2012г. № 2 осенняя сессия

ОБОРОНА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Федеральный закон от 01.04.2012 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в части создания дополнительных условий для совершенствования защиты населения, объектов и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

(внесён депутатами ГД от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», принят ГД 16 марта 2012 г.)

Закон направлен на создание дополнительных условий для совершенствования защиты населения, объектов и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера.

Предпосылкой для разработки закона послужили пожары в российских регионах летом 2010 года. Эффективность любых мер, принимаемых при реагировании на чрезвычайные ситуации для защиты населения, напрямую зависит от разработанности механизма взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, однако существующий порядок не позволяет четко разграничить их компетенцию. В результате при возникновении ЧС их действия зачастую оказываются разрозненными, требующими длительных процедур согласования. Дело в том, что эти вопросы регулировались постановлениями Правительства РФ, но оно не регламентировало детально полномочия всех ответственных лиц. Теперь, в случае возникновения угрозы ЧС, местные власти смогут действовать самостоятельно, не теряя бесценное время.

Законом:

устанавливается три режима функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС:

  • повседневной деятельности;
  • повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;
  • чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.

определяется круг должностных лиц, решениями которых такие режимы устанавливаются (руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций) и уровни реагирования при введении режима повышенной готовности и ЧС:

  • объектовый,
  • местный,
  • региональный (межмуниципальный),
  • федеральный
  • особый (устанавливаемый Президентом России);

закрепляется перечень органов государственной власти и должностных лиц, по решению которых вводятся уровни реагирования;

предусматривается открытый перечень дополнительных мер обеспечения безопасности населения при установлении режима повышенной готовности или ЧС и уровня реагирования на ЧС;

устанавливаются дополнительные полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по установлению режимов повышенной готовности или ЧС, а также установлению уровня реагирования на них.

Порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и основные мероприятия, проводимые ими в установленных режимах, определяются Правительством РФ.

В третьем чтении при рассмотрении закона по просьбе докладчика – заместителя председателя Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Э.А.Валеева был возвращён к процедуре второго чтения. Возврат связан с тем, что в ходе подготовки к третьему чтению возникла необходимость внесения уточнения, касающегося полномочий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в части определения должностных лиц, которым законами субъекта будет предоставлено право установления местного уровня реагирования.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (третье чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

233 деп. (98,7%)

0

Не голосовало 3деп. (1,3%)

2

КПРФ

91 деп. (98,9%)

0

Не голосовал 1 деп. (1,1%)

3

СР

1 деп. (1,6%)

0

Не голосовало 63 деп. (98,4%)

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

 

381 деп. (84,7%)

0

Не голосовало 69 деп. (15,3%)

Федеральный закон от 16.10.2012 г. № 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований».

(внесён Правительством РФ, принят ГД 28 сентября 2012 г.)

Согласно закону в России создан Фонд перспективных исследований (ФПИ). Он представляет собой некоммерческую организацию, которая займется поиском и заказом на разработку, апробацию и сопровождение перспективных инновационных научно-технических идей и передовых решений в интересах обороны и безопасности государства, модернизации Вооруженных Сил РФ.

ФПИ будет осуществлять материальную поддержку проектов по разработке высокоэффективных систем вооружения, высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения. Кроме этого, ФПИ займется формированием научных представлений о возможных угрозах безопасности России.

Основные разработки будут вестись по следующим направлениям:

системы наблюдения,

кибербезопасность,

разработка высокоточного оружия,

исследования в интересах стратегических ядерных сил, воздушно-космической обороны,

роботизированные системы различного назначения,

перспективные материалы и гиперзвуковые технологий.

Предполагается, что ФПИ станет аналогом Агентства перспективных исследований министерства обороны США (DARPA). Эта структура, созданная в 1958 году, обеспечивает технологическое превосходство вооруженных сил США.

Деятельность создаваемого Фонда позволит не только оценивать наши сегодняшние возможности по созданию более совершенной военной техники, но и заниматься перспективным планированием исследовательских циклов на 15, 20 и даже 30 лет.

Имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Фонда, добровольных имущественных взносов, а также за счет других законных поступлений и является собственностью Фонда.

Органами управления Фонда являются попечительский совет Фонда как высший орган управления Фонда, правление Фонда и генеральный директор Фонда.

