2016г. № 1 весенняя сессия

Общественный контроль

Законопроект № 949326-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в ноябре 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось 26 января 2016 года.

I. Основные положения законопроекта

Деятельность общественных наблюдательных комиссий (ОНК) призвана обеспечить контроль за соблюдением основных прав и свобод людей, отбывающих наказание в местах принудительного содержания.

Законопроект наделяет членов ОНК дополнительными правами: во-первых, расширяется перечень мест принудительного содержания, доступных для посещения; во-вторых, для фиксации нарушения прав (с письменного разрешения заключенного) член ОНК имеет право вести фото- и видеосъемки; в-третьих, разрешается использовать измерительные приборы для контроля за микросредой места заключения.

Однако помимо расширения полномочий ОНК, проект устанавливает дополнительные требования к членам комиссий, в частности, они не должны иметь неснятую или непогашенную судимость, или являться близкими родственниками заключенных.

Ограничение на вступление в общественные наблюдательные комиссии предусмотрено в отношении общественных объедений, признанных иностранными агентами.

II . Результаты голосования: принят в первом чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

88

0

0

4

СР

58

1

0

5

ЛДПР

54

0

0

2

III. Мнения депутатов

Федоткин В.Н., фракция КПРФ (первое чтение)

Вот по закону не разрешается, чтобы в комиссиях общественного контроля участвовали люди, у которых родственники находятся в местах принудительного содержания. А мне кажется, наоборот, эти люди больше других заинтересованы в том, чтобы в тюрьмах были нормальные условия: на них не надавишь, потому что у них родственник, их не подкупишь, потому что у них родственник, они более объективно будут оценивать эти условия. Мы — или вы — по этому закону предлагаем их не допускать, а, по-моему, наоборот, им надо в первую очередь разрешить участвовать в этих комиссиях. Это первое.

И второе. В документах написано о дополнительных требованиях к общественным объединениям, при невыполнении которых они не имеют права выдвигать кандидатов в состав комиссий. Что это за дополнительные требования?

Хинштейн А.Е., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (первое чтение)

Первое — это то, что касается ограничения на ведение бесед между членами ОНК и осуждёнными, содержащимися под стражей, на темы, не относящиеся к вопросам соблюдения их прав, ведь элементарный вопрос, веришь ли ты в Бога, уже не относится к соблюдению прав.

Второе — то, что касается запрета на вхождение в ОНК лиц, имеющих родственников, отбывающих наказание: напомню, такие ограничения не установлены для сотрудников правоохранительных органов, а вопрос, может ли член ОНК прийти проверить колонию, где находится его родственник, уже решён действующим законодательством, поскольку это запрещено <…>

Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 183-ФЗ (законопроект № 984349-6) «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» (в части создания и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации)

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Советом Федерации в январе 2016 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось 25 марта т.г., во втором и третьем – 10 июня т.г.

I. Основные положения закона

Цель закона – реформировать существующий подход к деятельности Общественных палат субъектов РФ, сделать его единообразным. На данный момент все вопросы, связанные с общественными палатами субъектов, регулируются региональным законодательством, которое демонстрирует отсутствие единого подхода. Полномочия, порядок образования и даже принципы деятельности определяются по-разному. Между тем Общественные палаты – важный инструмент гражданского общества.

Закон на уровне федерального законодательства закрепляет порядок формирования Общественных палат субъектов, цели их функционирования, формы деятельности. Также закрепляется порядок выдвижения, объем и срок полномочий членов, требования к которым также уточнены.

При этом финансовое обеспечение Общественных палат субъектов возлагается на бюджеты соответствующих субъектов РФ.

II. Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

91

0

0

1

СР

56

0

0

8

ЛДПР

53

0

0

3

III. Мнения депутатов

Нилов Я.Е., фракция ЛДПР (первое чтение)

Цель понятна — необходимо создать одинаковые рамки для общественных палат во всех субъектах, сейчас они формируются абсолютно по-разному, цели и задачи прописаны абсолютно разные и какого-то единообразия в работе не ощущается.

Маркелов М.Ю., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (первое чтение)

Речь идёт об унификации ряда положений, и это позволит прийти к тому, чтобы законодательство в полной мере отражало общественные требования, обеспечивало широкую площадку для работы всех наших общественных организаций, общественных движений, и, конечно же, в первую очередь это касается Общественной палаты.