НИР Опыт строительства союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции
2.10 Организация общественного обсуждения вопросов евразийской интеграции
Единое информационное пространство Союзного государства уже существует. Большинство российских СМИ доступны белорусам. Белорусские предпринимают активные и небезуспешные шаги для выхода на российский информационный рынок. Наконец, есть СМИ Союзного государства, возможности которых в общем объеме предоставляемой информации пока невелики, но они неуклонно растут. Спокойный и объективный стиль в подаче информации об интеграционных процессах импонирует и белорусам и россиянам. Это позволяет союзным СМИ расширять число своих сторонников, увеличивая степень своего влияния.
Единое информационное пространство формируется двумя путями.
Первый - сближение и координация работы национальных информационных пространств. Второй путь развитие собственных союзных СМИ. Последние ставят перед собой задачу способствовать скорейшему строительству Союзного государства и снятию препятствий к этому в правовой, производственной, социальной и информационной сферах.
Прежде всего, это газета «Союз. Беларусь - Россия» официальное издание Совета Министров Союзного государства, газета Парламентского Собрания «Союзное вече». Радиослушателям «Маяка», «Юности», «Радио России», «Голоса России» хорошо известны информационные и аналитические программы о Союзном государстве. Многие телезрители в Беларуси и России с интересом ждут новых выпусков информационной общественно-политической телепрограммы «Москва-Минск», программы о селе и его обитателях «Крестьянские ведомости. Новый век», программы «Тележурнал», «Союз», программы о спорте «Его величество Бокс» и т.д.
Сравнительно новый телевизионный проект - цикловая телепрограмма «Вокзал Победы», посвященная 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Наконец, электронный портал «Союз-Инфо» - информационное электронное агентство, на новостной ленте которого в течение суток появляются сообщения обо всех наиболее значимых событиях Союзного государства. Это лишь некоторые из реализуемых проектов.
Для наиболее эффективного выстраивания взаимодействия белорусских национальных и российских федеральных теле-радиоканалов, печатных СМИ разрабатывается программа Союзного государства «Формирование единого информационного пространства в области СМИ». Разработка этой программы предусмотрена Перечнем мероприятий по реализации Договора о создании Союзного государства. В новой программе будет предусмотрен ряд мер по унификации законодательства Беларуси и России в информационной сфере, в том числе по обеспечению прав журналистов, работающих в Беларуси и России, меры по созданию новых союзных СМИ.
Телерадиовещательная организация Союзного государства (TPO Союза) создана в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России[1], который был подписан 22 января 1998 года. Создание этой организации позволило запустить в эфир «Маяка», «Юности», «Радио России», а с 2002 года и «Голоса России» регулярные программы радиостанции «Союз». Эта радиостанция была создана TPO Союза совместно с редакцией газеты «Союзное вече» и Союзной общественной палатой. По заказу TPO Союза стали регулярно выходить телепрограммы «Москва-Минск», «Союзное вече», «Крестьянская застава» (с 2003 года выходит под названием «Крестьянские ведомости. Новый век»), «Его величество Бокс» и другие. Радиослушатели «Маяка», «Юности», «Радио России» с интересом ждут выхода программ радиостанции «Союз». С 2003 года в эфире «Голоса России» регулярно выходят программы, посвященные Союзному государству. В 2010 году Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь было предложено руководству Телерадиовещательной организации Союзного государства включить в сценарное наполнение телепрограммы «Время Союза» данные некоторых социологических опросов, которые проводились по одинаковому инструментарию в Республике Беларусь и в Российской Федерации.
В ходе переговоров совместно с творческой группой телепрограммы было отобрано 12 тем, которые представлялись достаточно интересными, как для белорусов, так и для россиян и по которым ведущие социологические центры Российской Федерации уже проводили опросы российских граждан. Затем аналогичные вопросы были заданы и гражданам Беларуси. Полученные и обобщенные результаты таких исследований в итоге стали основой для разработки непосредственно сценариев телевизионных программ, что включало в себя определение состава участников, подготовки вопросов для их интервью и т.д.
