АВ 2010г. Выпуск 24 Языковое многообразие Российской Федерации: проблемы и перспективы
10. Рекомендации по защите и развитию языкового разнообразия в Российской Федерации
Во исполнение п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации Об образовании органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования должны разработать и принять законы (иные нормативные правовые акты в области образования), которые создают наиболее полные условия для удовлетворения языковых образовательных потребностей населения.
В соответствии с п. 6 ст. 6 указанного закона вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации защищаются законодательством этих республик. Нормативные правовые акты республик должны учитывать эти положения. В связи с этим на уровне субъектов Российской Федерации при необходимости следует разработать и принять законы об изучении государственного языка субъекта Российской Федерации в рамках основных образовательных программ.
В соответствии с п. 5 ст. 29 вышеупомянутого закона при разработке республиканских, региональных программ развития образования необходимо учитывать социально-экономические, культурные, национальные (этнические) особенности субъекта Российской Федерации.
Законом также установлено, что финансирование государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а также финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательных учреждений, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося или воспитанника. Поэтому на уровне субъектов Российской Федерации должны быть установлены нормативы финансирования образовательных учреждений, в которых для обеспечения этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся предусматривается финансирование изучения этнокультурных особенностей региона в рамках реализации основной образовательной программы, утверждаемой и реализуемой образовательным учреждением самостоятельно.
На муниципальном уровне при планировании муниципальной сети образовательных учреждений необходимо:
вести учет потребностей участников образовательного процесса в изучении этнических культур, региональных культурных традиций, языков;
осуществлять мониторинг уровня удовлетворенности населения в обеспечении языковых и этнокультурных потребностей в сфере образования;
создавать условия для повышения уровня образовательных услуг для обеспечении языковых и этнокультурных потребностей;
расширять возможности сетевого взаимодействия школ и других образовательных учреждений, а также учреждений культуры (музеев, библиотек, музыкальных школ);
создавать на базе образовательных учреждений этнографические, исторические и иные выставки.
Органам управления образованием регионального уровня следует учесть, что обновленный закон Российской Федерации Об образовании возлагает полномочия и ответственность на муниципалитеты, как на учредителя образовательных учреждений, утверждать устав школы, в котором указываются типы и виды реализуемых образовательных программ, язык или языки обучения. Сама же школа теперь вправе самостоятельно включать дисциплины, обеспечивающие удовлетворение этнокультурных и языковых потребностей обучающихся, как часть основной образовательной программы. Данная часть должна, согласно новым федеральным нормам, формироваться с учетом мнений участников образовательного процесса - педагогов, учащихся, родителей (законных представителей), а также органов самоуправления и общественных организаций. Соответственно, новые федеральные нормы должны как можно более четко, своевременно и широко разъясняться.
Представителям федеральных структур системы образования уместно выступить с серией лекций по разъяснению основных положений Федерального закона об образовании, касающихся этнокультурного содержания образовательного стандарта.
Педагоги при разработке программ учебных курсов должны учитывать языковую, этническую и региональную специфику образовательных потребностей обучающихся и их родителей, а в своей преподавательской работе должны дополнять содержание предметов гуманитарного цикла материалами, отражающими культурные, исторические, этнические особенности региона и муниципального образования.
Система образования на региональном и местном уровне должна включать конкретные задачи по воспитанию уважительного отношения людей разной национальной и этнической принадлежности, знакомить учащихся с обычаями и традициями разных народов. В высшей школе система образования должна включать изучение успешных моделей политических и гражданских систем, обеспечивающих гражданский мир и сотрудничество.
Важно разработать систему мер и конкретных мероприятий по формированию гражданской идентичности, включающей идентичность российскую, региональную (местную), этническую. Такая идентичность не должна основываться на противопоставлениях и негативных оценках. С этой целью необходимо более активное участие федерального центра в разработке и лицензировании учебников по языкознанию, истории, естествознанию, географии, краеведению.
Особое внимание необходимо уделить в системе школьного и вузовского образования изучению региональных ценностей и локальной истории с точки зрения общероссийских ценностей и общероссийской культуры. Это особенно важно для регионов Кавказа, в зонах политической и социальной напряженности.
Несмотря на законодательное обеспечение в Российской Федерации равных прав на получение образования, представители миноритарных категорий населения, в особенности мигранты, нуждаются в информации об образовательных учреждениях, предоставляющих необходимые услуги. Следует обеспечить широкое информирование об образовательных учреждениях, в которых можно получить требуемое образование. В особенности это касается образовательных услуг по дополнительному преподаванию русского языка, других языков Российской Федерации.
Следует отказаться от практики создания в общеобразовательных школах отдельных классов для детей мигрантов, недостаточно владеющих русским языком или другими государственными языками республик Российской Федерации. Такой подход ведет к сегрегации и дискриминации. Для улучшения языковой компетенции учащихся, в тех случаях, где это необходимо, следует поощрять факультативы и кружки внеклассного обучения.
По примеру лучших образовательных учреждений в процессе школьного обучения и воспитания подрастающего поколения необходимо способствовать формированию толерантности, национальной, этнической и религиозной терпимости.
