АВ 2010г. Выпуск 12 О правовом статусе образовательных учреждений

Вводные замечания

     В последнее время актуализировались проблемы уточнения правового статуса образовательных учреждений. К ним относят учреждения, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности. На них в полной мере распространяются положения отраслевого законодательства  в области образования.
     В то же время в практике наличествует несколько типов  учреждений, включая, казенные, бюджетные, автономные и частные учреждения. Они представляют собой разные организационно-правовые формы юридических лиц, обладающие разными правами собственности на  имущество. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления,  осуществляющим функции и полномочия учредителя.  Особенности  правового статуса учреждений разного типа в разной степени будут сказываться на организацию и ведение образовательного процесса. Поэтому важно исследовать особенности правового статуса перечисленных выше типов учреждений, что и является целью данной работы.
    Принятие Федерального  закона от 08.05.2010 83-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений (далее по тексту - Закон 83_ФЗ) вызвано необходимостью повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг.
_________________________
СЗРФ, 10.05.2010, N 19, ст. 2291
    Разработка проекта Закона 83_ФЗ была предусмотрена Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте Российской Федерации  по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009, а также Планом мероприятий по совершенствованию государственного управления в 2009 - 2010 годах, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 03.12.2009 1862-р.
    Разработку проекта Закона 83_ФЗ осуществляла Рабочая группа при Правительстве Российской Федерации, с участием представителей федеральных органов государственной власти и Государственного университета - Высшая школа экономики. Проект был внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 31 декабря 2009 г. и направлен всем субъектам Российской Федерации. Он  был обсужден в 13 комитетах и комиссиях Государственной Думы и Совета Федерации, а также в Счетной палате Российской Федерации и Общественной палате Российской Федерации.
     На  совещании в Министерстве финансов Российской Федерации с представителями всех федеральных органов государственной власти  в конце февраля 2010 года были обсуждены основные положения проекта Закона 83_ФЗ, а также мероприятия по подготовке его к реализации, в частности, были проведены неоднократные встречи по оценке социально-экономических последствий Закона 83_ФЗ с представителями  Федерации Независимых Профсоюзов России, с Комиссией по социальному страхованию, социальной защите, отраслям социальной сферы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Была достигнута договоренность о ежеквартальном представлении Министерством финансов Российской Федерации координаторам Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений информации о ходе реализации Закона 83_ФЗ.
    Столь большое внимание к процессу подготовки проекта   Закона 83_ФЗ обусловлено его значимостью и особой ролью, которую он призван сыграть в экономике России. Закон 83_ФЗ призван сформировать основу законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг и реструктуризацию бюджетной сети через внесение изменений в 29 законодательных актов, включая Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, а также соответствующие отраслевые законы. Предполагаемые изменения затронут правовой и функциональный статус деятельности почти  330 тысяч российских бюджетных организаций из различных областей экономической деятельности, в том числе примерно 25 тысяч федеральных государственных  и свыше 300 тысяч подведомственных субъектам Российской Федерации и муниципальных органам самоуправления.