В состав попечительского совета Фонда входят пятнадцать членов, в том числе семь - представители Президента РФ, семь - представители Правительства РФ, а также генеральный директор Фонда, являющийся членом попечительского совета Фонда по должности, который назначается на должность Президентом РФ. Члены попечительского совета Фонда назначаются Президентом РФ на срок не более пяти лет.

В Фонде также создается постоянно действующий консультативный орган - научно-технический совет Фонда, на который возлагается научно-методологическое, информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности Фонда.

Фонд распоряжается от имени Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда, а также правами на результаты интеллектуальной деятельности, приобретенными Фондом на основании договоров, и обеспечивает передачу таких прав в целях их практического применения.

По мотивам выступил представитель фракции КПРФ Дорохин П.С., отметив, что «после рассмотрения во втором и третьем чтениях были учтены интересные и важные замечания, которые мы вносили в процессе контактов с комитетами и работы с Военно-промышленной комиссией: в частности, добавлены депутатский контроль со стороны Государственной Думы, депутатов Государственной Думы, отчёт перед Государственной Думой, расширены толкования понятий, связанных с высокорисковыми и прорывными технологиями, и многое, многое другое».

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (третье чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

238 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

84 деп. (91,3%)

0

Воздержался 1 деп. (1,1%)
Не голосовало 7 деп. (7,6%)

3

СР

61 деп. (96,8%)

1 деп. (1,6%)

Не голосовало 2 деп. (3,2%)

4

ЛДПР

35 деп. (62,5%)

0

Не голосовало 21 деп. (37,5%)

Итого

 

418 деп. (92,9%)

1 деп. (0,2%)

Воздержался 1 деп. (0,2%)
Не голосовало 31 деп. (6,9%)

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

(внесён Правительством РФ, принят ГД 19 декабря 2012 г.)

Законопроект «О государственном оборонном заказе» подготовлен Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации.

Закон разработан в целях законодательного решения назревших проблем в области формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ) и направлен в первую очередь на:

повышение эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых государством на обеспечение обороны и безопасности;

определение особенностей размещения ГОЗ;

совершенствование механизма регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ;

уточнение круга государственных заказчиков (возможность осуществления заказов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах разработки вооружения и военной техники, а также по созданию новых технологий их производства заказчиками ГОЗ, не имеющими в своем составе войск и воинских формирований), а также обязанностей государственных заказчиков, головных исполнителей (исполнителей) ГОЗ в целях повышения их ответственности за обеспечение эффективного размещения и выполнения его.

Одним из главных положений нового закона стало введение реальной ответственности (вплоть до варианта уголовной) за срыв сроков ГОЗ, а также за нарушение норм и правил государственного регулирования цен на оборонную продукцию.

Долгосрочная перспектива формирования ГОЗ направлена на снижение числа бюрократических барьеров, ведь до этого момента даже крупный проект, который, очевидно, не мог быть реализован в рамках годичного Гособоронзаказа, необходимо было многократно пересматривать и переутверждать.

Принятие закона также позволит установить нормы, которые повысят эффективность планирования при формировании гособоронзаказа за счет возможности взаимодействия госзаказчика и головных исполнителей, закрепить принципы и методы госрегулирования цен на продукцию, уточнить и четко разграничить полномочия федеральных органов исполнительной власти и организаций в области ценообразования по заказу.

Кроме того, принятие закона позволит установить антимонопольные требования с учетом особенностей производства оборонной продукции, закрепит сроки размещения заданий ГОЗ, что позволит наладить ритмичную работу предприятий оборонно-промышленного комплекса и снять социальную напряженность в отдельных регионах.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (третье чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (99,2%)

0

Не голосовало 2 деп. (0,8%)

2

КПРФ

84 деп. (91,3%)

0

Не голосовало 8 деп. (8,7%)

3

СР

54 деп. (84,4%)

0

Не голосовало 10 деп. (15,6%)

4

ЛДПР

55 деп. (100%)

0

0

Итого

428 деп. (95,1%)

0

Не голосовало 22 деп. (4,9%)

Федеральный закон от 12.11.2012 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (в части преступлений, посягающих на государственную безопасность).

(внесён Правительством РФ , принят ГД 23 октября 2012 г.)

