АО, 2010, апрель Законодательное обеспечение государственной политики поддержки многодетных семей
3. Статистическая информация
Таблица 2
в количестве детей на одну женщину
_________________________
Дети в России. 2009. Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ Статистика России , 2009. С. 20.
Страна |
Количество детей на одну женщину |
Республика Корея |
1,2 |
Япония |
1,3 |
Италия |
1,4 |
Россия |
1,4 |
Германия |
1,4 |
Европейский Союз (по данным 2006 г.) |
1,5 |
Франция |
2,0 |
Соединенные Штаты Америки |
2,1 |
Аргентина |
2,3 |
Бразилия |
2,3 |
Южная Африка |
2,7 |
Индия |
2,8 |
Саудовская Аравия |
3,4 |
Таблица 3
(по данным выборочного исследования Семья и рождаемость ,
проведено в 2009 г. в 30 субъектах Федерации, количество респондентов 2000)
_________________________
Дети в России. 2009. Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ Статистика России , 2009. С. 20.
Возраст респондентов, лет |
Ожидаемое количество детей |
Желаемое количество детей |
||
|
женщины |
мужчины |
женщины |
мужчины |
До 25 лет |
2,01 |
2,1 |
2,34 |
2,48 |
25-29 |
1,74 |
1,98 |
2,21 |
2,32 |
30-34 |
1,78 |
1,9 |
2,24 |
2,24 |
35-39 |
1,64 |
1,94 |
2,36 |
2,37 |
40 и более |
1,55 |
1,76 |
2,27 |
2,43 |
Всего: |
1,72 |
1,9 |
2,28 |
2,38 |
Приведенные в таблице 3 данные показывают, что российские граждане практически всех возрастных категорий имеют намерение родить более чем одного ребенка, что дает основание утверждать: у российских граждан большой психологический потенциал к деторождению, а причиной низкой рождаемости является не стойкое нежелание рожать детей в принципе, а иные факторы.
Таблица 4
законодательством Российской Федерации
(на 1 января; рублей, 1995 г. - тысяч рублей)
_________________________
Дети в России. 2009. Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ Статистика России , 2009. С. 81.
|
1995 |
2000 |
2005 |
2009 |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель) |
10,3 |
83,5 |
300,0 |
374,6 |
Родовой сертификат |
|
|
|
11000,0 |
Единовременное пособие жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
|
|
|
15820,0 |
Единовременное пособие при рождении ребенка |
102,5 |
1252,4 |
6000,0 |
9989,9 (с 1.01.10 - 10000) |
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью |
|
|
|
9989,9 (с 01.01.10 - 10000) |
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет |
20,5 |
167,0 |
500, |
|
по уходу за первым ребенком |
|
|
|
1873,1 |
по уходу за вторым и последующими детьми |
|
|
|
3746,2 |
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
|
|
|
6780,0 |
Ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье опекуна |
|
|
|
4000,0 |
Размер оплаты труда приемных родителей, в месяц |
|
|
|
2500 |
Государственный сертификат на материнский семейный капитал |
|
|
|
312162,5 (с 01.01.10 - 343278) |
Таблица 5
площади жилища в среднем на одного проживающего, в процентах
_________________________
Дети в России. 2009. Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ Статистика России , 2009. С. 81.
Количество квадратных метров на человека |
Домашние хозяйства с детьми в возрасте до 16 лет, имеющие |
|||
|
1 ребенка |
2 детей |
3 детей |
4 и более детей |
До 9,0 |
9,8 |
21,6 |
32,6 |
67,9 |
От 9,1 до 11,0 |
15,8 |
19,1 |
16,6 |
13,3 |
От 11,1 до 13,0 |
14,0 |
15,0 |
13,8 |
5,7 |
От 13,1 до 15,0 |
17,9 |
14,1 |
10,7 |
8,3 |
От 15,1 до 20,0 |
24,8 |
19,7 |
17,3 |
0,5 |
От 20,1 до 25,0 |
10,2 |
7,1 |
5,0 |
3,0 |
От 25,1 до 30,0 |
4,5 |
1,8 |
0,9 |
0,8 |
От 30,1 до 40,0 |
2,2 |
1,4 |
2,5 |
0,5 |
От 40,0 и более |
0,8 |
0,2 |
0,6 |
0,0 |
Согласно таблице 5 наихудшие с точки зрения приходящихся на одного человека квадратных метров условия проживания испытывают семьи, в которых воспитывается 3 и более детей. С увеличением количества детей в семье неизменно ухудшаются жилищные условия других членов семьи, поэтому зачастую семьи стоят перед выбором: либо рожать детей, либо обеспечить достойный жизненный уровень для уже имеющихся детей.
