НИР Опыт строительства союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции

2.10 Организация общественного обсуждения вопросов евразийской интеграции

Единое информационное пространство Союзного государ­ства уже существует. Большинство российских СМИ дос­тупны белорусам. Белорусские предпринимают активные и небезуспешные шаги для выхода на российский инфор­мационный рынок. Наконец, есть СМИ Союзного государства, возможности которых в общем объеме предостав­ляемой информации пока невелики, но они неуклонно растут. Спокойный и объективный стиль в подаче инфор­мации об интеграционных процессах импонирует и бело­русам и россиянам. Это позволяет союзным СМИ расширять число своих сторонников, увеличивая степень свое­го влияния.

Единое информационное пространство формируется дву­мя путями.

Первый - сближение и координация работы национальных информационных пространств. Второй путь развитие соб­ственных союзных СМИ. Последние ставят перед собой за­дачу способствовать скорейшему строительству Союзного государства и снятию препятствий к этому в правовой, про­изводственной, социальной и информационной сферах.

Прежде всего, это газета «Союз. Беларусь - Россия» офи­циальное издание Совета Министров Союзного государства, газета Парламентского Собрания «Союзное вече». Радио­слушателям «Маяка», «Юности», «Радио России», «Голоса России» хорошо известны информационные и аналитические программы о Союзном государстве. Многие телезри­тели в Беларуси и России с интересом ждут новых выпус­ков информационной общественно-политической телепрог­раммы «Москва-Минск», программы о селе и его обитате­лях «Крестьянские ведомости. Новый век», программы «Те­лежурнал», «Союз», программы о спорте «Его величество Бокс» и т.д.

Сравнительно новый телевизионный проект - цикловая те­лепрограмма «Вокзал Победы», посвященная 60-летию ос­вобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчи­ков и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Наконец, электронный портал «Союз-Инфо» - информа­ционное электронное агентство, на новостной ленте кото­рого в течение суток появляются сообщения обо всех наи­более значимых событиях Союзного государства. Это лишь некоторые из реализуемых проектов.

Для наиболее эффективного выстраивания взаимодействия белорусских национальных и российских федеральных теле-радиоканалов, печатных СМИ разрабатывается програм­ма Союзного государства «Формирование единого инфор­мационного пространства в области СМИ». Разработка этой программы предусмотрена Перечнем мероприятий по реализации Договора о создании Союзного государства. В но­вой программе будет предусмотрен ряд мер по унифика­ции законодательства Беларуси и России в информацион­ной сфере, в том числе по обеспечению прав журналистов, работающих в Беларуси и России, меры по созданию но­вых союзных СМИ.

Телерадиовещательная организация Союзного государ­ства (TPO Союза) создана в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России[1], который был подписан 22 января 1998 года. Создание этой организации позволило запустить в эфир «Маяка», «Юности», «Радио России», а с 2002 года и «Голоса России» регулярные программы радиостанции «Союз». Эта радиостанция была создана TPO Союза со­вместно с редакцией газеты «Союзное вече» и Союзной общественной палатой. По заказу TPO Союза стали регулярно выходить теле­программы «Москва-Минск», «Союзное вече», «Кресть­янская застава» (с 2003 года выходит под названием «Крестьянские ведомости. Новый век»), «Его величество Бокс» и другие. Радиослушатели «Маяка», «Юности», «Радио России» с интересом ждут выхода программ радиостанции «Союз». С 2003 года в эфире «Голоса России» регулярно выходят программы, посвященные Союзному государству. В 2010 году Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь было предложено руководству Телерадиовещательной организации Союзного государства включить в сценарное наполнение телепрограммы «Время Союза» данные некоторых социологических опросов, которые проводились по одинаковому инструментарию в Республике Беларусь и в Российской Федерации.

В ходе переговоров совместно с творческой группой телепрограммы было отобрано 12 тем, которые представлялись достаточно интересными, как для белорусов, так и для россиян и по которым ведущие социологические центры Российской Федерации уже проводили опросы российских граждан. Затем аналогичные вопросы были заданы и гражданам Беларуси. Полученные и обобщенные результаты таких исследований в итоге стали основой для разработки непосредственно сценариев телевизионных программ, что включало в себя определение состава участников, подготовки вопросов для их интервью и т.д.

