НИР Вопросы повышения продолжительности жизни и активного долголетия и их отражение в законодательстве. Сравнительный анализ

3. Основные предпосылки и направления законодательного регулирования, связанные с возможностями и потребностями продления активного долголетия в Российской Федерации и других странах мира

Одной из основных задач современного российского государства, как отмечено в Концепции демографической политики России на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351[1], является сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. Этим же Указом была принята Концепции развития здравоохранения в РФ до 2020 года[2], в соответствии с которой сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи определено одним из приоритетов государственной политики. В Концепции дана оценка современному состоянию здравоохранения в России; проанализирована демографическая ситуация, показатели здоровья и главные факторы риска заболеваемости и смертности населения, реализация Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, эффективность работы системы организации медицинской помощи, инновационное и кадровое обеспечение развития здравоохранения, лекарственное обеспечение, информатизация здравоохранения. Также Концепцией определены цели, задачи и основные направления развития здравоохранения до 2020 года, предложено проведение мероприятий, в том числе, по формированию здорового образа жизни.

Среди основных направлений законодательного регулирования, связанных с ростом продолжительности жизни и продлением активного долголетия в Российской Федерации можно выделить:

1. Законодательное регулирование информационно-просветительской работы в сфере обеспечения повышения продолжительности жизни и активного долголетия.

2. Законодательное регулирование развития массового спорта и создания инфраструктуры для занятия массовым спортом.

3. Законодательное регулирование системы санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны здоровья граждан.

4. Законодательное регулирование охраны окружающей среды и экологического благополучия граждан.

Важнейшим направлением законодательного регулирования, связанного с ростом продолжительности жизни и продлением активного долголетия в Российской Федерации является правовое регулирование информационно-просветительской работы в сфере повышения продолжительности жизни и активного долголетия. Так, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.[3], утверждённой распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (разд. I) предусмотрена разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни, в частности:

- поддержка проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;

- расширение аудиторий и повышение качества пропагандистской работы по физической культуре и спорту, здорового образа жизни ведущих телевизионных каналов, включая общероссийский телеканал "Спорт";

- формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической, печатной и наглядной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области здорового образа жизни, физической культуры и спорта и т.д.

В указанной Концепции провозглашается, что формирование здорового образа жизни должно стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья. При этом по замыслу разработчиков данного акта, основой пропаганды здорового образа жизни должно стать наряду с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ также обучение навыкам по соблюдению правил гигиены и режима труда, учебы, режима и структуры питания.

Важной составляющей пропаганды занятием физической культурой и спортом является развитие профессионального спорта как одного из факторов формирования у граждан интереса к занятию спортом и ориентации на здоровый образ жизни. Правовой основой для формирования государственной поддержки профессионального спорта является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" [4]. В соответствии со ст.2 данного закона, профессиональный спорт - часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату. В соответствии со ст.6 рассматриваемого акта, к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится, кроме всего прочего, содействие развитию как массового спорта (детско-юношеского спорта, школьного спорта, студенческого спорта), так и спорта высших достижений и профессионального спорта. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вправе оказывать содействие развитию детско-юношеского спорта, школьного спорта, студенческого спорта, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта.

Помимо пропаганды занятий физической культурой и ведения здорового образа жизни важной составляющей информационно-просветительской работы в сфере повышения продолжительности жизни и активного долголетия является законодательное регулирование мероприятий, направленных на отказ граждан от употребления алкоголя и табакокурения. В рамках реализации данной цели в России был принят Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"[5], согласно его ст.4, направленный на предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака. В ст.9 указанного акта впервые закреплено право граждан в сфере охраны здоровья граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Основные меры, закрепляемые рассматриваемым законом в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака следующие:

1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

2) ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;

3) регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

5) установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака;

6) оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

7) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

8) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

9) установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

Важно отметить, что в п.2 ст.9 рассматриваемого закона среди прочих закреплена обязанность каждого гражданина заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака. Вряд ли можно говорить о данной «обязанности», как о юридической, поскольку она не подкреплена санкцией за её неисполнение, следовательно, в упомянутой норме речь идёт, скорее об этическом долге. Следует также отметить, что за последние 2 года были внесены существенные изменения и в ФЗ от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»[6], устанавливающие ограничительные требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции. Суть ограничений будет рассмотрена во втором разделе. Непосредственное отношение к стимулированию у населения ориентации на здоровый образ жизни имеет и социальная реклама. В силу ст.3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" [7], социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Социальная реклама может использоваться, в том числе, для пропаганды здорового образа жизни и активного долголетия, а также связанных с этим видами деятельности, например, занятием спортом.

Вторым направлением законодательного регулирования, связанного со стимулированием здорового образа жизни и продления активного долголетия в Российской Федерации является правовое обеспечение занятия населением страны массовым спортом. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года предусмотрено, что реализация цели создания условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, будет включать в себя:

- развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства;

- расширение количества спортивных сооружений;

- развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;

- осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта и т.д.