Основные положения закона:

· расширяется диспозиция ст. 275 УК РФ "Государственная измена" путем более подробного описания признаков состава преступления:

· совершенные гражданином РФ шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ,

· оказание финансовой, материально-технической, консультационной и иной помощи иностранному государству, международной, иностранной организации или их представителям в деятельности направленной против безопасности РФ;

· в ст. 276 УК РФ "Шпионаж" внесены изменения, направленные на формирование единообразного подхода к определению объективной стороны шпионажа как указанных в данной статье действий, направленных против безопасности РФ;

· в ст. 283 УК РФ "Разглашение государственной тайны" расширен субъектный состав преступления путем включения лиц, которым сведения, составляющие государственную тайну стали известны не только по работе, но также по учебе и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

· УК РФ дополняется новой ст. 283.1, устанавливающей ответственность за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иных незаконным способом - до 4 лет лишения свободы; если данное деяние: совершено группой лиц; совершено с применением насилия; повлекло наступление тяжких последствий; совершено с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; сопряжено с распространением сведений, составляющих гос.тайну либо с перемещением носителей таких сведений за пределы РФ, - наказывается лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

По мотивам от фракции выступил лишь представитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Горовцов Д.Е.: «На наш взгляд, в представленной редакции законопроекта нарушен баланс между защитой государственной безопасности и соблюдением прав человека и гражданина в ущерб последнему».

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (99,2%)

0

Не голосовало 2 деп. (0,8%)

2

КПРФ

82 деп. (89,1%)

1 деп. (1,1%)

Не голосовало 9 деп. (9,8%)

3

СР

2 деп. (3,1%)

1 деп. (1,6%)

Не голосовало 61 деп. (95,3%)

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

375 деп. (83,3%)

2 деп. (0,5%)

Не голосовало 73 деп. (16,2%)

Федеральный закон от 08.06.2012 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в части уточнения порядка организации и проведения публичных мероприятий, прав, обязанностей и ответственности организаторов и участников публичных мероприятий).

(внесён депутатами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , принят ГД
5 июня 2012 г.)

Законом значительно увеличиваются штрафы и вводятся обязательные работы как одно из наказаний за нарушения при проведении массовых акций.

В связи с возросшей общественной и политической активностью, группа депутатов фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в апреле 2012 года разработала (с учетом международной практики проведения массовых акций) и внесла на рассмотрение Государственной Думой данный закон. Авторы закона считают, что он, прежде всего, защитит граждан, которые живут и работают в местах проведения митингов, путем усиления административной ответственности организаторов и участников массовых общественных мероприятий. Также закон вводит новое административное наказание – обязательные работы как альтернативу административным арестам. Они заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ сроком от 20 до 200 часов, которые отбываются не свыше 4 часов в день.

Административная ответственность за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий, прав, обязанностей и ответственности организаторов и участников публичных мероприятий выглядит следующим образом:

Нарушение гражданином порядка проведения акции

· от 10 до 20 тыс. руб. штрафа;
· до 40 часов обязательных работ
(обязательные работы — неоплачиваемый общественно полезный труд в свободное от основной работы или учёбы время)

Организация акции без согласования с властями

· от 20 до 30 тыс. руб. штрафа;
· до 50 часов обязательных работ;
· для должностных лиц – от 20 до 40 тыс. руб. штрафа;
· для организаций – от 70 до 200 тыс. руб. штрафа.

Превышение заявленной численности акции, создающее угрозу безопасности, создание помех уличному движению

· для организаторов - физических лиц – до 50 тыс. руб. штрафа;
· для организаторов – должностных лиц – до 100 тыс. руб. штрафа;
· для организаторов – юридических лиц – до 500 тыс. руб. штрафа.

Нанесение ущерба здоровью или порча имущества

· для физических лиц – до 300 тыс. руб. штрафа;
· для должностных лиц – до 600 тыс. руб. штрафа;
· для юридических лиц – до 1 млн. руб. штрафа;
· уголовная ответственность.

Воспрепятствование проведению акции или принуждение к участию в ней

· для физических лиц – от 10 до 20 тыс. руб. штрафа;
· для должностных лиц – от 30 до 50 тыс. руб. штрафа.

