НИР Опыт строительства союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции

3.2 Роль Белоруссии в формировании Евразийского Союза

Второе десятилетие нового века породило принципиально новые вызовы для ведущих участников международных отношений. Если совсем недавно вектор мирового развития связывали с процессами глобализации, то в наши дни важнейшие международные тренды стали смещаться с глобального уровня в регионы. Кризис Европейского союза, дестабилизация Ближнего Востока в результате «арабской весны» и другие события показали, что если региональным проблемам не найти во время адекватного решения, то они могут привести к серьезным потрясениям Значительные проблемы накопились и на постсоветском пространстве. Некоторые из них возникли еще в ходе распада СССР, другие появились в последние два десятилетия существования СНГ. Новое российское руководство видит решение многих из этих проблем на пути создания Евразийского экономического союза. Так, Владимир Путин считает что «Евразийский союз не будет ни новым СССР, ни заменой СНГ, но эффективной «связкой» между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, с тесной координацией экономической и валютной политики»

Организаторами Евразийского союза наряду с Россией выступают Казахстан и Белоруссия. В данной связи эти братские нашей стране государства, несомненно, станут для россиян еще ближе, а от их уровня и темпа развития будет все больше зависеть благополучие в нашем общероссийском доме. В то время как большинство экспертов отмечают устойчивость и поступательность развития экономики Казахстана, то экономическая система наших белорусских друзей переживает достаточно непростой кризис. Как такая ситуация может сказаться на евразийской интеграции? Насколько глубок белорусский экономический кризис? Эти вопросы волнуют сегодня многих россиян.

В течение достаточно долгого времени после распада СССР некоторые политики и эксперты настойчиво распространяли мнение о том, что именно белорусская экономическая модель с ее устойчивыми государственными принципами управления наиболее оправдана на постсоветском пространстве в рамках Содружества Независимых Государств. В связи с этим делался вывод, что экономика постсоветского государства может развиваться поступательно лишь в том случае, когда уровень государственного регулирования сопоставим с белорусским.

Следует сказать прямо, что при поверхностном взгляде такая точка зрения казалась заслуживающей внимания. Белоруссия привлекала к себе внимание своих соседей тем, что во многом сумела сохранить систему социальной защиты, созданную в еще в советские времена. Вызывали одобрение чистота и ухоженность белорусских городов, качество белорусской сельхозпродукции, трудолюбие братского славянского народа. Однако более глубокий анализ белорусской экономической модели показывал, что она содержала в себе много нерешенных проблем.

Так, последствия, вызванные распадом СССР, Белоруссия преодолевала тяжело и долго. Валовой внутренний продукт в 1995 году составил лишь 65 % к уровню 1990 года, объем промышленного производства – 61 %, инвестиции в основной капитал – 39 %, ввод в действие жилых домов – 37 %. Но с 1996 года в республике начался подъем. Была достигнута относительная финансовая стабильность, благодаря тому, что удалось резко ограничить ежегодную эмиссию денежной массы. Это положительно отразилось на объеме промышленного и сельскохозяйственного производства, а главное на уровне жизни людей. Так, денежные доходы населения выросли двукратно. К 2000 году произошла стабилизация экономики, были восстановлены и обновлены ранее разрушенные хозяйственные связи. К началу нового века уровень 1995 года был превышен по производству внутреннего продукта в 1,4 раза, продукции промышленности - в 1,6 раза, инвестициям в основной капитал - в 1,3 раза, вводу в действия жилья - в 1,8 раза. У граждан Республики Беларусь появилась уверенность в завтрашнем дне.

Специалисты говорят, что в денежной массе в 2000 году рублевая и валютная ее часть составляли соответственно 436 и 546,4 млрд. рублей, что обеспечивало в экономике определенную системную стабильность. Такое же положение было и депозитами как физических, так и юридических лиц. Однако в дальнейшем устойчивое монетарное регулирование экономикой было утрачено. Как следствие значительно возросла денежная масса, которая составила до 20% от ВВП к 2008 году. В основе этого процессов лежали возрастающая эмиссия и заимствования на внешнем рынке. В частности, валютный внешний долг республики вырос в указанный период до 14,8 млрд. долл. США. Таким образом, в белорусской экономике начали складываться условия для серьезного кризиса, который мог положить конец успешному развитию страны.

Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 годов послужил своеобразным спусковым крючком для начала глубоких кризисных процессов в белорусской экономике. Республика Беларусь заключила соглашение с МВФ по программе резервного кредита (предназначена для оказания помощи странам в решении проблем краткосрочного дефицита платежного баланса). Но в дальнейшем возможность внешних заимствований по линии этой международной организации стала обставляться определенными условиями, на которые Республика Беларусь не пошла.

Давление мирового экономического кризиса совпало с президентскими выборами в республике в декабре 2010 года. Социальная политика государства, конечно, не была ограничена во время предвыборной компании. В результате несоразмерные экономическим возможностям социальные обязательства государства, дополненные предвыборными обещаниями, легли тяжелым бременем на бюджет страны. Одновременно проявилась и другая проблема белорусской экономики.

Решению экономических проблем Беларуси во многом способствует евразийская интеграция. Во-первых, участие в Таможенном союзе способствует росту белорусского товарооборота как участника этой международной организации. Так, товарооборот Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана с внешним миром в 2012 году превысит триллион долларов.

Во-вторых , существенной помощью белорусской экономике следует признать соглашение между Беларусью и Евразийским банком развития о предоставлении финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Оно было подписано 9 июня 2011 года. Общий объем кредита составляет 3 млрд. долл. Средства должны поступить шестью траншами в течение 2011-2013 годов.

В-третьих , заключение межправительственного российско-белорусского соглашения о порядке формирования цен (тарифов) при поставке газа даст эффект для Беларуси, который специалисты оценивают примерно в 7,5 млрд. долл. К примеру, в этом году цена на газ составляет 165,6 долл. за одну тысячу кубометров, что более чем в 1,5 раза меньше среднегодового уровня 2011 года.

Таким образом, сложности в финансово-экономической системе нарастали, но своевременно-упреждающей реакции на это со стороны экономического блока управления белорусского государства не последовало. Особенно наглядным примером в этом плане стал массовый ввоз иномарок в республику в первой половине прошлого года накануне повышения таможенных пошлин на автомобили. Пошлины повышались с 1 июля 2011 года в ходе создания Единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. С 1 июля 2011 года этим государствам удалось отменить все виды контроля на совместных границах, сделав таможенный союз реальностью. Подписание подобных соглашений - компромисс на долгосрочную перспективу. На коротком отрезке времени потери неизбежны. Однако в данной ситуации отрицательные явления продолжали нарастать. Ввоз иномарок подхлестнул ажиотаж на потребительском рынке. Эти события осложнили выход республики на положительное сальдо внешней торговли и повлияли на ослабление курса национальной валюты. А. Лукашенко позже говорил, что на автомобили за полгода белорусы потратили около 1 млрд. долл. Это очень много, учитывая небольшие масштабы белорусской экономики и тот факт, что объемы золотовалютных резервов Белоруссии в последние годы лишь немногим превышали 4 млрд. долл. В итоге в марте прошлого года иностранные деньги в белорусских обменниках закончились. А на черном рынке появились в два раза дороже официального курса - по 6 тысяч. В мае была проведена официальная девальвация национальной валюты до 5 тысяч. Но валюта появилась лишь в августе по средней цене около 8,5 тысяч рублей за доллар.

По иронии судьбы, 2011 год был провозглашен у наших соседей «Годом предприимчивости», но белорусские власти продемонстрировали неспособность эффективно решать проблемы экономики и своими действиями спровоцировали обострение экономического кризиса в стране. Ряд экспертов назвали кризис 2011 года «Кризисом человеческих ресурсов в Белоруссии», имея в виду отсутствие среди управленцев людей думающих, образованных и способных принимать самостоятельные решения, это люди советского поколения, которые не знакомы с современными методиками управления бизнесом, лучшими мировыми практиками.

В настоящее время ситуация в белорусской экономике получает поступательную динамику развития. Положительное сальдо внешней торговли товарами Беларуси в январе-марте 2012 года составило 715,7 млн. долл. Для сравнения: в январе-марте 2011 года сальдо внешней торговли товарами сложилось отрицательным на уровне 2,9 млрд. долл. За три месяца 2012 года внешний товарооборот Беларуси составил 22,95 млрд. долл., увеличившись по сравнению с январем-мартом 2011-го на 22,6 %. Экспорт товаров вырос на 49,4 % до 11,83 млрд. долл., импорт увеличился на 2,9 %, достигнув 11,12 млрд. долл.