2015г. № 1 весенняя сессия

АНТИКРИЗИСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Принятые законы

Федеральный закон от 20 апреля 2015 года № 87-ФЗ ( законопроект № 718203-6) «Об отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами С.Е.Нарышкиным и А.М.Макаровым в феврале 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 24 февраля, во втором и сразу в третьем - 10 апреля 2015 года.

Идея узаконить ежеквартальные антикризисные отчеты Правительства перед Думой обсуждалась депутатами в январе 2015 года после рассмотрения антикризисного плана, представленного первым вице-премьером И.И.Шуваловым.

I. Основные положения закона

Согласно законопроекту, Правительство Российской Федерациии Центральный банк в 2015 году будут ежеквартально (в течение 30 дней после завершения отчетного квартала) представлять в Госдуму и Совет Федерации отчет о реализации антикризисного плана. В законе установлены требования к структуре и содержанию таких отчетов.

Ко второму чтению срок предоставления отчета был увеличен до 45 дней.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

237

0

0

1

КПРФ

91

0

0

1

СР

59

0

0

5

ЛДПР

56

0

0

0

III . Мнения депутатов

Макаров А.М., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 24.02.2015

Итак, первое и, может быть, самое главное - это то, что законопроект является реальным, я подчёркиваю, реальным способом реализации парламентом своих конституционных полномочий по парламентскому контролю в сфере бюджетных правоотношений. Может быть, название очень длинное, но, тем не менее, очень важно то, что сегодня в условиях кризиса - а я думаю, что можно произносить это слово, можно не произносить, но мы понимаем, что он есть, - все органы власти действовали консолидировано, и поэтому очень важно, чтобы каждый орган власти исполнял свои предусмотренные Конституцией полномочия.

Коломейцев Н.В., фракция КПРФ (первое чтение) 24.02.2015

С моей точки зрения, закон заслуживает внимания, но нельзя не отметить, что он довольно неполный. <…> И отчитываться должен, не стесняясь, председатель правительства, а не Шувалов, который всегда выступает в два раза дольше, чем по Регламенту положено, но конкретно ни о чём не говорит, зато по отчётам его жены видно, что семья работает неплохо! С моей точки зрения, надо записать, что обязательно отчитываются председатель правительства и председатель Центробанка. Второе. Мне кажется, мы должны не стесняться и закрепить наконец в этом законе, что должны отчитываться все государственные корпорации, - для этого есть все основания.

Тарнавский А.Г., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 24.02.2015

Но всё-таки получение достаточно большого объёма информации - это уже кое-что, по нашему мнению, и не только с политической точки зрения, но и с точки зрения того, какие меры мы могли бы порекомендовать для принятия правильных решений, с тем чтобы вести страну в условиях кризиса и бороться за выход из него в скорейшее время.

Катасонов С.М., фракция ЛДПР (первое чтение) 24.02.2015

Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, ну, во-первых, потому, что он внесён председателем палаты, а во-вторых, потому, что он отражает всё-таки дальнейшее движение в плане отчётности правительства перед парламентом. Мы считаем, что, если правительство будет ежеквартально отчитываться перед парламентом, оно должно будет хоть как-то дополнительно анализировать ход исполнения той программы, которую оно представляет, потому что приход руководителя правительства в парламент с отчётом связан с определённой подготовкой и определённым подведением итогов того, что сделано.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ ( законопроект № 238827-6) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в марте 2013 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении на пленарном заседании Думы состоялось 26 апреля 2014 года, во втором чтении – 30 июня и в третьем – 1 июля 2015 года.

I . Основные положения законопроекта

Законопроект создает правовые основания для привлечения инвестиций в экономику через развитие института государственно-частного (ГЧП) и муниципально-частного партнерства (МЧП).

В первоначальном варианте законопроект носил рамочный характер, однако ко второму чтению он был значительно доработан детальными положениями, которые станут механизмом его практической реализации.

Закон регулирует отношения сторон ГЧП или МЧП и определяет ключевые признаки партнерства: срок договора более трех лет, разделение рисков и ответственности между частным инвестором и государством, софинансирование проекта частным партнером на этапе создания или эксплуатации объекта.