- модернизацию системы подготовки спортивного резерва, научно-педагогических кадров в сфере спорта высоких достижений, формирование системы непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;

- развитие инфраструктуры спортивных центров по различным видам спорта, в том числе баз олимпийской подготовки;

- обеспечение разработки и внедрения новых эффективных физкультурно-спортивных технологий, модернизация системы научно-методического и медико-биологического обеспечения сборных команд страны и т.д.

В числе основных нормативных документов, связанных со стимулированием занятий населением страны массовым спортом можно назвать Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» [8], в соответствии с которым было утверждено Положение о почетном звании "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации". Почетное звание "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации" присваивается организаторам физкультурного движения, ученым и тренерам, работникам спортивных организаций за личные заслуги, в частности, в пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни. Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ от 24 марта 2014г. N 172в РФ были возрождены советские нормы физической подготовки "Готов к труду и обороне» (ГТО). Данный указ представляет собой программную и нормативную основу физического воспитания населения, направленную на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья граждан. Правительству РФ совместно с региональными властями поручено разработать план мероприятий по поэтапному внедрению ГТО, а также принять меры по стимулированию различных возрастных групп населения к выполнению нормативов и требований ГТО. Координировать деятельность федеральных и региональных властей по внедрению ГТО поручено Минспорту России.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. N 1101-р утверждена "Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года"[9]. В Стратегии определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 г. В данном документе, в частности, отмечено, что современный уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в РФ. При этом расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России. Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.

В соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" [10], которая утверждена постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. N 7 основная цель государства заключается в создании условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. В качестве первоочередных задач Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" [11]предусматривает, в частности:

- повышение интереса населения РФ к занятиям физической культурой и спортом;

- развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства;

- создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков и т.д.

В свою очередь среди важнейших целевых индикаторов реализации Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" можно назвать:

- долю граждан РФ, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также занимающихся в специализированных спортивных учреждениях;

- количество физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом, прошедших добровольную сертификацию;

- количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности;

- долю российских спортсменов, прошедших процедуру антидопингового контроля, а равно и долю спортсменов, дисквалифицированных на международных соревнованиях в связи с выявлением употребления допинговых препаратов.

Третьей составляющей законодательного регулирования, связанного с ростом продолжительности жизни и продлением активного долголетия в Российской Федерации является законодательное регулирование системы санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны здоровья граждан.

Гарантированные ст. 41 и 42 Конституции РФ права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду предполагают необходимость осуществления комплекса мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний. Согласно упомянутой выше Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, задачи государственной политики по сохранению и укреплению здоровья населения, увеличению роли профилактики заболеваний и формированию здорового образа жизни, совершенствованию системы охраны здоровья населения остаются по-прежнему высокоприоритетными. При этом одной из задач государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проведение санитарно-гигиенического просвещения на территории РФ заключается в проведении совокупности образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни. Согласно ст.1 ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"[12] понятие "санитарно-эпидемиологическое благополучие населения" включает в себя две составляющие:

1) состояние здоровья населения. В соответствии с Преамбулой Устава (Конституции) Всемирной организации здравоохранения [13] (далее - ВОЗ), здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов.

2) состояние среды обитания человека. Понятие среды обитания частично содержатся в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [14]. Так, исходя из анализа ст. 1 Закона об охране окружающей среды, природная среда (природа) представляет собой совокупность компонентов природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство), природных (естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства) и природно-антропогенных объектов (природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение). Искусственная среда - это совокупность объектов, созданных человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

На основании и во исполнение Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действует множество гигиенических нормативов, соблюдение которых обязательно в различных сферах жизнедеятельности. Так, например, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ[15] введены в действие гигиенические нормативы: ГН 2.1.6.1983-05 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", ГН 2.1.6.1984-05 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", ГН 2.2.5.2037-05 "Аварийные пределы воздействия (АПВ) 2-хлорвинилдихлорарсина (люизита) в воздухе рабочей зоны объектов хранения и уничтожения химического оружия" и др. Гигиенические нормативы наряду с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН) и техническими регламентами представляют собой разновидность нормативных правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования.

Как установлено в п.1 постановления Правительства РФ от 28.09.2009 N 761 "Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами[16]", правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, подлежат экспертизе на предмет их соответствия стандартам, рекомендациям и другим документам международных организаций, включая ВОЗ, Комиссию "Кодекс Алиментариус", Международное эпизоотическое бюро и соответствующие международные и региональные организации, действующие в рамках Международной конвенции по карантину и защите растений. Согласно п.2 данного постановления Правительства РФ правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, которые по результатам экспертизы носят ограничительный характер по сравнению с международными стандартами, при отсутствии научного обоснования такого ограничения или степени риска для жизни или здоровья человека, животных и растений подлежат приведению в соответствие с международными стандартами. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается системой федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, сущность которого заключается в предупреждении, выявлении и пресечении нарушений законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Организация и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются функциями Роспотребнадзора, ФМБА и их территориальных органов.

