НИР Опыт строительства союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции
2.8 Интеграционные процессы и правовое обеспечение национальной безопасности в Европейско-Азиатском регионе
Интеграционные процессы в Европейско-Азиатском регионе невозможны без крепкой системы национальной безопасности. Между тем третье тысячелетие началось с новых тревог и угроз безопасности народов и государств.
Мир меняется. Идущие в нем процессы глобальной трансформации таят в себе риски самого разного, зачастую непредсказуемого характера. В условиях мировых экономических и прочих потрясений всегда есть соблазн решить свои проблемы за чужой счет, путем силового давления [1].
Пересматриваются итоги Второй мировой войны, Хельсинские соглашения о незыблемости послевоенных границ. Растет популярность военного способа решения спорных вопросов (Ирак, Афганистан, Югославия, Ливия). Расширение НАТО на восток, размещение элементов американской системы ПРО на территории восточной Европы, цветные революции в странах СНГ и Северной Африке воспринимаются обществом весьма настороженно и противоречат интересам национальной безопасности.
В XXI веке на западную демократию приходится 95% агрессивных войн, причем применяли свои армии демократические западные страны против мирного населения. К границам России приближаются инструменты войны. Все мы помним истину, что заряженное ружье рано или поздно выстрелит.
Сегодня весьма актуально стоит вопрос о необходимости обеспечить безопасность Союзного государства, которое Президент России назвал «интеграционным ядром» СНГ, и создать условия для поступательного и неуклонного сближения всех стран Содружества. Особая роль в решении этой исторической миссии принадлежит народам Беларуси и России. Следует безотлагательно, на основе объективного анализа и всесторонней экспертной оценки угрозообразующих факторов исследовать их генезис, источники, динамику развития обстановки и выработать адекватную ситуации комплексную систему обеспечения безопасности Союзного государства. При этом основные усилия надо сконцентрировать на укреплении региональной безопасности, для чего необходимо выработать и последовательно претворять в политической практике меры по развитию отношений с государствами постсоветского пространства.
Сегодня с уверенностью можно констатировать, что система защиты границ наших государств успешно функционирует. Создана правовая основа отношений в сфере обеспечения безопасности, не имеющая аналогов. Принята военная доктрина – Концепция совместной оборонной политики. С 2000 года функционирует региональная группировка войск Республики Беларусь и Российской Федерации, где под единым командованием и по единым планам осуществляется боевое дежурство и проводятся военные учения.
В интересах военной безопасности реализовано более 20 специальных союзных программ и мероприятий. В рамках их исполнения более 800 военнослужащих и руководящих составов воинских частей России и Беларуси прошли обучение и подготовку, в том числе и по дефицитным воинским специальностям. И эти военнослужащие сейчас крайне востребованы, способны нести службу и выполнять задачи в условиях любой сложности. Многие объекты военной инфраструктуры оснащены современным оборудованием для различных видов и родов вооруженных сил России и Беларуси на средства бюджета Союзного государства. Более того, построен целый ряд новых военно-технических объектов, реализованы программы по борьбе с преступностью, по обустройству внешней границы Союзного государства, что, в том числе, позволяет успешно функционировать сегодня Таможенному союзу трех стран.
Концепция безопасности Союзного государства, принятая в 1999 году, реализована. В то же время, учитывая современные реалии, депутаты Парламентского Собрания выдвинули предложение о разработке проекта новой Концепции безопасности. Изменились вызовы и угрозы, были усовершенствованы национальные системы обеспечения безопасности. Сегодня перед нами стоят новые задачи. Теперь союзным парламентариям предстоит тесно работать с министерствами и ведомствами для формирования единого подхода в создании данного документа.
Назревшая общая заинтересованность государств в деле защиты от внешней агрессии способствовала созданию системы коллективной безопасности государств СНГ. Одной из важнейших правовых основ регионального сотрудничества в военной области в многостороннем формате явился Договор о коллективной безопасности (далее – ДКБ), подписанный главами девяти государств СНГ 15 мая 1992 г. в Ташкенте[2].
