2012г. № 1 весенняя сессия

1. Государственное строительство и конституционные права граждан

23 марта принят Федеральный закон от 02.04.12 № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» (в части либерализации требований к созданию и деятельности политических партий) (внесён Президентом России).

В настоящее время политическая система России находится в процессе реформирования и модернизации, одним из этапов которой является упрощение регистрации политических партий. По действовавшему ранее законодательству, для регистрации политической партии необходимо было иметь в своих рядах не менее сорока тысяч человек и располагать региональными отделениями численностью не менее 400 человек в более чем в половине субъектов РФ, что лишало значительное число граждан возможности участия в политических процессах. По сути, закон позволяет гражданскому обществу больше участвовать в созидательной политической деятельности.

Основные положения закона:

· Политическая партия должна насчитывать не менее 500 членов;

· Партия должна иметь региональные отделения в не менее чем в половине субъектов РФ;

· Требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях отменяются (но могут быть установлены уставом политической партии);

· Политическая партия не может быть ликвидирована в связи с недостаточной численностью членов в ее региональных отделениях;

· При создании политической партии норма представительства делегатов учредительного съезда политической партии (либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения), созываемого для их преобразования в политическую партию, устанавливается из расчета не менее 2-х делегатов от каждого из региональных отделений.

· Политическая партия один раз в 3 года представляет в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности, о своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и референдумах, копию сводного финансового отчета;

· Один раз в 3 года сводный финансовый отчет представляется и в ЦИК России.

· Уполномоченные органы, осуществляющие контроль за соблюдением политическими партиями законодательства, вправе не чаще одного раза в 3 года знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений.

· Введено правило приостановки регистрации партии в случае несоответствия представленных документов требованиям закона. Минюст России должен будет указать на конкретные несоответствия, после чего заявитель вправе в трехмесячный срок их устранить.

В связи с большим общественным резонансом по приглашению Совета Думы в обсуждении этого законопроекта в третьем, окончательном чтении приняли участие партии, не представленные в Государственной Думе: «Патриоты России», «Правое Дело» и «Яблоко»; по их просьбе закон вступил в силу сразу же после официального опубликования законопроекта.

В ходе обсуждения все фракции Государственной Думы, представители приглашенных партий и Общественной палаты консолидировано поддержали принятие законопроекта в третьем чтении.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (99,6%)

0

Не голосовал 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

85 деп. (92,4%)

0

Не голосовало 7 деп. (7,6%)

3

СР

61 деп. (95,3%)

0

Не голосовало 3 деп. (4,7%)

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

438 деп.

97,3 %

0 деп.

0 %

Воздержалось 0%

Не голосовало 12 деп.

(2,7%)

Закон был опубликован и вступил в силу 4 апреля 2012 года.

 25 апреля принят в третьем чтении Федеральный закон от 02.05.12. №41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» (внесён Президентом России).

Закон опубликован и вступил в силу 4 мая 2012 года.

Законом предусматривается, что при проведении любых выборов, за исключением выборов Президента России, все политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей.

В поддержку кандидата на должность Президента России политические партии должны собрать не менее 100 тыс. подписей избирателей (ранее – не менее 2 млн. подписей). При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 2,5 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории этого субъекта РФ (ранее – не более 50 тыс.), и не более 2,5 тыс. подписей избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ.

С 2 млн. до 300 тыс. сокращено число подписей для поддержки кандидата-самовыдвиженца. В одном субъекте РФ, а также за пределами территории РФ может быть собрано не более 7,5 тыс. подписей (ранее – 50 тыс.).

Число подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов на региональных и местных выборах, устанавливается законом субъекта РФ и не может превышать 0,5% (ранее – 2%) от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

Общественные объединения, не являющиеся политическими партиями и обладающие статусом избирательного объединения на выборах в органы местного самоуправления, должны собирать подписи в поддержку выдвинутых ими кандидатов.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

85 деп. (92,4%)

0

Не голосовало 7 деп. (7,6%)

3

СР

59 деп. (92,2%)

0

Не голосовало 5 деп. (7,8%)

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

437 деп. (97,1%)

0

Не голосовало 13 деп. (2,9%)

25 апреля принят в третьем чтении Федеральный закон от 02.05.12. №40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (по вопросу об избрании гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) (внесён Президентом России).

Предусматривается, что кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с Президентом России, порядок проведения которых определяется Президентом России. При этом политическим партиям не потребуется собирать подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов.

Кандидатам, выдвинутым в порядке самовыдвижения, необходимо будет собрать подписи избирателей в количестве, определяемом законом субъекта РФ. Вводится дополнительный «муниципальный фильтр» - кандидата на должность губернатора должны поддержать 5-10 % (на усмотрение субъекта РФ) муниципальных депутатов.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на срок не более 5 лет. В случае признания выборов несостоявшимися или недействительными проводятся повторные выборы, а до вступления в должность избранного высшего должностного лица субъекта РФ исполнение его обязанностей осуществляется лицом, назначенным Президентом России.