Наиболее целесообразно использовать механизм ГЧП или МЧП для привлечения инвесторов в инфраструктурные проекты, при строительстве, реконструкции, эксплуатации и техническом обслуживании объектов, в ряд социально значимых отраслей - ЖКХ, здравоохранение, образование. Также объектами партнерства могут стать автодороги, порты, морские, речные и воздушные суда, объекты культуры. Под запретом только соглашения в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей, объектов водоснабжения и водоотведения.

Инициатором партнерства может стать частный инвестор для этого должен предоставить государству вместе со своими предложениями банковскую гарантию в 5% от объема финансирования проекта.

Частным партнером государства может выступать любое российское юридическое лицо без преобладающего государственного участия. Изначально законопроект предусматривал, что в качестве партнера могла также выступать иностранная организация, однако ко второму чтению это положение исключили.

Согласно законопроекту, если совокупный объем государственных инвестиций в объект превысил объем частных инвестиций, то объект признается публичной собственностью. Чтобы оформить собственность на себя, частный партнер должен вложить в проект бóльшую часть средств. Любое имущество, передаваемое частному партнеру по соглашению ГЧП, должно быть свободно от прав третьих лиц.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

237

0

0

0

КПРФ

0

1

0

91

СР

48

0

0

16

ЛДПР

53

0

0

3

III . Мнения депутатов

Гаврилов С.А., фракция КПРФ, (первое чтение) 26.04.2013

Комитетом подготовлено серьезное обоснование поправок ко второму чтению. Я надеюсь, что если мы будем действовать так, как планируем – подготовим законопроект ко второму и третьему чтениям очень тщательно и аккуратно. В основе данного законопроекта, конечно, лежит совершенствование отношений собственности и имущественных прав в Российской Федерации в самых разных видах.

Катасонов С.М., фракция ЛДПР, (первое чтение) 26.04.2013

Что в этом законопроекте хорошего? На мой взгляд, очень правильно, что здесь, в отличие от законов субъектов, целью поставлено не передача бизнесу общественной инфраструктуры, а привлечение инвестиций для ее развития. Очень важный момент - это защита прав частного инвестора. Вот во многих субъектах это не приняли, ссылаясь на то, что есть Гражданский кодекс – мол, разбирайтесь там. Но у нас громадные проблемы: у нас сегодня частный инвестор боится государства, потому что на этапе, когда надо давать деньги, мы его привлекаем, а как только процесс пошёл, государство, к сожалению, как более сильный партнёр, всегда хочет его немножко отодвинуть. Поэтому то, что в законопроекте напрямую записана норма о защите и о том, что в случае изменения законодательства необходимо изменить и условия, - это тоже очень важно.

Руденский И.Н., фракция «Единая Россия» (второе чтение) 30.06.2015

Необходимо в первую очередь, как нам кажется, разделить предмет регулирования законопроекта о ГЧП и законодательства Российской Федерации о госзакупках и контрактной системе, внесённый законопроект выводит сделки ГЧП из-под действия законодательства о госзакупках. Второе. Необходимо дополнить законопроект нормами, гарантирующими адекватные, соразмерные инвестиции в проект ГЧП со стороны частного партнёра и со стороны государства, а то может получиться так, что частный партнёр внесёт 3 рубля, а государство внесёт несколько миллиардов или деньгами, или имуществом - конечно, такого не должно происходить. Третье. Мы предлагаем закрепить единые прозрачные и чёткие процедуры отбора частного инвестора, частного партнёра для проектов ГЧП, нельзя допустить, чтобы правоотношения по расходованию бюджетных средств были выведены из-под действия законов о госзакупках и о конкуренции. Четвёртое. Мы также полагаем, что нельзя допускать подмены отношений, связанных с приватизацией государственного и муниципального имущества: законопроект во внесённой редакции позволяет в рамках ГЧП передавать государственное имущество в собственность частному партнёру в обход законодательства о приватизации.

Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 156-ФЗ (законопроект № 750840-6) «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в марте 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта на пленарном заседании Думы в первом чтении состоялось 13 мая, во втором 16 июня, а в третьем чтении – 19 июня 2015 года.

Законопроект подготовлен в рамках реализации антикризисного плана Правительства РФ.

I . Основные положения законопроекта

Законопроектом предусмотрено создание Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства на базе Агентства кредитных гарантий. Его основные задачи – финансовая, инфраструктурная и юридическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, предусматривается двукратное увеличение предельных значений выручки организаций малого и среднего бизнеса. Это существенно расширяет круг предприятий, которые смогут воспользоваться преференциями.

