2015г. № 1 весенняя сессия

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Принятые законы

Федеральный закон от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ (законопроект № 754388-6) «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в марте 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 13 мая, во втором 20 мая 2015 года. После возвращения к процедуре второго чтения законопроект был рассмотрен повторно во втором и сразу третьем чтении 22 мая 2015 г.

Законопроект разработан во исполнение Послания Президента РФ Федеральному Собранию в декабре 2014 года.

I . Основные положения законопроекта

Идея законопроекта - российские бизнесмены добровольно декларируют свои зарубежные активы, в том числе оформленные на номинальных владельцев, за это с них снимается ответственность за ранее совершенные с этими активами налоговые, таможенные и валютные нарушения. Это касается недвижимости, ценных бумаг, акций в капитале организаций, а также контролируемых иностранных компаний.

Декларацию можно будет подать с 1 июля текущего года по 31 декабря 2015 года, при этом на содержащуюся в ней информацию распространяется режим налоговой тайны.

По требованию Верховного Суда ко второму чтению была внесена поправка: такую налоговую декларацию нельзя использовать в качестве доказательства по уголовному делу и вообще нельзя истребовать из налогового органа кроме как по желанию самого декларанта.

Данный финансовый механизм позволит физлицам легализовать свою зарубежную собственность, не опасаясь уголовного или административного преследования, а государству – даст информацию о том, где искать будущие налоговые поступления.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

237

1

0

0

КПРФ

1

80

0

11

СР

51

0

1

12

ЛДПР

55

0

0

1

III. Мнения депутатов

Макаров А. М., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 13.05.2015

Специальное декларирование, которое предлагается в законопроекте, - это шанс для тех, кто чувствует себя не совсем уверенно или совсем неуверенно, для того чтобы, с одной стороны, закрыть прошлое, чтобы к человеку не было больше претензий в том случае, если выяснится, что там были какие-то не совсем законные дела, были определённые правонарушения. <…> Ну и наконец, - это, может быть, самое важное, - такое декларирование предполагает возможность избежать уголовной, административной, налоговой ответственности за правонарушения, которые были совершены раньше. При этом - что, на наш взгляд, повторяю, является чрезвычайно важным, - законопроект предполагает полную конфиденциальность для тех лиц, которые захотят воспользоваться такой возможностью.

Макаров А. М., фракция «Единая Россия» (второе чтение) 20.05.2015

Мы не освобождаем совершающих преступления от наказания, мы даём возможность людям задекларировать имущество и решить главную задачу, которая сформулирована президентом, - перевернуть офшорную страницу нашей экономики, офшорную страницу истории нашей страны и начать жизнь в этом плане с чистого листа, не думая о том, что к ним придут либо рэкетиры, либо правоохранительные органы.

Ганзя В. А., фракция КПРФ (первое чтение) 13.05.2015

Мне очень-очень хотелось бы посмотреть на того экстремала, который заберёт свои деньги из офшорной зоны и переведёт их в Россию. Если таковых вдруг не найдётся, то, думаю, у нашего правительства больше не останется аргументов, чтобы в очередной раз отклонить наши, фракции КПРФ, предложения по деофшоризации экономики и по возврату средств из офшорных зон.

Калашников С. В., фракция ЛДПР (первое чтение) 13.05.2015

Мы всячески поддерживаем данный законопроект в первом чтении как концепцию - концепцию амнистии, концепцию открытости нашей экономической системы. Но было гладко на бумаге, да забыли про овраги: исполнение поручения президента, на наш взгляд, оказалось очень неэффективным. В данном законопроекте, несмотря на заверения и официального представителя правительства, и председателя комитета по бюджету, достаточно много огрехов, которые, вообще-то, сводят на нет вот эту, на наш взгляд, хорошую идею. Технические механизмы настолько, скажем так, легковесны, что практически каждый из них обречён на неудачу.

Тарнавский А.Г., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 13.05.2015

Ну, может быть, не столь важно перевести деньги в Россию, а важно защитить российские деньги, а они разные по происхождению, как сказал президент, и чистые, и не совсем чистые, и совсем нечистые, и суперкриминальные, но сейчас важно эти деньги защитить за рубежом.

Федеральный закон от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ (законопроект № 714002-6) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в феврале 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 22 апреля, во втором 20 мая, а в третьем - 22 мая 2015 года.

Законопроект разработан для практической реализации положений законопроекта № 754388-6 об амнистии иностранных капиталов в части симметричных корректировок налогового законодательства.

I. Основные положения законопроекта

Законопроектом определены основания и условия освобождения от ответственности за неуплату налогов тех российских бизнесменов, которые добровольно задекларируют свое имущество и капитал после вступления в силу закона об амнистии капиталов.

Ключевое положение законопроекта – после декларирования и оформления в собственность иностранного имущества или капитала, переданного ранее иным лицам в номинальное владение, возможность взыскания какого-либо налога за такое имущество и капиталы полностью исключается. Даже если фактически декларантом была допущена неуплата налогов при их приобретении или использовании.

При этом законопроектом предусмотрено, что передача имущества фактическому владельцу не является основанием для признания излишне уплаченными налогов, пени, штрафов, которые ранее были уплачены его номинальным владельцем.