Необходимо отметить, что телеканал ТРО, как общественный информационно-публицистический телеканал в значительной степени по своему контентному наполнению подходит для создания так называемых социологических передач, как экранных произведений, исследующих с помощью телевизионных средств актуальные проблемы общества.
Основу круглосуточного вещания телеканала ТРО составляют информационные, цикловые информационно-публицистические, культурно-познавательные передачи, документальные и художественные фильмы. При этом стержневым элементом вещания канала являются информационные и информационно-аналитические программы. В основу концепции и программной политики телеканала заложена идея обратной связи с телезрителями, максимальный учет их мнения при формировании сетки вещания, позитивная направленность программ. Поэтому принятый подход к применению социологических данных позволил значительно расширить возможность социального диалога двух экспертов (российского и белорусского) в рамках заданной тематики телевизионного произведения.
В настоящий момент поведены записи восьми телепрограмм по следующим темам:
1. Россия - Беларусь: наша историческая память.
2. Единое информационное пространство Беларуси и России.
3. Россия и Беларусь. Кто мы друг для друга — братья или временные союзники?
4. Союзное государство в условиях мирового экономического кризиса.
5. Образование в Союзном государстве.
6. Патриотизм как одна из основ Союзного государства.
7. Перспективы союзного строительства: новые возможности интеграции.
8. Союзное государство и космос.
Указанный подход к разработке достаточно сложной и противоречивой интеграционной тематики Союзного строительства в рамках телепрограммы позволяет решить несколько задач.
Во-первых. Положить в основу разрабатываемой темы не отдельные, хотя возможно и значимые факты, а исследования социальных объектов и их функционирования. Например, общие программы Союзного государства. В результате такого классического использования результатов исследований в СМИ (в данном случае конкретно на телевидении) круг проблем, определенных в телепрограмме рассматривается не событийно, а в разрезе социальной значимости. Социологическая информация представленная в виде экранных средств помогает ведущему, совместно с приглашенными героями программы, формировать концептуальное комплексное видение проблем, проводить настоящее телевизионное исследование социальных факторов и делать социально значимые выводы.
Во-вторых. Вкрапление в ткань программы социологических данных, которые были специально подготовлены в соответствии с профессиональными правилами, позволяют уйти от ставшего нормой вольной трактовки журналистикой социологического материала, или тех случаев, когда журналист пытается подменить социолога. Например, сделать выводы о мнении общества по указанной проблеме на основании трех уличных интервью, или интерактивных смс-опросов.
В третьих. Указанный прием позволяет доказать на практике, что в настоящее время вполне возможен не только прагматический симбиоз между журналистикой и социологией, когда первые производят информационный продукт, а вторые отслеживают динамику его потребления аудиторией. В данном случае между телевизионной бригадой и группой, которая проводит и анализирует полученную социологическую информацию, устанавливается подлинное творческое сотрудничество.
В-четвертых. При использовании социологических данных, как сценарной основы, достаточно структурированным и логичным выглядит место героя в указанной программе и ему не приходится попадать в ситуацию, когда «критически настроенные телезрители задаются вопросами и спрашивают, видя приглашенных на экране: А есть ли им, что сказать? Находятся ли они в наилучших условиях для того, чтобы сказать это? Заслуживает ли то, что они говорят, быть сказанным именно в этом месте?» Таким образом, использование социологических данных в рамках телевизионной программы позволяет позитивно использовать основную функцию телевидения, которое, по мнению телекритиков, «формирует систему мировоззрения человека и его ценностей эффективнее, чем вся пресса, также и школа и церковь вместе взятые».
Соответственно указанный подход во многом способствует формированию интеграционного мышления, как белорусских, так и российских граждан.
«Союз. Беларусь - Россия». Официальное периодическое издание Совета Министров Союзного государства. Выходит с 1999 года еженедельно тетрадкой-вложением в «Российской газете» (Российская Федерация) и в «Советской Белоруссии» (Республика Беларусь). Ее суммарный тираж составляет 700 тысяч экземпляров. С 2002 года в России выходит также тетрадкой-вложением в «Липецкую газету», региональное издание в Липецкой области. Издание рассказывает о работе Совета Министров и других органов Союзного государства, дает официальную информацию об исполнении бюджета Союзного государства и союзных программ. Значительную часть материалов газета отводит проблемам, волнующим рядовых тружеников Беларуси и России.