Формируемая в рамках ДКБ система коллективной безопасности определяется следующими положениями: политико-правовая основа: фундаментальные нормы международного права, универсально сформулированные в Уставе ООН; неуклонное следование принципам и нормам ООН, а также выполнение взятых на себя других международных обязательств, в том числе в рамках ОБСЕ; исключительно оборонительный и открытый характер Договора и системы коллективной безопасности; приоритет превентивных политических средств; осуществление прав государств на коллективную оборону исключает вмешательство в их внутренние дела. Принципиальное значение здесь имеет то, что коллективные военные меры могут быть предприняты только по законной просьбе государства-участника, подвергшегося агрессии, и только по решению высшего коллективного органа Договора – Совета коллективной безопасности, причем с обязательным уведомлением Совета Безопасности ООН; готовность к сотрудничеству с другими международными организациями и структурами коллективной безопасности, с которыми совпадают принципы и подходы, где есть взаимный интерес.
Заложенные в Договоре принципы и формы сотрудничества предопределяют реальную возможность государствам-участникам ДКБ стать составной частью систем общей и всеобъемлющей безопасности для Европы и Азии.
Следует признать, что на пространстве Содружества за прошедший период Договор сыграл важную роль в обеспечении национальной безопасности и территориальной целостности государств, способствовал становлению государственной власти и строительству национальных вооруженных сил. Формирование системы коллективной безопасности осуществляется поэтапно, с учетом развития военно-политической обстановки в мире.
Сотрудничество государств СНГ в военной области базируется на общих принципах: признания необходимости сохранения мира в качестве «раритетной ценности»; отказа от применения военной силы или угрозы силой как способа достижения политических, экономических или иных целей; неприменении военной силы первыми, в том числе неприменения первыми ядерного и другого оружия массового поражения; взаимного признания и уважения государственного суверенитета в отношениях между собой; приоритетности коллективных решений и мер по обеспечению военной безопасности и содействии укреплению международных систем безопасности; равенстве, взаимоуважении и партнерстве. Эти принципы позволяют тесно увязывать национальные и общие интересы в деле укрепления обороны, строительства и подготовки национальных армий. Они воплощаются в повседневной и скоординированной деятельности национальных вооруженных сил и органов управления ими.
Одним из наиболее ярких и показательных примеров сотрудничества государств-участников СНГ является создание и функционирование Объединенной системы ПВО, которое оказывает позитивное влияние на обороноспособность государств-участников СНГ. Важным практическим шагом в деле интеграции в рамках Объединенной системы ПВО стала организация совместного боевого дежурства по противовоздушной обороне с целью охраны внешних границ государств Содружества. Дальнейшее совершенствование Объединенной системы ПВО осуществляется в направлении повышения безопасности использования воздушного пространства государств Содружества, развития объединенной системы ПВО в региональных системах коллективной безопасности, а также разработки основ применения объединенной системы ПВО и военной авиации государств-участников в ходе проведения миротворческих и других операций.
Среди выработки предложений для укрепления международной безопасности Союзного государства – снижение рисков для наших стран от потенциальных опасностей необходимо более активно реализовывать принцип предотвращения, используя накопленный международными структурами опыт превентивной дипломатии, применять опыт работы долгосрочных миссий и Верховного комиссариата ОБСЕ по делам национальных меньшинств. Без пристального внимания не остается ни одного направления международной безопасности Союзного государства: согласованная антинаркотическая политика и обеспечение информационной безопасности, приграничное сотрудничество, финансовая, технологическая, продовольственная, транспортная и другие виды безопасности [3].
Становление интеграции непосредственно обусловлено политическим процессом в двух его основных аспектах: внешнеполитическом (глобализация) и внутриполитическом (демократизация). В условиях глобализации борются противоречивые тенденции к интеграции и дезинтеграции, однополярности и многополярности, силовому диктату и равноправному партнерству. Представляется, что с точки зрения геополитической на место России в мире и ее безопасность наибольшее влияние будут оказывать три обстоятельства, во-первых, стремление США к «мировому лидерству», во-вторых, направленность развития, политика Китая, в-третьих, международный терроризм, который становится особо опасным при использовании его в своих интересах господствующими в мире международными силами. При этом Россия выдвигается в число мировых держав и все более осознает свою роль геополитического моста между Европой и Азией, Севером и Югом.
Выступая на форуме, в Москве «Россия 2012» В.В.Путин отметил, что предстоящее десятилетие – это время вызовов, рисков и трансформаций. «Появятся новые центры силы, и мы надеемся, что Россия станет одним из них. Мы вступили в ВТО, заработало ЕЭП на постсоветском пространстве. Мы движемся и к более глубокой интеграции – Евразийскому союзу. ВВП ЕЭП по паритету покупательной способности – 3,3 трлн. долларов – уступает только Китаю, США, Японии и Германии. Россия сейчас на 6-м месте по ВВП и имеет реальный шанс войти в пятерку. У нас высокая норма сбережений [4].