Таблица 6
(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств)
_________________________
Дети в России. 2009. Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ Статистика России , 2009. С. 96.
|
Домашние хозяйства с детьми в возрасте до 16 лет, имеющие |
|||
|
1 ребенка |
2 детей |
3 детей |
4 и более детей |
Число лиц, приходящихся на одну комнату |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
2,5 |
Распределение домашних хозяйств по уровню стесненности проживания в % |
|
|
|
|
количество комнат для домохозяйства достаточно и стесненность не испытывается |
44,9 |
43,8 |
38,0 |
23,4 |
размеры комнат малы и проводят к некоторой стесненности |
34,6 |
33,8 |
33,7 |
20,2 |
количество комнат не достаточно и хозяйство испытывает большую стесненность |
20,5 |
22,4 |
28,3 |
56,4 |
Таблица 7
_________________________
http://www.gks.ru/free_doc/2010/family.htm. Таблица 16.
Год рождения ребенка |
Если у Вас родился ребенок в 2007-2009 гг., то повлияло ли на Ваше решение о рождении ребенка то обстоятельство, что начали реализовываться дополнительные меры государственной помощи семьям с детьми? |
|||
|
не повлияло |
повлияло, появился ребенок, рождение которого до этого откладывали |
эти меры помогли принять решение о рождении ребенка, которого без этого не могли себе позволить |
трудно сказать |
Первый ребенок |
||||
2007 |
92,6 |
3,7 |
- |
3,7 |
2008 |
87,8 |
4,9 |
- |
7,3 |
2009 |
89,3 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
2007-2009 |
89,6 |
4,2 |
1,0 |
5,2 |
Второй ребенок |
||||
2007 |
92,3 |
3,8 |
3,8 |
- |
2008 |
50,0 |
25,0 |
15,6 |
9,4 |
2009 |
78,6 |
14,3 |
7,1 |
- |
2007-2009 |
70,8 |
15,3 |
9,7 |
4,2 |
Приведенные в таблице данные явно показывают, что степень влияния государства в виде материальной помощи, оказываемой родителям, решившим родить ребенка, несмотря на улучшающуюся тенденцию, еще очень мала, поскольку женщины, родившие детей в указанный период, в подавляющем большинстве указывают, что государственные меры не повлияли на принятие решения о рождении ребенка.
Таблица 8
_________________________
http://www.gks.ru/free_doc/2010/family.htm. Таблица 21.