Устанавливается, что основанием для утраты доверия Президента России являются выявление в отношении высшего должностного лица субъекта РФ фактов коррупции или неурегулирования конфликта интересов.

Предусматривается возможность отзыва высшего должностного лица в случаях нарушения им законодательства РФ или законодательства субъекта РФ, либо неоднократного грубого, без уважительных причин неисполнения своих обязанностей. При этом факты нарушения законодательства и неисполнения обязанностей должны быть установлены судом. Процедура отзыва проводится по инициативе населения в порядке, установленном для проведения референдума субъекта РФ, с учетом, что инициатива проведения голосования по отзыву может быть выдвинута не ранее чем по истечении одного года со дня вступления в должность избранного высшего должностного лица субъекта РФ.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (99,6%)

0

Не голосовал 1деп. (0,4%)

2

КПРФ

0

83 деп. (90,2%)

Не голосовало 9 деп. (9,8%)

3

СР

1 деп. (1,6%)

0

Не голосовало 63 деп. (98,4%)

4

ЛДПР

0

0

Не голосовало 56 деп. (100%)

Итого

237 деп. (52,7%)

83 деп. (18,4%)

Не голосовало 130 деп. (28,9%)

Закон опубликован и вступил в силу 4 мая 2012 года.

 5 июня 2012г. во втором и третьем чтениях принят Федеральный закон от 08.06.2012г. №65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в части уточнения порядка организации и проведения публичных мероприятий, прав, обязанностей и ответственности организаторов и участников публичных мероприятий) (законопроект № 70631-6, внесен депутатами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).

Принятым законом значительно увеличиваются штрафы и вводятся обязательные работы как одно из наказаний за нарушения при проведении массовых акций.

В связи с возросшей общественной и политической активностью, группа депутатов фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в апреле 2012 года разработала (с учетом международной практики проведения массовых акций) и внесла на рассмотрение Государственной Думой данный закон. Авторы закона считают, что он, прежде всего, защитит граждан, которые живут и работают в местах проведения митингов, путем усиления административной ответственности организаторов и участников массовых общественных мероприятий. Также закон вводит новое административное наказание – обязательные работы как альтернативу административным арестам. Они заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ сроком от 20 до 200 часов, которые отбываются не свыше 4 часов в день.

Во втором чтении были рассмотрены внесенные поправки к закону. К отклонению профильный Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендовал две таблицы поправок, в одной из которых 358 поправок, а во второй – 53 поправки.

После рассмотрения и принятия рекомендованных Комитетом поправок административная ответственность за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий, прав, обязанностей и ответственности организаторов и участников публичных мероприятий выглядит следующим образом:

Нарушение гражданином порядка проведения акции

· от 10 до 20 тысяч рублей штрафа;

· до 40 часов обязательных работ

(обязательные работы — неоплачиваемый общественно полезный труд (например, уборка улиц) в свободное от основной работы или учёбы время)

Организация акции без согласования с властями

· от 20 до 30 тысяч рублей штрафа;

· до 50 часов обязательных работ;

· для должностных лиц – от 20 до 40 тысяч рублей штрафа;

· для организаций – от 70 до 200 тысяч рублей штрафа.

Превышение заявленной численности акции, создающее угрозу безопасности, создание помех уличному движению

· для организаторов - физических лиц – до 50 тысяч рублей штрафа;

· для организаторов – должностных лиц – до 100 тысяч рублей штрафа;

· для организаторов – юридических лиц – до 500 тысяч рублей штрафа.

Нанесение ущерба здоровью или порча имущества

· для физических лиц – до 300 тысяч рублей штрафа;

· для должностных лиц – до 600 тысяч рублей штрафа;

· для юридических лиц – до 1 миллиона рублей штрафа;

· уголовная ответственность.

Воспрепятствование проведению акции или принуждение к участию в ней

· для физических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей штрафа;

· для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей штрафа.

Во втором чтении учтены поправки, предусматривающие:

1) передачу Правительству Российской Федерации полномочий по установлению порядка отбывания административного наказания в виде обязательных работ;

2) установление запрета на применение административного наказания в виде обязательных работ к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I группы, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, лицам, имеющим специальные звания;

3) закрепление за лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, права ходатайствовать о замене административного наказания или об освобождении от отбывания административного наказания при наступлении обстоятельств, исключающих назначение указанного административного наказания, а также правовых гарантий в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием;

4) уменьшение предусмотренных законопроектом размеров административных штрафов за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38 и 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

5) установление повышенной ответственности за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, повлекшее наступление последствий в виде создания помех движению пешеходов или транспорта; привлечения дополнительных сил и средств полиции; превышения норм заполняемости территории, помещения; а также в виде причинения вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния;