У России нет противоречий между развитием отношений с Евросоюзом и углублением интеграции на пространстве СНГ. Объединение экономических потенциалов в формате Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана призвано способствовать укреплению конкурентных преимуществ наших стран на мировых рынках, успешному развитию экономик и тем самым повышению благосостояния наших граждан. Как отмечает Нурсултан Назарбаев, «Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси – это первая на пространстве всего СНГ действительно добровольная и равноправная форма интеграции. Она впервые в истории сближает народы наших стран на основе взаимоуважения, сохранения национальной самобытности и осознания неразрывности общего будущего. Последовательная трансформация Таможенного союза в Единое экономическое пространство, а со временем, в чем я абсолютно уверен, в Евразийский экономический союз станет мощным стимулом для процветания наших народов, выведет наши страны на ведущие позиции в глобальном мире»[5].
Нурсултан Назарбаев отмечает, что «Евразийский союз – это мегапроект, соизмеримый со сложными вызовами настоящего и будущего. Он имеет все шансы стать органичной частью новой мировой архитектуры» [6].
Он считает, что необходимо «оперативно разработать и принять совместную Программу евразийской инновационно-технологической кооперации, рассчитанной на перспективу 10–15 лет» [7].
Мы живем в новой реальности. Единое экономическое пространство (ЕЭП), начавшее действовать с 1 января этого года и включающее в свою орбиту Беларусь, Казахстан и Российскую Федерацию, означает переход к следующему за Таможенным союзом этапу интеграционного строительства. Согласно Декларации о евразийской экономической интеграции, подписанной главами трех государств в ноябре 2011 года, ЕЭП основано на нормах и принципах ВТО и открыто на любом этапе своего формирования для присоединения других стран.
Сегодня на планете нет региона, где государства не были бы так или иначе вовлечены в интеграционные процессы. Мир все больше осознает выгоды интеграции. Все присутствующие на мировой шахматной доске страны в той или иной форме стремятся к объединению. По отраслевым экономическим интересам – как нефтяной ОПЕК, по развернутым экономическим – как БРИКС, по военно-политическим – как НАТО, по геополитическим – как Европейский союз. Лидеры 12 государств, составлявших так называемое Европейское сообщество, подписали договор о создании Европейского союза и тем самым фактически заложили основы новых политического и валютного союзов, принципы общей внешней политики, разграничили полномочия между общеевропейскими и национальными институтами. В сообществе, девиз которого «Единство в многообразии», это многообразие, экономическое и политическое, пока перевешивает единство. Но сам проект «Соединенных Штатов Европы» доказывает, что в современном мире альтернативы интеграции просто не существует.
Азия представляет контрастную картину интеграции. Здесь присутствует огромное многообразие региональных и межрегиональных экономических сообществ, самое заметное из которых – АСЕАН, объединяющая страны Южной Азии. Однако крупнейшими не только в Азии, но и во всем мире являются два интеграционных механизма – Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).
Шанхайская организация сотрудничества основана в 2001 году Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном [8]. Общая территория стран, входящих в ШОС, составляет 30 миллионов квадратных километров - 60% территории Евразии, численность населения – 1,5 миллиарда человек, четвертая часть населения планеты.
В середине 2000-х годов Россия стремилась превратить ШОС в организацию в первую очередь военного характера, связанную обязательствами по взаимной обороне и прямо противостоящую НАТО и США. Однако силовая составляющая ШОС была переориентирована на борьбу с терроризмом и экстремизмом, с контрабандой наркотиков и трансграничной организованной преступностью. На последнем саммите в Астане в 2011 году была принята Антитеррористическая стратегия ШОС на 2011-2016 годы с учетом предстоящего ухода сил НАТО из Афганистана. Президент Казахстана Назарбаев предложил создать в рамках ШОС Совещание по укреплению территориальной и региональной безопасности и принимать в его рамках превентивные меры в потенциальных «горячих точках» в зоне ответственности организации.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество – форум 21 страны Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки. В организацию входят также Россия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур и Гонконг. АТЭС объединяет около 60% мирового ВВП, 48% мировой внешней торговли, в странах – членах организации проживают 2,6 миллиарда человек – одна треть населения планеты. Кроме того, этот регион признан самым динамичным в мире – за последние десять лет на его долю приходится 70% мирового экономического роста. В сентябре 2012 года впервые в России, во Владивостоке, пройдет саммит АТЭС. Его значимость для социально–экономического развития России, прежде всего для Сибири и Дальнего Востока, очевидна.
