НИР Опыт строительства союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции
1.1 История становления Союзного государства Белоруссии и России
После распада СССР Белоруссия взяла курс на тесное сотрудничество с Россией, что вполне объяснимо. Ведь эта республика во многом зависит от поставок российского сырья и энергоносителей, Минск делал все от него зависящее, чтобы хранить хозяйственные связи с восточным соседом. Определенные ожидания связывались с оказанием материальной помощи в ликвидации последствий чернобыльской аварии. Одновременно белорусское руководство демонстрировало и политическую лояльность в отношении Москвы. Оно объявило о безъядерном статусе своей страны и признало Россию единственной правопреемницей Советского Союза в качестве ракетно-ядерной державы. Белоруссия - одна из немногих стран Содружества, выразивших заинтересованность в сохранении российского военного присутствия на своей территории. 6 января 1995 г. состоялось подписание рассчитанных на 25 лет российско-белорусских соглашений о завершении строительства и последующем использовании военных объектов в Барановичах, где находятся системы предупреждения о ракетном нападении, и о совместной эксплуатации аналогичных военных объектов в Вилейке.
Самое тесное сотрудничество во всех областях, прежде всего в экономической и военно-политической, заложило основу «особых» отношений между двумя странами. Точкой отсчета в процессе реинтеграции этих бывших союзных республик стал акт подписания Б. Ельциным и А. Лукашенко Договора об образовании Сообщества России и Белоруссии и решение Высшего совета Сообщества о первоочередных мерах по реализации указанного договора (2 апреля 1996 г.)
[1] . По сути, создавался политический союз двух стран, предусматривающий, в частности, взаимодействие их дипломатий во внешнем мире и совместные мероприятия в области обороны.
Год спустя Сообщество было преобразовано в Союз де-юре. 2 апреля 1997 г. стороны заключили Договор о Союзе России и Белоруссии, а 23 мая приняли Устав Союза. В Уставе содержится механизм функционирования этого объединения. Главным руководящим органом Союза был определен Высший совет. В качестве представительного органа было сформировано Парламентское собрание.
Союз России и Белоруссии стал приносить конкретные результаты. На его западных границах были созданы общая пограничная и таможенная службы, велась подготовка единого таможенного кодекса. Успешно работал Комитет по вопросам безопасности. Создавались благоприятные условия для углубления экономической интеграции, которая включает не только торговлю (кстати, товарооборот между нашими странами с 1996 по 2000 г. увеличился вдвое), но и регулирование совместной внешнеэкономической деятельности, производственную кооперацию. Интенсивно развивались связи Белоруссии (и ее отдельных областей) непосредственно с российскими регионами. Средства, выделенные из бюджета Союза, позволили дать старт ряду перспективных совместных программ, имеющих не только экономическое, но и большое социальное значение. 21 ноября 1999 г. был подписан Договор о создании единой энергетической системы России и Белоруссии.
Сотрудничество оборонных ведомств России и Белоруссии по своей интенсивности и по значимости совместно решаемых задач не имеет аналогов в отношениях каких-либо иных участников СНГ друг с другом. С 1 апреля 1996 г. национальные силы ПВО обеих стран несут совместное боевое дежурство, что кардинальным образом повышает уровень их безопасности. 19 декабря 1997 г. министры обороны России и Белоруссии подписали Соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере[2] и Договор о военном сотрудничестве [3]. Весьма успешно реализуется Концепция единого оборонного заказа, подписанная президентами союзных государств в апреле 1999 г. Военно-техническое сотрудничество включает также согласование экспорта-импорта вооружений, военной техники и продукции двойного назначения.
Россия и Белоруссия солидарно выступали по многим проблемам внешнеполитической сферы. Это касается и позиции двух стран относительно расширения НАТО, вопросов сотрудничества с третьими странами, оценки событий в Югославии и др.
