2014г. № 2 осенняя сессия

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

Принятые законы

Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ (законопроект № 555597-6 ) «О промышленной политике в Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством России в июне 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 7 октября, во втором и сразу в третьем - 16 декабря 2014 года. На обсуждение законопроекта были приглашены представители непарламентских партий.

Данный проект закона обсуждался совместно с альтернативными законопроектами - №98281-5 и №75357-5, подготовленными группами депутатов Государственной Думы V созыва. При этом многие их положения и новеллы были включены в текст принятого закона.

I . Основные положения закона

Законопроект определяет принципы, цели и задачи государственной промышленной политики, меры по поддержке промышленности, полномочия органов власти всех трех уровней. В законе сформулированы основные понятия, которым будут руководствоваться органы власти в процессе его реализации.

Закон должен стать основой для комплексного применения существующих и новых инструментов стимулирования и поддержки промышленности - их перечень является открытым.

Основная форма финансовой поддержки промышленных предприятий - субсидии из бюджетов различных уровней. Особую роль играет инвестиционный контракт, который заключается между Россией и инвестором, принимающим на себя обязательства по созданию или освоению производства промышленной продукции на нашей территории, в том числе не имеющей отечественных аналогов или обладающей приоритетным значением для социально-экономического развития страны.

Предусматривается создание государственного координационного органа реализации промышленной политики - Совета по промышленной политике при Президенте. В него войдут представители главы государства, правительства, профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, Общественной палаты, эксперты и ученые.

Ко второму чтению раздел о Совете был исключен – принято решение разработать эту норму при подготовке Указа Президента.

Кроме этого, будет создана государственная информационная система промышленной деятельности в интернете, в которой в свободном доступе будет представлена информация о состоянии и прогнозе развития отраслей промышленности в стране, субъектах промышленной деятельности, мерах ее стимулирования.

Ко второму чтению в документ внесены поправки во многие разделы, наполнившие его реальным содержанием. Так детально прописаны процедуры по специальным инвестиционным контрактам, по формированию и развитию промышленных кластеров, особенностей промышленной политики в ВПК. Скорректирован и раздел о государственной информационной системе промышленности, которая, в том числе, должна содержать достаточно подробную информацию о кадровом потенциале, инновациям, производительности труда, производимой продукции и другие индикаторы.

По мысли разработчиков, закон призван стать основой для развития отечественной промышленности, повышения ее конкурентоспособности и эффективности, что особенно актуально в условиях экономических санкций и необходимости импортозамещения.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

233

0

0

5

КПРФ

86

0

0

6

СР

61

0

0

3

ЛДПР

43

0

0

13

III . Мнения депутатов (обсуждение трех законопроектов)

Панина Е. В., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 07.10.2014 года

Уважаемые коллеги, законопроект о национальной промышленной политике был разработан депутатами и внесён в Государственную Думу в 2008 году, то есть шесть лет назад, и, к сожалению, в течение многих лет приходилось преодолевать сопротивление правительства о необходимости поддержать данный законопроект. Слава богу, что сегодня, наверное, ситуация, правильно как сказал Глеб Сергеевич [ Никитин Г.С. - первый заместитель министра промышленности и торговли России – ред.], созрела, и доработанный совместно законопроект внесён в Государственную Думу. Таким образом, вряд ли эти два законопроекта [№ 555597-6 «О промышленной политике в Российской Федерации» и № 98281-5 «О национальной промышленной политике в Российской Федерации» – ред. ] можно считать совсем уж альтернативными, так как текст предлагаемого Правительством законопроекта где-то на 70-80 процентов совпадает с текстом закона о национальной промышленной политике.

Собко С. В., фракция КПРФ (первое чтение) 07.10.2014 года

Законопроект [ № 75357-5 «О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – ред. ] направлен на обеспечение промышленного развития в Российской Федерации до 2020 года. Однако авторам законопроекта не удалось избежать серьёзных недостатков при его разработке. В законопроекте отсутствуют принципы выбора мер поддержки промышленного развития, большинство предлагаемых законопроектом мер поддержки не входят в сферу регулирования федерального закона и являются предметом регулирования других федеральных законов.

Однако, данный законопроект [98281-5 – ред.], как и предыдущий [75357-5 – ред.], не лишён недостатков. Нуждается в уточнении понятийный аппарат. Кроме этого, многие нормы потеряли актуальность в связи с изменением законодательства.

Правительственный законопроект [555597-6 – ред.], должен стать базовым законом в полном смысле этого слова. Это не панацея, ещё раз я говорю, это базовый закон, но конкретный шаг по реиндустриализации страны. В целом он является компромиссным вариантом, учитывающим основные положения альтернативных законопроектов и реалии сегодняшнего времени.

Калашников С. В., фракция ЛДПР (первое чтение) 07.10.2014 года

Я не буду говорить, что было в этом законе, здесь уже неоднократно говорилось, я единственное, что скажу, там нет ни одной нормы, которая: не была бы декларативной, из которой ничего не следует напрямую; и там полно отсылочных норм, которые неизвестно во что превратятся, когда будут соответствующим образом сформулированы в соответствующих законах. Извините меня, но этот закон ни о чём. Имитация бурной деятельности.