«Союзное вече». Официальное периодическое издание Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. С перерывами выхолит с 2001 года. Ранее выходила тетрадкой-вложением в газеты «Звязда» и «Народную газету» в Беларуси и «Парламентскую газету» в России, а также самостоятельным изданием в России. В 2004 голу выход газеты возобновлен тетрадкой-вложением в газету «Звезда» в Беларуси и газету «Труд» в России. Суммарный тираж газеты составляет 205 тысяч экземпляров. Главные темы «Союзного вече» - работа Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, инициативы депутатов, работа парламентских комиссий, а также все стороны жизни белорусов и россиян.
«Лад». Совместный проект Постоянного Комитета Союзного государства и «Литературной газеты». Выходит с ноября 2001 года раз в месяц тетрадкой-вложением в «Литературную газету». Тираж - 80 тысяч экземпляров. Сохраняя специфику издания для литераторов, «Лад» знакомит читателя с новыми работами авторов из Беларуси и России, выступлениями литературных критиков. Одновременно газета дает новости Союзного государства, публикует аналитические материалы об интеграционных процессах Беларуси и России. На страницах «Лада» выступали: писатель, лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын, Чрезвычайный и Полномочный посол Беларуси в России Владимир Григорьев и Чрезвычайный и Полномочный посол России в Беларуси Александр Блохин, бывший мэр Москвы Юрий Лужков, декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский и другие деятели политики и культуры. Они рассказали о своем видении перспектив создания Союзного государства.
Союз-Инфо. Интернет-портал, включающий ежедневную ленту новостей, аналитические материалы о союзном строительстве, анонсы событий союзного значения и форум. Также агентство располагает архивом информации разнообразного содержания, среди которой подборка выступлений первых лиц Беларуси и России, история формирования нормативно-правовой базы Союзного государства и т.д. Посетители портала имеют возможность задать любой вопрос, касающийся проблематики Союзного государства, и получить ответ эксперта. Сайт активно сотрудничает с ТРО Союза. Среди постоянных абонентов сайта, подписавшихся на ежедневную рассылку новостей, различные организации Беларуси и России, государств СНГ, а также шесть научных центров США.
СИА. Союзное информационное агентство существует с 2002 года и специализируется на подготовке и выпуске тематических информационно-аналитических бюллетеней. Основные темы: союзные программы, бюджет Союзного государства, формирование нормативно-правовой базы Союзного государства.
Во время прошедшего 3 декабря круглого стола, организованного ИАЦ при Администрации Президента Республики Беларусь при поддержке Постоянного комитета Союзного государства, были подняты весьма актуальные вопросы по теме «Производство, трансляция и потребление социологической информации».
В ходе дискуссий было высказано мнение, что журналисты зачастую с недоверием относятся к материалам социологических исследований, и не всегда умеют их правильно интерпретировать.
В этой связи определенный интерес может представлять опыт использования результатов социологических исследований, накопленный зарубежным вещанием Белорусского радио.
Следует отметить, тезис о том, что журналисты недостаточно доверяют социологической информации, имеет под собой определенную почву. Тому есть ряд причин. Во-первых, в последнее время рынок социологических услуг бурно развивается, и, к сожалению, приходится констатировать, что не все его участники могут предложить качественный продукт. Во-вторых, нередко данные, которые претендуют называться социологическим исследованием, явно ангажированы, и отражают не реальный срез общественного мнения, а ту картину, которую хотел бы получить их заказчик.
