АВ 2013г. Выпуск 7 "Типовой региональный закон об образовании: концепция и правовая основа"

1.3. Структура федерального законодательства

Определяя границы нормативного правового регулирования отношений в области образования необходимо учитывать некоторую рассредоточенность норм по федеральным актам российского законодательства. Эта особенность формирования нормативной правовой базы в полной мере применима к правовым актам, регулирующим образование. [1] Они могут быть условно разделены на несколько блоков.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №273-ФЗ) вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Указанный акт станет основным базовым отраслевым законом в области образования.

После вступления в силу нового закона будут признаны не действующими на территории Российской Федерации: Закон СССР от 19 июля 1973 года N 4536-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании»; Закон РСФСР от 2 августа 1974 года «О народном образовании»; Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I «Об образовании»; Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

В целях приведения правовой системы Российской Федерации в соответствие с текстом федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в августе 2012 года Правительство Российской Федерации внесло проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации»

Последний нормативный акт предусматривает внесение изменений более чем в 170 федеральных законов, в том числе в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы.

Массив «непрофильных» подзаконных актов, принимаемых на федеральном уровне, весьма внушителен. Речь идет об указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации и приказах федеральных министерств, которые принимаются по вопросам, не всегда непосредственно связанным с образованием, но содержат отдельные нормы, используемые для регулирования образования. Число нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, многократно превышает количество актов, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации вместе взятых, и исчисляется не десятками, а сотнями.

Принципиальным отличием российского законодательства об образовании от образовательного права западных государств является тот факт, что объектом правового регулирования в российских законах об образовании становятся не столько собственно образовательные отношения, т.е. отношения, в которые вступают в процессе обучения и воспитания обучающиеся и образовательные учреждения, педагоги на различных уровнях российской образовательной системы, сколько отношения по управлению образованием и его экономикой.

При определении понятия «законодательство Российской Федерации в области образования» законодатель исходит из расширительного понимания законодательства, что видно на примере Закона Российской Федерации «Об образовании», где понятие «законодательство» отождествляется с нормативным массивом, с помощью которого регулируются отношения в области образования: «Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования»

В процессе исторического развития правовой системы нашей страны понимание и подходы к значимости тех или иных интересов в образовании заметно менялись. [2] Традиционно образование рассматривают как объединяющую среду публичных и частных интересов. Политический идеал власти должен исходить из определенных правовых и нравственных парадигм общества.[3]



[1] Козырин А.Н. Школа и современные проблемы систематизации образовательного законодательства // Реформы и право, 2009, N 1

[2] Потапенко В.С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий // Журнал российского права, 2009, N 3

[3] Нургалеев Ш.Х., Чинчикова Г.Б. Правовая тактика и правовая стратегия: вопросы теории соотношения и практики // Юридическое образование и наука, 2006, NN 2, 3