6) установление административной ответственности за организацию имеющего признаки публичного мероприятия массового одновременного пребывания граждан в общественных местах, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, повлекшего нарушение общественного порядка, санитарных правил, правил поведения в общественных местах, функционирования объектов жизнеобеспечения и связи; причинение вреда зеленым насаждениям; создавшее помехи движению пешеходов или транспорта, доступу граждан к объектам инфраструктуры, либо повлекшего причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния;

7) дополнение законопроекта новой статьей 2, вносящей в Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» изменения, предусматривающие:

· возможность признания по судебному решению лица, фактически руководившего действиями участников публичного мероприятия, организатором такого публичного мероприятия;

· ограничение права лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления против общественного порядка или безопасности либо два и более раза привлекавшихся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 – 20.3, 20.18, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, быть организаторами публичных мероприятий, а также право органов местного самоуправления или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не согласовывать поданную таким лицом заявку на проведение публичного мероприятия;

· право организатора публичного мероприятия требовать у уполномоченного сотрудника органов внутренних дел удалить с места проведения публичного мероприятия лиц, не выполняющих законных требований организатора;

· обязанность организатора публичного мероприятия требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона, требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, не использовать маски и средства маскировки, затрудняющие установление личности;

· возможность удаления лиц, не подчинившихся законным требованиям организатора публичного мероприятия, с места проведения публичного мероприятия;

· ответственность организатора публичного мероприятия за вред, причиненный участниками публичного мероприятия, в случае непринятия им мер, необходимых для предотвращения причинения вреда;

· запрет участникам публичных мероприятий использовать маски, средства маскировки, иные предметы, затрудняющие установление личности, иметь при себе оружие или предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения;

· право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления определять единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений места, порядок использования которых определяется законом субъекта Российской Федерации;

· возможность досрочного прекращения публичного мероприятия в случае неисполнения организатором публичного мероприятия обязанностей, возложенных на них законом.

Отклоненные поправки, предложенные фракцией «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», были внесены, по словам представителей фракции, с целью затянуть рассмотрение законопроекта по времени на максимальный срок, и, по возможности, заблокировать его принятие.

Представители фракций КПРФ, ЛДПР, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» высказались против принятия закона. Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – за.

5 июня Государственная Дума на пленарном заседании рассмотрела закон во втором и в третьем чтениях.

Итоги голосования (второе чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 чел. (99,2 %)

0

1 чел. (0,4 %)

Не голосовало

1 чел. (0,4 %)

2

КПРФ

0

92 чел. (100,0 %)

0

3

СР

3 чел. (94,7 %)

60 чел. (93,8 %)

0

Не голосовало

1 чел. (1,6 %)

4

ЛДПР

0

55 чел. 98,2 %

0

Не голосовало

1 чел. (1,8 %)

Итого

239 чел. (53,1 %)

207 чел. (46,0 %)

1 чел. (0,2 %)

Не голосовало

3 чел. (0,7 %)

Итоги голосования (третье чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

238 чел.(100,0 %)

0

0

2

КПРФ

0

92 чел. (100,0 %)

0

3

СР

3 чел.(4,7 %)

0

0

Не голосовало

61 чел. (95,3 %)

4

ЛДПР

0

55 чел. (98,2 %)

0

Не голосовало

1 чел. (1,8 %)

Итого

241 чел.(53,6 %)

147 чел.(32,7 %)

0

Не голосовало

62 чел. (13,8 %)

20 июня в третьем чтении принят внесённый Правительством РФ законопроект № 14689-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в части усиления ответственности за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий).

Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» направлен на усиление ответственности за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, нарушение порядка финансирования избирательной кампании, фальсификацию избирательных документов и итогов голосования.

Актуальность внесения и рассмотрения закона связана с тем, что нарушение избирательных прав, препятствование работе комиссий, фальсификация итогов выборов – это правонарушения, которые могут иметь, если они будут носить массовый характер, достаточно серьёзные последствия.

Нужно сказать, что федеральным законом от 7 декабря 2011 года уже были внесены изменения в Уголовный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на усиление ответственности и предусматривающие ужесточение санкций за подобные нарушения. Санкции были дополнены наказанием в виде принудительных работ; был также увеличен срок наказания в виде обязательных работ. В то же время, по данным судебной статистики за 2008—2011 годы, основным видом наказания за данные преступления является штраф. В 2010 году за нарушения и преступления в сфере избирательного права были осуждены двадцать три человека, из них двенадцать лишены свободы условно, а в отношении одиннадцати осуждённых было применено наказание в виде штрафа.

С учётом существующего дифференцированного подхода к применению наказания к лицам, которые совершили преступления, в санкциях частей первой, второй и третьей статьи 141 Уголовного кодекса предусматривается увеличение размера штрафа до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет и от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет соответственно.

Устанавливается минимальный размер штрафа за фальсификацию избирательных документов членом избирательной комиссии – 100 тыс. Раньше минимального размера не было, и фальсификаторы могли отделаться небольшим штрафом.

