АВ 2010г. Выпуск 10 О дефинициях науки в законодательстве России


Научная деятельность
     Закон определяет научную деятельность как деятельность, направленную на получение и применение новых знаний, а также закрепляет правовой статус субъектов данной сферы деятельности. При этом не возможно не обратить внимание на то, что до настоящего времени не существовало ни одного законодательно закрепленного единого определения термина "наука". В самом общем понимании наука представляет собой форму общественного сознания, исторически образовавшуюся упорядоченную систему знаний, чья правдивость проверяется и постоянно уточняется в ходе практики. Иными словами, основная миссия науки - это выработка определений.
_________________________
Батяев А.А., Каркавина Д.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" //Система ГАРАНТ, 2007.
    Определения понятий, содержащихся в профессиональных комментариях к гражданскому законодательству, вряд ли было бы правильно отождествлять с точки зрения формы их объективизации с научными гражданско-правовыми дефинициями и с дефинициями, закрепленными в законодательстве науки. Этот вид гражданско-правовых дефиниций, не обладая собственно нормативностью, все-таки тесно привязан к содержанию соответствующих статей нормативных правовых актов, к их интерпретации. Поэтому указанные гражданско-правовые дефиниции условно могут быть названы интерпретационными.
_________________________
Москаленко И.В. Технико-юридические основания классификации гражданско-правовых дефиниций  // Современное право. 2005. 1; Москаленко И.В. Юридическая природа и соотношение гражданско-правовых дефиниций и норм // Современное право. 2005. 5.
    Обозначим виды правовых отношений по отраслевой принадлежности, участниками которых выступают научные организации. В их числе гражданские, трудовые, налоговые, бюджетные и административные и т.п. Несмотря на наличие специализированного законодательства, основная масса отношений в науке регулируется общим законодательством.
_________________________
Лапаева В.В. Закон о науке: анализ нормативного содержания // Законодательство и экономика. 2002. 2; Месяц Г.А. Спасти науку. - М.: Наука, 2001. Наиболее концентрированно и обобщенно проблемы научного законодательства освещены в сб.: Законодательство о науке: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. д.ю.н. В.В. Лапаевой. - М.: Норма, 2004.
    Для того чтобы стать полноценным товаром, результаты научной деятельности должны пройти путь от научного знания до опытно-конструкторской разработки, патентования и изготовления новой продукции. Здесь появляется следующая группа участников инновационной деятельности: информационные центры, консалтинговые фирмы, патентно-лицензионные службы (субъекты предпринимательской деятельности различных организационно-правовых форм). В их числе - техноцентры, малые инновационные предприятия, технопарки и др. Государство также является непосредственным участником инновационной деятельности как субъект отношений по управлению этой деятельностью и ее поддержке.
_________________________
Волынкина М.В. Инновационное законодательство и гражданское право: проблемы соотношения // Журнал российского права. 2005. 1.
    Хозяйственные отношения на языке российского законодателя именуются отношениями гражданскими. В настоящее время во всех правопорядках гражданское право - это отрасль права, юридические установления которой охватывают наиболее значимые элементы практической деятельности людей. Тем самым определяется место гражданского права в правовой системе права, которое безоговорочно признано правовым фундаментом регулирования рыночных отношений. Данная отрасль имеет собственные институциональные подходы, обусловленные структурным делением отрасли права и науки. Нормы гражданского права вполне отвечают требованиям сегодняшнего дня, учитывают опыт решения большинства экономических проблем, возникающих в последние годы.
    Правовая обеспеченность участников инновационного предпринимательства предполагает наличие эффективного юридического механизма, оформляющего отношения его субъектов как с другими экономически обособленными участниками рынка, в основе поведения которых лежит законодательно предписанная диспозитивная модель поведения (отношения юридического равенства), так и с органами власти, в компетенцию которых входят действия в отношении субъектов инновационного предпринимательства по разрешению, содействию, ресурсообеспечению, контролю (субординационные властеотношения). Вся совокупность норм, регулирующих инновационные отношения, образует правовую среду инновационного предпринимательства и обеспечивает эффективное экономическое поведение его участников.