Вместе с тем, Белорусское радио на систематической основе сотрудничает с авторитетными отечественными и зарубежными социологическими службами, и весьма эффективно использует материалы их исследований в своей работе. Здесь следует выделить четыре основных направления:
1) использование социологических данных для определения социологического портрета целевой аудитории, а также наиболее эффективных способов доставки радиопрограмм потребителю;
2)изучение слушательских предпочтений и рейтингов популярности радиопрограмм;
3) использование результатов социологических исследований в информационных и общественно политических радиопрограммах.
Деятельность главной дирекции зарубежного вещания (радиостанция «Беларусь») Белорусского радио имеет свою специфику, которая определяется ее целевой аудиторией, а также стоящими перед нею задачами.
Согласно данным социологического исследования, проведенного информационно-аналитическим центром Белтелерадиокомпании, большинство слушателей радиостанции «Беларусь» - 55,6 % — люди с высшим образованием. 11,1 % опрошенных указали на наличие учёной степени. Более 10 % слушателей имеют незаконченное высшее 11,1 % и среднее специальное образование 11,1 %.
25,9 % респондентов указали, что по роду профессиональной деятельности являются студентами. 22,2 % опрошенных заняты в инженерно-технической сфере. 18,5 % - занимаются профессорско-преподавательской деятельностью. По 3,7 % приходится на бизнесменов, менеджеров, журналистов, врачей.
92,6 % заполнивших анкету на сайте радиостанции «Беларусь» -мужчины. Женщины составили 7,4 % опрошенных.
Возраст респондентов разнообразен: диапазон составляет от 14 до 55 лет. Для удобства анализа они были объединены в группы:
Распределение респондентов по возрастному признаку
Возраст |
Респонденты, % |
14 - 25 лет |
37,0 |
26-35 лет |
18,5 |
36 - 45 лет |
37,0 |
46 - 55 лет |
7,4 |
Данные, полученные в результате исследования, позволили скорректировать концепцию вещания радиостанции, а также сформировать сетки эфирного и интернет-вещания, удобные для слушателей, и отвечающие запросам целевой аудитории.
Следует также отметить, что одним из факторов, давших в свое время толчок развитию на Белорусском радио новых технологий распространения радиопрограмм, в том числе интернет-вещания и подкастинга, стали данные социологических исследований о росте их доступности и популярности среди слушателей, особенно - среди молодежной аудитории.
В качестве примера использования социологических данных можно привести исследование общественного мнения по вопросу о том, насколько будут востребованы программы радиостанции «Беларусь» на польском языке, проведенное по заказу Белтелерадиокомпании социологической службой ВГТРК «Голос России» в Польше. Результаты исследования позволили обосновать целесообразность «запуска» польскоязычного вещания радиостанции на коротких и средних волнах и в FM-диапазоне в приграничных регионах, а также учесть предпочтения потенциальной аудитории при формировании сетки вещания, определении тематических ниш и контента программ.
Радиостанция «Беларусь» постоянно использует открытые данные исследований общественного мнения белорусских и зарубежных социологических служб в своих информационных и общественно-политических программах.
Для того, чтобы правильно использовать и интерпретировать данные некоторых исследований, необходимы достаточно глубокие знания в области социологии. Поэтому в отдельных случаях представляется целесообразным обращаться для консультаций к специалистам и экспертам.
Зарубежным вещанием белорусского радио накоплен позитивный опыт сотрудничества с социологами и политологами, в том числе на регулярной основе. В частности, в эфире еженедельной программы «Общественное мнение» результаты социологических опросов по различным аспектам внутренней и внешней политики Республики Беларусь анализирует доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления социальной сферой и белорусоведения Академии управления при Президенте Республики Беларусь С.В. Лапина.
Материалы социологических исследований в информационно-аналитических программах радиостанции «Беларусь» комментирует ученые-политологи, специалисты по международным отношениям. Результаты опросов общественного мнения также используются при подготовке новостных выпусков.
Таким образом, как показывает опыт Белорусского радио, сегодня СМИ не просто «ретранслируют» социологическую информацию, но и анализируют ее, как самостоятельно, так и с помощью экспертов, и активно используют в своей повседневной работе. Данная практика стала необходимым условием успешной деятельности любого средства массовой информации на современном медиарынке.
