2012г. № 2 осенняя сессия

ТУРИЗМ, ТРАНСПОРТ, ПЕРЕВОЗКИ, ПАССАЖИРЫ, БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части уточнения некоторых понятий и совершенствования государственного регулирования в сфере туризма).

(внесён депутатами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , принят ГД 25 апреля 2012 г.)

Закон направлен на совершенствование государственного регулирования туристской деятельности. Одной из предпосылок внесения таких изменений в закон о туристской деятельности РФ является необходимость эффективной защиты туристов в случае возникновения проблем у туроператоров, как правило финансового характера (вызвавшие широкий общественный резонанс проблемы ряда российских туроператоров, ситуации с компаниями «Ланта-тур», «Капитал-тур», ITC, «Идеальный мир» и др.).

Законом снижается размер финансового обеспечения (страховка или банковская гарантия) для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма, с 10 млн. руб. до 500 тыс. руб.

С другой стороны для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, чья годовая выручка составляет до 250 миллионов рублей, а также для туроператоров, работающих по упрощенной системе налогообложения, размер финансового обеспечения должен составлять не менее 30 миллионов рублей. Если выручка выше 250 миллионов рублей, то размер обеспечения должен составлять не менее 12%.

Законом урегулировано осуществление экстренной помощи туристам. Согласно закону, в РФ будет создано некоммерческое объединение туроператоров, при котором будет сформирован компенсационный фонд, позволяющий возвращать туристов в Россию и оплачивать гостиничные услуги в случае банкротства туроператоров. Устанавливается, что туроператоры в сфере выездного туризма обязаны вступить в члены объединения в течение одного года со дня официального опубликования закона. Законом устанавливается, что контроль за созданием и деятельностью компенсационного фонда возьмет на себя Правительство РФ. В фонд будет вноситься 0,1% от годового оборота туроператоров.

Правительству РФ предоставлены полномочия по определению критериев отбора кредитных организаций, в которых могут быть размещены средства компенсационного фонда, а также определены дополнительные объекты инвестировании.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

91 деп. (98,9%)

0

Не голосовал 1 деп. (1,1%)

3

СР

11 деп. (17,2%)

32 деп. (50%)

Воздержался 1 деп. (1,6%)
Не голосовало 20 деп. (31,3%)

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

395 деп. (87,8%)

32 деп. (7,1%)

Воздержался 1 деп. (0,2%)
Не голосовало 22 деп. (4,9%)

Федеральный закон от 23.04.2012 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации».

(внесён депутатами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , принят ГД
13 апреля 2012 г.)

Закон смягчает лицензионные требования к работе такси.

Основные положения закона:

· легальным таксистам можно теперь использовать арендованные машины при наличии доверенности (за исключением рукописной). Ранее закон разрешал эксплуатировать машины только на праве собственности или лизинга;

· на федеральном уровне установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны предоставлять предприниматели для получения разрешения для работы на такси. Ранее этот перечень устанавливали регионы. Закон также разрешает подавать заявки на получение разрешения для работы на такси в режиме онлайн через портал госуслуг;

· использование таксометра. В настоящее время закон обязывает устанавливать счетчики во все машины. Однако в небольших городах стоимость проезда может быть фиксированной, а не зависеть от времени. Счетчики могут устанавливаться только в крупных городах, где стоимость поездки на такси зависит от времени и расстояния.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

0

0

Не голосовало 92 деп. (100%)

3

СР

54 деп. (84,4%)

0

Не голосовало 10 деп. (15,6%)

4

ЛДПР

0

0

Не голосовало 56 деп. (100%)

Итого

291 деп.т(64,7%)

0

Не голосовало 159 деп. (35,3%)

Федеральный закон от 25.12.2012 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об уточнении ответственности за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, а также за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением).

(внесён депутатом фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» В.И. Лысаковым, принят ГД 11 декабря 2012 г.)

Законом предусматривается административная ответственность за выезд на полосу для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, в виде

· совершенный впервые, - штраф в размере 5 тыс. руб. или лишение права управления транспортными средствами (ТС) на срок от 4 до 6 мес.,

· за повторное совершение – лишение права управления ТС на 1 год,

· в случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - штраф в размере 5 тыс. руб.

