АО, 2010, апрель Законодательное обеспечение государственной политики поддержки многодетных семей
2. Обзор зарубежного законодательства, регламентирующего
вопросы поддержки многодетных семей
Вопросы поддержки многодетных семей, предоставления им дополнительных льгот отражены в законодательстве многих стран. Так, в Германии в многодетных семьях за рождение каждого ребенка мать получает дополнительный налоговый бонус. Право на получение детского пособия имеют все граждане Германии, имеющие детей, проживающих совместно с ними, _ это 154 евро на ребенка (если их в семье до трех человек) и 179 евро - на каждого последующего.
В Швеции многодетные семьи получают весьма существенное прогрессивное пособие, размер которого возрастает с рождением очередного ребенка. При этом если заработная плата родителей не достигает прожиточного минимума, то многодетной семье начисляется дополнительное пособие для оплаты жилья, детских дошкольных учреждений или специальных талонов на продукты питания.
В Финляндии многодетным семьям, а также матерям или отцам-одиночкам не предоставляется каких-либо льгот. Однако выдаются различные пособия. Например, так называемый пакет для новорожденного, который государство дарит всем рожающим в Финляндии женщинам, независимо от их гражданства. Этот пакет содержит все, что требуется новорожденному в течение первого года жизни. Общая стоимость такого пакета _ несколько сот евро.
В Польше до недавнего времени право на специальное пособие имели все многодетные семьи, в которых было трое и более детей. Теперь же введен специальный критерий: пособие по многодетности можно получить лишь в том случае, если доход на каждого члена семьи составляет в пересчете менее 125 долларов в месяц. Если же в семье есть ребенок-инвалид и один из родителей не работает, а занят лишь уходом за этим ребенком, это пособие увеличивается вдвое.
В Чехии к льготам относится снижение пенсионного возраста для матерей: каждый ребенок уменьшает на год возраст ее выхода на пенсию.
В Беларуси ежегодно проводятся областные и республиканские конкурсы на звание лучшей многодетной семьи. По результатам конкурсов семьи, занявшие призовые места награждаются почетными грамотами и денежными премиями.
Дания и Исландия отличаются от других европейских стран отчасти по одной и той же причине: доступность детских учреждений для детей до трех лет в этих двух странах очень высока (62% в Дании и 59% в Исландии). В Дании, кроме того, высок уровень расходов на обеспечение детских учреждений (2,3% ВВП). К тому же в Дании, как и в остальных северных странах, часть дохода, исключаемого из налогообложения в случае выхода на работу, намного выше, чем в других стран. Это можно рассматривать как противовес таким мерам, как относительно значительная помощь в форме оплачиваемого отпуска и услуг по уходу за ребенком, который позволяет сочетать работу с наличием маленького ребенка.
_________________________
Оливье Тевенон. Семейная политика в развитых странах: контрастирующие модели // Population et sociйtйs. - 2008. - Septembre - 448.
http://www.ined.fr/en/resources_documentation/publications/pop_soc/bdd/publication/1368/
Англосаксонские страны, так же как Япония и Корея, отличаются, тем не менее, от стран Южной Европы по многим аспектам. Во-первых, поддержка семей с помощью пособий и налоговых льгот в них более значимы. Это основной способ вмешательства в этих странах, где социальные выплаты составляют 1,9% ВВП в отличие от 1,6% в среднем по странам (США является исключением: там затраты составляют 0,8%). Эта помощь вполне определенно адресована семьям с низкими доходами с целью противодействия их обеднению. Немногим более чем один ребенок из четырех (28%) все же имеет доступ к услугам по уходу, нередко частным, тогда как в среднем по всем странам - несколько меньше одного из четырех детей (23%) имеет такой доступ.
_________________________
Оливье Тевенон. Семейная политика в развитых странах: контрастирующие модели // Population et sociйtйs. - 2008. - Septembre - 448.
http://www.ined.fr/en/resources_documentation/publications/pop_soc/bdd/publication/1368/
В других странах коэффициенты рождаемости и уровень женской занятости в целом значительно ниже. Особенно низкие они в странах Южной Европы с высоким уровнем бедности. Для этих стран характерна неразвитость семейной политики, о каких бы ее сторонах ни шла речь. Прежде всего, крайне невелик объем денежных выплат семьям. Родительский отпуск там тоже очень продолжительный, но он плохо оплачивается или не оплачивается вовсе. Португалия слегка выделяется в этой группе стран более короткими отпусками для родителей, большей ориентированностью денежных выплат на семьи с низкими доходами и большей доступностью учреждений по уходу за детьми до 3-х лет: в Португалии их посещают 23% детей, тогда как в Италии и Греции - менее 7%. Такой же уровень доступности учреждений по уходу за маленькими детьми характерен и для Испании, но родительский отпуск там намного продолжительнее и он не оплачивается.
Страны Центральной и Восточной Европы занимают промежуточное положение. Только Франция и Венгрия выделяются показателями намного выше средних для всех видов помощи семьям. Прежде всего, длительность отпуска, приведенного к занятости при средней заработной плате, здесь выше, чем в большинстве стран Центральной и Восточной Европы. К тому же финансовая помощь семьям с ребенком (детьми), гораздо в меньшей степени, чем в других странах, ориентирована на семьи с низкими доходами. Затраты на все виды ухода за детьми здесь также более высоки, чем в среднем, но масштаб охвата такими услугами детей до трех лет во Франции (29%) намного больше, чем в Венгрии (7%).