Если Вы хотели бы иметь большее число детей, чем собираетесь, то, что и в какой степени мешает Вам иметь желаемое число детей? |
оченьмешает |
мешает |
не мешает |
Женщины |
|||
Материальные трудности |
47,8 |
37,2 |
15,0 |
Неуверенность в завтрашнем дне |
44,5 |
37,6 |
17,9 |
Жилищные трудности |
33,3 |
29,3 |
37,4 |
Отсутствие мужа / партнера |
23,0 |
15,9 |
61,1 |
Отсутствие работы |
22,5 |
24,8 |
52,7 |
Неудовлетворительное состояние собственного здоровья |
13,1 |
33,6 |
53,3 |
Нежелание мужа / партнера |
11,9 |
18,2 |
69,9 |
Большая занятость по работе |
11,8 |
37,0 |
51,2 |
Стремление должным образом вырастить и воспитать уже имеющегося ребенка (детей) |
11,6 |
26,0 |
62,4 |
Неудовлетворительное состояние здоровья мужа / партнера |
8,7 |
25,1 |
66,2 |
Стремление достичь успехов в работе |
8,5 |
26,4 |
65,1 |
Сложности во взаимоотношениях в семье |
7,5 |
24,1 |
68,4 |
Боязнь ущемить интересы имеющихся детей |
6,9 |
18,7 |
74,4 |
Имеющиеся дети против |
4,3 |
7,8 |
87,9 |
Трудности в уходе за имеющимися детьми |
3,6 |
19,4 |
77,0 |
Стремление интереснее проводить досуг |
3,1 |
15,9 |
81,0 |
Мужчины |
|||
Материальные трудности |
47,7 |
37,3 |
15,0 |
Неуверенность в завтрашнем дне |
42,9 |
40,2 |
16,9 |
Жилищные трудности |
36,1 |
29,2 |
34,7 |
Отсутствие работы |
25,4 |
21,3 |
53,3 |
Большая занятость по работе |
13,3 |
37,3 |
49,4 |
Нежелание жены |
12,8 |
25,6 |
61,6 |
Стремление должным образом вырастить и воспитать уже имеющегося ребенка (детей) |
10,4 |
23,8 |
65,8 |
Неудовлетворительное состояние здоровья жены |
9,0 |
30,5 |
60,5 |
Неудовлетворительное состояние собственного здоровья |
8,7 |
26,5 |
64,8 |
Стремление достичь успехов в работе |
8,5 |
24,1 |
67,4 |
Боязнь ущемить интересы имеющихся детей |
5,0 |
17,7 |
77,3 |
Стремление интереснее проводить досуг |
4,6 |
20,0 |
75,4 |
Сложности во взаимоотношениях в семье |
4,1 |
19,1 |
76,8 |
Имеющиеся дети против рождения братьев и сестер |
3,5 |
5,5 |
91,0 |
Трудности в уходе за имеющимися детьми |
3,4 |
18,7 |
77,9 |
Данные таблицы отчетливо показывают, что для российских семей главными помехами для рождения детей являются, прежде мотивы материального характера, финансовые трудности, жилищные условия, а не духовные факторы. К числу негативных факторов следует отнести проблемы, о которых вынуждены задумываться будущие родители, особенно в семьях, где работают оба супруга - это огромный дефицит мест в детских дошкольных учреждениях. Так, если количество детей в возрасте от 2-х до 6 лет составляет примерно 7,228 млн., то количество мест в детских садиках - всего лишь около 5 млн. Нередко ситуация доходит до абсурда: очередь на место в дошкольном учреждении подходит только к моменту, когда ребенок достигает школьного возраста.
Стоит также обратить внимание на достаточно высокий уровень неудовлетворительного состояния здоровья респондентов - в среднем показатели колеблются от 8,7 до 13,1%.
Таблица 9
лично для них жизненных целей
_________________________
http://www.gks.ru/free_doc/2010/family.htm. Таблица 22.
Респондентам предлагался набор из 12 целей, которых люди хотели бы достичь в жизни. Степень их важности лично для опрашиваемого нужно было оценить по 9-и балльной шкале (от 1 - совсем не важно до 5 - очень важно).
|
Женщины |
Мужчины |
||
|
средний балл |
% давших 5 |
средний балл |
% давших 5 |
Собственное благоустроенное современное жилье |
4,69 |
81,5 |
4,72 |
82,0 |
Жить в зарегистрированном браке с супругом, своей семьей |
4,25 |
66,1 |
4,46 |
72,2 |
Воспитать ребенка |
4,88 |
92,5 |
4,81 |
88,1 |
Материальное благополучие |
4,80 |
85,6 |
4,85 |
88,5 |
Получить образование, постоянно повышать квалификацию |
4,08 |
47,8 |
3,87 |
42,2 |
Иметь свое собственное семейное дело, чтобы работать только в нем |
3,25 |
28,1 |
3,71 |
43,8 |
Вырастить двоих детей |
4,04 |
61,6 |
4,22 |
64,1 |
Иметь успех, продвижение на работе |
4,13 |
49,6 |
4,36 |
59,0 |
Интересно проводить досуг |
3,99 |
40,4 |
4,04 |
43,7 |
Много общаться с друзьями |
3,56 |
26,9 |
3,65 |
27,3 |
Иметь троих детей |
2,19 |
13,2 |
2,46 |
17,1 |
Быть свободной, независимой и делать то, что хочу только я |
2,41 |
14,5 |
2,60 |
14,9 |
У женщин и мужчин первые три места занимают такие цели, как воспитать ребенка (первое место у женщин и второе у мужчин), материальное благополучие (второе место у женщин и первое у мужчин), собственное жилье (третье место).
