2012г. № 2 осенняя сессия

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА

Законопроект № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (в части регулирования государственных и муниципальных закупок).

(внесён Правительством РФ , принят ГД в первом чтении 20 июня 2012 г.)

Сектор госзакупок в России насчитывает более 200 тысяч заказчиков, которые размещают заказы на сумму более пяти триллионов рублей. Сотни тысяч российских компаний имеют возможность получить такие заказы.

Существующая система госзакупок (регулируемая действующим федеральным законом №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») вызывает много нареканий, как со стороны заказчиков, так и со стороны исполнителей госконтрактов. В существующей системе госзакупок отсутствует единая методология, что позволяет осуществлять закупки, не отвечающие интересам общества и государства, и отсутствует ответственность заказчика за результат. Пробелы в правовом регулировании отдельных закупочных этапов и процессов допускают возможность оплаты невыполненных работ, необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными и недобросовестными исполнителями. Эти обстоятельства делают подход к реформированию системы госзакупок путем внесения точечных изменений в действующий закон неэффективным.

Законопроект о федеральной контрактной системе направлен на повышение качества обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, а также обеспечение прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвращение коррупции.

Основные положения закона:

· мониторинг и контроль над процессом закупок на каждом его этапе;

· персональная ответственность должностных лиц заказчиков за действия при выборе способа закупки, их обоснование и оценку результатов контракта;

· создание общественного совета, члены которого смогут быть включены в конкурсные комиссии заказчиков. Представители общественного контроля вправе запрашивать всю информацию о закупках и ходе исполнения контрактов и оценивать и саму процедуру, и итоги исполнения контрактов, обращаться от своего имени в правоохранительные органы в тех случаях, если в действиях или бездействии заказчика или других участников процесса обнаружатся признаки состава преступления;

· создание специального подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок, – контрактной службы заказчика. Ее сотрудники будут отвечать за соблюдение всех требований, предусмотренных законом о госзакупках, и за качество исполнения контракта;

· предусмотрен ряд антидемпинговых мер. В частности, участник размещения заказа при предоставлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25% или более ниже начальной цены контракта, обязан выдать ее полный расчет и обоснование. Законопроект также предоставляет возможность заказчику в одностороннем порядке расторгнуть контракт в случае, когда исполнитель его не выполняет, без решения суда. Исполнитель может оспорить такое расторжение в надзорном органе или в суде;

· обязанность госзаказчиков обнародовать планы закупок на сайте на три года вперед, а на текущий год в более подробном плане-графике с указанием выбора процедуры закупок, расчета начальной цены и других показателей.

Выступления от фракций (первое чтение):

Игошин И.Н. («ЕДИНАЯ РОССИЯ»). Поддержал законопроект. При обсуждении в первом чтении он предложил ко второму чтению внести поправки, дающие преимущества продукции отечественного производства и усиливающие контроль при упрощённой процедуре размещения заказов. Он считает, что надо обязать все организации при использовании бюджетных денег проводить закупки по закону о ФКС, поскольку крупные заказчики предпочитают вносить государственные средства в уставный капитал дочерних фирм и обходить конкурсные процедуры.

Рохмистров М.С. (ЛДПР) будет настаивать на введении уголовной ответственности за нарушения в сфере госзакупок, предусматривающей сроки, сравнимые с преступлениями против государства.

Пономарев И.В. («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») отметил, что в законопроекте содержится много статей, относящих контроль за госзакупками на усмотрение Правительства. Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» отказалась поддержать законопроект.

Абалаков А.Н. (КПРФ) также затронул тему ответственности за нарушения в сфере госзакупок и поддержал законопроект.

Итоги голосования (первое чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 чел. (100%)

0

0

2

КПРФ

92 чел. (100%)

0

0

3

СР

0

0

Не голосовало 64 чел. (100%)

4

ЛДПР

56 чел. (100%)

0

0

Итого

384 чел. (85,3%)

0

Не голосовало 66 чел. (14,7%)