Увеличение санкций наказания в виде штрафов по вышеперечисленным статьям будет способствовать повышению превентивной, предупреждающей функции для всех участников избирательного процесса.

20 июня законопроект был рассмотрен в третьем чтении. По мотивам от фракций выступили: С.В.Иванов (фракция ЛДПР), Н.В.Коломейцев (фракция КПРФ), Р.М.Марданшин (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»), А.В.Руденко («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»).

С.В.Иванов высказал опасения, что в правоприменении будет работать только одна статья об уголовной ответственности за воспрепятствование работе избирательной комиссии.

Н.В.Коломейцев отметил, что избирательное законодательство нельзя изменять точечно.

Р.М.Марданшин поддержал законопроект от имени фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

А.В.Руденко предложил не реформировать избирательное законодательство, а вернуться к идее создания избирательного кодекса.

Итоги голосования (третье чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 чел. (99,6 %)

0

0

Не голосовало

1 чел. (0,4 %)

2

КПРФ

2 чел. (2,2 %)

90 чел. (97,8 %)

0

3

СР

0

10 чел. (15,6 %)

0

Не голосовало

54 чел. (84,4 %)

4

ЛДПР

0

55 чел. (98,2 %)

0

Не голосовало

1 чел. (1,8 %)

Итого

237 чел. (52,7 %)

155 чел. (34,4 %)

0

Не голосовало

58 чел. (12,9 %)

Закон подписан Президентом РФ 10 июля 2012 г.

 3 июля в третьем чтении принят внесённый Правительством РФ законопроект № 82732-6 «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (в части формирования органов управления автономной некоммерческой организации «Общественное телевидение России» и обеспечения формирования целевого капитала для финансирования ее деятельности).

17 апреля 2012 г. Президент Российской Федерации подписал Указ «Об общественном телевидении в Российской Федерации».

Суть создания общественного телевидения заключается в том, что оно не будет принадлежать государству или частным компаниям, а будет находиться в общественной собственности. Соответственно, при освещении тех или иных событий такое телевидение формирует собственную независимую вещательную политику и освещает картину максимально объективно и со всех сторон. Такое телевидение существует в 49 странах мира. Создание общественного телевидения в Российской Федерации является одним из элементов политической реформы, способствующее в первую очередь развитию гражданского общества и представлению в эфире всех существующих политических позиций по наиболее значимым для страны вопросам.

Указу предшествовало широкое обсуждение концепции создания общественного телевидения на парламентских слушаниях в Государственной Думе 22 марта 2012 г. и слушаниях в Общественной палате Российской Федерации 26 марта 2012 г.

Для реализации указа президента «Об общественном телевидении в Российской Федерации» необходимы организационные и финансовые изменения в действующее законодательство, так как действующие Федеральные законы «О некоммерческих организациях» и «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» не позволяют это сделать.

Согласно поправкам в законы о некоммерческих организациях (НКО) и о порядке формирования и использования их целевого капитала, правительству предоставляется право установить порядок формирования и срок полномочий органов управления общественного телевидения, а также определять разграничение компетенций между органами управления. Любая НКО вправе объявить о публичном сборе денежных средств на пополнение сформированного целевого капитала. А некоммерческая организация, созданная для осуществления функций учредителя, редакции и вещателя общественного телевидения, вправе объявить о публичном сборе денежных средств также на формирование целевого капитала.

Высшим органом управления организации является наблюдательный совет, председатель, заместители председателя и члены которого назначаются на должность и освобождаются от должности Советом по общественному телевидению. Единоличным исполнительным органом организации является генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

В ходе выступлений по мотивам голосования в третьем чтении фракции КПРФ, ЛДПР, «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поддержали закон, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» высказалась против принятия закона. Выступления от фракций:

· Т.В.Плетнева (КПРФ): «Можно сказать, что мы не против этого законопроекта, и попытки властей, чтобы было общественное телевидение, мы приветствуем. Я не верю, что это будет телевидение для народа и в его интересах. Но против было бы выступать неправильно. Голосовать мы будем «за».

· Я.Е.Нилов (ЛДПР) отметил, что неправильно критиковать то, что еще только создается; сначала надо посмотреть, как это будет работать. «ЛДПР будет голосовать за данный законопроект. Мы должны все правильно понимать, что готовим платформу, чтобы можно было реализовать указ президента и создать общественное телевидение, потому что действующее законодательство этого не позволяет»,

· И.В.Пономарев («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») отметил, что новый телеканал должен непременно отражать интересы всего общества, а не властей или каких-то отдельных организаций или людей. Должно быть три главных признака – независимая кадровая и редакционная политика и независимые финансовые источники. «В этом законопроекте – нарушение всех трех этих принципов. «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» не может принять это в таком виде».