Трое детей и у женщин, и у мужчин - на последнем месте (после цели свободы, независимости, стремления делать то, что хочет только она или он). Цель вырастить двоих детей оценили на 1 - 2 , т.е. как неважную - 18% женщин, а как очень важную - 61,6%. Мужчины оценили значимость для них этой цели соответственно - 11,8% и 77,7%. Цель иметь троих детей оценили на 1 - 2 , т.е. как неважную - 63,8% женщин, а как очень важную - 13,2%. Мужчины оценили соответственно - 55,1% и 27,5%. Цель - иметь как двоих детей, так и троих детей, для мужчин более значима, чем для женщин.
Таблица 10
на увеличение рождаемости
Распределение ответов женщин
по значимости мер демографической политики (в %)
Меры |
1 место |
2 место |
3 место |
Пособие по беременности и родам |
7,9 |
5,7 |
9,9 |
Единовременное пособие при рождении ребенка |
5,7 |
12,7 |
12,7 |
Предоставление "материнского капитала" |
26,7 |
22,7 |
12,4 |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности в его нынешнем размере |
10,3 |
4,1 |
1,5 |
Оплата отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет |
9,0 |
15,5 |
15,7 |
Ежемесячное пособие на ребенка в его нынешнем размере |
3,9 |
6,6 |
7,1 |
Предоставление молодой семье жилищных субсидий на льготных условиях |
33,7 |
20,4 |
13,1 |
Компенсация затрат родителей на оплату посещения детских дошкольных учреждений |
2,0 |
9,8 |
20,5 |
Налоговые льготы родителям в их нынешнем размере |
0,9 |
2,4 |
7,1 |
Наибольшее значение, по мнению большинства женщин, имеют меры, направленные на улучшение жилищных условий семей.
Предоставление материнского капитала на первое место поставили около 27% женщин, на второе - около 23%. Предоставление материнского капитала также необходимо рассматривать как меру, направленную на улучшение жилищных условий семей, поскольку, как правило, он используется в целях улучшения жилищных условий.
_________________________
http://www.gks.ru/free_doc/2010/family.htm. Таблица 23.
Таблица 11
_________________________
http://www.gks.ru/free_doc/2010/family.htm. Таблица 24.
Меры |
1 место |
2 место |
3 место |
Пособие по беременности и родам |
6,5 |
3,9 |
9,9 |
Единовременное пособие при рождении ребенка |
6,5 |
9,5 |
11,5 |
Предоставление "материнского капитала" |
28,2 |
22,7 |
10,5 |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности в его нынешнем размере |
16,2 |
2,2 |
1,3 |
Оплата отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет |
4,3 |
16,4 |
13,8 |
Ежемесячное пособие на ребенка в его нынешнем размере |
2,1 |
7,1 |
6,5 |
Предоставление молодой семье жилищных субсидий на льготных условиях |
33,6 |
22,1 |
13,2 |
Компенсация затрат родителей на оплату посещения детских дошкольных учреждений |
1,2 |
13,0 |
18,0 |
Налоговые льготы родителям в их нынешнем размере |
1,4 |
3,0 |
15,3 |
Наибольшее значение, по мнению большинства мужчин, также имеют меры, направленные на улучшение жилищных условий семей.
Мужчины ниже, по сравнению с женщинами, оценивают существующую систему пособий (относительно высоко - пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности: на первое место по значимости поставили эту меру 16,2%). Оплату отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет на первое место поставили только 4,3% мужчин (женщин - около 8%), на второе - 16,4%, на третье - 13,8% (женщины соответственно 18,6% и 19,5%).
Таблица 12
Прогноз Росстата до 2030 г.
_________________________
http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_105/Main.htm.
