НИР Правовое регулирование некоммерческого найма жилого помещения
1.5 Внесение изменений в иные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института некоммерческого найма жилых помещений
Предусмотренная законопроектом (изменения главы 35 Гражданского кодекса Российской Федерации) государственная регистрация договоров найма жилых помещений и договоров некоммерческого найма жилых помещений, заключенных на срок более года, раскрыта в предложенной новой статье Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Такая государственная регистрация является обязанностью для наймодателя, а для нанимателя обращение с заявлением о такой регистрации законопроект устанавливает, как право. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации договоров найма беспрецедентно ограничен только заявлением и прилагаемым к нему договором. При государственной регистрации договора найма или договора некоммерческого найма жилого помещения в наемном (арендном) многоквартирном доме или наемном (арендном) жилом доме дополнительно прилагается лишь план такого дома с указанием на нем номера предоставляемого внаем жилого помещения. Срок государственной регистрации указанных договоров не более пяти дней после подачи заявления. В настоящее время по инициативе Правительства Российской Федерации разрабатывается Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровом учете», в котором вместо регистрации сделок (в том числе договоров) предлагается регистрировать возникновение, прекращение и обременение прав. В частности, государственную регистрацию найма жилого помещения на основании договора найма такого жилого помещения на срок более года предлагается осуществлять как государственную регистрацию обременения права собственности на такое помещение. В связи с этим на этапе представления рабочих материалов предлагаются две различные редакции норм о государственной регистрации найма жилого помещения.
Предложения, вошедшие в предлагаемый в рамках данной работы проект закона, сделаны применительно к действующему законодательству по регистрации. Предлагается, в частности следующая формулировка: «Государственная регистрация договора найма жилого помещения или договора некоммерческого найма жилого помещения на срок более года осуществляется на основании заявления одной из сторон такого договора в отношении жилого помещения, право собственности на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре прав. Государственная регистрация договора найма жилого помещения, договора некоммерческого найма жилого помещения осуществляется как обременение права собственности на такое помещение».
1.5.2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
С целью обеспечения выполнения требования о государственной регистрации договоров найма жилых помещений и договоров некоммерческого найма жилых помещений, заключенных на срок более года законопроект предусматривает дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новым составом правонарушения.
Законопроектом предлагается установить, что нарушение наймодателем установленных законодательством Российской Федерации требований об обязательной государственной регистрации договоров найма жилых помещений и договоров некоммерческого найма жилых помещений на срок более года влечет наложение административного штрафа на граждан - в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
1.5.3 Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
С целью создания условий для развития кредитования строительства и приобретения наемных (арендных) многоквартирных домов и наемных (арендных) жилых домов законопроект предлагает внесение изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
В частности, предлагается установить, что жилые помещения в таких домах предоставляются внаем по договору найма, договору некоммерческого найма без согласия залогодержателя.
1.5.4 Федеральные законы "Об электроэнергетике", "О теплоснабжении", «О водоснабжении и водоотведении» "О газоснабжении в Российской Федерации"
Законопроект предлагает внесение изменений в федеральные законы "Об электроэнергетике", "О теплоснабжении", «О водоснабжении и водоотведении» "О газоснабжении в Российской Федерации", которые устраняют проблему наличия дифференцированных тарифов для различных групп потребителей коммунальных услуг (граждан и юридических лиц, предоставляющих внаем жилые помещения в арендном многоквартирном доме).
Принятие законопроекта обеспечит создание правовой основы для решения жилищной проблемы большого числа граждан Российской Федерации, которые не могут претендовать на получение жилого помещения на основании договора социального найма и одновременно не могут получить жилого помещения в пользование на основании предусмотренного главой 35 Гражданского кодекса Российской Федерации договора найма или приобрести жилое помещение в собственность, в том числе с использованием ипотеки.
1.5.5 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Действующая редакция Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает в качестве вопроса местного значения в сфере жилищного обеспечения только предоставление малоимущим гражданам жилых помещений по договорам социального найма (ст. 14 и 16 указанного закона). Предлагается в статьях 141 и 161 Федерального закона № 131 предоставить органам местного самоуправления поселений и городских округов право предоставлять гражданам в установленных жилищным законодательством случаях жилого помещения по договорам найма, некоммерческого найма жилого помещения, найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. Также предлагается восполнить пробел в отношении возможности предоставления жилого помещения жилищного фонда некоммерческого использования, а также специализированного жилищного фонда. Для этого в статье 50 необходимо предусмотреть возможность муниципалитетов иметь соответствующий жилищный фонд.