· С.В.Железняк («ЕДИНАЯ РОССИЯ») поддержал закон и подчеркнул, что законопроект носит юридико-технический характер, определяя правовую основу для создания общественного телевидения, и сказал, что выбранный путь минимального изменения законодательства при создании общественного телевидения является верным. По его словам, будут созданы механизмы поощрения участия россиян или отдельных предприятий в наполнении целевого капитала общественного телевидения.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 чел. (99,6 %)

0

0

Не голосовало

1 чел. (0,4 %)

2

КПРФ

61 чел. (95,3 %)

84 чел. (91,3 %)

0

Не голосовало

2 чел. (2,2 %)

3

СР

1 чел. 1,6 %

2 чел. 3,1 %

0

Не голосовало

61 чел. (95,3 %)

4

ЛДПР

56 чел. (100,0 %)

0

0

Итого

299 чел. (66,4 %)

86 чел. (19,1 %)

0

Не голосовало

65 чел. (14,4 %)

 13 июля принят Федеральный закон от 20.07.2012г. №121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (внесен депутатами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»; законопроект № 102766-6)

Закон направлен на организацию должного общественного контроля за работой некоммерческих организаций, осуществляющих политическую деятельность на территории Российской Федерации и финансируемых из иностранных источников. Некоммерческая организация признается участвующей в политической деятельности, если она, например, занимается организацией и проведением политических акций, которые направлены на изменение проводимой государством политики, а также формированием общественного мнения в указанных целях.

Законопроектом предусмотрены такие институты, как специальный реестр подобных организаций, обязательный аудит их годовой бухгалтерской отчетности, возможность проведения в их отношении внеплановых проверок. Помимо этого, КоАП РФ и УК РФ предлагается дополнить соответствующими составами, предусматривающими, в частности, ответственность за нарушение данными организациями установленного порядка деятельности. В закон о противодействии отмыванию доходов также планируется внести нормы о контроле операций по получению денежных средств такими организациями от иностранных лиц и государств на сумму от 200 000 рублей.

Выступления от фракций:

· В.И.Кашин (КПРФ) поддержал закон и добавил, что ко второму чтению фракция готова предложить расширяющие поправки.

· М.А.Шингаркин (ЛДПР), С.А.Попов («ЕДИНАЯ РОССИЯ»): поддержали закон.

· И.В.Пономарев («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»): заявил, что его фракция не собирается голосовать за этот закон.

Итоги голосования.

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

234 чел. (99,2 %)

0

0

Не голосовало

2 чел. (0,8 %)

2

КПРФ

80 чел. (87,0 %)

0

1 чел. (1,1 %)

Не голосовало

11 чел. (12,0 %)

3

СР

4 чел. (6,3 %)

3 чел. (4,7 %)

0

Не голосовало

57 чел. (89,1 %)

4

ЛДПР

56 чел. (100,0 %)

0

0

Итого

374 чел. (83,1 %)

3 чел. (0,7 %)

1 чел. (0,2 %)

Не голосовало

72 чел. (16,0 %)

 13 июля принят во втором и третьем чтениях законопроект № 106999-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части усиления ответственности за нарушения конституционных прав граждан) (внесен группой депутатов Государственной Думы).

Закон предполагает возвращение статьи о клевете в УК из КоАП и многократное увеличение штрафов за совершение этого преступления. Размер штрафа вырос до 500 тысяч рублей (ранее он составлял 200 тысяч рублей). Также за клевету предусмотрены обязательные работы на срок до 160 часов.

Это же преступление, совершенное с использованием служебного положения, будет наказываться штрафом в размере до двух миллионов рублей или обязательными работами на срок до 320 часов. Клевета, соединенная с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, повлечет за собой штраф в размере до пяти миллионов рублей или наказание обязательными работами на срок 480 часов.

Тюремного заключения за клевету не предусмотрено, хотя в изначальном проекте закона содержался пункт, согласно которому за клевету можно было сесть в тюрьму на срок до пяти лет.

За принятие закона проголосовали 238 депутатов, против - 91.

«ЗА» - проголосовала фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Три другие фракции голосовали против законопроекта.

16 мая принят в первом чтении законопроект № 632210-5 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (внесен депутатом Государственной Думы М.В.Емельяновым (фракция «Справедливая Россия»)

Законопроект направлен на создание Единого реестра завещаний.

Законопроектом предлагается дополнить статью 1123 Гражданского кодекса РФ положением, устанавливающим, что нотариус, удостоверяющий завещание или распоряжение об отмене завещания, вносит сведения о завещателе, дате удостоверения завещания, распоряжения об отмене завещания и номере реестра регистрации нотариальных действий в Единый реестр завещаний в порядке, предусмотренном законом. Сведения, хранящиеся в Едином реестре завещаний, могут быть разглашены после открытия наследства. Фактически законопроект о создании в Российской Федерации системы регистрации позволит обеспечить реализацию гарантированного Конституцией РФ права наследования, защитит права наследников и послужит преградой для махинаций с завещаниями.

Предпосылкой для создания данного законопроекта стало то, что на сегодняшний день в большинстве профессиональных сообществ нотариусов зарубежных стран создан единый банк сведений о совершенных завещаниях, который дает наследникам наибольшие правовые гарантии при оформлении наследственных прав. В нашей стране также назрела необходимость создания единого банка сведений о совершенных и отмененных завещаниях.