Всего, человек |
|||||||||
|
средний вариант |
высокий вариант |
низкий вариант |
||||||
Годы |
родившихся |
умерших |
естественный |
родившихся |
умерших |
естественный |
родившихся |
умерших |
естественный |
|
|
|
прирост |
|
|
прирост |
|
|
прирост |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2009 |
1733673 |
2077701 |
-344028 |
1748863 |
2069969 |
-321106 |
1655168 |
2135335 |
-480167 |
2010 |
1736906 |
2067067 |
-330161 |
1763070 |
2074962 |
-311892 |
1651437 |
2156558 |
-505121 |
2011 |
1735859 |
2056496 |
-320637 |
1767728 |
2059575 |
-291847 |
1619770 |
2164461 |
-544691 |
2012 |
1726054 |
2052888 |
-326834 |
1776091 |
2044261 |
-268170 |
1609041 |
2170675 |
-561634 |
2013 |
1714098 |
2047629 |
-333531 |
1781037 |
2027933 |
-246896 |
1594364 |
2181352 |
-586988 |
2014 |
1703110 |
2042310 |
-339200 |
1782215 |
2012294 |
-230079 |
1561280 |
2197903 |
-636623 |
2015 |
1690024 |
2037636 |
-347612 |
1786701 |
1997829 |
-211128 |
1519649 |
2207547 |
-687898 |
2016 |
1675505 |
2031638 |
-356133 |
1777634 |
1972706 |
-195072 |
1488836 |
2215246 |
-726410 |
2017 |
1644540 |
2024852 |
-380312 |
1759063 |
1947928 |
-188865 |
1440459 |
2227355 |
-786896 |
2018 |
1606838 |
2017444 |
-410606 |
1733438 |
1923377 |
-189939 |
1396152 |
2232015 |
-835863 |
2019 |
1565795 |
2008256 |
-442461 |
1697798 |
1898045 |
-200247 |
1349693 |
2239132 |
-889439 |
2020 |
1518044 |
1999289 |
-481245 |
1670103 |
1873474 |
-203371 |
1304153 |
2239866 |
-935713 |
2021 |
1476733 |
1989080 |
-512347 |
1637813 |
1848322 |
-210509 |
1254088 |
2240430 |
-986342 |
2022 |
1434093 |
1979159 |
-545066 |
1606648 |
1823757 |
-217109 |
1206856 |
2239940 |
-1033084 |
2023 |
1390824 |
1971471 |
-580647 |
1585830 |
1801392 |
-215562 |
1158446 |
2248136 |
-1089690 |
2024 |
1356279 |
1965198 |
-608919 |
1566406 |
1780873 |
-214467 |
1117831 |
2246438 |
-1128607 |
2025 |
1322567 |
1961319 |
-638752 |
1551490 |
1768340 |
-216850 |
1077938 |
2258653 |
-1180715 |
2026 |
1295059 |
1965863 |
-670804 |
1536831 |
1780691 |
-243860 |
1028596 |
2265881 |
-1237285 |
2027 |
1276363 |
1972046 |
-695683 |
1525654 |
1796743 |
-271089 |
1002233 |
2282178 |
-1279945 |
2028 |
1266550 |
1980330 |
-713780 |
1520342 |
1801445 |
-281103 |
985775 |
2302736 |
-1316961 |
2029 |
1266106 |
1988475 |
-722369 |
1522379 |
1811956 |
-289577 |
976785 |
2319801 |
-1343016 |
2030 |
1264162 |
1996515 |
-732353 |
1527113 |
1826616 |
-299503 |
970548 |
2338254 |
-1367706 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 13
(число рождений)
Прогноз Росстата до 2030 г.
_________________________
http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_105/Main.htm.