Закон предусматривает:

1) передачу Правительству Российской Федерации полномочий по установлению порядка отбывания административного наказания в виде обязательных работ;

2) установление запрета на применение административного наказания в виде обязательных работ к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I группы, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, лицам, имеющим специальные звания;

3) закрепление за лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, права ходатайствовать о замене административного наказания или об освобождении от отбывания административного наказания при наступлении обстоятельств, исключающих назначение указанного административного наказания, а также правовых гарантий в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием;

4) уменьшение предусмотренных законопроектом размеров административных штрафов за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38 и 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

5) установление повышенной ответственности за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, повлекшее наступление последствий в виде создания помех движению пешеходов или транспорта; привлечения дополнительных сил и средств полиции; превышения норм заполняемости территории, помещения; а также в виде причинения вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния;

6) установление административной ответственности за организацию имеющего признаки публичного мероприятия массового одновременного пребывания граждан в общественных местах, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, повлекшего нарушение общественного порядка, санитарных правил, правил поведения в общественных местах, функционирования объектов жизнеобеспечения и связи; причинение вреда зеленым насаждениям; создавшее помехи движению пешеходов или транспорта, доступу граждан к объектам инфраструктуры, либо повлекшего причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния;

7) дополнение законопроекта новой статьей 2, вносящей в Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» изменения, предусматривающие:

· возможность признания по судебному решению лица, фактически руководившего действиями участников публичного мероприятия, организатором такого публичного мероприятия;

· ограничение права лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления против общественного порядка или безопасности либо два и более раза привлекавшихся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 – 20.3, 20.18, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, быть организаторами публичных мероприятий, а также право органов местного самоуправления или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не согласовывать поданную таким лицом заявку на проведение публичного мероприятия;

· право организатора публичного мероприятия требовать у уполномоченного сотрудника органов внутренних дел удалить с места проведения публичного мероприятия лиц, не выполняющих законных требований организатора;

· обязанность организатора публичного мероприятия требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона, требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, не использовать маски и средства маскировки, затрудняющие установление личности;

· возможность удаления лиц, не подчинившихся законным требованиям организатора публичного мероприятия, с места проведения публичного мероприятия;

· ответственность организатора публичного мероприятия за вред, причиненный участниками публичного мероприятия, в случае непринятия им мер, необходимых для предотвращения причинения вреда;

· запрет участникам публичных мероприятий использовать маски, средства маскировки, иные предметы, затрудняющие установление личности, иметь при себе оружие или предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения;

· право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления определять единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений места, порядок использования которых определяется законом субъекта Российской Федерации;

· возможность досрочного прекращения публичного мероприятия в случае неисполнения организатором публичного мероприятия обязанностей, возложенных на них законом.

Во втором чтении были рассмотрены внесенные поправки к закону. К отклонению профильный Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендовал две таблицы поправок, в одной из которых 358 поправок, а во второй – 53 поправки. Отклоненные поправки, предложенные фракцией «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», были внесены, по словам представителей фракции, с целью затянуть рассмотрение законопроекта по времени на максимальный срок, и, по возможности, заблокировать его принятие.

Выступления от фракций по мотивам (третье чтение):

Локоть А.Е. (КПРФ): «Данный законопроект разрушает социальный мир и углубляет ту пропасть, которая возникла у нас в обществе, разделила общество после выборов в Государственную Думу и Президента Российской Федерации. Вместо диалога вы предложили жирную, сильную административную дубину».

Иванов С.В. (ЛДПР): «Уважаемые коллеги, вы знаете, фракции ЛДПР абсолютно непонятно, чему вы так громко аплодировали по завершении этого многочасового обсуждения. Мы что, победили бедность, обеспечили всех работой, армию - новейшим вооружением, всех - квартирами? Кто стоял обнимался, кто фотографировался, кто в буфете последние пирожки доедал... Это вот так важный законопроект обсуждается?! Уважаемые коллеги, понимаете, у вас логика пещерного человека! То есть, грубо говоря, вор должен сидеть в тюрьме, как сказал Жеглов, и вам неважно, как его туда посадить: подсунул кошелёк Кирпичу, и всё. Если с этим кто-то и может согласиться, то мы как раз не можем согласиться».

Воробьев А.Ю. («ЕДИНАЯ РОССИЯ»): «Никогда еще законопроект не обсуждался так открыто на всевозможных площадках, с рассмотрением самых разных инициатив. Кто-то был недоволен размерами штрафов, кто-то боялся, что мы запретим проведение митингов и пикетов, - ни в коем случае! Мы живём в свободной стране и прекрасно понимаем, что сегодня в любом демократическом государстве митинги, шествия - это всё неотъемлемая часть общественно-политической жизни, гражданской позиции в больших городах, в маленьких, и мы не должны быть исключением. Но демократия - это ведь не только права и возможности, это ещё и ответственность за свои поступки, ведь так? Единственная цель, которую мы преследуем, - чтобы был цивилизованный, понятный всем порядок, а если, не дай бог, не дай бог, в нашей стране кто-нибудь позволит себе учинять беспорядки, провокации, подвергать угрозе нашу стабильность, этим людям не избежать наказаний».