Кроме того, законопроектом определено, что владелец иностранных активов может отказаться декларировать такое имущество, если его участие в этой иностранной организации реализовано исключительно через прямое или косвенное участие в российской публичной компании. Все эти предложения вошли в законопроект ко второму чтению.

Также законопроектом предоставляется возможность самостоятельного осуществления бизнес-партнерами сделки симметричных корректировок при уплате налогов и устанавливается порядок их проведения.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

76

1

0

16

СР

57

0

1

7

ЛДПР

56

0

0

0

III. Мнения депутатов

Симановский Л.Я., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 22.04.2015

Законопроект достаточно простой: если два взаимозависимых лица, одно из которых, допустим, головное предприятие, а другое - дочернее, совершают две сделки и одна сделка является нерыночной и самостоятельно потом идёт доначисление, то головная компания имеет право уменьшить налогооблагаемую базу и включить это в затраты.

Макаров А.М., фракция «Единая Россия» (второе чтение) 20.05.2015

На самом деле это закон-спутник по отношению к тому закону, который мы с вами рассматривали и который шёл у нас сегодня 2-м вопросом повестки дня [ законопроект № 754388-6 – ред.]: очень важные вопросы, о которых здесь идёт речь, были специально, как мы и договаривались в первом чтении, погружены в закон о симметричных корректировках. <…> Сразу хочу сказать: здесь нет ни одного отступления от той антиофшорной позиции, которая была выражена в законопроекте в первом чтении и которую ясно обозначила Государственная Дума в связи с посланием президента, но здесь, безусловно, содержатся те правила, которые необходимы и бизнесу, и государству для правильного применения закона.

Катасонов С.М., фракция ЛДПР (первое чтение) 22.04.2015

Как изменится налоговая база, то есть какой будет результат - плюс или минус - для бюджетов? И всё-таки мы пришли к выводу, что здесь, наверное, сложно будет оценить результат с учётом того, что не так часто даже по результатам налоговых проверок это делается, а в том, что кто-то будет делать это добровольно, я вообще сомневаюсь: занизив цену с какой-то конкретной целью, он потом вдруг будет пересчитывать и так далее? Но с точки зрения логики налогового процесса и здравого смысла такую возможность налогоплательщикам, если они, дочерние компании, приняли решение по какой-либо причине - аудитор подсказал или, скажем так, они приняли это решение исходя из административного учёта, - я думаю, нужно предоставить.

Федеральный закон от 2 мая 2015 № 110-ФЗ (законопроект № 663130-6) «О внесении изменений в статью 2841 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами В.А.Никоновым, Е.И.Кузьмичевой, И.В.Мануйловой и др. в ноябре 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 18 февраля 2015 года, во втором – 21 апреля, а в третьем – 24 апреля 2015 года.

I. Основные положения закона

Законопроект закрепляет за детскими садами, дошкольными группам и группами продленного дня в школах право нулевой ставки налога на прибыль.

Законопроект снимает существующую законодательную коллизию, согласно которой деятельность по присмотру и уходу за детьми, в отличие от образовательной деятельности, облагается налогом на прибыль.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

89

1

0

2

СР

57

0

0

7

ЛДПР

55

0

0

1

III . Мнения депутатов

Никонов В.А., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 18.02.2015

Как известно, все образовательные организации осуществляют, с одной стороны, образовательную деятельность, а с другой стороны, деятельность по присмотру и уходу за детьми. Образовательная деятельность налогом на прибыль не облагается, деятельность по присмотру и уходу за детьми налогом облагается. Нелепость? Нелепость очевидная, имеющая следствием то, что действительно страдают в первую очередь детские сады, которые платят налоги, и родители, для которых должен увеличиваться размер платы, чтобы детские сады могли платить эти налоги. В связи с этим законопроектом предлагается включить доходы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, от деятельности по присмотру и уходу за детьми в размер доходов, учитываемых при применении налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций. Мы этим здорово поможем детским садам, поможем родителям, поможем школам.

Шудегов В.Е., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 18.02.2015

Вы вспомните, сколько было попыток введения налоговых льгот, мы делали вдвое меньше налоги для тех, кто занимается издательской деятельностью, фармацевтической деятельностью и так далее, и что, вы думаете, понизились цены на лекарства или на печатные издания? Нет, ни к какому понижению расценок это не привело! Поэтому всё останется так, как было, но в принципе, конечно, если дошкольные образовательные организации получат ещё 200 миллионов... я думаю, что это, конечно, сумма неточная, думаю, нужно умножить примерно на пять, но, тем не менее, это будет хорошее дополнительное подспорье для наших дошкольных образовательных организаций.

Ищенко А.А., фракция ЛДПР (первое чтение) 18.02.2015

Несколько лет шло обсуждение закона об образовании, наконец-то приняли в 2013 году, поменяли терминологию: то ли образовательная деятельность, то ли деятельность по уходу и присмотру за детьми. Из-за этого, собственно, и получился вот такой казус, когда после 1 сентября 2013 года детские сады стали платить налог на прибыль с деятельности по уходу и присмотру за детьми, то есть за время нахождения наших детей в детском саду, и вот сегодня мы так победно заявляем, что наконец-то мы эту проблему решаем, и все новостные ленты, я уверен, будут забиты победными реляциями о том, что наконец-то депутаты освободили от налога на прибыль детские сады, - ну, сами понимаете, что, конечно же, это выглядит достаточно комично.