|
Средний вариант |
Высокий вариант |
Низкий вариант |
||||||
Годы |
все |
городское |
сельское |
все |
городское |
сельское |
все |
городское |
сельское |
|
население |
население |
население |
население |
население |
население |
население |
население |
население |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2009 |
1,530 |
1,399 |
1,920 |
1,542 |
1,412 |
1,928 |
1,460 |
1,333 |
1,844 |
2010 |
1,539 |
1,411 |
1,911 |
1,563 |
1,437 |
1,927 |
1,460 |
1,335 |
1,832 |
2011 |
1,548 |
1,426 |
1,898 |
1,582 |
1,461 |
1,925 |
1,440 |
1,323 |
1,780 |
2012 |
1,555 |
1,439 |
1,883 |
1,607 |
1,491 |
1,933 |
1,440 |
1,329 |
1,762 |
2013 |
1,562 |
1,450 |
1,876 |
1,633 |
1,520 |
1,949 |
1,440 |
1,333 |
1,747 |
2014 |
1,572 |
1,462 |
1,875 |
1,657 |
1,547 |
1,966 |
1,430 |
1,328 |
1,719 |
2015 |
1,587 |
1,480 |
1,881 |
1,685 |
1,577 |
1,988 |
1,410 |
1,311 |
1,687 |
2016 |
1,600 |
1,496 |
1,886 |
1,705 |
1,600 |
2,000 |
1,410 |
1,316 |
1,673 |
2017 |
1,611 |
1,513 |
1,881 |
1,730 |
1,630 |
2,011 |
1,400 |
1,312 |
1,646 |
2018 |
1,622 |
1,528 |
1,880 |
1,755 |
1,659 |
2,025 |
1,400 |
1,316 |
1,634 |
2019 |
1,632 |
1,540 |
1,885 |
1,780 |
1,685 |
2,047 |
1,400 |
1,317 |
1,628 |
2020 |
1,641 |
1,550 |
1,889 |
1,805 |
1,711 |
2,068 |
1,400 |
1,318 |
1,627 |
2021 |
1,650 |
1,563 |
1,887 |
1,833 |
1,742 |
2,086 |
1,390 |
1,311 |
1,608 |
2022 |
1,658 |
1,576 |
1,884 |
1,861 |
1,774 |
2,104 |
1,390 |
1,315 |
1,598 |
2023 |
1,666 |
1,595 |
1,860 |
1,889 |
1,815 |
2,096 |
1,390 |
1,325 |
1,569 |
2024 |
1,673 |
1,605 |
1,860 |
1,917 |
1,845 |
2,118 |
1,390 |
1,327 |
1,561 |
2025 |
1,680 |
1,618 |
1,852 |
1,944 |
1,878 |
2,129 |
1,390 |
1,332 |
1,547 |
2026 |
1,687 |
1,627 |
1,853 |
1,963 |
1,899 |
2,141 |
1,370 |
1,316 |
1,518 |
2027 |
1,694 |
1,638 |
1,851 |
1,976 |
1,916 |
2,144 |
1,370 |
1,320 |
1,507 |
2028 |
1,699 |
1,646 |
1,848 |
1,980 |
1,923 |
2,139 |
1,370 |
1,323 |
1,500 |
2029 |
1,704 |
1,653 |
1,846 |
1,980 |
1,927 |
2,130 |
1,370 |
1,325 |
1,494 |
2030 |
1,704 |
1,655 |
1,842 |
1,980 |
1,929 |
2,125 |
1,370 |
1,328 |
1,488 |
Таблица 14
(на начало года)
Средний вариант прогноза
_________________________
http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_105/Main.htm.