Миронов С.М. («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»): «Учитывая то, что сегодня в том числе при переходе от второго чтения к третьему чтению грубейшим образом были нарушены статьи 124 и 125 Регламента, потому что после принятия поправок обязательно нужно увидеть документ в целом и получить заключение Правового управления, учитывая то беспрецедентно уничижительное отношение к Регламенту в течение сегодняшнего дня, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не считает возможным участвовать в этом фарсе, и при голосовании в третьем чтении наша фракция в знак протеста покидает зал заседаний».

Итоги голосования (третье чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

238 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

0

92 деп. (100%)

0

3

СР

3 деп. (4,7%)

0

Не голосовало 61 деп. (95,3%)

4

ЛДПР

0

55 деп. (98,2 %)

Не голосовало 1 деп. (1,8%)

Итого

241 деп. (53,6%)

147 деп.(32,7 %)

Не голосовало 62 деп. (13,8%)

Законопроект № 2372-6 «О карантине растений» .

(внесён Правительством РФ, принят ГД в первом чтении
24 апреля 2012 г.)

Карантин растений – это система государственных мероприятий, направленных на охрану растительных ресурсов нашей страны от завоза из зарубежных государств карантинных и других особо опасных объектов и на предотвращение их распространения по территории. Принятие закона позволит начать фактическую борьбу с вредными организмами на территории карантинных зон (20% территории России), будет установлена четкая процедура введения карантина.

В настоящее время существует высокая потенциальная опасность проникновения в нашу страну новых карантинных вредителей. Это связано с увеличивающимся импортом продукции растительного происхождения. Как показывает многолетняя практика борьбы с колорадским картофельным жуком, его распространение по территории приводит к огромным финансовым затратам. Поэтому карантин должен играть очень важную роль в комплексе мер по защите растений.

Действующий сегодня закон «О карантине растений» был принят в 2000 году. В нем существует много неопределенных положений, двойное толкование которых увеличивает коррупционные риски в области фитосанитарного контроля. В каждом субъекте Российской Федерации сложилось собственное регулирование. В результате, производитель, поставляя свою продукцию в другую область или регион России, вынужден дважды получать карантинный сертификат, и дважды оплачивать сертифицирование, что оборачивается дополнительными финансовыми издержками.

Новый законопроект направлен на

· совершенствование правового регулирования в области обеспечения карантина растений;

· оптимизацию функций и процедур, связанных с обеспечением карантина растений и карантинного фитосанитарного контроля при ввозе на территорию страны подкарантинной продукции;

· устранение ряда административных барьеров для бизнеса, внедрение механизмов, уменьшающих усмотрение должностных лиц при принятии решений.

Предусматривается переход к кардинально новой системе контроля на границе и внутри страны. Он будет осуществляться в наиболее «рисковых» точках, произойдет внедрение специальных электронных систем. Все это позволит, например, импортеру сельхозпродукции через интернет увидеть вероятность проверки его продукции на границе.

Законопроект устанавливает, что продукция, выпущенная в свободный оборот контрольными органами, не нуждается в карантинных сертификатах при перевозке по территории страны. Предусматривается допуск негосударственных лабораторий к проведению исследований, формированию закрытых списков документов, которые можно запрашивать при контроле, и установление предельных тарифов на обязательные услуги. Будут также оптимизированы процедуры, связанные с соблюдением РФ международных обязательств по обеспечению безопасного фитосанитарного состояния продукции при экспорте.

Выступления от фракций (первое чтение):

Черкасов К.И. (ЛДПР) выступил против возможности обеззараживания продукции частными лицами, как предусматривает статья 18 законопроекта. Это может повлечь, по его мнению, за собой необратимые последствия, так как целью таких лиц является извлечение максимальной экономической выгоды, что в обязательном порядке скажется на качестве производимых работ и услуг.

Итоги голосования (первое чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (99,6%)

0

Воздержался 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

0

75 деп. (81,5%)

Не голосовало 17 деп. (18,5%)

3

СР

64 деп. (100%)

0

0

4

ЛДПР

0

0

Не голосовало 56 деп. (100%)

Итого

300 деп.
(66,7 %)

75 деп.
(16,7 %)

Воздержалось 1 деп. (0,2%)
Не голосовало 74 деп.(16,4%)