Нормами Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляется, что в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека, причин возникновения и распространения заболеваний, соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, санитарным правилам проводятся санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований. Результаты таких экспертиз и оценок являются основанием для выдачи главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями санитарно-эпидемиологического заключения установленного образца о соответствии (несоответствии) санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, которое вносится в соответствующий Реестр санитарно-эпидемиологических заключений.

В целях предупреждения возникновения и распространения заболеваний Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает необходимость проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В целом, указанные профилактические мероприятия представляют собой совокупность разнообразных предупредительных мер (организационных, административных, медико-санитарных и др.), принимаемых различными субъектами (государством, юридическими лицами, гражданами) с целью предупреждения и предотвращения возникновения и распространения заболеваний. Основное предназначение осуществления таких мер - это обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и, как результат, конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В силу их важности и значимости для здоровья населения, организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий являются частью социальной политики государства. Ввиду этого они подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Глава IV ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает общий перечень профилактических мероприятий, к которым относятся:

- санитарная охрана территории Российской Федерации;

- ограничительные мероприятия (карантин);

- производственный контроль;

- меры в отношении больных инфекционными заболеваниями;

- обязательные медицинские осмотры;

- профилактические прививки;

- гигиеническое воспитание и обучение.

Наконец, четвертой составляющей законодательного регулирования, связанного с ростом продолжительности жизни и продлением активного долголетия в Российской Федерации является законодательное регулирование охраны окружающей среды и экологического благополучия граждан.

На определение правовых основ государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающих сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, а также обеспечение экологической безопасности направлен Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ» Об охране окружающей среды». В соответствии со ст.3 данного акта, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. При этом указанной статьёй закрепляется принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Говоря о примерах высокоразвитого законодательного регулирования, связанного с возможностями и потребностями продления активного долголетия в других странах мира, необходимо отметить, прежде всего, социальное законодательство США и Японии.

Так, в Соединенных Штатах Америки запрещение дискриминации по возрастному критерию закреплено в Законе о дискриминации при найме по возрасту 1967 г. (Age Discriminationin Employment Act)[17], а также в Титуле VII Закона о гражданских правах 1964 г. (Title VII ofthe Civil Rights Act)[18].Кроме того, по достижении пенсионного возраста (не ранее 62 лет) гражданин США может оставить работу и получить ежемесячную пенсию по социальному страхованию. Пожилым американцам (старше 65 лет) предоставляется содействие в медицинском обслуживании и госпитализации в рамках федеральной программы «Медикэр»[19].

В Японии, которая позже западных стран вступила на путь капиталистического развития, система социального обеспечения долгое время находилась в зачаточном состоянии. Население рассчитывало в основном не на помощь государства, а на финансовую поддержку членов семьи, соседской общины, частных предприятий. Специальных законов в этой сфере практически не существовало. Сегодня японцы ощущают себя достаточно защищенными в социальном плане, хотя многие проблемы еще ждут своего решения. Демографические сдвиги поставили перед системой социального обеспечения проблемы изыскания дополнительных средств для выплат увеличивающейся категории лиц пожилого возраста и создания достойных условий жизни для тех из них, кто проживает отдельно от детей (следствие изменения внутрисемейных отношений). Приступая к реформе системы социального обеспечения, правительство пошло по пути унификации различных форм страхования здоровья и пенсионного обеспечения, чтобы создать примерно одинаковые условия для различных категорий населения при снижении бремени его затрат в целом. Особое внимание уделяется лицам пожилого возраста и подрастающему поколению. В 1986 г. введен в действие Закон о стабилизации найма для лиц пожилого возраста. Это связано со старением рабочей силы, с одной стороны, и желанием этой категории наемных работников продолжать трудиться - с другой. Кроме того, правительство считало необходимым разработать специальные государственные программы по совершенствованию системы социальной защиты и обеспечению хороших условий жизни пожилых людей. В результате лица пожилого возраста не только получают дополнительный доход, но и остаются в системе привычных социальных связей. Поскольку им приходится часто менять профессию, создаются специальные центры переподготовки. Многие пожилые люди находят затем работу на мелких предприятиях, в ремонтных мастерских, сфере общественного питания, розничной торговле.