Емельянов М. В., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 07.10.2014 года

Но я бы не стал недооценивать этот закон. Наоборот, я эту инициативу достаточно высоко оцениваю, и «Справедливая Россия» будет голосовать за неё, поскольку любой законопроект, да и уже принятый закон, имеет три функции: регулирующая, организующая и идеологическая, мировоззренческая. Вот этот законопроект, по сути, прорыв в мировоззрении наших элит, наших экономических властей.

Стариков Н.В., «Партия Великое Отечество» (первое чтение) 07.10.2014 года

С нашей точки зрения, закон обязан уйти от общей декларативности в сторону большей конкретики. Нас интересуют конкретные цифры, которые мы хотели бы увидеть в конечном тексте закона: когда, кому, насколько будут снижены налоги и процентные ставки? Насколько и благодаря каким механизмам подешевеют ресурсы: для каких отраслей в первую очередь, для каких во вторую, для кого они не подешевеют никогда? Какие суммы будут потрачены на поддержку экспорта, как они будут распределяться по отраслям? <…> Абсолютно недостаточно, с нашей точки зрения, проработано направление Центрального банка и Минфина, хотя абсолютно понятно, что именно кредитная и финансовая политика являются основой перевооружения нашей промышленности.

Нечаев А.А., партия «Гражданская инициатива» (первое чтение) 07.10.2014 года

В статье 11 закона все финансовые инструменты поддержки сведены к налоговым льготам и субсидиям, хотя их инструмент намного шире. Закон фактически обходит стороной соотношение в промышленности крупных, средних и малых предприятий, хотя их поддержка имеет свою специфику, а налаживание взаимодействия крупных компаний и малого бизнеса, доступ малого и среднего бизнеса к госзаказу, это важнейший вопрос эффективного развития промышленности. Нет специфики господдержки применительно
к разным секторам экономики, включая новые отрасли и высокотехнологичное производство. И особая тема это естественные монополии. Не затрагивается тема вообще, что мы делаем с неэффективными производствами. Мы их банкротим или мы пытаемся их сохранить по социальным соображениям, что особенно актуально для моногородов, которые в законе вообще, к сожалению, не упоминаются.

Башмачникова О.В., Аграрная партия России (первое чтение) 07.10.2014 года

Считаем, документ может стать серьёзной основой для реализации инструментов государственного стимулирования развития отраслей промышленности при выполнении следующих условий. Во-первых, важно определить приоритетные задачи, которые должны быть сформулированы в концепции стратегического развития промышленности и её отраслей. Именно на основании данного документа следует вносить изменения в существующие государственные программы, разработка концепций позволит уйти от ручного управления и использовать ограниченные бюджетные ресурсы с наибольшей отдачей.

Собко С. В., фракция КПРФ (второе чтение) 16.12.2014 года

Доработанный законопроект на сегодняшний день уже не является тем базовым или рамочным, как мы говорили при обсуждении первого чтения законопроекта "О промышленной политике". Этот законопроект уже закладывает впервые в России системный подход в управление промышленностью. И система будет опираться на продуманную и исчерпывающую государственную информационную систему промышленности, позволяющую принимать решения по вопросам формирования и развития промышленной политики и вовремя учитывать возникающие разноплановые угрозы.

Отклоненные по итогам голосования законопроекты

Законопроект № 98281-5 «О национальной промышленной политике в Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами Е.В. Паниной, С.В. Собко и др. в сентябре 2008 года. Обсуждение
и отклонение законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 7 октября 2014 года.

Данный проект закона обсуждался совместно с альтернативными законопроектами - № 555597-6, внесенным в Думу Правительством России, и 75357-5, подготовленным группой депутатов предыдущего созыва.

I . Основные положения законопроекта

Законопроектом определяются задачи и основные принципы промышленной политики в стране, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере промышленной политики, а также меры государственной поддержки субъектов промышленной деятельности.

Законопроект предлагал сформирование Национального промышленного совета – независимого общественного органа, представляющего интересы субъектов промышленной деятельности.

По мысли разработчиков, Концепция промышленной политики должна являться составной частью Программы социально-экономического развития Российской Федерации.

II . Результаты голосования: отклонен в первом чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

3

4

0

226

КПРФ

86

0

0

4

СР

1

0

0

62

ЛДПР

54

0

0

0

Законопроект № 75357-5 «О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами 5 созыва В.А. Головневым, К.В. Бесчетовым, Г.Г. Лазаревым и др. в июне 2008 года. Новая редакция законопроекта была внесена на рассмотрение Думы в марте 2009 года. Обсуждение и отклонение законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 7 октября 2014 года.

Данный проект закона обсуждался совместно с альтернативными законопроектами - № 555597-6, внесенным в Думу Правительством России, и 98281-5, подготовленным группой депутатов предыдущего созыва.

I . Основные положения законопроекта

Законопроект создавался в качестве «отраслевого приложения» к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (КДР), утвержденной распоряжением Правительства России в ноябре 2008 года. Согласно задумке его авторов, главным условием успешного осуществления КДР является успешное промышленное развитие по приоритетным направлениям.

Законопроект определяет важнейшие инструменты промышленной политики государства в сформировании структуры, организации условий развития производственного сектора экономики. Эти меры включают в себя как финансовые, так организационные меры поддержки промышленности.

II . Результаты голосования: отклонен в первом чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

0

0

0

233

КПРФ

0

1

2

89

СР

0

0

0

63

ЛДПР

0

0

0

54