Создание Единого реестра завещаний позволило бы решить как минимум две важные проблемы:

· Проблема розыска наследников. Действующее законодательство позволяет гражданину обратиться за удостоверением завещания к любому нотариусу на территории России (на сегодняшний день в России около 7 тыс. нотариусов). Значит, при отсутствии Единого реестра завещаний наследники лишены фактической возможности розыска завещания, так как для этого им фактически нужно обратиться к каждому нотариусу на территории Российской Федерации.

· Вторая – проблема поддельных завещаний. По мнению разработчика законопроекта, создание Единого реестра завещаний сделает невозможным оформление наследственных прав по несуществующим завещаниям и по завещаниям, составленным «задним числом» после смерти наследодателя.

Автор законопроекта предлагает возложить на Федеральную нотариальную палату обязанность по ведению Единого реестра завещаний. В этот реестр нотариусы будут вносить:

· сведения о завещателе, дате удостоверения завещания, принятия на хранение закрытого завещания,

· распоряжения об отмене завещания и номере реестра регистрации нотариальных действий нотариуса.

Порядок ведения Единого реестра завещаний будет определяться Министерством юстиции России.

Законопроект был в целом поддержан Правительством РФ. Однако Правительство РФ в своем отзыве высказало ряд замечаний и предложений для доработки данного законопроекта.

Так, в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что создание Единого реестра завещаний сделает невозможным оформление наследственных прав граждан по несуществующим завещаниям и завещаниям, оформленным «задним числом» после смерти наследодателя. Как отмечается в правительственном отзыве, данная проблема возникает не только при оформлении завещаний, но и при совершении других нотариальных действий. Таким образом, представляется целесообразным создание не отдельного реестра завещаний, а Единой информационной системы нотариата, которая будет содержать информацию не только о завещаниях, но также и о других нотариальных действиях.

Итоги голосования (первое чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

91 деп. (98,9%)

0

Не голосовал 1 деп. (1,1%)

3

СР

62 деп. (96,9%)

0

Не голосовало 2 деп. (3,1%)

4

ЛДПР

55 деп. (100%)

0

0

Итого

443 деп. (98,4%)

0

Не голосовало 7 деп. (1,6%)

С докладом о законопроекте «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» выступил автор законопроекта, депутат Государственной Думы М.В.Емельянов (фракция «Справедливая Россия»).

Вопросы задавали:

· Д.И.Савельев (ЛДПР) спросил, почему Россия до сих пор не присоединилась к Конвенции Совета Европы о создании системы регистрации завещаний от 1972 года. М.В.Емельянов ответил, что присоединение к данной Конвенции – это компетенция Правительства РФ.

· Ю.П. Синельщиков (КПРФ) спросил, какие предполагается ввести гарантии сохранения нотариальной тайны. Докладчик уточнил, что в законопроекте как раз на работников Федеральной нотариальной палаты налагается обязанность хранить соответствующую тайну, соответственно, и меры ответственности будут предусмотрены. Кроме того, регулярно проводится проверка деятельности нотариуса, по результатам которой он может быть лишён своего статуса.

· А.Н. Диденко (ЛДПР) попросил докладчика прояснить, распространяются ли нормы данного законопроекта и на государственных нотариусов также, поскольку, если законопроект действует только в отношении частных нотариусов, сложится система, при которой будут два реестра и две базы данных. М.В.Емельянов пояснил, что действительно, законопроект распространяется только на частнопрактикующих нотариусов. Это связано, прежде всего, с тем, что государственных нотариусов практически не осталось – их порядка двадцати пяти или двадцати шести человек из семи тысяч нотариусов и работают они в весьма отдалённых районах или в районах, приравненных к отдалённым. Технически пока сложно подключить государственных нотариусов к системе, которая действует в частном нотариате, поскольку государственные нотариусы не входят в Федеральную нотариальную палату. К тому же в ближайшее время, после принятия новой редакции Гражданского кодекса, которая уже рассматривается в профильном комитете, будет принят новый закон о нотариате, и по предполагаемой концепции государственного нотариата может не быть вообще.

23 мая 2012 года принят в первом чтении законопроект № 47830-6 «О внесении изменений в статьи 22 и 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (по вопросу отзыва членов избирательных комиссий политическими партиями, их назначившими), (внесен Президентом Российской Федерации).

Законопроектом предусматривается предоставить политическим партиям, на основе предложений которых назначаются члены избирательных комиссий и комиссий референдума, право отзывать этих членов комиссий.

Побудительным мотивом создания данного законопроекта является необходимость создания механизма ответственности членов избирательных комиссий перед выдвинувшими их политическими партиями в случае выявления фактов, свидетельствующих о недобросовестном отношении членов избирательных комиссий к исполнению своих обязанностей.