Также законопроект увеличивает порог участия иностранных юридических лиц и российских крупных компаний в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства с 25% до 49%.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

91

0

0

1

СР

8

0

0

56

ЛДПР

56

0

0

0

III . Мнения депутатов

Аксаков А.Г., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 13.05.2015

Мы считаем, что в законопроекте нормы концептуально правильные, но изложены они очень некорректно.

Катасонов С.М., фракция ЛДПР (первое чтение) 13.05.2015

В принципе, если говорить о том, изменит ли что-то принятие этого закона, то надо сказать: да, конечно — изменение порога приведёт к тому, что мы на рынок, скажем так, связанный с преференциями для малого бизнеса, допустим новые предприятия, я полагаю, что это будет и крупный российский бизнес, и иностранный бизнес. Поэтому если говорить с точки зрения того, изменится что-то в лучшую сторону или нет, то я согласен: конечно, изменится.

Коломейцев Н.В., фракция КПРФ (первое чтение) 13.05.2015

А в данной ситуации, посмотрите, мы преференции даём в основном крупному бизнесу и особо крупному, где во-о-т такие зарплаты у топ-менеджеров, которые уже забыли, когда они были в своих линейных подразделениях, понимаете? Вот это главная проблема!

Климов В.В., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 21.04.2015

Я вот тем коллегам, которые неофиты в этой теме, хочу напомнить, что мы меняем ограничение по уставному капиталу, но ограничение по обороту для этих малых компаний мы не меняем, а значит, в этом смысле интересы и нашего бюджета, и нашего налогообложения, в общем, в достаточной степени защищены. Мы с вами говорим о том, что нам нужно развивать аутсорсинг, малые компании должны работать с крупными, но, право, смешно думать, что вот студент с каким-нибудь стартапом придёт - и сразу станет поставщиком «Аэрофлота» или КамАЗа. Именно поэтому нужно делать реальные шаги, нужно принимать конкретные, очень конструктивные меры!

Федеральный закон от 20 апреля 2015 года № 98-ФЗ (законопроект № 739667-6) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и иные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами С.А.Гавриловым, В.В.Куминым, А.Ж.Бифовым и др. в марте 2012 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 27 марта, во втором 8, а в третьем – 10 марта 2013 года.

I. Основные положения закона

Законопроект позволяет ГК «Агентство по страхованию вкладов» (ГК «АСВ») направлять облигации федерального займа (ОФЗ) для межбанковского субсидирования (докапитализации) наиболее крупных банков облигациями федерального займа (кроме Сбербанка России).

Дивиденды на привилегированные акции банков, оплаченные ОФЗ, учитываются отдельно и ежегодно перечисляются в доход федерального бюджета. Кроме того, эти акции не учитываются при расчете доли привилегированных акций в общем объеме уставного капитала банка, которая по закону не должна превышать 25%.

Перечень банков, которые могут воспользоваться этим финансовым инструментом, одобряется советом директоров АСВ и утверждается Правительством.

По мнению авторов, законопроект придаст устойчивости отечественной банковской системе, позволит расширить ее возможности по кредитованию реального сектора экономики.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

237

0

0

1

КПРФ

91

1

0

1

СР

58

0

0

6

ЛДПР

55

0

0

1

III . Мнения депутатов

Гаврилов С.А., фракция КПРФ (первое чтение) 27.03.2015

Прежде всего мы предлагаем новые формы использования облигаций федерального займа, переданных государством в имущество АСВ для пополнения капитала акционерных обществ. Мы предусматриваем новые формы применения привилегированных акций банков, а также покупку субординированных облигаций и предоставление субординированных кредитов на долгий срок, свыше пятидесяти лет. Это позволит учесть международные требования и требования Банка России в отношении источников формирования капитала первого уровня. Я напомню: это наиболее серьёзный инструмент для реального кредитования промышленности. <…> Процесс детализации корпоративных процедур позволит сделать меры по укреплению капитальной базы более прозрачными и подконтрольными государству.

Афонский В.И., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 27.03.2015

На наш взгляд, вносимые в корпоративное законодательство изменения имеют ярко выраженный антикризисный и противосанкционный характер и направлены на укрепление отечественного банковского сектора в условиях, когда рыночные возможности по его докапитализации оказались резко ограниченными.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 года № 68-ФЗ (законопроект № 732892-6) «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в феврале 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 20 марта 2013 года, а во втором и сразу в третьем – 27 марта 2015 года.