За повторное совершение административного правонарушения, заключающегося в движении во встречном направлении по дороге с односторонним движением, установить наказание в виде лишения права управления ТС на 1 год, а в случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - штраф в размере 5 тыс. руб.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 г. № 1156 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», были внесены изменения в Правила дорожного движения, согласно которым отменено требование к водителям иметь при себе доверенность на управление автомобилем, если он принадлежит другому лицу. В связи с этим законом исключена административная ответственность за управление ТС водителем, не имеющим при себе документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им ТС в отсутствие его владельца.

Выступления от фракций по мотивам (третье чтение):

Нилов Я.Е. (ЛДПР): «Я ещё раз попытаюсь обратить ваше внимание на то, что здесь под красивой обёрткой скрывается троянский конь. Сегодня, чтобы все понимали, за выезд на встречную полосу предусмотрено такое наказание, как лишение права управления транспортным средством на срок от четырёх до шести месяцев. В первом чтении исходя из благих побуждений депутат Лысаков внёс прекрасное предложение: за выезд на встречную полосу в первый раз - только штраф в размере 4 тысяч рублей, за повторный - уже лишение прав на четыре - шесть месяцев, как и сегодня. Но в результате мы имеем совершенно иную концептуальную конструкцию, которая полностью противоречит тому, что было заложено в концепцию законопроекта, представленного в первом чтении. Сегодня за выезд на встречную полосу в первый раз предполагается штраф 5 тысяч или лишение прав на срок от четырёх до шести месяцев (по усмотрению суда), а за второй и последующие - уже один год. Вот как раз этот один год и является камнем преткновения. После Нового года, к сожалению, наши граждане получат вот такого троянского коня в изначально красивой обёртке. И будет продолжаться введение в заблуждение наших граждан, когда сотрудники дорожной полиции будут привлекать к административной ответственности и лишать права управления транспортным средством через суд, говоря о том, что даже объезд препятствия через «встречку», разворот налево через «встречку» или поворот налево - всё это подпадает под статью 12.15, часть 4».

Итоги голосования (третье чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

232 деп. (97,5%)

0

Не голосовало 6 деп. (2,5%)

2

КПРФ

1 деп. (1,1%)

10 деп. (10,9%)

Не голосовал 81 деп. (88%)

3

СР

58 деп. (90,6%)

0

Не голосовало 6 деп. (9,4%)

4

ЛДПР

2 деп. (3,6%)

54 деп. (96,4%)

0

Итого

293 деп. (65,1%)

64 деп. (14,2%)

Не голосовало 93 деп. (20,7%)

Федеральный закон от 14.06.2012 г. № 68-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» .

(внесён Правительством РФ , принят ГД 25 мая 2012 г.)

Законом предусматривается, что с 2013 года в РФ будет действовать обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами.

Закон устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом, а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном. Закон не распространяется на перевозки легковым такси.

Основным изменением, которое было внесено при доработке закона ко второму чтению, стало включение раздела об особом статусе метрополитена. Метрополитен из обязательного страхования был исключен, но в законопроект введена новая статья о порядке «возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при перевозке пассажиров метрополитеном». Перевозчики этого вида транспорта страховать ответственность не будут, но они должны формировать специальные фонды для выплат напрямую пострадавшим ущерба в рамках устанавливаемых лимитов и по определенным этим законопроектом рискам.

Страховая сумма по риску ответственности за причинение вреда жизни составляет не менее 2 млн. 25 тыс. рублей на одного пассажира, вреда здоровью - не менее 2 млн. рублей, имуществу – не менее 23 тыс. рублей.

Законом устанавливается обязанность перевозчика информировать пассажиров о страховщике и действующем договоре обязательного страхования. Эта информация должна быть размещена во всех местах продажи билетов, в самом билете или на официальном сайте в Интернете.

Страховой тариф определяется в договоре страхования, по каждому риску исходя из предельных (минимальных и максимальных) значений тарифов, установленных правительством.

Компенсация должна быть произведена страховой компанией в срок 30 дней со дня подачи полного пакета документов в компанию. Документы, требующиеся страховщику, будут ограничены перечнем, который определит правительство РФ. Законом предусматривается закрытый перечень случаев отказа в страховой выплате. В него, в том числе, включен умысел выгодоприобретателя.

При рассмотрении закона в третьем чтении, по просьбе докладчика – председателя Комитета Государственной Думы по финансовым рынкам Н.В.Бурыкиной, закон был возвращен к процедуре второго чтения. Возврат обусловлен внесением поправки, в которой предлагается учесть сезонность внутреннего водного транспорта. Речь идёт о длительности срока страхования – он может быть менее одного года, но не менее периода навигации. После принятия поправки закон был принят во втором чтении и вынесен на третье.