России есть, что предложить партнерам для решения энергетических, транспортных, научно-технологических, природоохранных проблем АТР, для развития полноценного межцивилизационного диалога и всестороннего обеспечения региональной военно-политической стабильности, взаимодействия в сфере чрезвычайного реагирования и эффективной борьбы с международным терроризмом. В принятой на Гавайях Декларации лидеров АТЭС четко сказано, что «наш регион является авангардом глобального роста» («our region is now the vanguard for global growth»). Президент России опубликовал статью к началу председательства РФ в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество»[9].
С учетом успешного завершения процесса вступления России в ВТО она готова к переговорам о заключении соглашений о свободной торговле с экономиками – участницами АТЭС, выступая здесь совместно с Казахстаном и Беларусью, то есть как Таможенный союз. Россия намерена способствовать дальнейшему наращиванию взаимодействия в рамках АТЭС в целях обеспечения продовольственной безопасности. Россия входит в число ведущих поставщиков энергии на мировой рынок. Однако в АТЭС мы планируем акцентировать не только темы торговли энергетическим сырьем, АТР входит в число зон мира, в наибольшей степени подверженных воздействию стихий. Землетрясения и цунами, техногенные катастрофы и эпидемии, к сожалению, подтверждают необходимость активизации усилий, повышающих готовность экономик – участниц АТЭС к природным катаклизмам и другим чрезвычайным ситуациям. Несомненно, в этом регионе будет происходить усиление сотрудничества всех игроков, но наряду с этим на фоне сотрудничества обострится и конкуренция. Например, с одной стороны, США – единственная на сегодняшний момент сверхдержава, а с другой стороны – поднимающийся Китай. Или, например, Китай и Япония – страны, которые имеют огромный потенциал сотрудничества, но и не менее значительные противоречия.
Мы являемся свидетелями крутого поворота в истории, способного привести к радикальным изменениям геополитического ландшафта. На наших глазах и при нашем активном участии формируется новая полицентричная система международных отношений, в которой Россия должна закрепить свои позиции одного из ведущих государств мира. Система должна быть справедливой и устойчивой, опираться на сотрудничество ведущих государств и интеграционных объединений на основе уважения принципов международного права.
Важно сделать решительный шаг вперед в реформе международного права, не стоять на тех его принципах, которые разрабатывались в годы холодной войны или в годы предшествующие, выступать за строительство новой архитектуры европейской безопасности, учитывающей интересы государства. Международное право уже не может защитить суверенитет и территориальную целостность государства, не обладающего достаточной силой для отражения возможной агрессии. А война, к сожалению, негласно признается некоторыми государствами приемлемым инструментом их внешней политики. В этих условиях, необходимо создавать новую систему безопасности, не только европейской, но и центрально-азиатской. Авторами доклада выявлены основные направления решения данной проблемы:
1) анализ событий в интересах выявления основных тенденций возникновения и развития локальных и региональных конфликтов и кризисных ситуаций. Определено их влияние на состояние международной и национальной безопасности России на современном этапе. Формулируются основные сценарии эскалации конфликтности и нахождения условий наиболее эффективного воздействия с целью ее блокирования и предотвращения. Исследована правовая база, структура и механизмы реализации задач по предотвращению и урегулированию кризисных и конфликтных ситуаций.
Анализ места и роли войны, военных конфликтов в системе государственной политики позволил вскрыть системно-деятельностную природу военной политики. В системе военной политики выделены два блока: организационно-структурный и деятельностно-функциональный.
Становление новой военной политики России в период 1991 – 2011 гг. исследовано в двух основных аспектах: внешнеполитическом – через анализ современных геополитических вызовов и угроз для России и оформления новой Военной доктрины; внутриполитическом – в аспекте демократизации армии, укрепления ее законодательных основ и осуществления военной реформы.
