АВ 2010г. Выпуск 19 Развитие системы правового обеспечения охраны лесов от пожаров
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)
Применение Федерального закона от 21.07.2005 94-ФЗ при размещении заказов на оказание услуг, связанных с предотвращением и тушением лесных пожаров в 2010 году.
Размещение государственного и муниципального заказа в целях, в том числе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера регулируется отдельной главой 5 Закона о размещении заказов.
Согласно нормам данной главы заказчики проводят предварительный отбор участников размещения заказа, которые могут в возможно короткий срок осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. В случае возникновения необходимости ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик осуществляет размещение заказа путем запроса котировок у поставщика, прошедшего предварительный отбор.
Процедуры и механизмы, установленные главой 5 Закона о размещении заказов, позволяют оперативно в короткие сроки осуществить размещение заказа, в том числе в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера. При этом размещение заказа в соответствии с положениями главы 5 Закона о размещении заказов вправе осуществлять заказчики любых уровней: федерального, регионального, муниципального.
Однако, к сожалению, процедуры и механизмы, предусмотренные указанной главой, заказчики используют крайне редко.
ФАС России в рамках осуществления контрольных мероприятий в сфере оказания услуг по тушению пожаров лесов и охраны лесов на территории Российской Федерации проведен ряд контрольных мероприятий по проверке соблюдения заказчиками требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на оказание услуг в сфере тушения лесных пожаров и охраны лесов.
За период с января 2009 года по август 2010 года на территории Российской Федерации размещено более 1473 заказа в сфере оказания услуг по тушению пожаров лесов и охраны лесов, в том числе по закупке ГСМ и пожарной техники.
ФАС России при осуществлении контрольных мероприятий рассмотрено 28 жалоб участников размещения заказа, из них 50% признано обоснованными, проведено более 18 проверок (плановых и внеплановых).
По результатам проведенных контрольных мероприятий в действиях государственных и муниципальных заказчиков выявлено ряд нарушения законодательства о размещении заказов, такие как:
- не выставление детальных и конкурентных требований к товарам, работам, услугам;
- неуказание в документации об аукционе порядка расчетов и сроков оплаты работ;
- не направление уведомлений о возможности заключения контрактов ранее отобранным участникам размещения заказа, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг, то есть фактически заключение контракта с единственным поставщиком без проведения торгов.
Особое внимание в связи со сложившейся ситуацией по тушению пожаров уделено 18-и субъектам Российской Федерации, а именно: Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Московская область, Нижегородская область, Воронежская область, Ивановская область, Белгородская область, Рязанская область, Кировская область, Свердловская область, Тульская область, Тамбовская область, Липецкая область, Владимирская область, Ульяновская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
В указанных регионах проведено 317 процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в части тушения лесных пожаров и проведения мероприятий по подготовке и осуществлению профилактических противопожарных работ.
Из них:
- только в 22 процедурах размещения заказов было установлено требование обеспечения заявок на участие в торгах. Установление обеспечения заявки в размере 5 % от начальной цены контракта обеспечивает участие в торгах фактически работающих в данной сфере организаций.
- только в 15 процедурах - были установлены финансовые гарантии в форме обеспечения исполнения контракта. Данный механизм является защитой от некачественного исполнения контрактов. Однако в большинстве процедур, размещенных в указанных субъектах Российской Федерации заказчиками (органами власти), финансовые гарантии не устанавливались.
Дополнительно необходимо отметить, что при размещении заказов на выполнение работ по тушению лесных пожаров ни в одной из процедур (согласно положениям документациям о торгах, размещенным на сайтах) не было установлено требование к участникам о наличии у них лицензии на деятельность по тушению пожаров (согласно требованиям ст. п.38 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности деятельность по тушению пожаров подлежит лицензированию), что позволяет осуществлять указанную деятельность организациям, не специализирующихся в данной сфере деятельности.
При этом абсолютное большинство торгов в указанных 18-ти субъектах Российской Федерации признано несостоявшимися, в связи с участием в торгах только одной организации. Основными участниками размещения заказа являются государственные и муниципальные предприятия лесхозы.
Так, например, в Нижегородской области, принимало участи 24 компании. При этом участие приняли только лесхозы ( Шатковский лесхоз , Балахнинский лесхоз , Дальнеконстантиновский лесхоз , Первомайский лесхоз , МУП Уреньсельлес , Дзержинский лесхоз , Нижегородский лес , Починковский лесхоз , Мухтоловский лесхоз , Богородский лесхоз , Шеманихинский лесхоз , Бутурлинский лесхоз , Вознесенский лесхоз , Арзамасский лесхоз , Сергачский лесхоз , Выксунский лесхоз , Тонкинский лесхоз , Шарангский лесхоз , Уренский лесхоз , Сокольский лесхоз , Пижемский лесхоз , Павловский лесхоз , Разинский лесхоз , Варнавинский лесхоз.
Также необходимо обратить внимание на имеющиеся существенные различия в стоимости услуг в сфере тушения лесных пожаров по разным регионам.
Так, например, в Свердловской области стоимость такой услуги составляет ~ 6 млн. руб., в Республике Марий Эл - ~13,2 млн. руб., Ханты-Мансийский автономном округе - Югра - ~82,3 млн. руб., Владимирской области - ~ 0,5 млн. руб., Нижегородской области - ~2,9 млн. руб., Воронежской области - ~0,5 млн. руб., Республике Мордовия - ~0,24 млн. руб., Рязанской области - ~ 9,18 млн. руб., Кировской области - ~9,2 млн. руб.
ФАС России обращает внимание, что по информации с официальных сайтов в ряде субъектов Российской Федерации, а именно: в Республике Башкортостан, Белгородской, Ивановской, Московской, Тамбовской областях, торги на оказание услуг по тушению лесных пожаров вообще не проводились.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о низкой активности заказчиков при проведении торгов на оказание услуг, связанных с предотвращением и тушением лесных пожаров.
В большинстве случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, в том числе лесных пожаров, заказчики предпочитают размещать заказ на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, согласно которому заказчик вправе разместить заказ у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае возникновения потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.
На основании указанного положения государственные и муниципальные заказчики вправе заключить контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в объеме, необходимом для ликвидации последствий непреодолимой силы.
Учитывая изложенное, Закон о размещении заказов содержит достаточные механизмы для предотвращения возникновения, а также для устранения чрезвычайных ситуаций природного характера, в том числе лесных пожаров и горения торфяников, знание и применение которых позволяет заказчикам эффективно осуществлять размещение заказа как у предварительно отобранных поставщиков, так и у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).