Годы |
Моложе трудоспособного возраста |
Трудоспособного возраста |
Старше трудоспособного возраста |
|||
|
тыс. человек |
в % к общей численности населения |
тыс.человек |
в % к общей численности населения |
тыс. человек |
в % к общей численности населения |
|
|
|
|
|
|
|
2010 |
22838,5 |
16,1 |
88293,4 |
62,3 |
30688,6 |
21,6 |
2011 |
23128,4 |
16,3 |
87400,2 |
61,7 |
31232,4 |
22,0 |
2012 |
23475,1 |
16,6 |
86470,6 |
61,0 |
31777,8 |
22,4 |
2013 |
23878,0 |
16,8 |
85417,8 |
60,3 |
32399,7 |
22,9 |
2014 |
24323,9 |
17,2 |
84369,5 |
59,5 |
32982,3 |
23,3 |
2015 |
24731,1 |
17,5 |
83285,1 |
58,8 |
33646,3 |
23,7 |
2016 |
25177,3 |
17,8 |
82132,4 |
58,0 |
34343,8 |
24,2 |
2017 |
25588,0 |
18,1 |
81084,9 |
57,2 |
34975,6 |
24,7 |
2018 |
25960,5 |
18,3 |
80064,0 |
56,6 |
35605,3 |
25,1 |
2019 |
26199,2 |
18,5 |
79246,0 |
56,0 |
36144,2 |
25,5 |
2020 |
26308,4 |
18,6 |
78609,8 |
55,5 |
36607,2 |
25,9 |
2021 |
26341,9 |
18,6 |
78016,6 |
55,2 |
37069,1 |
26,2 |
2022 |
26380,5 |
18,7 |
77478,2 |
54,8 |
37447,4 |
26,5 |
2023 |
26354,7 |
18,7 |
77039,0 |
54,6 |
37762,1 |
26,7 |
2024 |
26153,4 |
18,5 |
76803,8 |
54,5 |
38015,3 |
27,0 |
2025 |
25809,0 |
18,3 |
76741,8 |
54,5 |
38216,4 |
27,2 |
2026 |
25416,1 |
18,1 |
76665,8 |
54,5 |
38450,8 |
27,4 |
2027 |
24994,1 |
17,8 |
76618,3 |
54,6 |
38655,1 |
27,6 |
2028 |
24556,1 |
17,5 |
76534,1 |
54,7 |
38890,0 |
27,8 |
2029 |
24119,7 |
17,3 |
76487,5 |
54,7 |
39069,0 |
28,0 |
2030 |
23694,4 |
17,0 |
76380,5 |
54,8 |
39291,5 |
28,2 |
2031 |
23278,0 |
16,7 |
76175,6 |
54,8 |
39594,9 |
28,5 |
Количество лиц трудоспособного возраста к 2030 в процентах к общей численности населения уменьшится с 62,3 до 54,8 %, что связано с низким уровнем рождаемости в 90-е годы, поскольку именно лица, родившиеся в указанный период, и составят основную массу трудоспособного населения в 2010 - 2030 гг. Нельзя не отметить и существенно увеличение (почти на треть) доли лиц старше трудоспособного возраста. Увеличение численности последней группы приведет к увеличению налоговой нагрузки на работоспособное население страны.
Таблица 15
Прогноз Росстата до 2031 (средний вариант)
_________________________
http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_105/Main.htm.
Годы |
На начало года, тысяч человек |
В среднем за год, тысяч человек |
|||||
|
все население |
в том числе: |
доля городского населения (%) |
все население |
в том числе: |
||
|
|
городское |
сельское |
|
|
городское |
сельское |
2010 |
141820,5 |
103877,9 |
37942,6 |
73,2 |
141790,2 |
103916,4 |
37873,8 |
2011 |
141761,0 |
103954,5 |
37806,5 |
73,3 |
141742,4 |
104003,5 |
37738,9 |
2012 |
141723,5 |
104052,3 |
37671,2 |
73,4 |
141709,9 |
104106,1 |
37603,8 |
2013 |
141695,5 |
104158,6 |
37536,9 |
73,5 |
141685,7 |
104215,0 |
37470,7 |
2014 |
141675,7 |
104271,8 |
37403,9 |
73,6 |
141669,2 |
104329,7 |
37339,5 |
2015 |
141662,5 |
104387,5 |
37275,0 |
73,7 |
141657,8 |
104445,1 |
37212,7 |
2016 |
141653,5 |
104503,6 |
37149,9 |
73,8 |
141651,0 |
104560,5 |
37090,5 |
2017 |
141648,5 |
104617,4 |
37031,1 |
73,9 |
141639,1 |
104669,2 |
36969,9 |
2018 |
141629,8 |
104719,6 |
36910,2 |
73,9 |
141609,7 |
104760,7 |
36849,0 |
2019 |
141589,4 |
104801,3 |
36788,1 |
74,0 |
141556,9 |
104829,7 |
36727,2 |
2020 |
141525,4 |
104857,7 |
36667,7 |
74,1 |
141476,1 |
104870,7 |
36605,4 |
2021 |
141427,6 |
104883,5 |
36544,1 |
74,2 |
141367,0 |
104885,7 |
36481,3 |
2022 |
141306,1 |
104887,8 |
36418,3 |
74,2 |
141230,7 |
104877,0 |
36353,7 |
2023 |
141155,8 |
104867,2 |
36288,6 |
74,3 |
141064,3 |
104845,1 |
36219,2 |
2024 |
140972,5 |
104823,8 |
36148,7 |
74,4 |
140869,9 |
104790,7 |
36079,2 |
2025 |
140767,2 |
104758,3 |
36008,9 |
74,4 |
140649,6 |
104713,2 |
35936,4 |
2026 |
140532,7 |
104668,5 |
35864,2 |
74,5 |
140400,2 |
104610,6 |
35789,6 |
2027 |
140267,5 |
104553,1 |
35714,4 |
74,5 |
140123,5 |
104485,2 |
35638,3 |
2028 |
139980,2 |
104418,4 |
35561,8 |
74,6 |
139828,6 |
104344,2 |
35484,4 |
2029 |
139676,2 |
104270,2 |
35406,0 |
74,7 |
139521,3 |
104193,0 |
35328,3 |
2030 |
139366,4 |
104115,7 |
35250,7 |
74,7 |
139207,4 |
104034,2 |
35173,2 |
2031 |
139048,5 |
103953,2 |
35095,3 |
74,8 |
|
|
|
_________________________
По средним показателям за 2031 г. данные отсутствуют.
