2012г. № 2 осенняя сессия

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, НОТАРИАТ

Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

(внесён Президентом России , принят ГД 18 декабря 2012 г.)

Законом вносятся изменения в часть первую Гражданского кодекса РФ, в том числе:

1. Вводится принцип добросовестности, с учетом которого суды наделяются дополнительными правами, в частности отказывать лицу в защите права в случае, если в его действиях имеются признаки «обхода закона». («Обход закона» законодательно отнесен к злоупотреблению правом, ранее данное понятие использовалось в судебной практике).

2. Указывается, что в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав, подлежащих государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

3. Предусматривается возможность компенсации возмещения ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов. Устанавливается основание возникновения гражданских прав из решений собраний, а также возможность признания решений собраний недействительными в качестве способа защиты гражданских прав.

4. Гражданин, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

5. Устанавливается, что опекуны и попечители исполняют свои функции, а также совершают сделки с учетом мнений и предпочтений их подопечных. Устанавливается обязательность предоставления опекуном и попечителем отчета о расходовании сумм, алиментов, пенсий, пособий, зачисленных на номинальный счет. Регламентируется имущественная ответственность недееспособных ограниченно дееспособных лиц.

6. Регламентируется право граждан вести деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица. Гражданин может быть главой с/х образования с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Устанавливается право граждан ведущих деятельность в области сельского хозяйства на регистрацию юридического лица – крестьянского (фермерского) хозяйства (члены такого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его обязательствам; гражданин может быть членом только одного такого хозяйства).

Правом выступления по мотивам воспользовалась лишь фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в лице Ломакина-Румянцева А.В.: «На прошлой неделе мы с вами данный законопроект принимали во втором чтении и Павел Владимирович Крашенинников, предлагая отклонить поправки, посвящённые совершенствованию института опеки, заявил с трибуны, что данные вопросы будут решаться в профильном законодательстве. Мне совершенно непонятно, как Павел Владимирович собирается это делать. Вот заключение правительства на законопроект, в целом поддержанный, который находится в его же комитете, и правительство пишет, что расширение круга опекунов или попечителей тесно увязано с вопросами Гражданского кодекса, поэтому если в Гражданский кодекс не будут внесены изменения, то данный законопроект надо будет править».

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (99,6%)

0

Не голосовал 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

0

1 деп. (1,1%)

Не голосовало 91 деп. (98,9%)

3

СР

5 деп. (7,8%)

0

Не голосовало 59 деп. (92,2%)

4

ЛДПР

14 деп. (25,5%)

0

41 деп. (74,5%)

Итого

 

255 деп. (56,7%)

1 деп. (0,2%)

Не голосовало 194 деп. (43,1%)

Законопроект № 105976-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника».

(внесён Правительством РФ , принят ГД в первом чтении 14 ноября 2012 г.)

Законопроектом устанавливаются основания, порядок и последствия признания банкротом физического лица гражданина (в т.ч. индивидуального предпринимателя).

Такие дела будут подведомственны арбитражным судам.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают: сам гражданин, конкурсные кредиторы, уполномоченный орган. Гражданин может быть признан банкротом по заявлению кредиторов или уполномоченного органа при наличии следующих условий:

· требования к такому гражданину в совокупности составляют не менее чем 50 тыс. рублей;

· указанные требования не исполнены им в течение 3-х месяцев.

При рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяется особая процедура банкротства – реструктуризация долгов, которая вводится сроком на 6 мес. в целях поэтапного погашения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов с соответствии с условиями плана, утверждаемого арбитражным судом. План реструктуризации долгов предусматривает порядок и сроки погашения долгов гражданина. Срок реализации плана – не более 5-ти лет. Гражданин вправе прибегнуть к услугам финансового управляющего, который будет вести процедуру реструктуризации долгов, либо выполнять функции этого управляющего самостоятельно.

Если по окончании реализации плана реструктуризации все долги, включенные в этот план, были гражданином погашены, то арбитражный суд прекращает производство по делу. Если же долги были погашены не полностью, суд отменяет план реструктуризации и признает гражданина банкротом. Имущество такого гражданина подлежит включению в конкурсную массу и продаже на торгах.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества гражданина, считаются погашенными. После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов.

Выступления от фракций (первое чтение):

Селезнёв В.С. (ЛДПР): «Не стоит, очевидно, включать в конкурсную массу имущество, нажитое совместным путём. Пороговое значение суммы долга для начала процедуры банкротства определено как 50 тысяч рублей. Почему 50 тысяч рублей, абсолютно непонятно. Для кого-то 50 тысяч рублей - это огромная сумма, для кого-то из банкротов, поверьте мне, и 500 тысяч рублей будет являться незначительной суммой. И здесь мы предлагаем провести дифференциацию и не устанавливать чёткого порога, а привязать это, допустим, к среднегодовой месячной заработной плате или доходам за предыдущий год и установить какой-то критерий, коэффициент. Необходимо беременных женщин и женщин, у которых на иждивении, на содержании дети в возрасте до трёх лет, не подвергать процедуре банкротства и замораживать этот срок, переносить его до достижения ребёнком трёхлетнего возраста».

