АВ 2010г. Выпуск 9 Формирование основ нормативно-правового регулирования альтернативной энергетики как фактор укрепления энергетической безопасности Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

          Российская Федерация обладает достаточными запасами природных ископаемых, которые обеспечивают решение задачи устойчивого энергообеспечения народного хозяйства; топливно-энергетический комплекс России - один из крупнейших в мире. Добыча энергоресурсов на территории страны достигла таких объемов, которые одновременно позволяют экспортировать их значительную часть за рубеж -  общеизвестно, что на протяжении многих десятилетий именно энергоресурсы являются одним из основных источников валютных поступлений в бюджет государства.
          Вместе с тем объективная проблема физической ограниченности запасов ископаемых источников энергии, возрастающие потребности промышленности, сельского хозяйства, населения в электрической и тепловой энергии, негативно складывающаяся  экологическая ситуация  и, не в последнюю очередь, резкое повышение цен на традиционные энергоносители обусловили в последние годы усиленное внимание к возобновляемым источникам (ВИЭ) и новым технологиям энергосбережения. В современном мире возобновляемая энергетика и энергосбережение все больше становятся фактором инновационного развития экономики в целом, в частности, ведут к формированию технологически новой генерации электроэнергии и тепла, многократно повышают энергоэффективность производства и потребления энергии, создают новые рабочие места, новое качество жизни людей. Именно по такому сценарию проходит реформирование энергетической отрасли во многих экономически развитых странах, в частности, таких, как Германия, Норвегия, США. Доля альтернативной энергетики, достигнутая в некоторых из них на сегодняшний день, впечатляет, к примеру, более 10% в США в 2009 году.
          Другими словами, альтернативная энергетика/энергосбережение - это не чья-то прихоть, а объективная потребность развития любой современной экономики, обусловленная, как минимум, следующими причинами:
ограниченность невозобновляемых топливных ресурсов, которая, согласно мнению экспертного сообщества, начнет сказываться уже к середине нынешнего столетия; не случайно, что национальные программы развития альтернативной энергетики в ряде стран предусматривают доведения объемов производства возобновляемой энергии к 2050 году до уровня, который полностью компенсировал бы выпадение генерирующих мощностей в секторе традиционной энергетики;
неравномерная региональная энергообеспеченность, - проблема которая исключительно актуальна для России: например, в районы Крайнего Севера, как и на многие другие  отдаленные и труднодоступные территории топливо приходится завозить. Удобство и выгода использование альтернативных источников электроэнергии здесь не вызывают сомнений;
экологичность альтернативной энергетики по сравнению с традиционной - сложно придумать более безвредный для природы способ генерации электроэнергии; данная причина не является ведущей, однако в свете глобального потепления меры, предпринимаемые сегодня в отношении развития альтернативной энергетики, могут, по мнению экспертов, уже в обозримом будущем обеспечить положительный экологический эффект;
инновационность альтернативной энергетики, которая сама по себе является одним из факторов развития высоких технологий, повышает эффективность энергетики в целом; использование её заметно снижает угрозы техногенных катастроф (таких, как аварии на Чернобыльской АЭС, Саяно-Шушенской ГЭС), обесточивания целых городов.
         Россия стоит сегодня перед необходимостью в кратчайшие сроки влиться в эту общемировую тенденцию. В условиях инновационного разворота  одной из неотложных задач модернизации народнохозяйственного комплекса страны становится создание и применение новых энергетических технологий, позволяющих лучше использовать традиционные и более широко возобновляемые источники энергии. Развитие альтернативной энергетики позволит укрепить энергетическую безопасность России, обеспечить устойчивость энергоснабжения по всей территории страны с учетом возможностей регионального, местного производства и использования энергии. Для России актуально и то, что развитие альтернативной энергетики позволит поддерживать на необходимом уровне экспортные поставки сэкономленного углеводородного сырья, что крайне важно пока (до завершения инновационного разворота) для наполнения государственного бюджета.
         В Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях в последние годы принимаются определённые меры по развитию альтернативной энергетики. Однако в целом стройная система управления, соответствующая важности для страны данного высокотехнологичного сектора экономики, пока не сложилась. До настоящего времени не сформирована достаточная нормативно-правовая база для  успешного становления этой новой отрасли отечественной энергетики.
          23 марта 2010 года в Государственной Думе состоялся "круглый стол" на тему "Формирование основ нормативно-правового регулирования альтернативной энергетики как фактор укрепления энергетической безопасности Российской Федерации". В подготовке и проведении участвовали три комитета Государственной Думы - Комитет по безопасности (инициатор проведения "круглого стола"), Комитет по энергетике и Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии (соисполнители).
         Цель "круглого стола" заключалась в том, чтобы  проанализировать состояние отечественной энергетики, основанной на использовании возобновляемых источников энергии, и выработать рекомендации по формированию эффективной нормативно-правовой и институциональной базы для развития альтернативной энергетики в качестве конкуренто-способного сектора экономики в интересах диверсификации энергетической базы и укрепления энергетической безопасности России. В работе "круглого стола" приняли участие представители федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, деловых кругов, общественных организаций и научных учреждений.
         По результатам круглого стола были подготовлены и приняты рекомендации, направленные адрес Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ и конкретно Министерства энергетики РФ, субъектам Российской Федерации.