2) Исследование зоны силового противостояния (Ближний Восток, Курдистан, Балканы). Особое внимание сконцентрировано на проблемах границ в Центральноазиатской региональной подсистеме, где накопилось много факторов нестабильности. Изучен опыт развития ситуаций в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии и Ираке. Особый акцент сделан на влиянии социально-экономического положения, межэтнических и межконфессиональных противоречий, соотношения архаичных и модерновых (современных) социальных структур, уровень компетентности и адаптивности политических элит, степень конкурентности и благоприятности регионального окружения, значение эффекта «переливания», как на ключевые параметры, влияющие на динамику конфликтности. Возникают зоны нестабильности и искусственно подогреваемого, управляемого хаоса. Причём прослеживаются целенаправленные попытки спровоцировать такие конфликты в непосредственной близости от границ России и наших союзников. Мы видим, как девальвировались и разрушались базовые принципы международного права. Особенно в сфере международной безопасности.
3) Изучение ситуации на постсоветском пространстве с точки зрения выявления потенциала эскалации существующих и проявления новых конфликтов вблизи границ России. Особый упор сделан на перспективы развития ситуации в проблемных точках: Приднестровье, Грузия, Нагорный Карабах, Центральная Азия. Выявлены возможности оказания управляющих воздействий на эти ситуации в интересах национальной безопасности Российской Федерации. Осложняет ситуацию, во-первых, то обстоятельство, что кризис охватывает одновременно несколько стран, находящихся в непосредственной близости от государств, на территории которых размещены современные вооружения, в том числе ядерные, сложнейшие технологические производства. Во-вторых, некоторые государства, граничащие с конфликтными зонами в СНГ (Афганистан, Иран, Турция, Румыния), оказываются так или иначе втянутыми в конфликты. В-третьих, конфликтные зоны на территории СНГ расположены в непосредственной близости от районов, где высока активность исламского экстремизма. Для ряда новых независимых государств, переживающих этап возрождения исламских ценностей, это и угроза иностранного вмешательства во внутренние дела под прикрытием религии. В-четвертых, затрудняют выход из конфликта превратно понимаемые политические цели и национальные интересы, в частности, в отношении суверенитета и независимости. В перспективе, несомненно, будут иметь место многие разновидности межэтнических конфликтов, связанные с проблемами совместного проживания больших и малых народов. В первую очередь, возможно, ими станут конфликты, связанные с ущемлением политических и экономических прав меньшинств. Основным средством их урегулирования могут стать оперативно принятые законодательные и политические акты и усилия федерального центра.
4) анализ среднесрочного и долгосрочного прогноза угроз международной и национальной безопасности, вызванных кризисными ситуациями и конфликтами в мире, определения их влияния на основные сферы национальной безопасности – военную, экономическую, экологическую безопасность и обороноспособность страны и др.
Потенциальные угрозы разделены на четыре основные группы.
Первая группа включает угрозы, имеющие геополитическую природу и несущие опасность геополитическим интересам нашей страны, ее геополитическому положению и статусу в мировом сообществе. Данные угрозы направлены против территориальной целостности и независимости внешней политики российской державы.
Вторая группа – состоит из угроз, имеющих геоэкономическое измерение и способных нанести ущерб фундаментальным экономическим интересам России, ослабить ее позиции в международных экономических отношениях, создать затруднения для поступательного роста экономического потенциала нашей страны, повышения благосостояния народа и укрепления обороноспособности страны.
К третьей группе , отнесены угрозы в энергетической и ресурсной сфере, которые могут создавать препятствия развитию Российской Федерации как мировой энергетической державы, выражаться в претензиях иностранных государств на природные богатства нашей страны на ее колоссальную базу естественных ресурсов.
В четвертую группу объединены угрозы, непосредственно имеющие военный характер. Устранение подобных угроз связано с недопущением ситуаций, при которых могла бы быть совершена военная агрессия в отношении Российской Федерации или нападение на ее воинские контингенты и граждан, находящихся за пределами нашего государства. Центр тяжести в достижении благоприятного хода и исхода войны для любой из противоборствующих сторон устойчиво переместился с действий наземных сил в сторону действий сил, основной сферой применения которых является воздушно-космическое пространство. Наиболее опасным в плане возможного перерастания локального вооруженного конфликта в крупномасштабную войну остаются Западное, Юго-Западное и Восточное направления, на которых имеется большое количество потенциальных очагов напряженности и наиболее мощные группировки вооруженных сил, в том числе группировки СВКН. Главную военную опасность по-прежнему представляет блок НАТО во главе с США.