Отзыв члена комиссии осуществляется путем внесения политической партией в назначивший его орган мотивированного представления об отзыве вместе с предложением по кандидатуре нового члена комиссии. При отсутствии такого предложения представление об отзыве члена комиссии не рассматривается.

Представление об отзыве члена комиссии и предложение по кандидатуре нового члена комиссии оформляются решением уполномоченного на то уставом политической партии постоянно действующего руководящего органа политической партии или ее регионального отделения либо иного структурного подразделения.

Орган, назначивший члена комиссии, в месячный срок со дня получения представления о его отзыве обязан принять решение о досрочном прекращении полномочий этого члена комиссии и назначении нового члена комиссии. В период избирательной кампании либо в период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума указанный срок сокращается до пятнадцати дней. Невыполнение данного требования может быть обжаловано политической партией в суд.

В период, начинающийся за пятнадцать дней до дня голосования и заканчивающийся в день определения результатов выборов, референдума, решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в связи с его отзывом не принимается.

Новые правила не будут распространяться на ЦИК РФ, а будут действовать для региональных, окружных, территориальных и участковых комиссий.

Итоги голосования по законопроекту (первое чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 чел. (99,6 %)

0

0

Не голосовало

1 чел. (0,4 %)

2

КПРФ

91 чел. (98,9 %)

0

0

Не голосовало

1 чел. (1,1 %)

3

СР

61 чел. (95,3 %)

0

0

Не голосовало

3 чел. (4,7 %)

4

ЛДПР

56 чел. (100,0 %)

0

0

Итого

445 чел. (98,9 %)

0

0

Не голосовало

5 чел. (1,1 %)

В ходе рассмотрения в первом чтении представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе сделал доклад об основных положениях законопроекта. Содоклад сделал председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н.Плигин.

В.Н.Плигин подчеркнул, что комитет поддерживает концепцию внесенного законопроекта. Вместе с тем, у членов комитета есть ряд предложений по его доработке ко второму чтению. Так, например, В.Н.Плигин предложил обсудить возможность увеличить срок, в течение которого партии уже не смогут подать представление об отзыве членов территориальных избирательных комиссий. Он мотивировал это предложение тем, что на территориальные избиркомы возложены большие полномочия по подготовке и проведению избирательных кампаний – составление списков избирателей, подбор кадров и формирование участковых избиркомов, обучение членов этих комиссий.

В ходе дискуссии выступили:

· А.В.Руденко («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») поддержал законопроект и отметил, что в тексте первого чтения он вполне удовлетворяет оппозицию, выразив надежду, что «данный законопроект, который вполне устраивает все стороны, останется практически в той же редакции и не будет перлюстрирован таким образом, что оппозиции придётся голосовать против данного законопроекта».

· Д.Ф.Вяткин («ЕДИНАЯ РОССИЯ») поддержал принятие данного законопроекта.

· А.Н.Диденко, Д.И.Савельев (ЛДПР), в целом поддержав законопроект, высказали свои замечания. По мнению А.Н.Диденко, введение 15-дневного моратория по отзыву партиями своих членов из избиркомов «не вполне гарантирует права оппозиционных партий». Д.И.Савельев высказал предложение о корректировке части законопроекта о возможности отзыва члена комиссии. Свое предложение депутат сформулировал следующим образом: «Партия вносит представление, а орган, назначивший члена комиссии, обязан в установленный срок рассмотреть это представление и утвердить его своим решением».

 6 июня в первом чтении принят пакет президентских законопроектов, направленных на борьбу с коррупцией в высших эшелонах власти (№ 47244-6 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; № 47266-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; № 47238-6 «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»).

В Российской Федерации последовательно наращиваются усилия по противодействию коррупции. Законопроект «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» является логическим продолжением законодательных инициатив, которые уже были реализованы ранее.

Согласно законопроекту, контроль будет установлен за тратами лиц, замещающих:

  • государственные должности Российской Федерации,
  • государственные должности субъектов Российской Федерации,
  • муниципальные должности,
  • должности федеральной государственной службы, государственной службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы
  • отдельные должности в организациях, созданных для реализации государственных функций (государственные корпорации, пенсионные фонды и другие),
  • их супруги и несовершеннолетние дети.

Под контроль попадают Президент, члены Правительства и Федерального Собрания, региональные депутаты и федеральные судьи.

Указанные лица должны будут сообщить о каждой своей сделке по приобретению земельных участков, недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, а также о подобных сделках своей супруги и несовершеннолетнего ребенка.

Лицо, не выполнившее эту обязанность, подлежит освобождению от замещаемой (занимаемой) должности, увольнению с государственной или муниципальной службы, как совершившее правонарушение.

Законопроект устанавливает, что если будет обнаружено несоответствие расходов доходам, полученным чиновником за последние три года по основному месту работы, прокуратура через суд сможет требовать передать государству незаконно приобретенную собственность. Законопроект устанавливает, что проверку расходов чиновников могут инициировать:

  • правоохранительные органы;
  • иные госорганы;
  • органы местного самоуправления;
  • сотрудники подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
  • общероссийские общественные объединения;
  • политические партии;
  • Общественная палата РФ;
  • общероссийские СМИ.

