АВ 2010г. Выпуск 14 О Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования
Постановка задачи
Направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования. Следует разграничить понятия профильное обучение и профильная школа .
Профильная школа есть институциональная форма реализации цели. Это основная форма. Однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Профильное обучение есть средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
При переходе к профильному обучению необходимо решить следующие задачи.
- Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
- Управление системой подготовки педагогов школы, работающих в старших классах.
- Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
- Повышение квалификации педагогических кадров.
- Изменение содержания образовательного процесса за счет перехода на новые образовательные технологии.
- Создание условий для взаимодействия школьного образования и рынка труда в целях учета социально-экономических потребностей территории.
На актуальность введения профильного обучения указывают следующие обстоятельства: профилизации обучения в старших классах соответствует структура образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников; к 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на будущую профессиональную деятельность. В высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы. Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры. В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.
Большинство профильных школ способны самостоятельно выстраивать специальную систему учебных курсов.
Базовые учебные курсы изучают с целью завершения общего базового образования в данной области; например, будущие гуманитарии изучают интегрированные курсы математики и естествознания. Для преподавания базовых курсов выпускаются интегрированные курсы математики и обществознания.
Профильные учебные курсы изучаются старшеклассниками, чтобы расширить и углубить знания по тем или иным отдельным предметам. Важно помнить, что традиционные углубленные курсы, например, математики или физики тоже являются одной из разновидностей профильных курсов.
Элективные учебные курсы направлены на дальнейшую специализацию образования или на профессиональную ориентацию в выбранной деятельности.
Указанная система учебных курсов еще только начинает складываться в практике образования, и ее реализация сопряжена с целым комплексом новых задач. Учебники для профильных и элективных курсов строят на основе модульного принципа (при котором основной учебник может сопровождаться системой дополняющих его модулей). Чтобы помочь администрации школы выбрать оптимальную модель реализации профильного обучения на старшей ступени, а учителю профильной школы отобрать наиболее приемлемые для себя учебники и другие учебные средства, издательство Просвещение разработало и реализует специальный проект Профильное обучение . В настоящее время издательство по большинству предметов предпочитает выпускать многоуровневые учебно-методические комплекты. Они рассчитаны одновременно и на базовый, и на профильный уровни или на профильный и на углубленный уровни. Для мотивированных учащихся, уже сделавших свой выбор, издательство выпускает серию МГУ - школе , в которой школьные учебники органически сочетаются с пособиями для абитуриентов.
Целью данной работы является анализ организационно-правовых оснований для введения профильного обучения в российских общеобразовательных учебных заведениях.