подготовившая военных специалистов, вправе рассчитывать на их востребованность соответствующими силовыми структурами. Военные выпускники не должны оставаться невостребованными. Поэтому система взаимного регулирования в части подготовки силовиков (полицейских, военных и т.п.) достаточно жестко увязывает спрос и предложение специалистов. То же можно сказать относительно энергетиков, торфяников, буровиков, специалистов атомной промышленности, работников гидроэлектростанций и т.п.

Подготовка кадров в целях обеспечения безопасности государства, соблюдения законности и правопорядка осуществляют путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и программ профессионального обучения в федеральных государственных образовательных организациях, подведомственных уполномоченным федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим соответствующие функции.

Конституция Российской Федерации гарантирует право граждан на образование, на охрану здоровья, на иные государственные обязательства. Чтобы гарантировать охрану здоровья, необходимо готовить врачей, после его, соответственно, обеспечить им рабочие места в поликлиниках и больницах. То же можно сказать о педагогах, о строителях и иных службах и видах экономической деятельности. Поэтому программы подготовки, ориентированные на обслуживание населения, как правило, осуществляют по государственному заданию. Государство задает плановые показатели, в объемах которых готовят врачей, педагогов, ветеринаров, строителей, специалистов сельского хозяйства и иных специалистов. По отношению к такого рода специализациям государство обязано взять на себя заботы о регулировании и воздействии на соотношение спроса и предложения на рынке труда.

Иной подход к трудоустройству выпускников используют, когда подготовку кадров осуществляют не по государственному заданию и без учета государственных нужд. Как правило, в высшей школе к такой категории выпускников относятся студенты частных вузов, а также студенты государственных либо муниципальных вузов, обучаемых не на бюджетной основе. Формально только указанная категория выпускников высшей школы вынуждена искать контактов с потенциальными работодателями с целью трудоустройства адекватного полученному образованию.

Для того, чтобы государство озаботилось судьбой выпускников, подготовленных помимо государственного заказа, необходимо сформулировать проблему и обеспечить выполнение такой задачи.

Опросы студентов показывают, что достаточно большое количество студентов, обучающихся на бюджетной основе, не планируют работать по полученной специальности.

Сектор системы образования с частной формой собственности включает конфессиональные учебные заведения, корпоративные учебные заведения и остальные не государственные и не муниципальные учебные заведения.

Особое место занимает муниципальный сектор системы образования с муниципальной формой собственности, который также можно разделить на две части: с бюджетным финансирование и с внебюджетным финансированием.

О трудоустройстве выпускников муниципальных, корпоративных, в том числе конфессиональных учебных заведений государство вправе заботиться только в пределах ресурсов, освобожденных от иных обязательных затрат. Государственное управление и контроль необходимы для секторов системы образования, которые участвуют в исполнении государственного задания и используют бюджетные средства. На выпускников частных учебных заведений, как правило, не распространяют государственное задание в форме контрольных цифр приема и выпуска обучаемых, хотя законом это не запрещено.

По отношению к направлениям образовательной деятельности по тем специальностям, где обязательств по трудоустройству специалистов государство не несет, действуют обычные рыночные механизмы. Участие органов власти в управлении трудоустройством по таким видам экономической деятельности является рекомендательным. С учетом того обстоятельства, что органы государственной власти являются субъектами публичного права, действовать они могут только в соответствии с предписаниями закона.