Плетнёва Т.В. (КПРФ): «Прежде всего нужно в законе обязательно прописать задачи банков, их обязанности. Нужно посмотреть, кого мы кредитуем, может ли человек вообще рассчитаться. Закон, конечно же, очень нужен, но там, я ещё раз говорю, социальные проблемы плохо проработаны, хотя нам замминистра сказал: вы знаете, это повлечёт за собой решение некоторых социальных вопросов. Наша фракция в первом чтении голосовать не будет. Мы посмотрим, как будет во втором чтении, если большинство поправок будет принято, мы тогда во втором чтении этот законопроект поддержим».

Беляков А.В. («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»): «На чём всё-таки, на мой взгляд, необходимо заострить внимание в законопроекте, то это, конечно же, прежде всего, жильё. Вопрос, который сегодня многократно поднимался, - ипотечное кредитование. Если следовать буквально букве закона, то та кредитная организация, которая выдала ипотечный кредит, потом это единственное жильё забрать не может. То есть прямая мотивация у заёмщика брать квартиру и потом не рассчитываться, благо всё равно забрать нельзя. Другая ситуация, которая касается жилья, и это тоже противоречит принципам социальной справедливости: а если единственное жильё, простите, особняк на Рублёвке в 2,5 тысячи квадратных метров? Он тоже может быть единственным жильём, и по этому законопроекту его нельзя отобрать. Вот он будет ходить там из комнаты в комнату один, а отобрать у него нельзя! Следующее - это, конечно, корреляция с Семейным кодексом. Понятно же, что у должника есть долевая собственность, понятно, что у него есть дети несовершеннолетние в значительном проценте случаев. Эти вопросы абсолютно не урегулированы сегодня в законопроекте, и они должны быть доработаны ко второму чтению».

Итоги голосования (первое чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

234 деп. (98,7%)

0

Не голосовало 3 деп. (1,3%)

2

КПРФ

0

4 (4,3%)

Не голосовало 88 деп. (95,7%)

3

СР

4 деп. (6,3%)

60 (93,7%)

0

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

 

294 деп. (65,3%)

4 (0,9%)

Не голосовало 152 деп. (33,8%)

Законопроект № 632210-5 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (по вопросу создания Единого реестра завещаний).

(внесён депутатом фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» М.В.Емельяновым , принят ГД в первом чтении 16 мая 2012 г.)

Законопроект направлен на создание Единого реестра завещаний.

Законопроектом предлагается дополнить ст. 1123 ГК РФ положением, устанавливающим, что нотариус, удостоверяющий завещание или распоряжение об отмене завещания, вносит сведения о завещателе, дате удостоверения завещания, распоряжения об отмене завещания и номере реестра регистрации нотариальных действий в Единый реестр завещаний в порядке, предусмотренном законом. Сведения, хранящиеся в Едином реестре завещаний, могут быть разглашены после открытия наследства. Фактически законопроект о создании в Российской Федерации системы регистрации позволит обеспечить реализацию гарантированного Конституцией РФ права наследования, защитит права наследников и послужит преградой для махинаций с завещаниями.

Предпосылкой для создания данного законопроекта стало то, что на сегодняшний день в большинстве профессиональных сообществ нотариусов зарубежных стран создан единый банк сведений о совершенных завещаниях, который дает наследникам наибольшие правовые гарантии при оформлении наследственных прав. В нашей стране также назрела необходимость создания единого банка сведений о совершенных и отмененных завещаниях.

Создание Единого реестра завещаний позволило бы решить как минимум две важные проблемы:

· проблема розыска наследников. Действующее законодательство позволяет гражданину обратиться за удостоверением завещания к любому нотариусу на территории России (на сегодняшний день в России около 7 тыс. нотариусов). Значит, при отсутствии Единого реестра завещаний наследники лишены фактической возможности розыска завещания, так как для этого им фактически нужно обратиться к каждому нотариусу на территории Российской Федерации.

· проблема поддельных завещаний. По мнению разработчика законопроекта, создание Единого реестра завещаний сделает невозможным оформление наследственных прав по несуществующим завещаниям и по завещаниям, составленным «задним числом» после смерти наследодателя.

Автор законопроекта предлагает возложить на Федеральную нотариальную палату обязанность по ведению Единого реестра завещаний. В этот реестр нотариусы будут вносить:

· сведения о завещателе, дате удостоверения завещания, принятия на хранение закрытого завещания,

· распоряжения об отмене завещания и номере реестра регистрации нотариальных действий нотариуса.

Порядок ведения Единого реестра завещаний будет определяться Министерством юстиции России.

Законопроект был в целом поддержан Правительством РФ. Однако Правительство РФ в своем отзыве высказало ряд замечаний и предложений для доработки данного законопроекта.

Так, в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что создание Единого реестра завещаний сделает невозможным оформление наследственных прав граждан по несуществующим завещаниям и завещаниям, оформленным «задним числом» после смерти наследодателя. Как отмечается в правительственном отзыве, данная проблема возникает не только при оформлении завещаний, но и при совершении других нотариальных действий. Таким образом, представляется целесообразным создание не отдельного реестра завещаний, а Единой информационной системы нотариата, которая будет содержать информацию не только о завещаниях, но также и о других нотариальных действиях.

Итоги голосования (первое чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

91 деп. (98,9%)

0

Не голосовал 1 деп. (1,1%)

3

СР

62 деп. (96,9%)

0

Не голосовало 2 деп. (3,1%)

4

ЛДПР

55 деп. (100%)

0

0

Итого

 

443 деп. (98,4%)

0

Не голосовало 7 деп. (1,6%)