5) Исследования ранней диагностики возможных военных конфликтов в воздушно-космическом пространстве. Выявлено противоречие между нарастанием угроз военной безопасности РФ в воздушно-космическом пространстве и отсутствием позволяющей нейтрализовать эти угрозы во всем диапазоне возможных изменений военно-политической обстановки системы мер обеспечения военной безопасности РФ в воздушно-космическом пространстве на уровне оборонной достаточности. Нет сомнений в том, что группировке межконтинентальных баллистических ракет РВСН вполне по силам в перспективе преодолеть созданную в перспективе американо-натовскую систему ПРО. Однако сохранение этой способности впоследствии весьма проблематично. К 2020 году группировку наземных межконтинентальных баллистических ракет в любом случае придется полностью обновить, усилить все атомные подводные лодки новыми баллистическими ракетами, создавать крылатые ракеты с отделяющимися боевыми частями. Подтверждена необходимость концентрации сил авиации, ПВО и РКО в единой системе ВКО и обеспечение безопасности их применения требует единства автоматизированного управления ими в масштабе ВС РФ.
На ближайшую перспективу приоритетом строительства ВКО является создание системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, обеспечивающей предупреждение об обезглавливающих и разоружающих ударах баллистическими и крылатыми ракетами по объектам военно-стратегического управления и СЯС. Помимо этого планируется завершить разработку перспективных образцов ВВТ, их серийное производство и поставку в войска.
Основными направлениями развития войск ВКО являются:[10] наращивание возможностей разведки воздушно-космического пространства в интересах предупреждения об ударах СВКН противника, в частности начало развертывания единой космической системы обнаружения и боевого применения в составе четырех космических аппаратов, что даст возможность круглосуточного контроля всех ракетоопасных районов в Северном полушарии; ввод в боевой состав трех новых РЛС, созданных по технологии ВЗГ, что обеспечит ликвидацию имеющихся пробелов в радиолокационном поле наземного эшелона системы ПРИ; завершение создания РЛС загоризонтного обнаружения воздушных объектов в одном из населенных пунктов; проведение работ по сокращению типажа средств радиолокационной разведки за счет разработки и приема на вооружение эффективных РЛС и модернизация существующих; создание и модернизация всего номенклатурного ряда специализированных средств контроля космического пространства.
6) Анализ основных сценариев возникновения и развития современных локальных, региональных конфликтов и кризисных ситуаций в сфере международной безопасности.
Основными тенденциями развития военно-политической обстановки в мире на обозримую перспективу будут являться:
1. Глобализация различных сфер и процессов мировой экономики, выражающаяся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок передовых технологий, информации, товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
2. Возрастающая зависимость экономики развитых государств от природных ресурсов в сочетании с их естественным истощением будет сопровождаться последовательным снижением уровня общественного производства и потребления. С учетом растущей численности населения развивающихся стран, ограниченности топливных запасов и прямой зависимости от них совокупного валового продукта мировую экономику, по оценке специалистов, в первой половине XXI века ожидает неизбежный кризис, который вызовет столкновение интересов практически всех субъектов мирового сообщества. Следствием может явиться увеличение напряженности международных отношений, рост интенсивности военных конфликтов за перераспределение энергетического сырья с одновременным применением широкомасштабных экономических, финансовых и информационных мер насилия.
3. Последовательное нарастание активности и агрессивности экстремистских мусульманских движений, сопровождающееся распространением радикальных исламских настроений на весь арабский мир и мусульманское население близлежащих стран, организацией в этих странах повстанческих движений, локальных боевых действий и многочисленных террористических акций.
4. Растущая военная и экономическая мощь Китая и восстанавливающийся потенциал России будут инициировать усилия США и Запада на растущее противодействие развитию этих государств. Основным направлением этих усилий на первом этапе противодействия будет дальнейшее стремление к продвижению НАТО на Восток с целью создания непосредственного вооруженного присутствия войск альянса на наших южных и западных границах и приближения зоны ответственности блока к западным областям Китая.
На втором этапе противодействия, по мере достижения Китаем военно-экономического могущества, способного эффективно противостоять планам США, не исключен вариант упреждающего силового воздействия на Китай, а вместе с ним и Россию, что по существу будет означать развязывание Третьей (в классическом понимании) Мировой войны, в ходе которой одним из главных средств достижения поставленных целей будет высокоточное оружие, а также, возможно, и оружие массового поражения.