По мотивам голосования выступил представитель фракции ЛДПР Д.И.Савельев. В своем выступлении Д.И.Савельев поддержал закон в целом, но отметил при этом, что социальная составляющая данного закона недостаточно акцентирована в части вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном. Текст закона дополнен отдельной главой, устанавливающей порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причинённого при перевозке пассажиров метрополитеном. В случае причинения такого вреда при перевозке метрополитеном перевозчик на метрополитене будет обязан выплатить компенсацию в порядке и на условиях, которые установлены законом, то есть в тех же размерах, что и другие перевозчики. Компенсация будет выплачиваться только в случае, когда пассажир пострадал в вагоне метро, а иной вред, причинённый при перевозке метрополитеном, пассажиру будет возмещаться согласно главе 59 Гражданского кодекса. Если же размер такой компенсации недостаточен, пассажир вправе потребовать полного возмещения вреда, и перевозчик на метрополитене обязан возместить причинённый вред.

Если пассажир пострадает, например, на эскалаторе, то компенсация должна выплачиваться в соответствии с федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». С точки зрения законодательства это, конечно, понятный шаг; однако с точки зрения рядового гражданина это решение осложняет его жизнь, поскольку наибольшее количество случаев причинения вреда здоровью пассажиров происходит именно на эскалаторах. Людям, пострадавшим на эскалаторе предстоят долгие судебные процессы: чтобы полностью возместить причинённый вред, им нужно будет долго и упорно доказывать, какой именно вред причинён и как это связано с произошедшей аварией.

По мнению Д.И.Савельева, это приведет к тому, что к этой норме закона будет необходимо вернуться, чтобы соблюсти интересы граждан.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 деп. (99,6%)

0

Воздержался 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

1 деп. (1,6%)

0

Не голосовало 63 деп. (98,4%)

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

386 деп. (85,8%)

Воздержался 1 деп. (0,2%)
Не голосовало 63 деп. (14%)

Федеральный закон от 28.07.2012 г. № 130-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об уточнении порядка проведения технического осмотра транспортных средств).

(внесён депутатами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , принят ГД
13 июля 2012 г.)

Основные новации, вносимые данным законом, заключаются в следующем: в связи с тем, что с 1 января 2012 года установлен новый порядок прохождения техосмотра и новый порядок выдачи полисов ОСАГО. Для автолюбителей упрощаются некоторые нормы:

· талон технического осмотра (ТО) заменяется диагностической картой, которая выдается на руки автовладельцу, а также хранится в единой базе данных. Карту можно восстановить в случае её утраты;

· покупателям подержанных автомобилей можно проходить технический осмотр по истечении действия старого талона ТО, а не досрочно;

· при приобретении транспортного средства его владелец вправе заключить договор обязательного страхования на срок следования к месту проведения технического осмотра до 15 дней. То есть закон предлагает ввести 15-дневный полис ОСАГО для перегона автомобиля к месту регистрации или прохождению техосмотра;

· право организовывать техосмотр предоставляется авторизированным автомобильным дилерам. Дилерские центры смогут проводить технический осмотр автомобилей, которые у них продаются и обслуживаются.

По мотивам голосования выступил С.И.Штогрин (КПРФ) с призывом к депутатам не голосовать за данный закон в связи с тем, что базовый закон о техосмотре, по его мнению, избыточен и не работает: «Вот я предлагаю этот закон о техосмотре тоже в музей сдать и отменить техосмотр легковых автомобилей».

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 чел. (100%)

0

0

2

КПРФ

1 чел. (1,1%)

14 чел. (15,2%)

Не голосовало 77 чел. (83,7%)

3

СР

46 чел. (71,9%)

0

Не голосовало 18 чел. (28,1%)

4

ЛДПР

56 чел. (100%)

0

0

Итого

339 чел. (75,3%)

14 чел. (3,1 %)

Не голосовало 97 чел. (21,6%)

Федеральный закон от 28.07.2012 г. № 131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о совершенствовании системы государственного управления внутренним водным транспортом, а также о повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий в области безопасной эксплуатации транспортных средств).

(внесён Правительством РФ, принят ГД 10 июля 2012 г.)

Закон подготовлен по результатам расследования правительственной комиссией катастрофы на Волге речного теплохода «Булгария», повлекшей гибель погибли 122 человек.

