2014г. № 1 весенняя сессия

АВТОСТРАХОВАНИЕ

Принятые по итогам голосования законопроекты

Федеральный закон от 21 июля 2014 года №223-ФЗ (законопроект № 191229-6 ) "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством Российской Федерации в декабре 2012 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 19 апреля 2013 года, во втором 2 июля, а в третьем - 4 июля 2014 года.

В ходе рассмотрения законопроекта страховые компании выступали против принятия законопроекта и заявляли о необходимости повышения стоимости ОСАГО в связи с увеличением лимитов выплат. В свою очередь Правительство России, с мнением которого согласилась Государственная Дума, выступали против такого увеличения и требовали от автостраховщиков дополнительного обоснования.

I . Основные положения законопроекта

Основные изменения существующего закона об ОСАГО должны коснуться денежных выплат при наступлении страхового случая. Так, лимиты выплат пострадавшим в ДТП планируется увеличить со 120 до 400 тыс. руб. при возмещении вреда имуществу, а в случае ущерба жизни и здоровью - со 160 до 500 тыс. руб. При этом возмещение можно будет получить не только в виде денежной выплаты, но и ремонтом. С 1 октября 2014 года максимальный процент учета износа деталей при расчете выплаты сократится до 50 с 80%.

Если документы о ДТП оформляются без участия сотрудников полиции, максимальный размер страховой выплаты увеличивается в 2 раза – с 25 тыс. до 50 тысяч рублей. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях сумма страховой выплаты ограничивается 400 тысячами рублями при условии предоставления страховщику данных о ДТП - фото- или видеоматериалов с фиксацией местоположения транспортных средств. Ко второму чтению к таким источникам данных о ДТП был добавлен ГЛОНАСС.

Также изменится модель расчета тарифов. Появится тарифный коридор, предельные максимальные и минимальные значения которого будет устанавливать Правительством России. Ко второму чтению ответственным за эти коэффициенты тарифного коридора, а также за разработку методики оценки ущерба, стал Банк России.

Штрафы страховщикам за затягивание выплат вырастут с 0,1% до 1% от предполагаемого возмещения за каждый день просрочки. Кроме того, сотрудника страховой компании, отказавшего в заключении договора ОСАГО (при наличии у компании лицензии) будут штрафовать на 50 тысяч рублей.

Немаловажным для автовладельцев является положение, по которому на страховые случаи распространяется действие закона «О защите прав потребителей», против чего резко выступали страховые компании.

Принятие законопроекта позволит, с одной стороны, вести отрасль из кризиса, а с другой – снять огромное количество нареканий автовладельцев по отношению к работе страховых компаний.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались/не голосовали

ЕР

237

1

0

КПРФ

3

12

77

СР

2

0

62

ЛДПР

56

0

0

III . Мнения депутатов

Бурыкина Н.В., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 19.04.2013

У фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" тоже сформирована позиция по этому законопроекту: мы его поддержим в первом чтении, и в первую очередь потому, что на самом деле считаем, что размер выплат надо повышать с 25 тысяч до 50 тысяч рублей, надо приходить к цивилизованным выплатам, к прямому возмещению убытков без участия органов ГАИ. <…> Кроме того, я хотела бы сказать, что в самом законопроекте не предлагается повышать тарифы, это будет отнесено к полномочиям некоего органа. В данном случае, учитывая то, что мегарегулятор пока не создан, этим предлагается заняться правительству, а в дальнейшем это будет предложено мегарегулятору. <…> Этот закон нам нужен для того, чтобы навести порядок на страховом рынке. Пускай будет меньше компаний - не надо, чтобы было двести, пускай будет сто, но пускай это будут компании, отвечающие по своим обязательствам. Это социальный, ответственный вид страхования, и у компаний, которые этим занимаются, должна быть ответственность. Закон "О защите конкуренции" говорит, что заниматься страховой деятельностью могут все, но не все могут заниматься таким видом страхования, только некоторые.

Кашин Б.С., фракция КПРФ (первое чтение) 19.04.2013

С учётом того что законопроект составлен однозначно в пользу страховщиков, с учётом особой чувствительности этой темы, с учётом нашего негативного опыта - вот Наталья Викторовна сказала, что выплаты гражданам по ОСАГО составили 420 миллиардов, но она, к сожалению, не назвала сумму, которую собрали с этих граждан, а это надо бы было сделать, - мы, конечно, поддержать данный законопроект не можем. <…> Другая проблема. Не более 80 процентов от общей страховой премии предложено выплачивать в виде суммарных, совокупных выплат, а сейчас это 66 процентов, причём, я ещё раз говорю, есть перекосы - например, есть компании, которые вообще ничего не платят. Методично, на протяжении многих лет убирали все механизмы, которые позволяли бы наладить здесь дело. Что сделано в этом законопроекте? Ничего не сделано, оставлена одна декларация – что выплачивается не более 80 процентов, но ни механизмы, ни ответственность - ничего не прописано!

Нилов Я.Е., фракция ЛДПР (первое чтение) 19.04.2013

Вы говорите о том, что повышаете суммы страховых выплат, но вы, самоеглавное, не говорите о том, что вы против того, чтобы исключить так называемый коэффициент износа деталей, который сегодня, к сожалению, не даёт возможности автовладельцам чувствовать себя защищёнными, понимать, что транспортное средство в случае, если человек не виновен в ДТП, будет полностью восстановлено, что декларировалось, когда вводили такой страховой продукт, как ОСАГО. Слава богу, вы учли позицию ЛДПР, и теперь у автомобилиста будет право самостоятельно выбирать: либо на ремонт направлять транспортное средство, либо получать напрямую деньги…<…> То, что вы оставили норму, которая исключает действие Закона "О защите прав потребителей" в отношении ОСАГО, мы считаем неправильным, надо это оставить. <…> Нам абсолютно непонятен принцип, критерий отбора: почему для Москвы и Московской области, для Санкт-Петербурга и Ленинградской области одни суммы так называемого европротокола, а для всей страны - другие?

Руденко А.В., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 19.04.2013

Мне кажется, этот законопроект написали крупные страховые компании предложили его Минфину, а Минфин просто доработал и внёс его к нам от имени Правительства Российской Федерации. Поэтому мы ещё раз вас призываем: хватит мордовать граждан! Вы поступаете здраво, да, надо повысить компенсационные выплаты до 400 тысяч рублей, и слава богу, это хорошо, но не для всех же. Оставьте люфт, оставьте люфт для тех людей, которые могут и на 400 тысяч страховаться и платить 5 тысяч рублей, и на 120 тысяч, платя 3 тысячи, и так далее. А сколько у нас левых страховых компаний, а сколько у нас выплат левых? Это сейчас уже стало бизнесом просто! Поэтому не надо позволять наживаться вот на этом страховом рынке дельцам, мы все прекрасно знаем, какие мегаприбыли получают крупные компании.