Необходимо отметить, что телеканал ТРО, как общественный информационно-публицистический телеканал в значительной степени по своему контентному наполнению подходит для создания так называемых социологических передач, как экранных произведений, исследующих с помощью телевизионных средств актуальные проблемы общества.

Основу круглосуточного вещания телеканала ТРО составляют информационные, цикловые информационно-публицистические, культурно-познавательные передачи, документальные и художественные фильмы. При этом стержневым элементом вещания канала являются информационные и информационно-аналитические программы. В основу концепции и программной политики телеканала заложена идея обратной связи с телезрителями, максимальный учет их мнения при формировании сетки вещания, позитивная направленность программ. Поэтому принятый подход к применению социологических данных позволил значительно расширить возможность социального диалога двух экспертов (российского и белорусского) в рамках заданной тематики телевизионного произведения.

В настоящий момент поведены записи восьми телепрограмм по следующим темам:

1. Россия - Беларусь: наша историческая память.

2. Единое информационное пространство Беларуси и России.

3. Россия и Беларусь. Кто мы друг для друга — братья или временные союзники?

4. Союзное государство в условиях мирового экономического кризиса.

5. Образование в Союзном государстве.

6. Патриотизм как одна из основ Союзного государства.

7. Перспективы союзного строительства: новые возможности интеграции.

8. Союзное государство и космос.

Указанный подход к разработке достаточно сложной и противоречивой интеграционной тематики Союзного строительства в рамках телепрограммы позволяет решить несколько задач.

Во-первых. Положить в основу разрабатываемой темы не отдельные, хотя возможно и значимые факты, а исследования социальных объектов и их функционирования. Например, общие программы Союзного государства. В результате такого классического использования результатов исследований в СМИ (в данном случае конкретно на телевидении) круг проблем, определенных в телепрограмме рассматривается не событийно, а в разрезе социальной значимости. Социологическая информация представленная в виде экранных средств помогает ведущему, совместно с приглашенными героями программы, формировать концептуальное комплексное видение проблем, проводить настоящее телевизионное исследование социальных факторов и делать социально значимые выводы.

Во-вторых. Вкрапление в ткань программы социологических данных, которые были специально подготовлены в соответствии с профессиональными правилами, позволяют уйти от ставшего нормой вольной трактовки журналистикой социологического материала, или тех случаев, когда журналист пытается подменить социолога. Например, сделать выводы о мнении общества по указанной проблеме на основании трех уличных интервью, или интерактивных смс-опросов.

В третьих. Указанный прием позволяет доказать на практике, что в настоящее время вполне возможен не только прагматический симбиоз между журналистикой и социологией, когда первые производят информационный продукт, а вторые отслеживают динамику его потребления аудиторией. В данном случае между телевизионной бригадой и группой, которая проводит и анализирует полученную социологическую информацию, устанавливается подлинное творческое сотрудничество.

В-четвертых. При использовании социологических данных, как сценарной основы, достаточно структурированным и логичным выглядит место героя в указанной программе и ему не приходится попадать в ситуацию, когда «критически настроенные телезрители задаются вопросами и спрашивают, видя приглашенных на экране: А есть ли им, что сказать? Находятся ли они в наилучших условиях для того, чтобы сказать это? Заслуживает ли то, что они говорят, быть сказанным именно в этом месте?» Таким образом, использование социологических данных в рамках телевизионной программы позволяет позитивно использовать основную функцию телевидения, которое, по мнению телекритиков, «формирует систему мировоззрения человека и его ценностей эффективнее, чем вся пресса, также и школа и церковь вместе взятые».

Соответственно указанный подход во многом способствует формированию интеграционного мышления, как белорусских, так и российских граждан.

«Союз. Беларусь - Россия». Офици­альное периодическое издание Совета Министров Союзного государства. Выходит с 1999 года еженедельно тетрадкой-вложением в «Российской газете» (Российская Федерация) и в «Советской Белоруссии» (Республика Беларусь). Ее суммарный тираж составляет 700 тысяч экземпляров. С 2002 года в России выходит также тетрадкой-вложением в «Липецкую газету», региональное издание в Липецкой области. Издание рассказывает о работе Со­вета Министров и других органов Союзного государства, дает офици­альную информацию об исполнении бюджета Союзного государства и союзных программ. Значительную часть материалов газета отводит проблемам, волнующим рядовых тру­жеников Беларуси и России.