Данные контент-анализа, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что большая часть организационных ошибок социологического замера приходится на долю полевого этапа осуществления исследовательских работ. Вместе с тем, технологические ошибки доминируют на этапе обработки информации (63,4 %), а методологические - на этапе анализа информации (50 %).
Сопоставление ранговых мест, занимаемых выделенными нами ошибками, позволяет определить критические точки социологического исследования, определяющие меру его успешности. Иными словами, нарушение требований социологической методики в этих точках делает результат практически неадекватным реальности. Основными ошибками, сводящими на нет работу социологической службы, являются:
1. Создание инструментария для сбора социологической информации на базе неправильно осуществленной операционализации основных понятий и построение вопросов инструментария с использованием шкал, конфигурация которых не соответствует основным требованиям, предъявляемым к логическому делению объема понятий.
2. Нарушение интервьюерами (анкетерами) инструкции об отборе респондентов, которое ведет, с необходимостью, к искажению параметров модели выборки и делает полученные данные не репрезентативными.
3. Предвзятая, не объективная работа с полученными результатами, при осуществлении итогового анализа данных, построении прогнозных моделей, формулировании выводов и рекомендаций.
Ошибки социологического исследования не только вводят в заблуждение общественность и препятствуют принятию адекватных ситуации управленческих решений, но и дискредитируют.
Строительство Союзного государства Беларуси и России связано с созданием единой информационной системы, ориентированной на мобилизацию общественного мнения двух стран в сторону понимания исторической обусловленности принципа союзности, как атрибутивного признака белорусской и российской государственности, отвечающего национальным интересам двух братских народов. Влияние средств массовой информации огромно – оно может, как созидать, так и разрушать, как примирять, так и разделять. И именно сейчас, находясь в условиях многополярности общественного мнения, интересов и убеждений, мы должны помнить о главном – дружбе братских народов Беларуси и России. Это отправная точка успешного взаимодействия Республики Беларусь и Российской Федерации, объективного информирования, как граждан Союзного государства, так и всей международной общественности.
Существенно затрудняют работу по информационному обеспечению процессов союзного строительства следующие факторы:
1) сокращение тиражей газет, приложениями к которым выходят периодические печатные издания Совета Министров Союзного государства и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России;
2) недостаточное соответствие союзных интернет-ресурсов требованиям, предъявляемым современными пользователями Сети;
3) практически полное отсутствие объективной позитивной информации о союзном строительстве на федеральных телевизионных каналах России.
В этой связи необходимо активное обсуждение процесса совершенствования средств массовой коммуникации Союзного государства. Основными направлениями такой работы нам видятся:
во-первых , четкое определение адресной аудитории каждого союзного издания, что сегодня не всегда прослеживается. В том числе, по всей видимости, целесообразно вычленение СМИ, работающих на молодежь и для молодежи, союзных детских изданий;
во-вторых, нужна более тесная интеграция союзных СМИ, что предполагает взаимное дополнение и усиление содержательного воздействия разных СМИ (например, сейчас ведется работа по объединению возможностей редакции газеты «Союзного вече» и ТРО Союза для создания принципиально нового информационною продукта – интернет-телевидения);
и, в-третьих, значительное расширение круга информационных партнеров Союзного государства, в том числе в регионах Беларуси и России.
Необходимо установление общественного контроля над средствами массовой информации с целью исключения возможности манипулировать общественным сознанием, внедрять ложные стереотипы и идеи. Целесообразным было бы создание союзного телеканала, имеющего широкую сеть вещания, в том числе и в других странах СНГ. Нерешенными остаются вопросы, затрагивающие деятельность печатных средств массовой информации, прежде всего региональных, на страницах которых союзная тематика либо не представлена совсем, либо подается тенденциозно, исходя из сиюминутной политической конъюнктуры.
Сложность решения задачи по созданию единого медиапространства России и Беларуси в контексте строительства Союзного государства требует постоянного мониторинга союзного строительства, принятия соответствующих управленческих решений в медийной сфере.
[1] «Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России» (Подписан в г. Москве 22.01.1998).