Транспортные катастрофы и происшествия последних лет показали, что транспортный бизнес нередко готов идти на нарушения требований безопасности. За последние 3 года аварийность на всех видах транспорта выросла в России в 2,5 раза. Причиной 85% катастроф стал человеческий фактор, когда нарушаются требования и нормы по эксплуатации транспортных средств. Зачастую проблемы эти лежат в организации работы внутри транспортных компаний, так как сокращение издержек происходит в первую очередь за счёт экономии на безопасности. Анализ последствий катастрофы теплохода «Булгария» выявил проблему, связанную с тем, что существующие размеры санкций за работу без необходимого специального разрешения или лицензии не являются препятствием для недобросовестных предпринимателей при осуществлении ими транспортной деятельности. Сегодня, к примеру, действующая санкция административного штрафа за безлицензионную деятельность составляет

  • для граждан от 2 тысяч до 2 тысяч 500 рублей;
  • для должностных лиц — от 4 до 5 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 40 тысяч до 50 тысяч рублей.

Эти цифры не пугают недобросовестных предпринимателей, которые легко восполняют сумму штрафа во время дальнейшей своей деятельности. А уголовная ответственность предусмотрена лишь в тех случаях, когда уже наступили тяжкие последствия.

Закон направлен на решение трех основных блоков вопросов:

· совершенствование государственного контроля и надзора на железнодорожном, автомобильном, городском наземном электрическом транспорте;

· совершенствование системы управления на внутренних водных путях Российской Федерации;

· усиление административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности на транспорте без специального разрешения или с нарушением условий, предусмотренных специальными разрешениями.

Так в части совершенствования системы управления на внутренних водных путях законом предлагается:

1) уточнить государственные надзорные функции Ространснадзора и Росморречфлота, создать администрации речных бассейнов на базе существующих государственных бассейновых управлений. Наделить администрации речных бассейнов функцией гос. надзора в области внутреннего водного транспорта в части гос. портового контроля. Ввести ответственность судовладельца за вред, причиненный имуществу юридических и физических лиц, в т. ч. загрязнением с судна нефтью и нефтепродуктами, а также вред, причиненный инфраструктуре речного (морского) порта и инфраструктуре внутренних водных путей.

2) ввести административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без специального разрешения или с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением, в виде штрафа на граждан в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. с конфискацией орудий производства (транспортного средства) или без таковой; на должностных лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. с конфискацией орудий производства (транспортного средства) или без таковой; на юридических лиц - от 400 тыс. до 500 тыс. руб. с конфискацией орудий производства (транспортного средства) или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3) создать институт капитана речного бассейна – заместителя руководителя администрации речного бассейна по безопасности, работа которого будет осуществляться в соответствии с Положением Правительства РФ;

4) ввести обязательность регистрации договоров аренды (фрахтования) судов, установив, что все сделки аренды подлежат государственной регистрации с внесением в реестр арендованных судов.

5) ввести обязательность страхования судна его владельцем. Минимальная страховая сумма устанавливается в договоре страхования в отношении каждого судна судовладельца в соответствии с валовой вместимостью судна.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (третье чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (99,6%)

0

Не голосовал 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

86 деп. (93,5%)

1 деп. (1,1%)

Не голосовало 5 деп. (5,4%)

3

СР

63 деп. (98,4%)

0

Не голосовал 1 деп. (1,6%)

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

441 деп. (98%)

1 деп. (0,2%)

Не голосовало 8 деп. (1,8%)

Законопроект № 131775-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения».

(внесён Правительством РФ , принят ГД в первом чтении 23 октября 2012 г.)

Законопроектом предусматривается, что уполномоченный ФОИВ устанавливает:

· порядок проведения обязательного мед. освидетельствования кандидатов в водители и водителей ТС;

· форму медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению ТС;

· порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров лиц, работа которых будет связана с непосредственным управлением ТС, и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на работах, непосредственно связанных с управлением ТС;

· порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления ТС в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

· порядок приостановления действия, аннулирования медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению ТС.

Перечень заболеваний, которые будут являться медицинскими противопоказаниями, будет определяться Правительством РФ.

Предлагается дополнить КоАП РФ отдельной статьей, определяющей меры административного наказания за нарушение порядка обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей ТС, а также порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности), предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров: должностные лица –2-3 тыс. руб., юр.лица- 30- 50 тыс. руб.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (первое чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

58 деп. (90,9%)

0

Не голосовало 6 деп. (9,4%)

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

443 деп. (98,4%)

0

Не голосовало 7 деп. (1,6%)