Развивая всестороннее сотрудничество, ни в Москве, ни в Минске не скрывали, что образование Союза - это лишь промежуточный этап на пути к единому государству. Решение приступить к практической реализации данной цели было принято президентами двух стран 25 декабря 1998 г. и нашло отражение в соответствующей декларации.
После длительной подготовки 8 декабря 1999 г. был заключен Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии [4].
Еще на стадии обсуждения указанный Договор вызвал неоднозначную реакцию российских СМИ. Сторонники тесной интеграции считали, что предусматривающаяся Договором система власти и управления, а также принципы принятия решений не позволят новому объединению стать сильным сплоченным государством. Это будет всего лишь аморфная конфедерация, которая едва ли окажется долговечной. Противники сближения напротив, утверждали, что российская сторона берет на себя слишком жесткие обязательства, должна будет нести ответственность и за реформирование белорусской экономики, и за благосостояние ее граждан, и за внешнеполитическое поведение Минска. В принципе, с тех же позиций, но с обратным знаком, выступали белорусские националисты. Они усматривали в Договоре угрозу национальной независимости своей страны и пытались убедить сограждан в том, что естественным следствием слишком тесного сближения станет поглощение Белоруссии Россией.
Условия Договора таковы, что ни одна из сторон не утрачивает своего политического суверенита. Механизм принятия решений исключает ситуацию, при которой один партнер может навязать свою волю другому.
Разработчики документа отказались от идеи учреждения постов президента и вице-президента Союзного государства, и сошлись во мнении: решения содержательного порядка должны приниматься коллегиальными органами. Высшим органом Союзного государства определен, Высший Государственный Совет (ВГС), в который входят главы государств и правительств, руководители парламентов двух стран. Председателем ВГС является поочередно один из глав государств-участников, выполняющий, по сути, протокольные функции. Акты ВГС принимаются на основе единогласия государств-участников (ст. 34-37) [5].
В качестве законодательного и представительного органа, в соответствии с Договором должен быть создан Парламент Союзного государства, состоящий из двух палат - Палаты Союза и Палаты представителей. Первая формируется из числа депутатов национальных парламентов 6 человек с каждой стороны, а вторая избирается на основе прямых выборов по следующей квоте: 75 депутатов от России и 28 депутатов от Белоруссии (ст. 38, 39). Председатель палаты и заместитель не могут быть гражданами одного государства. Кроме того, Договор содержит норму, согласно которой решение Палаты представителей считается не принятым, если против него проголосовало более одной четверти от общего числа депутатов (ст. 42, 43). Иными словами не только российская сторона с ее 75 голосами, но и белорусская с ее 28 голосами может заблокировать любой законопроект.
Главной функцией Парламента является принятие законов и Основы законодательства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства (ст. 40). Если у главы хотя бы одного из государств-участников имеются возражения, то закон отклоняется. Но поскольку процедура повторного рассмотрения и преодоление отклонения не предусмотрена, то речь идет о так называемом праве абсолютного вето (ст. 43).
Главное - это содержательные аспекты интеграции. И здесь обращает на себя внимание то, что ряд важнейших областей жизнедеятельности, прежде всего экономического характера, передаются согласно Договору, в исключительное ведение Союзного государства. Это выработка и продвижение единой экономической политики, установление правовых основ общего внутреннего рынка, регулирование хозяйственной деятельности, осуществление единой денежно-кредитной, валютной, налоговой, ценовой, инвестиционной и таможенно-тарифной политики, функционирование единых транспортной и энергетической систем, управление союзной собственностью, а также проведение пограничной политики, разработка и размещение совместного оборонного заказа, деятельность объединенной системы технического обеспечения вооруженных сил, функционирование региональной группировки войск (ст. 7).
По вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства, его руководящие органы принимают нормативные правовые акты, подлежащие прямому применению на территории каждого государства-участника. Причем, и это следует подчеркнуть особо, в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства. Правда, данное положение не относится к коллизии норм закона или декрета Союзного государства и норм, содержащихся в конституциях или конституционных актах государств-участников (ст. 60, 61). Разработчики Договора исходили из того, что с его принятием Россия и Белоруссия сохраняют, с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий, суверенитет, независимость, государственное устройство, конституции и т.д. (ст. 6).
