АВ 2013г. Выпуск 6 "О концепции государственной стратегии в области подготовки и трудоустройства выпускников учебных заведений России"

2.3. Работодатель как инициатор спроса на рынке труда

Работодатель является субъектом трудового права . Работодателем считают физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

В последние годы частично возобновляется интерес работодателей к «молодым специалистам», выпускникам вузов. По результатам последнего опроса в целом выросла доля предприятий, нанимавших выпускников вузов, – с 34 по 38%. Такие сигналы отмечались в промышленности, а также со стороны крупного и среднего бизнеса. Причем – это выпускники технического, инженерного (70–80%) и экономического профиля (30–40%). Оценки работодателями выпускников вузов остаются устойчиво «удовлетворительными», и мнения руководителей из разных отраслей экономики о профессиональной подготовке выпускников вузов оказываются очень похожими, хотя они имеют опыт найма выпускников вузов различных профилей. Похожесть оценок работодателей, имеющих опыт работы с выпускниками из разных сегментов, может в определенной степени демонстрировать, что отдельные сегменты системы высшего образования имеют более-менее похожие ограничения в технологиях подготовки молодых специалистов и недоучитывают запросы на рынке труда.

За 2012 год выросла доля работодателей, признающих, что новые работники нуждаются в дополнительном обучении для полноценного выполнения своих обязанностей на рабочем месте. Например, 56% работодателей сообщали, что подготовка принятых линейных специалистов не полностью соответствовала требованиям их компании, 54% работодателей сообщали о той же проблеме в отношении квалифицированных рабочих. Таким образом, активность работодателей в организации доподготовки персонала выросла, особое внимание уделялось качеству подготовки новичков среди линейных специалистов и квалифицированных рабочих и их адаптации на рабочем месте. Доля новых работников, проходивших дополнительную подготовку, прежде чем приступить к полноценной работе, выросла за последние год-два среди линейных исполнителей с 24% до 33%, среди квалифицированных рабочих с 28% до 34%.

Судя по опросам, работодатели существенно не дифференцируют выпускников-бакалавров, выпускников с дипломами специалистов и выпускников-магистров. При выборе молодых специалистов для большинства работодателей не имеет значения, имеет ли кандидат диплом специалиста или степень бакалавра, обладает ли кандидат дипломом специалиста или степенью магистра. У всех одинаковые шансы получить работу при прочих равных условиях. Оценка кандидата работодателям производится, прежде всего, исходя не из внешних источников (в том числе, с помощью диплома), а на основе внутрифирменной оценки – с помощью собеседования/тестирования, прохождения испытательного срока. Первостепенное значение результатов прохождения собеседования/тестирования связано с тем, что работодателям важно представление как о профессиональной подготовке, так и о наличии у кандидата определенного набора личных качеств. Запрос работодателей на «личные качества» работников, позволяющие повысить эффективность деятельности компании, становится все более явным, при приеме на работу все больше компаний включает его как обязательный критерий.

Распространенность прохождения испытательного срока среди основных процедур отбора кандидата снизилась в последнее время. Предприятия переходят на другие способы «тестового» приема новичков (например, на срочный договор).

Фиксируемая после кризиса волна роста интереса работодателей к недавним выпускникам вузов, учреждений СПО и НПО оказалась неустойчивой. За 2012 год сократился найм выпускников всех уровней профобразования. Наиболее значительным оказалось сокращение найма выпускников НПО (с 36% до 26% уменьшилось число предприятий, нанимавших эту категорию выпускников).

Традиционные отрасли (торговля, транспорт) стали меньше привлекать выпускников системы высшего образования – для этих предприятий доля их найма снизилась на 10 и более процентных пунктов. Основными «потребителями» выпускников данной категории все также остаются предприятия инновационных отраслей (связь и деловые услуги), а также промышленность.

К 2012 году зафиксировано очередное снижение уровня сотрудничества предприятий с учреждениями профессионального образования, начавшееся еще до кризиса 2008 года. А круг сотрудничества работодателей с профтехучилищами и профлицеями сузился. Таким образом, об устойчивой тенденции к восстановлению активного сотрудничества с системой профобразования пока говорить сложно.

Основной формой сотрудничества работодателей и образовательной системы на всех уровнях образования остается организация стажировок, практики для слушателей профессиональных учебных заведений. Доля предприятий, сотрудничающих с вузами, составляет примерно 25%, с колледжами и техникумами – около 20%, с профессиональными лицеями и училищами – чуть более 15%.

Вторая по распространенности форма сотрудничества – участие в днях открытых дверей, ярмарках вакансий (до 10% предприятий). В текущем году работодатели стали активнее практиковать данную форму сотрудничества.

Распространенность третьей важной формы сотрудничества – заключение договоров на подготовку кадров – остается весьма ограниченной и не превышает 6-8% предприятий. За период с 2005 по 2012 годы существенно снизилось сотрудничество с профтехучилищами и профлицеями по прямым (договоры на подготовку) и непрямым (участие в днях открытых дверей) формам сотрудничества. За последние пять лет подобное сотрудничество с вузами, а также с колледжами/техникумами сократилось почти в три раза, с профессиональными лицеями/ профессиональными училищами – более чем в два раза. И пока работодатели не стремятся расширять свои «заказы».

По данным последнего опроса, все меньше оказывается доля руководителей, которые предпочли бы при наличии финансовых ресурсов заключать договоры с вузами на подготовку нужного руководителя или специалиста («узкого», специализированного работника).

Наиболее серьезное сокращение масштабов сотрудничества за последние годы наблюдалось в строительной отрасли, традиционно активно связанной с образовательной системой. Если в 2008 г. планировали сотрудничество с вузами 27% строительных компаний, то в 2010 г. – чуть более 16% строительных компаний. В строительстве снижается доля предприятий, занимающихся профессиональной подготовкой персонала (повышение квалификации, стажировки, переподготовка); если в 2008 г. финансировали подготовку персонала 56% компаний, то в 2010 г. лишь 32%.

За последний год значительно выросла доля работодателей, признающих, что новые работники нуждаются в дополнительном обучении для полноценного выполнения своих обязанностей на рабочем месте. Например, 56% работодателей сообщали, что подготовка принятых линейных специалистов не полностью соответствовала требованиям их компании, 54% работодателей сообщали о той же проблеме в отношении квалифицированных рабочих. Таким образом, активность работодателей в организации доподготовки персонала выросла, особое внимание уделялось качеству подготовки новичков среди линейных специалистов и квалифицированных рабочих и их адаптации на рабочем месте. Доля новых работников, проходивших дополнительную подготовку, прежде чем приступить к полноценной работе, выросла за последние год-два среди линейных исполнителей с 24% до 33%, среди квалифицированных рабочих с 28% до 34%.

Расширение деятельности работодателей по доподготовке основных, наиболее проблемных категорий персонала отмечается во всех отраслях, особенно в транспорте, строительстве.

Данные мониторинга показывают, что работодатели, как правило, отдают предпочтение специалистам «широкого профиля» с навыками к последующему обучению. По всем категориям работников, кроме квалифицированных рабочих, это мнение устойчиво подтверждается.