От фракций выступили:

А.Д.Куликов (КПРФ) отметил, что пакет законопроектов будет направлен на мелких чиновников, а крупными никто не будет заниматься. Он отметил, что законопроекты требуют серьезной доработки.

В.В.Жириновский (ЛДПР) предложил поддержать пакет законопроектов.

И.А.Яровая («ЕДИНАЯ РОССИЯ») отметила актуальность законопроектов и призвала их поддержать.

Д.Е.Горовцов («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») выступил в поддержку пакета законопроектов с учетом их доработки во втором чтении.

16 февраля Президент России внес в Государственную Думу законопроект № 21870-6 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Законопроект находится на рассмотрении.

Законопроектом предусматривается сохранить действующую в настоящее время пропорциональную избирательную систему, на основе которой проводятся выборы депутатов Государственной Думы. В то же время в рамках этой избирательной системы предлагается ряд новаций, направленных на обеспечение представительства избирателей всех субъектов Российской Федерации в Государственной Думе, а также на упрощение отдельных избирательных процедур.

Территория Российской Федерации разделяется на 225 территориальных единиц. Территориальные единицы образуются на основе единой нормы представительства избирателей на территориальную единицу, что обеспечивает примерное равенство территориальных единиц по числу избирателей и соблюдение тем самым принципа равного избирательного права. Для определения числа территориальных единиц в каждом субъекте Российской Федерации число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, делится на число, составляющее единую норму представительства.

Представительство избирателей в Государственной Думе обеспечивается и для тех субъектов Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. В каждом из таких субъектов Российской Федерации образуется одна территориальная единица, включающая в себя всю территорию субъекта Российской Федерации.

Границы территориальных единиц устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации один раз в десять лет (на две избирательные кампании по выборам депутатов Государственной Думы). Политические партии смогут заранее определиться, на какие региональные группы будут разбиты выдвигаемые ими федеральные списки кандидатов и какое число кандидатов потребуется включить в список.

При выдвижении федеральных списков кандидатов политические партии в связи с отсутствием их структурных подразделений на территориях тех или иных субъектов Российской Федерации могут определить территориальные единицы, в которых не будут представлены региональные группы. С учетом такого регулирования наличие общефедеральной части в федеральном списке кандидатов не предусматривается.

Впервые вводится регулирование участия сетевых изданий в предвыборной агитации. Требования во многом аналогичны тем, которые предъявляются к негосударственным средствам массовой информации:

· единые для всех политических партий условия оплаты услуг по размещению агитационных материалов,

· опубликование сведений о размере и условиях оплаты не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, и т.д..

В то же время агитация в сетевых изданиях может начинаться со дня опубликования в них сведений о размере и условиях оплаты услуг по размещению предвыборных агитационных материалов, а в иных средствах массовой информации – за 28 дней до дня голосования.

В целях повышения гласности и открытости выборов закрепляется право наблюдателей вести фото- и видеосъемку на избирательных участках, а также гарантируется возможность осуществления непрерывной видеотрансляции в сети «Интернет» хода голосования и подсчета голосов избирателей на всей территории Российской Федерации.

В числе новаций следует также отметить возможность создания избирательных фондов не только политическими партиями и их региональными отделениями, но и кандидатами, которые вправе назначать своих уполномоченных по финансовым вопросам.

С учетом изменения требований к минимальной численности политических партий и ожидаемого в связи с этим увеличения числа политических партий, которые будут бороться за депутатские мандаты, на выборах депутатов Государственной Думы может быть зарегистрировано более десяти федеральных списков кандидатов. В этом случае в избирательном бюллетене помещаются только наименования политических партий и их эмблемы (поскольку комплексы обработки избирательных бюллетеней имеют ограничения по длине избирательного бюллетеня), а полный список кандидатов, включенных в соответствующие региональные группы, вывешивается в кабине для тайного голосования.

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Депутатские мандаты распределяются сначала между федеральными списками кандидатов, а затем внутри каждого списка в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусматривающей передачу мандатов спискам пропорционально полученному ими числу голосов избирателей. Следует отметить, что в методике заложен компенсационный механизм, обеспечивающий представительство в Государственной Думе избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта Российской Федерации. Обеспечение такого представительства осуществляется путем передачи не менее одного депутатского мандата федеральному списку кандидатов, получившему наибольшее число голосов в субъекте Российской Федерации.

Законопроектом предусмотрены отсылочные нормы к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в который планируется внести изменения в связи с данным законопроектом. Например, предполагается установить пятилетний срок полномочий участковых избирательных комиссий и уточнить порядок их формирования, предусматривающий сохранение профессионализма в деятельности избирательных комиссий при том, что политические партии должны быть максимально в них представлены.