«Союзное вече». Официальное пери­одическое издание Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. С перерывами выхолит с 2001 года. Ранее выходила тетрадкой-вложени­ем в газеты «Звязда» и «Народную газету» в Беларуси и «Парламентс­кую газету» в России, а также самостоятельным изданием в России. В 2004 голу выход газеты возобновлен тетрадкой-вложением в газету «Звез­да» в Беларуси и газету «Труд» в Рос­сии. Суммарный тираж газеты состав­ляет 205 тысяч экземпляров. Главные темы «Союзного вече» - ра­бота Парламентского Собрания Со­юза Беларуси и России, инициативы депутатов, работа парламентских ко­миссий, а также все стороны жизни белорусов и россиян.

«Лад». Совместный проект Посто­янного Комитета Союзного государства и «Литературной газеты». Вы­ходит с ноября 2001 года раз в месяц тетрадкой-вложением в «Лите­ратурную газету». Тираж - 80 тысяч экземпляров. Сохраняя специфику издания для ли­тераторов, «Лад» знакомит читателя с новыми работами авторов из Бела­руси и России, выступлениями лите­ратурных критиков. Одновременно газета дает новости Союзного государства, публикует аналитические материалы об интеграционных процессах Беларуси и России. На страницах «Лада» выступали: пи­сатель, лауреат Нобелевской пре­мии Александр Солженицын, Чрез­вычайный и Полномочный посол Бе­ларуси в России Владимир Григорь­ев и Чрезвычайный и Полномочный посол России в Беларуси Александр Блохин, бывший мэр Москвы Юрий Лужков, декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский и другие деятели политики и культуры. Они рассказали о своем видении перспектив создания Союзного государства.

Союз-Инфо. Интернет-портал, включающий ежеднев­ную ленту новостей, аналитические материалы о союз­ном строительстве, анонсы событий союзного значе­ния и форум. Также агентство располагает архивом ин­формации разнообразного содержания, среди которой подборка выступлений первых лиц Беларуси и России, история формирования нормативно-правовой базы Со­юзного государства и т.д. Посетители портала имеют возможность задать любой вопрос, касающийся про­блематики Союзного государства, и получить ответ эк­сперта. Сайт активно сотрудничает с ТРО Союза. Среди постоянных абонентов сайта, подписавшихся на ежед­невную рассылку новостей, различные организации Бе­ларуси и России, государств СНГ, а также шесть науч­ных центров США.

СИА. Союзное информационное агентство существует с 2002 года и специализируется на подготовке и выпус­ке тематических информационно-аналитических бюл­летеней. Основные темы: союзные программы, бюджет Союзного государства, формирование нормативно-пра­вовой базы Союзного государства.

Во время прошедшего 3 декабря круглого стола, организованного ИАЦ при Администрации Президента Республики Беларусь при поддержке Постоянного комитета Союзного государства, были подняты весьма актуальные вопросы по теме «Производство, трансляция и потребление социологической информации».

В ходе дискуссий было высказано мнение, что журналисты зачастую с недоверием относятся к материалам социологических исследований, и не всегда умеют их правильно интерпретировать.

В этой связи определенный интерес может представлять опыт использования результатов социологических исследований, накопленный зарубежным вещанием Белорусского радио.

Следует отметить, тезис о том, что журналисты недостаточно доверяют социологической информации, имеет под собой определенную почву. Тому есть ряд причин. Во-первых, в последнее время рынок социологических услуг бурно развивается, и, к сожалению, приходится констатировать, что не все его участники могут предложить качественный продукт. Во-вторых, нередко данные, которые претендуют называться социологическим исследованием, явно ангажированы, и отражают не реальный срез общественного мнения, а ту картину, которую хотел бы получить их заказчик.