I. Основные положения закона

Согласно законопроекту индексация зарплат чиновников, военных и судей приостанавливается до 1 января 2016 года.

При этом индексирование компенсаций, пенсий и иных выплат социально уязвимым слоям сохранится, и будет проводиться на разницу между ростом цен и уровнем индексации. Эти дополнения были внесены по итогам обсуждения во втором чтении.

Оптимизация бюджетных расходов – вынужденная мера, связанная с ухудшением макроэкономической ситуации в стране.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

1

0

КПРФ

0

92

0

0

СР

2

0

0

62

ЛДПР

0

0

0

56

III . Мнения депутатов

Соколова И. В., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 20.03.2015

Предлагается проиндексировать все социальные выплаты на фактический уровень инфляции за 2015 год и сделать это в два этапа: первый этап - это та индексация на 5,5 процента, которая заложена в бюджете и пройдёт в этом году, а второй - это доиндексация социальных выплат в соответствии с фактическим уровнем инфляции за 2015 год, которую предлагается провести в начале 2016 года.

Коломейцев Н.В., фракция КПРФ (первое чтение) 20.03.2015

Мы поддержать такой закон не можем, считаем, что его надо отложить, добавить положения по госкорпорациям, внимательно изучив их деятельность, потому что, с моей точки зрения, это важнейший резерв государства в части повышения эффективности его экономической политики!

Катасонов С.М., фракция ЛДПР (первое чтение) 20.03.2013

Фракция ЛДПР не будет поддерживать данный законопроект. Есть целый комплекс причин, почему, как мы считаем, должно быть обсуждение не только цифр - 5,5 процента или 12 процентов, - но и вообще подходов, каким образом мы хотим выйти из кризиса. <…> Мы считаем, что если вам нужны деньги, то их нужно искать там, где они неэффективно используются: нужно вводить прогрессивную шкалу налогообложения, нужно навести порядок в госкорпорациях, а заявлять о том, что надо приостановить индексацию, которая и так по некоторым показателям уже несколько лет не проводилась, - это политически неверное решение!

Емельянов М.В., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 20.03.2015

Мы понимаем, что этот законопроект вытекает из логики экономической, бюджетной и социальной политики, которую проводит правительство, причём глубоко порочной политики. По нашему мнению, у России после девальвации появился уникальный шанс для экономического роста, но для этого необходимо насытить экономику деньгами, в том числе и через государственные расходы, и если мы в нормальном режиме проиндексируем те потери, которые уже несёт наше население в результате кризиса, то мы просто увеличим платёжеспособный спрос, мы увеличим спрос на наши товары, то есть мы поддержим наших производителей.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 222-ФЗ (законопроект № 717759-6) «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 761 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами Н.В.Бурыкиной, М.Х.Юсуповым, Р.А.Баталовым и др. в феврале 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 21 апреля 2015 года, а во втором сразу в третьем – 30 июня 2015 года.

Идея законодательного регулирования рынка услуг рейтинговых агентств возникла на волне публикации иностранными агентствами политизированных и искажающих реальное положение дел кредитных и финансовых рейтингов России.

I. Основные положения закона

Законопроект устанавливает единые правила деятельности рейтинговых агентств.

Согласно законопроекту, рейтинговая деятельность признается исключительной, а ее результаты - значимыми при государственном финансовом планировании и для деятельности частных компаний.

Рейтинговое агентство должно обеспечивать независимость своей деятельности от любого политического и экономического влияния, включая влияние иностранных государств или международных союзов.

Банк России осуществляет их аккредитацию, вносит в реестр, контролирует состав учредителей и владельцев агентства, устанавливает особенности использования кредитных рейтингов.

Присвоенные кредитные рейтинги могут быть использованы государственными органами, включая Банк России, в течение 1,5 лет – для российских юридических лиц, и в течение 2 лет – для иностранных организаций. Эти дополнения были внесены ко второму чтению.