5. Наиболее активным участником всех кризисных событий будут являться США, которые, поддерживая своей мощью ту или иную сторону конфликтующих субъектов, будут стремиться извлекать из своего участия максимально возможную выгоду. С другой стороны, великодержавная политика Вашингтона в отношении остального мира, включая своих партнеров по блоку НАТО, пренебрежение в угоду своим интересам международным общественным мнением и решениями официальных органов мирового сообщества будет сопровождаться дальнейшим ростом антиамериканских настроений. В целом анализ военно-политической обстановки в мире и тенденций ее развития свидетельствуют о том, что военные конфликты противоборствующих сторон в ближайшем и обозримом будущем являются неизбежными. Их количество, видимо, будет расти, а масштабы увеличиваться. Вооруженные Силы России должны готовиться к военным конфликтам с самым передовым в военно-технологическом оснащении противником. Появляется все более признаков, позволяющих считать, что и возможная крупномасштабная война будет скоротечной. Это определяется наличием высокоточных, мощных, разрушительных видов оружия, применяемых в различных сферах, и особенно новейшими достижениями по созданию средств и методов борьбы в информационной сфере. Поэтому наивно и ошибочно считать, что в ходе войны удастся развернуть военную экономику, наверстать упущенное, накопить необходимые стратегические ресурсы для ведения напряженных операций. Рассчитывать необходимо исключительно на ресурсы, которые удалось накопить заблаговременно в мирное время. Национальная стратегия РФ должна состоять в сохранении стратегического ядерного потенциала сдерживания в создании всевысотной ВКО. При сохранении стратегического ядерного потенциала сохраняется возможность сегодняшние вынужденные уступки в будущем пересмотреть в нашу пользу и оставаться великой державой. Вместе с тем текущая и грядущая обстановка диктуют: для обеспечения национальной безопасности мы должны быть способны создать угрозу нанесения неприемлемого ущерба любому потенциальному агрессору неядерным оружием.
Традиционными способами, учитывая наше нынешнее положение, мы вряд ли сегодня это сможем. Нужен иной подход – создать угрозу неотвратимого поражения на территории противника жизненно-важных экономических объектов (топливно-энергетического потенциала, транспортной, кредитно-финансовой систем и т.п.) обычными высокоточными средствами. Поэтому, используя существующий научный задел за счет качественных параметров развить свой неядерный стратегический потенциал и создать систему неядерного сдерживания.
Необходимо усилить в теоретическом отношении, а отсюда и в плане практической политики, целеполагающий блок Военной доктрины, развертывание военной реформы. Особую важность при этом составляет определение политической и военной стратегии России. Асимметричная военная стратегия отвечает общему духу современной внешней политики России с ее установками на «мягкую силу», «мирное наступление» на сторонников силового диктата, стратегии «превентивных ударов», военно-политического «кордона» против России и др.
7) Определение комплекса мер политико-дипломатического, экономического, правового, информационного, военного и иного характера по минимизации угроз национальной безопасности в связи с возникновением и развитием кризисных ситуаций и конфликтов в различных регионах мира и в непосредственной близости к государственной границе России.
Разработаны методики предупреждения межнациональных конфликтов и проведения миротворческих операций с учетом событий в Югославии и странах СНГ. Разработана классификация состояний по международной безопасности с установлением уровней безопасности последовательно по каждому индикатору, сфере жизнедеятельности (индикативному блоку) и безопасности в целом с отнесением состояния к определенному классу по степени тяжести (опасности или риска опасных последствий).
Для этой цели вводятся градации оценок ситуаций по каждому из индикаторов безопасности: нормальная, предкризисная, кризисная.
Рассмотрены принципы формирования пороговых значений индикаторных показателей международной безопасности (переход через которые ведет к возрастанию проявления и степени действия угроз безопасности) на основе которых страны в мире группируются в сходные группы по значениям пороговых уровней по каждому из индикаторов международной безопасности. При этом для определения пороговых значений для каждой из групп используется специальный математический аппарат.
Разработана методика оценки эффективности системы мер по обеспечению военной безопасности в воздушно-космическом пространстве в данных геополитических условиях, конкретных конфликтах. С ее помощью определены основные показатели обеспечения военной безопасности государства в воздушно-космическом пространстве и способности: принятия мер, адекватных характеру возможных угроз; снижать эффективность разведывательной деятельности иностранных государств в воздушно-космическом пространстве; пресекать терроризм и другую противоправную деятельность в воздушно-космическом пространстве; осуществлять выборочное ядерное и неядерное сдерживание возможного агрессора от воздушно-космического нападения (наиболее значимый показатель); нанесение неприемлемого ущерба противнику; обеспечение способности предотвратить возможный ущерб (защищать население, объекты и войска от ударов из воздушно-космического пространства на уровне приемлемого ущерба).