Вместе с тем, Белорусское радио на систематической основе сотрудничает с авторитетными отечественными и зарубежными социологическими службами, и весьма эффективно использует материалы их исследований в своей работе. Здесь следует выделить четыре основных направления:

1) использование социологических данных для определения социологического портрета целевой аудитории, а также наиболее эффективных способов доставки радиопрограмм потребителю;

2)изучение слушательских предпочтений и рейтингов популярности радиопрограмм;

3) использование результатов социологических исследований в информационных и общественно политических радиопрограммах.

Деятельность главной дирекции зарубежного вещания (радиостанция «Беларусь») Белорусского радио имеет свою специфику, которая определяется ее целевой аудиторией, а также стоящими перед нею задачами.

Согласно данным социологического исследования, проведенного информационно-аналитическим центром Белтелерадиокомпании, большинство слушателей радиостанции «Беларусь» - 55,6 % — люди с высшим образованием. 11,1 % опрошенных указали на наличие учёной степени. Более 10 % слушателей имеют незаконченное высшее 11,1 % и среднее специальное образование 11,1 %.

25,9 % респондентов указали, что по роду профессиональной деятельности являются студентами. 22,2 % опрошенных заняты в инженерно-технической сфере. 18,5 % - занимаются профессорско-преподавательской деятельностью. По 3,7 % приходится на бизнесменов, менеджеров, журналистов, врачей.

92,6 % заполнивших анкету на сайте радиостанции «Беларусь» -мужчины. Женщины составили 7,4 % опрошенных.

Возраст респондентов разнообразен: диапазон составляет от 14 до 55 лет. Для удобства анализа они были объединены в группы:

Распределение респондентов по возрастному признаку

Возраст

Респонденты, %

14 - 25 лет

37,0

26-35 лет

18,5

36 - 45 лет

37,0

46 - 55 лет

7,4

Данные, полученные в результате исследования, позволили скорректировать концепцию вещания радиостанции, а также сформировать сетки эфирного и интернет-вещания, удобные для слушателей, и отвечающие запросам целевой аудитории.

Следует также отметить, что одним из факторов, давших в свое время толчок развитию на Белорусском радио новых технологий распространения радиопрограмм, в том числе интернет-вещания и подкастинга, стали данные социологических исследований о росте их доступности и популярности среди слушателей, особенно - среди молодежной аудитории.

В качестве примера использования социологических данных можно привести исследование общественного мнения по вопросу о том, насколько будут востребованы программы радиостанции «Беларусь» на польском языке, проведенное по заказу Белтелерадиокомпании социологической службой ВГТРК «Голос России» в Польше. Результаты исследования позволили обосновать целесообразность «запуска» польскоязычного вещания радиостанции на коротких и средних волнах и в FM-диапазоне в приграничных регионах, а также учесть предпочтения потенциальной аудитории при формировании сетки вещания, определении тематических ниш и контента программ.

Радиостанция «Беларусь» постоянно использует открытые данные исследований общественного мнения белорусских и зарубежных социологических служб в своих информационных и общественно-политических программах.

Для того, чтобы правильно использовать и интерпретировать данные некоторых исследований, необходимы достаточно глубокие знания в области социологии. Поэтому в отдельных случаях представляется целесообразным обращаться для консультаций к специалистам и экспертам.

Зарубежным вещанием белорусского радио накоплен позитивный опыт сотрудничества с социологами и политологами, в том числе на регулярной основе. В частности, в эфире еженедельной программы «Общественное мнение» результаты социологических опросов по различным аспектам внутренней и внешней политики Республики Беларусь анализирует доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления социальной сферой и белорусоведения Академии управления при Президенте Республики Беларусь С.В. Лапина.

Материалы социологических исследований в информационно-аналитических программах радиостанции «Беларусь» комментирует ученые-политологи, специалисты по международным отношениям. Результаты опросов общественного мнения также используются при подготовке новостных выпусков.

Таким образом, как показывает опыт Белорусского радио, сегодня СМИ не просто «ретранслируют» социологическую информацию, но и анализируют ее, как самостоятельно, так и с помощью экспертов, и активно используют в своей повседневной работе. Данная практика стала необходимым условием успешной деятельности любого средства массовой информации на современном медиарынке.