Законопроект защищает права и законные интересы субъектов и пользователей кредитных рейтингов, включая кредиторов и инвесторов, обеспечивает прозрачность и независимость деятельности рейтинговых агентств.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

237

0

0

1

КПРФ

2

1

1

88

СР

59

0

0

5

ЛДПР

56

0

0

0

III . Мнения депутатов

Аксаков А.Г., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 21.04.2015

Рейтинговая деятельность, несмотря на большую значимость для финансов Российской Федерации, для её экономики, вообще не регулируется законодательством Российской Федерации, и вот вашему вниманию предложен законопроект, который призван решить эту проблему. Он вводит основные понятия, которые необходимы для осуществления рейтинговой деятельности, определяет, что такое рейтинговая деятельность, устанавливает права, обязанности и ответственность рейтинговых агентств, устраняет ситуации, связанные с конфликтом интересов, при этом устанавливая равные права для всех рейтинговых агентств, которые действуют на территории Российской Федерации, - для регуляторных целей будут использоваться рейтинги только агентств, аккредитованных Центральным банком.

Катасонов С.М., фракция ЛДПР (первое чтение) 21.04.2015

Всё-таки этот закон технический - о кадрах, о регламентах, это внутренний наш документ, который можно принять сегодня, можно было принять пять лет назад, подчистить и так далее, он будет работать на нашем рынке, регламентировать порядок работы наших компаний, но проблема-то сейчас у нас в другом – в оценке, данной компаниями, которые признаны в мире, таких российских компаний, к сожалению, нет, и поэтому от того, что... да, мы повысим к ним требования, что-то ужесточим, поправим, так сказать, углубим, но не факт, что это даст возможность нам привлекать ресурсы.

Законопроект № 704631-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами И.А.Яровой, Н.В.Панковым, В.Ф.Звагельским и др. в январе 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 19 мая 2015 года.

I. Основные положения законопроекта

Ключевая новелла - совокупный размер бонуса, который поставщик платит торговой сети (ритейлеру) за приобретение товаров и за их продвижение, не должен превышать 3% от цены приобретенных товаров. Ранее эта норма составляла 10%.

Также торговым сетям запрещено брать с поставщиков плату за право поставлять товары в магазины (так называемый бонус за листинг) и плату за изменение ассортимента.

Кроме этого, для торговых сетей сокращена отсрочка по оплате поставленных товаров поставщикам: для продуктов сроком годности до 10 дней срок оплаты составит 5 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов сроком годности до 30 дней - до 20 календарных дней, для остальных продуктов - до 35 календарных дней. Сейчас эти нормы составляют 10, 30 и 45 дней.

Подобные ограничения планируется ввести не только для ритейлеров, но и для ярмарок – для этого в законопроект введено понятие «ярмарка».

По мнению авторов, законопроект защитит интересы российских производителей и поспособствует снижению роста потребительских цен на продовольственные товары.

II . Результаты голосования: принят в первом чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

236

0

0

2

КПРФ

92

0

0

0

СР

58

0

0

6

ЛДПР

56

0

0

0

III. Мнения депутатов

Яровая И.А., фракция «Единая Россия»

Две важнейшие позиции, которые являются тем самым внутренним резервом, стимулом для развития отечественного производителя, а именно сокращение сроков оплаты и зависимость от срока годности товара. <…> Ещё одна очень важная позиция - премия с оборота. Абсолютное взыскание по любому объёму реализуемого товара - 10 процентов, мы предлагаем оставить всё-таки резерв для поощрения при реализации большого объёма поставляемой продукции, но снизить как минимум до 3 процентов.

Коломейцев Н.В., фракция КПРФ

С моей точки зрения, закон хоть и ограничивает многие возможности сетей, но не до конца. Почему? Потому что если ФАС (вот я уже вопрос задавал) как раз в рамках антимонопольных расследований попытается разобраться, почему же цены поднялись на 200-300 процентов, при чём в том числе и на отечественное продовольствие - вы помните о проблемах с гречкой, хотя больше нас никто её не производит в мире, о проблемах с сахаром, с другими продуктами... В различных регионах сети использовали разные каналы, корпоративный сговор приводил не к серьёзному снижению цен, а к выравниванию.

Катасонов С.М., фракция ЛДПР

Но мы пытаемся сейчас из целого комплекса: производитель, логистический центр, может быть, ритейлер, покупатель - отрегулировать только одно звено. На мой взгляд, если мы хотим добиться серьёзных результатов, добиться поставленных целей: продовольственная безопасность, импортозамещение, - то мы должны всю цепочку включить в этот процесс, а мы из него выдёргиваем только ритейлеров.