Во Франции, стране с самой высокой рождаемостью в континентальной Европе, существует государственная программа Большая семья , которая адресована многодетным семьям. Эта программа существует с 1921 года и в рамках общей государственной политики по стимулированию рождаемости предлагает многодетным семьям субсидирование и льготы. Многодетным семьям предоставляются налоговые льготы. Каждый следующий ребенок уменьшает налогооблагаемую базу, так что семьи с четырьмя детьми практически вообще не платят налогов. Распространяется льгота на всех граждан вне зависимости от достатка, даже на миллионеров.
Итак, Франция занимает особое положение по сравнению с ее европейскими соседями. С одной стороны, общие расходы на поддержку семей сравнительно высоки, так как, с учетом налоговых льгот, они достигают 3,8% ВВП, что ставит Францию на 3-е место среди стран Организации экономического сотрудничества и развития, где в среднем этот показатель равен 2,4%. Охват учреждениями по уходу за детьми до трех лет здесь существенно более высок, чем в большинстве континентальных стран. Этому способствует практически всеобщая доступность детских садов для детей, начиная с 2-3-х летнего возраста. С другой стороны, если учитывать налоговые льготы, финансовая помощь семьям с детьми здесь значительнее, чем в северных странах. Эти трансферты весьма выгодны и обеспеченным семьям. В общем, помощь в денежной форме, доступность с раннего возраста детских учреждений и большая гибкость расписания в школе позволяют непрерывно сочетать работу и семейную жизнь на всех этапах жизни ребенка. Помощь предоставляется также и тем родителям, которые решают прервать свою профессиональную деятельность, чтобы заниматься ребенком до 3-х лет.
Такое разнообразие помощи объясняется тем, что во Франции семейная политика имеет давние корни и преследует множественные цели. Помощь семьям, лишенным средств, и защита доходов всех семей образуют стержень этой политики со времени ее появления в начале XX века. Поддержка рождаемости - также давняя цель, которая оправдывает большие выплаты многодетным семьям, каким бы ни был их первоначальный доход. 70-е годы XX века отмечены социализацией семейной политики, ориентированной на помощь семьям с одним родителем и на решение жилищного вопроса с учетом семейного положения. Стремление облегчить сочетание работы и семейной жизни становится также доминирующей темой с 1980-х, оно способствует расширению сети детских учреждений и финансовой помощи семьям, выбравшим индивидуальный уход за ребенком.
В любом случае, помощь семьям развивается в очень амбивалентном контексте из-за бюджетных трудностей, роста массовой безработицы и фамилиалистского движения - все это благоприятствует помощи матерям, которые сами занимаются своими маленькими детьми. Родительское пособие на воспитание было создано таким образом, чтобы помогать родителям троих детей (после 1985 года) и двоих детей (с 1994 года), которые прерывают свою профессиональную деятельность, для того чтобы заниматься маленьким ребенком до трех лет. Недавняя (2004 год) реформа пособия на новорожденного или усыновленного ребенка расширяет эту помощь, вводя для родителей возможность прерывания работы на 6 месяцев с момента рождения первого ребенка. Это, как и в других странах, таких как Финляндия, Норвегия, Австрия, система двойственной помощи, которая оказывается в случае, если родители прибегают к услугам по уходу за ребенком, чтобы продолжать свою профессиональную деятельность, и матерям, которые, наоборот, решают приостановить ее, чтобы самим заниматься маленьким ребенком. Однако специфика Франции заключается в том, что все виды помощи благоприятствуют сохранению занятости на полный рабочий день после рождения первого ребенка и прерыванию или сокращению работы после рождения последующих детей.
Эта особенность частично объясняет, почему во Франции уровень занятости на полный рабочий день женщин, имеющих одного маленького ребенка, относительно выше по сравнению с другими континентальными странами, в то время как он сильно снижается с рождением последующих детей. Около 50% матерей, имеющих одного ребенка, работают полный рабочий день, тогда как менее 20% не работают. В то же время, менее 25% матерей, имеющих троих или более детей, работают полный рабочий день, тогда как 40% относятся к неработающим. Это, вероятно, один из факторов, способствующих относительно высокому и устойчивому уровню рождаемости, наблюдаемому во Франции. Этот успех подталкивает к общему пересмотру государственной семейной политики, с тем, чтобы, в первую очередь, увеличить ее вклад в борьбу против бедности; он также нацелен на повышение уровня занятости женщин, ставя под сомнение меры, побуждающие их уходить с рынка труда, и развивая систему услуг по уходу за детьми, которые стоят дешевле, чем место в яслях.
Большинство развитых стран усиливают меры помощи семьям или вводят их, если таковых не было. Инвестиции стран Организации экономического сотрудничества и развития в эту сферу выросли с 1,65% ВВП в среднем в 1980 году до 2,4% в 2003 году. Одна из целей семейной политики - увеличение рождаемости с одновременным созданием благоприятных условий для занятости женщин. Инвестиции ориентированы больше на детей дошкольного возраста (3-6 лет) и на семьи с низким доходом в англо-саксонских странах. Франция отличается относительно большей и разнообразной помощью, создающей, однако, противоположные побуждения в том, что касается совмещения работы и семейной жизни. Как было указано выше, она способствует поддержанию полной занятости после рождения первого ребенка, и скорее, прекращению или сокращению активности при рождении следующих детей.