Именно этим объясняется то, что к совместному ведению Союзного государства и государств-участников, то есть к тесной координации действий без взаимной передачи суверенных прав, отнесены внешняя политика, вопросы обороны и безопасности, демократические преобразования, социальная сфера, развитие науки, культуры, образования, охрана окружающей среды (ст. 18). При этом призыв в армию и служба в вооруженных силах осуществляются на основании конституций государств-участников, общая армия не создается.
26 января 2000 г., после обмена ратификационными документами между президентами России и Белоруссии Договор о создании Союзного государства вступил в силу, что позволило приступить к его практическому воплощению. Содержание, этапы и сроки работы по передаче Союзному государству зафиксированных в Договоре предметов ведения, а также способы законодательного закрепления такой передачи, включая возможное внесение изменений в конституции двух государств, изложены в программе действий по его реализации.
Заявленные цели, безусловно, отвечают интересам народов России и Белоруссии, прежде всего в сферах безопасности и экономики.
Военно-политический союз позволяет России реализовать свои стратегические интересы на западе, поскольку хотя бы отчасти восстанавливает систему стратегической обороны на этом важнейшем направлении. Кроме того, союзнические отношения с Минском облегчают связь РФ с ее западным анклавом - Калининградской областью. Для Белоруссии же немалую роль в обеспечении ее безопасности играет не только «ядерный зонтик» России, но и военное сотрудничество.
Союз двух стран значительно укрепляет и их экономическую безопасность. В условиях постсоветского мира, когда Россия оказалась практически отрезанной от основных европейских рынков, беспрепятственный, относительно дешевый (если сравнивать со странами Прибалтики) и безопасный (если сравнивать с украинским маршрутом) транзит экспортно-импортных грузов, прежде всего российского углеводородного сырья (нефть, газ), является жизненно важным для нашей страны. Причем со строительством второй нити газопровода Ямал-Западная Европа и газопровода через Белоруссию и Польшу в Словакию в обход Украины значение белорусского коридора будет только возрастать. Кроме того, большинство авиалиний, соединяющих нашу страну с западным миром, пролегает над Белоруссией, а основные пассажиропотоки, движущиеся наземным транспортом из России в восточные и западноевропейские страны и обратно, проходят теперь через Брест.
Для Белоруссии огромное значение имеет бесперебойное снабжение (причем на льготных условиях) российским сырьем и топливом, а также подключение ее к энергетической системе России.
С ростом экспортных возможностей белорусской экономики, при том, что выход на европейские рынки весьма затруднен, будет возрастать роль России в качестве транзитного коридора для товаров, направляющихся из Белоруссии в страны Южной и Юго-Восточной Азии и в Дальневосточный регион.
Сложившееся в советское время разделение труда, когда Белоруссия была «сборочным цехом» страны, привело к тому, что только сохранение деловых связей между предприятиями-смежниками, независимо от государственной принадлежности, позволяет им выживать и развиваться в условиях рынка. Достаточно сказать, что три белорусских промышленных гиганта - Новополоцкое производственное объединение «Полимер», Минский автозавод и Минский тракторный завод создают 1 млн. 200 тыс. рабочих мест в России. Взаимными поставками продукции связаны сейчас 200 белорусских и около 800 крупнейших российских предприятий.
Белоруссия получает из России продукцию металлургической промышленности, заводское оборудование, комплектующие для многих видов изделий, что чрезвычайно выгодно и российской стороне, заинтересованной в устойчивом рынке сбыта. В то же время относительно дешевые и при этом качественные белорусские товары (бытовая техника, продукция деревообрабатывающей и легкой промышленности, грузовые автомобили, тракторы и т.д.) находят широкий спрос в России. Доля поставок из Белоруссии в оборонном производстве нашей страны достигает 15%. Главным образом это средства спутниковой связи, оборудование для радиостанций, радионавигационная аппаратура и другая наукоемкая продукция. По итогам 2011 г. Белоруссия заняла третье место (после США и Германии) во внешней торговле России. В свою очередь на долю России приходится 60 % общего внешнеторгового оборота Белоруссии.
Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство. Согласно Конституции Республики Беларусь единственным источником государственной власти является народ, осуществляющий ее непосредственно и через представительные органы. Обеспечение прав и свобод граждан является высшей целью государства.
Конституцией утвержден принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим представительным и законодательным органом является Национальное собрание Республики Беларусь, состоящее из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей формируется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства.
Глава государства — Президент Республики Беларусь. Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь, который возглавляет Премьер-министр.
Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального гражданского самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми органами государственного управления, местными представительными и исполнительными органами, юридическими и физическими лицами осуществляется Генеральной прокуратурой Республики Беларусь.
В Республике Беларусь зарегистрировано и действуют около 1033 общественные организации. Среди них: 17 партий, 34 республиканских профсоюза, 16 союзов общественных объединений и 125 прочих общественных объединений.
Политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения могут в соответствии со своими уставами и действующим законодательством принимать участие в выборах, иметь свои и пользоваться государственными средствами массовой информации, влиять на общественное мнение в сфере своей деятельности.
Действуют общественные объединения различной направленности — политические, экологические, молодежные, женские, спортивные, благотворительные, ветеранов, инвалидов, по интересам.
Республика Беларусь занимает выгодное географическое положение в центре Европы. Она расположена на пересечении железных дорог и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, линий связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами.
Первым межгосударственным документом в рамках хозяйственных отношений двух стран явилось Соглашение между правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации от 20 июля 1992 года о создании межгосударственных хозяйственных структур[6]. Ключевым для развития торгово-экономических отношений между Беларусью и Россией стало Соглашение о свободной торговле от 13 ноября 1992 года [7]. В этом Соглашении стороны, подтвердив суверенное право каждого государства проводить самостоятельную внешнеэкономическую политику, договорились, что по отношению к товарам, происходящим из таможенной территории одной из договаривающихся сторон и предназначенных для таможенной территории другой договаривающейся стороны, не применяются таможенные пошлины. Таким образом, для хозяйствующих субъектов независимых государств был создан преференциальный режим торговли товарами национального происхождения. Этот документ стал, по сути, международными правилами ведения взаимной торговли, установил правила определения страны происхождения товаров, принципы экономической конкуренции, порядок веления нетарифных мер регулирования, порядок разрешения взаимных споров.
Шестого января 1995 года Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь подписали в Минске Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений[8]. Тогда же было заключено Соглашение о Таможенном союзе, который должен был ориентироваться на общепринятые нормы в экономических отношениях. Таможенный союз был определен как экономическое объединение и должен основываться на следующих принципах:
а) наличие единой таможенной территории;
б) наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.
Таким образом, стороны договорились о велении взаимной торговли в режиме внутренней торговли.
Нормативно-правовая база Союзного государства начала формироваться в 1996 году. Некоторые правовые акты, принятые в рамках Сообщества и Союза, продолжают действовать до сих пор. В рамках Сообщества и Союза принимались нормативно-правовые акты Высшим Советом и Исполнительным Комитетом. Большинство данных нормативно-правовых актов затрагивали вопросы формирования и деятельности нового межгосударственного образования. Вместе с тем особое внимание уделялось проблемам обеспечения равенства прав граждан Беларуси и России.
В период с 1996 по 1998 голы Высшим Советом Союза Беларуси и России было принято около 40 решений. Среди них документы, регламентирующие вопросы в сфере обеспечения равных прав граждан на трудоустройство, оплаты труда и предоставления других социально-трудовых гарантий, приобретения в собственность, владения, пользования, распоряжения имуществом, обмена жилых помещений. Важные решения касались установления совместных действий по минимизации и преодолению последствий чернобыльской катастрофы. Так, осуществление ряда исследовательских медицинских программ по этой теме на территории обоих государств позволило не только эффективно распределить бюджетные средства, но и увеличить объем проводимых исследований в этой области, а также обеспечить передачу опыта одной стороны другой.