Предметом особой заботы в системе социального обеспечения является создание условий для повышения рождаемости и защиты детства. Низкий уровень рождаемости связан наряду с другими причинами с желанием многих японских женщин получить высшее образование, отложить обзаведение семьей на более позднее время, работать не только для повышения материального уровня, но и самовыражения. Поэтому важной социальной проблемой стала необходимость обеспечить женщине условия, позволяющие рожать и воспитывать детей не бросая работы. Хотя расходы на социальное обеспечение нередко обгоняли темпы экономического роста, достигнув в 1992 г. 15% национального дохода (против 4,9% в 1960 г.)[20], Япония до сих пор по данному показателю отстает от других развитых стран. Это связано с тем, что пенсионная система в ее нынешнем виде существует сравнительно недавно и поэтому не так много людей получает высокие пенсии. Кроме того, в Японии значительно ниже сумма выплат на оказание вспомоществования людям преклонного возраста и детям. Невелики также расходы на выплаты по безработице ввиду ее незначительного уровня. Структура социального обеспечения Японии носит комплексный характер. Она включает выплаты, гарантирующие минимальный доход (пенсии, обеспечение нетрудоспособных), страхование здоровья, вспомоществование нуждающимся. Концепция системы социального обеспечения базируется на том, что для ее нормального функционирования необходимы усилия не только государства и бизнеса, но и каждого отдельного человека.

Наибольшие суммы в структуре социального обеспечения идут на пенсионные выплаты. Начиная с середины 80-х годов осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы, которая достаточно сложна и многослойна. Задача реформы - унифицировать ее и сделать двухслойной, т.е. состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам. Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 1/3 обеспечивается средствами государственного бюджета, 2/3 - различными страховыми пенсионными фондами (имеются, например, фонд базовой пенсии по старости или фонд потерявших кормильца). Каждый вносит в тот или иной фонд около 100 долл. в месяц (1994 г.). На создание пенсионных фондов работает практически все население в возрасте от 20 до 60 лет. В середине 90-х годов базовая пенсия составляла 65 тыс. иен (примерно 600 долл.). Таким образом, семейная пара пенсионеров располагала доходом в 1200 долл. Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций. Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний страховой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет [21].

Второй компонент системы социального обеспечения в Японии - страхование здоровья. Существуют шесть альтернативных систем, которые охватывают все население:

• страхование здоровья наемных работников частного сектора;

• ассоциации взаимопомощи по страхованию работников государственных предприятий и учреждений;

• ассоциации взаимопомощи по страхованию учителей и других работников частных школ;

• национальное страхование здоровья лиц, занятых индивидуальным трудом, а также неработающих, осуществляемое муниципалитетами;

Третий компонент системы – общественная помощь охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. В середине 90-х годов ее получали 0,7% населения против 2,4% в 1951 г., когда этот закон был принят. Средства для выплат предоставляются центральными и местными органами власти в пропорции 75:25.Общественнаяпомощь осуществляется также и на основании шести других законов, конкретизирующих адресатов получения помощи. Приоритет отдан защите материнства и детства. Для решения вопросов о предоставлении помощи существуют специальные центры. Кроме того, эта система предназначена и для умственно отсталых детей, а также детей с физическими недостатками. Помощь оказывается и пожилым людям (создание реабилитационных центров и домов для престарелых, оказание медицинской помощи на дому, учреждение волонтерских организаций для вовлечения населения в активную деятельность по месту жительства).

Из всего комплекса проблем социального обеспечения наибольшее внимание японское правительство обращает на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 г. достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 г [22]. Недаром Япония входит в составленный ООН список «старых обществ», хотя и находится по этому показателю позади Швеции. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда Японии.



[1] Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"

[2] Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.

[3] Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р

[4] Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"

[5] Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

[6] Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"

[7] Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»

[8] УКАЗ Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 "О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАГРАДНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

[9] "Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года" (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. N 1101-р)

[10] ФЦП: Программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. N 7)

[11] Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы"

[12] ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

[13] Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (принят в Нью-Йорке 22 июля 1946 года)

[14] Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

[15] Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.

[16] Постановления Правительства РФ от 28.09.2009 N 761 "Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами"

[17] Age Discriminationin Employment Act, Закон "О возрастной дискриминации при найме" (направлен на защиту прав на труд граждан в возрасте от 40 до 65 лет; запрещает работодателям дискриминировать работников по возрасту при приеме на работу, увольнении, продвижении по службе, установлении оплаты труда и дополнительных выплат, распределении трудовых заданий и обучении; принят в 1967 г.)

[18] Титул VII Закона о гражданских правах от 1964г. (Civil Rights Act of 1964.Pub. L. 88—352. TitleVII)

[19] «Медикэр» (Medicare) — это одна из федеральных программ медицинского страхования для населения старшего возраста (старше 65 лет) учреждённая в 1965 году в США

[20] Мельников А.И. «Социальная политика современной Японии». М., 2012

[22] В.А. Муравьева «Финансово-кредитные системы зарубежных стран». Учебно-методический комплекс. 2-е изд. Минск, изд. МИУ, 2006.