8) Рассмотрение миротворчества по урегулированию этнополитических проблем как системы мер, осуществляемых государством по учету, сочетанию и реализации национальных интересов, решению противоречий в сфере национальных отношений силовыми средствами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства (принуждение к миру (peace-enforcement), строительство мира (peace-building), постконфликтная деятельность (миростроительство), способствование миру (peacemaking)). Несмотря на накопленный определенный опыт в миротворческих операциях, мировому сообществу не удалось создать систему «раннего предупреждения» этнополитических конфликтов.
Сегодня выделяются наиболее распространенные виды миротворческих операций: превентивная дипломатия, принуждение к миру, поддержание мира и миростроительство. Они имеют широкий спектр способов урегулирования этнополитических конфликтов: переговоры с воюющими сторонами и местными властями; осуществление связи и взаимодействия; гуманитарная помощь; медиативно-правовая координация конфликтующих сторон; экспортирование материальных средств; мониторинг и осуществление контрольных функций; охрана важных районов или чувствительных объектов; сбор и контроль вооружения воюющих сторон. Основными проблемами при этом могут стать недостаточная разработка единых нормативно-правовых актов, отсутствие согласованных подходов по использованию военной силы; наличие двойных стандартов по отношению к конфликтующим сторонам; несогласованность военных и гражданских аспектов операций; различие в требованиях по подготовке личного состава; слабая совместимость управления; отсутствие совместной информационно-аналитической деятельности органов управления и национальных сил; недооценка роли СМИ; наличие «языкового барьера».
Реализация норм международного права при урегулировании конфликтов при этом как миротворцами, так и суверенными национальными правительствами остается основной формулой установления мира для всех. Очевидно, что в нынешней обстановке в мире многонациональные силы будут использоваться все чаще. Меры по преодолению присущих миротворческим операциям по урегулированию этнополитических конфликтов трудностей включают разработку общей доктрины миротворчества, единого порядка действий при решении этих задач, установление стандартов в подготовке военного персонала и подразделений. Для этого имеется разносторонний опыт проведения многонациональных операций, а среди его участников есть страны, обладающие наибольшим опытом миссий под эгидой ООН.
По результатам изложенного можно сделать вывод, что в сложившихся геополитических и экономических условиях для Российской Федерации необходимо постоянно и своевременно выявлять изменения военных угроз и в соответствии с ними вырабатывать, оценивать и реализовывать организационно-фактические и правовые меры по обеспечению безопасности страны, раннему предупреждению конфликтов и кризисов, которые могут привести к войне.
[1] Путин В.В. Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить.
[2] Информационный бюллетень СМО государств–участников СНГ. 1996. №2. С.98.
[3] Осипов М. Новые условия старого блока // Союзное вече 19–25.01.2012. С.4.
[5] Там же.
[6] Союзное вече №50 3–9 ноября 2011, С.4.
[7] Союзное вече №50 3–9 ноября 2011, С.7.
[8] Шанхайская организация сотрудничества, включающая сегодня Китай, Россию, Киргизию, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан, была создана в 1996 году с узкой практической целью - урегулирование пограничных вопросов между Китаем, с одной стороны, и странами бывшего СССР - с другой (поэтому Узбекистан, не имеющий границы с КНР, изначально не был членом организации). После того как вопрос в целом был решен, организация не была распущена и продолжает существование до сих пор, даже расширившись. Кроме 6 полноправных членов в ШОС входят 4 страны-наблюдателя: Индия, Пакистан, Иран и Монголия. Кроме того, Беларусь и Шри-Ланка имеют статус партнеров ШОС. В рамках организации действуют советы глав государств, глав правительств и министров иностранных дел, совещания руководителей министерств и ведомств, совет национальных координаторов, региональная антитеррористическая структура и секретариат.
[9] Медведев Д.А. Интеграция — в целях развития, инновации — в интересах процветания // Союзное вече 2–8.02.2012.
[10] Остапенко О. ВКО: Начало большого пути // ВПК №5 (422), 8 февраля 2012.