Данные контент-анализа, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что большая часть организационных ошибок социологического замера приходится на долю полевого этапа осуществления исследовательских работ. Вместе с тем, технологические ошибки доминируют на этапе обработки информации (63,4 %), а методологические - на этапе анализа информации (50 %).

Сопоставление ранговых мест, занимаемых выделенными нами ошибками, позволяет определить критические точки социологического исследования, определяющие меру его успешности. Иными словами, нарушение требований социологической методики в этих точках делает результат практически неадекватным реальности. Основными ошибками, сводящими на нет работу социологической службы, являются:

1. Создание инструментария для сбора социологической информации на базе неправильно осуществленной операционализации основных понятий и построение вопросов инструментария с использованием шкал, конфигурация которых не соответствует основным требованиям, предъявляемым к логическому делению объема понятий.

2. Нарушение интервьюерами (анкетерами) инструкции об отборе респондентов, которое ведет, с необходимостью, к искажению параметров модели выборки и делает полученные данные не репрезентативными.

3. Предвзятая, не объективная работа с полученными результатами, при осуществлении итогового анализа данных, построении прогнозных моделей, формулировании выводов и рекомендаций.

Ошибки социологического исследования не только вводят в заблуждение общественность и препятствуют принятию адекватных ситуации управленческих решений, но и дискредитируют.

Строительство Союзного государства Беларуси и России связано с созданием единой информационной системы, ориентирован­ной на мобилизацию общественного мнения двух стран в сторону пони­мания исторической обусловленности принципа союзности, как атрибу­тивного признака белорусской и российской государственности, отвеча­ющего национальным интересам двух братских народов. Влияние средств массовой информации огромно – оно может, как созидать, так и разрушать, как примирять, так и разделять. И именно сейчас, находясь в условиях многополярности общественного мнения, интересов и убеждений, мы должны помнить о главном – дружбе братских народов Беларуси и России. Это отправная точка успешного взаимодействия Республики Беларусь и Российской Федерации, объективного информирования, как граждан Союзного государства, так и всей международной общественности.

Существенно затрудняют работу по информационному обеспечению процессов союзного строительства следующие факторы:

1) сокращение тиражей газет, приложениями к которым выходят пе­риодические печатные издания Совета Министров Союзного государства и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России;

2) недостаточное соответствие союзных интернет-ресурсов требова­ниям, предъявляемым современными пользователями Сети;

3) практически полное отсутствие объективной позитив­ной информации о союзном строительстве на федеральных телевизион­ных каналах России.

В этой связи необходимо ак­тивное обсуждение процесса совершенствования средств массовой коммуникации Союзного государства. Основными направлениями такой работы нам видятся:

во-первых , четкое определение адресной аудитории каждого союз­ного издания, что сегодня не всегда прослеживается. В том числе, по всей видимости, целесообразно вычленение СМИ, работающих на молодежь и для молодежи, союзных детских изданий;

во-вторых, нужна более тесная интеграция союзных СМИ, что предполагает взаимное дополнение и усиление содержательного воздей­ствия разных СМИ (например, сейчас ведется работа по объединению возможностей редакции газеты «Союзного вече» и ТРО Союза для созда­ния принципиально нового информационною продукта – интернет-те­левидения);

и, в-третьих, значительное расширение круга информационных партнеров Союзного государства, в том числе в регионах Беларуси и России.

Необходимо установление общественного контроля над средствами массо­вой информации с целью исключения возможности манипулировать общественным сознанием, внедрять ложные стереотипы и идеи. Целесообразным было бы создание союзного телеканала, имеющего широкую сеть вещания, в том числе и в других странах СНГ. Нерешенными остают­ся вопросы, затрагивающие деятельность печатных средств массовой ин­формации, прежде всего региональных, на страницах которых союзная тематика либо не представлена совсем, либо подается тенденциозно, ис­ходя из сиюминутной политической конъюнктуры.

Сложность решения задачи по созданию единого медиапространства России и Беларуси в контексте строительства Союзного государства тре­бует постоянного мониторинга союзного строительства, принятия соответствующих управленческих решений в медийной сфере.



[1] «Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России» (Подписан в г. Москве 22.01.1998).