Необходимо усилить методическое обеспечение этнически ориентированных общеобразовательных и воскресных школ; проводить олимпиады родного (в том числе русского) языка, конкурсы чтецов на родном (в том числе русском) языке. Важно, чтобы участие в таких конкурсах принимали дети разных национальностей.
В целях достижения гражданского согласия имеет смысл разработать школьные и вузовские факультативы по профилактике экстремизма и ксенофобии. В создании такого учебного курса уместно участие специалистов разных направлений - юристов-правоведов, психологов, религиоведов, политологов, этнологов.
Республиканским и региональным министерствам образования и науки следует обратить внимание на совершенствование преподавания регионального содержания образования в школах, особенно в городской местности. В условиях новых законодательных норм чрезвычайно важно научиться осуществлять мониторинг этнокультурных и языковых запросов населения применительно к школьному обучению. Такой мониторинг должен осуществляться гласно, а решения на его основе необходимо принимать после общественных дебатов и обязательно - после достижения консенсуса. Правительство республик и других регионов должно оказывать поддержку в финансировании выпуска учебно-методической литературы на этнических языках и русском языке.
В своей региональной политике государство должно четко определить свою позицию, ясным законодательным языком указав на необходимость реального обеспечения возможности учащимся изучать родные языки и культуру.
Следует радикально улучшить преподавание русского языка в школах, прежде всего, в сельских школах. Владение государственным языком должно способствовать обеспечению прав этнических меньшинств на получение образования высокого стандарта и социальное продвижение.
Необходимо создать условия для занятия гражданами руководящих должностей на основе профессиональных навыков, исключая возможности их замещения по признакам принадлежности к определенной национальности, этнического происхождения, родства, территориального землячества. Необходимо преодолеть укоренившийся стереотип о том, что в республиках Российской Федерации на высшую должность должны избираться кандидаты титульных национальностей.
Существующий перекос в сторону повышенного количества студентов титульных национальностей в высших учебных заведений в некоторых республиках Российской Федерации вызван чрезмерным административным вмешательством региональных и местных властей в деятельность вузов. Необходимо принять меры по недопущению дискриминации нетитульного населения при поступлении в вузы.
Представляется важным преодоление стереотипа, в соответствии с которым республики воспринимаются как Родина для одних национальностей, тогда как другие национальности рассматриваются в этих республиках в качестве гостей . Необходимо шире разъяснять конституционный принцип равенства субъектов Федерации, равенства прав и обязанностей граждан РФ на всей территории страны. Важно в школах проводить разъяснительную работу о таких понятиях, как суверенитет, источником которого является весь народ Российской Федерации.
Важным представляется преодоление ненаучных версий региональных учебников истории, препятствующих идеям общегосударственного единства.
Желательно дальнейшее расширение уже существующего в некоторых регионах Российской Федерации социального партнерства между, с одной стороны, органами государственной власти и органами местного самоуправления и, с другой стороны, этнокультурными и религиозными организациями. В сфере социальной политики такое партнерство может быть реализовано в форме совместных благотворительных акций в отношении материально нуждающихся слоев населения (без учета этнической принадлежности), а также в форме организации просветительских мероприятий по профилактике таких проблем современного общества, как преступность, включая молодежную и подростковую преступность, экстремизм, наркомания, алкоголизм.
Необходимо выработать на региональном уровне политику этнокультурного развития, обеспечить ее финансирование, контролировать выполнение. На муниципальном уровне должно выполняться не менее половины мероприятий политики этнокультурного развития. Для этих целей необходимы полномочия для муниципальных образований, методическое обеспечение и финансирование. Не следует ограничивать муниципальное управление одними только полномочиями в сфере образования.
Целесообразно ввести федеральные стандарты финансирования этнокультурного развития при разработке и утверждении бюджетов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, обязательную отчетность расходования средств. Существующая практика остаточного выделения средств на этнокультурное развитие показала свою крайнюю неэффективность.
Право на этнокультурное развитие, включающее языковое развитие, должно быть неотъемлемым правом населения регионов Российской Федерации. Однако многие республики не обладают достаточными материально-финансовыми ресурсами, что препятствует реализации данного права. Представляется целесообразным шире привлекать ресурсы федерального бюджета для финансирования творческих коллективов народного искусства, народных промыслов, издания учебников, книг и газет на языках Российской Федерации.
В Российской Федерации следует улучшить качество языковой статистики. Во время переписей населения необходимо учитывать не только владение языками, но и распространение языков. Необходимо разработать государственную программу статистического учета языков, включая усовершенствование учета, осуществляемого государственными министерствами для собственных нужд. Следует радикально улучшить систему распространение данных о языках Российской Федерации и данных об обучении этим языкам, сделать данные широко доступными и гласными.
Необходимо предусмотреть дальнейшее совершенствование федерального закона о национально-культурной автономии, в котором институт национально-культурной автономии должен рассматриваться как право на всех граждан Российской Федерации на этнокультурное развитие и поддержку родного языка.