Необходимо отметить, что часть принятых в этот период решений закрепили единые подходы при установлении минимальных размеров оплаты труда, пенсионного обеспечения, выплат пособий и льгот для граждан Беларуси и России. В частности, решением Высшего Совета от 22 июня 1996 года №4 [9] было установлено, что граждане Беларуси, осуществляющие трудовую деятельность на территории России, а также граждане России, осуществляющие трудовую деятельность на территории Беларуси, имеют равные права с гражданами государства пребывания в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. При этом трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, взаимно признается за их гражданами.
Решениями Высшего Совета также были утверждены Положения об Исполнительном Комитете Сообщества Беларуси и России, Статут Высшего Государственного Совета, закреплены первоочередные организационные меры по реализации Договора об образовании Сообщества, определены механизмы реализации решении Высшего Совета и Исполнительного Комитета, для чего были созданы Таможенный комитет Сообщества, Пограничный комитет, Комитет по вопросам безопасности. Иными словами, была создана реальная правовая основа для полноценного функционирования Сообщества и возможности для реализации совместных программ.
В это время решениями Высшего Совета были утверждены программы синхронизации и единой направленности экономических реформ в Республике Беларусь и Российской Федерации, определяющие основные направления синхронного реформирования двух государств, согласованных действий в области внешней политики, экономической политики, борьбы с различными формами организованной преступности. Однако, к сожалению, программы синхронизации и единой направленности экономических реформ в Республике Беларусь и Российской Федерации реализованы не были.
Самый важный шаг второго этапа в 1999-2002 годах - создание Союзного государства. В декабре 1999 года Президент Российской Федерации и Президент Республики Беларусь подписали Договор о создании Союзного государства. Одновременно президентами двух стран была подписана Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства.
Таким образом, Договор о создании Союзного государства охватил все сферы жизни и деятельности, как государства, так и его граждан. Именно с этого времени начали создаваться программы по реализации принципов, прописанных в Договоре. В этот период была восстановлена параллельная работа энергосистем Беларуси и России, означающая объединение электростанций обоих государств в единое энергетическое кольцо, что позволило повысить надежность энергоснабжения потребителей Беларуси и западных областей Российской Федерации. Подобная система устройства энергетики существовала еще в Советском Союзе, обеспечивая бесперебойную и качественную подачу электричества потребителям.
Договором были определены принципы формирования единого экономического пространства. Установлено, что в Союзном государстве будет действовать унифицированное, а затем и единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое законодательство. Для создания единого экономического пространства государства-участники принимают согласованные меры по поэтапному сближению основных социальных и макроэкономических показателей развития и проводят единую структурную политику.
Кроме того, было принято очень важное решение о том, что в Союзном государстве поэтапно будет вводиться единая денежная единица с одновременным созданием единого эмиссионного центра. Также будет осуществляться единая политика в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов, и действовать общий рынок ценных бумаг. Необходимым для проведения согласованной финансовой политики признано создание единого законодательства в части обслуживания и погашения внешнего и внутреннего долга, порядка осуществления внешних заимствований и иностранных инвестиций.
Для создания единого экономического пространства, эффективного функционирования общего рынка товаров и обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы стороны должны синхронизировать этапы, сроки и глубину проводимых ими экономических реформ; создать единую нормативно-правовую базу для устранения межгосударственных барьеров и ограничений, равные возможности для свободной экономической деятельности. Обе стороны, участвующие в договоре, образуют унифицированную систему антимонопольного законодательства, налогов, государственной поддержки производства, режима инвестиций, норм и правил охраны труда.
22 июля 1999 года вступил в силу подписанный 25 декабря 1998 года Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан [10]. Положения Договора были направлены на повышение уровня жизни народов, создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности, обеспечение равных прав граждан на территории каждого из государств. Особое место в Договоре было отведено обеспечению равных социальных прав граждан: права на образование, медицинское обслуживание, трудоустройство и иные социально-правовые гарантии.
В 2000 - 2001 годах были проанализированы все возможные варианты объединения государств. Стало очевидно, что наиболее подходящая для наших государств модель объединения федеративно-кооперативного типа, что позволяет предоставить широкую самостоятельность каждому государству и в то же время совместно решать задачи создания обшей транспортной и коммуникационной инфраструктуры и охраны общих границ, определять судьбу национальных валют.
Только после этого стороны подошли к новому этапу предконституционному - разработке Конституционного Акта. Принятие Конституционного Акта позволило бы ответить на многие вопросы и решить целый ряд проблем, тормозящих развитие Союзного государства. Договор о создании Союзного государства гласит: «Союзное государство является светским, демократическим, социальным, правовым государством…» Как и любое другое, Союзное государство имеет свою систему государственных органов и нормативно-правовых актов. Граждане Беларуси и России одновременно являются гражданами Союзного государства.
Вместе с тем об окончательном завершении строительства Союзного государства и формировании его как единого государства говорить пока рано в силу ряда объективных причин. К сожалению, несмотря на то, что и Беларусь, и Россия предпринимают определенные меры, направленные на устранение этих причин, до настоящего времени остается ряд ключевых вопросов, требующих разрешения.
Самым главным на сегодняшний день вопросом остается принятие Конституционного Акта Союзного государства. Традиционно всякое правовое демократическое государство, реализуя свои цели и задачи, руководствуется каким-либо общим документом с конституционным статусом и идеологической направленностью. Принятие Конституционного Акта Союзного государства помогло бы усовершенствовать ныне действующую систему союзной государственной власти с учетом имеющегося опыта ее становления, определить единую правовую систему Союзного государства и установить механизмы реализации ее составляющих, а главное определить его государственное устройство.
Кроме того, для активизации становления правовой системы и усиления гарантий гражданам, Союзное государство нуждается в создании и эффективном функционировании легитимного представительного и законодательного органа, обеспечивающего формирование законодательной базы Союзного государства.
Одна из проблем Союзного государства касается объединения энергетики Беларуси и России. Федеральный закон об электроэнергетике, принятый в 2003 голу, предусматривает рыночное ценообразование на электроэнергию, что является неприемлемым для Республики Беларусь, проводящей иную экономическую политику в сфере электроэнергетики.
Не смотря на то, что ряд аспектов нуждается в доработке, наблюдается определенная позитивная тенденция. На сегодняшний день Беларусь и Россия предпринимают ряд мер по закреплению статуса единого Союзного государства, связанного со своими гражданами взаимными правами и обязанностями. Идет плодотворная работа по обеспечению равенства прав граждан государств-участников Союзного государства. Нельзя не отметить, что сами граждане государств постепенно начинают осознавать себя гражданами единого Союзного государства и обращаются в его государственные органы за защитой в случаях нарушения их прав, свобод и законных интересов.
[1] Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии (Подписан в г. Москве 02.04.1996).
[2] Соглашение между Российской Федерацией и республикой Беларусь о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере (заключено в г. Минске 19.12.1997).
[3] Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о военном сотрудничестве (Минск, 19.12.2007).
[4] Договор о создании Союзного государства (08.12.1999). Ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 02.01.2000 N 25-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 2, ст. 146).
[5] Договор о создании Союзного государства (08.12.1999). Ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 02.01.2000 № 25-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 2, ст. 146).
[6] Соглашение между правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации от 20 июля 1992 года о создании межгосударственных хозяйственных структур. (Заключено в г. Москве 20.07.1992).
[7] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле (Заключено в г. Москве 13.11.1992).
[8] Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (подписан в г. Минске 06.01.1995).
[9] Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».
[10] Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан (Москва, 25.12.1998).