Прогноз Росстата отчетливо показывает неуклонное уменьшение численности населения страны, которое, наряду с параллельным увеличением относительной доли лиц пенсионного возраста, представляет собой большую проблему, грозящую перерасти в бум смертности после 2031 года.
Таблица 16
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 30 сентября - 1 октября 2006 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
В советское время существовал налог на бездетность. А Вы его платили когда-нибудь? |
||||||
|
Всего опрошенных |
Возраст, лет |
||||
|
|
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-59 |
60 и старше |
Да, платил одно время |
28 |
1 |
5 |
31 |
43 |
47 |
Нет, не платил |
68 |
95 |
93 |
66 |
55 |
45 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
4 |
1 |
4 |
2 |
8 |
А как Вы относитесь к идее восстановить налог на бездетность? |
|||||
|
Всего опрошенных |
Доходы на члена семьи в месяц, в рублях |
|||
|
|
До 1500 |
1501-3000 |
3001-5000 |
5001 и выше |
Безусловно, положительно |
7 |
14 |
6 |
7 |
4 |
Скорее положительно |
12 |
12 |
10 |
14 |
14 |
Скорее отрицательно |
29 |
31 |
31 |
33 |
34 |
Безусловно, отрицательно |
40 |
34 |
44 |
39 |
37 |
Затрудняюсь ответить |
12 |
9 |
9 |
7 |
11 |
Как Вы считаете, в какой мере введение налога на бездетность будет способствовать повышению рождаемости? |
||||||
|
Всего опрошенных |
Возраст, лет |
||||
|
|
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-59 |
60 и старше |
В значительной степени |
6 |
9 |
6 |
6 |
5 |
8 |
В незначительной степени |
16 |
17 |
15 |
15 |
13 |
21 |
Никак не отразится на уровне рождаемости |
68 |
58 |
71 |
73 |
73 |
62 |
Затрудняюсь ответить |
10 |
16 |
8 |
6 |
9 |
9 |
Как Вам, кажется, кто должен платить налог на бездетность? (открытый вопрос, любое количество ответов) |
|
Бездетные совершеннолетние мужчины и женщины детородного возраста |
9 |
Бездетные совершеннолетние мужчины и женщины детородного возраста с высоким уровнем доходов |
6 |
Бездетные совершеннолетние мужчины и женщины детородного возраста, состоящие в браке |
2 |
Все бездетные мужчины детородного возраста |
4 |
Неженатые бездетные совершеннолетние мужчины детородного возраста |
2 |
Все бездетные женщины детородного возраста |
0 |
Мужчины и женщины, бросающие своих детей |
1 |
Никто |
27 |
Другое |
1 |
Затрудняюсь ответить |
48 |
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обобщил данные о том, как россияне относятся к идее восстановить налог на бездетность, отразится ли это на повышении рождаемости и в какой степени; кто должен платить этот налог.
Более чем две трети россиян - 68% - никогда не платили налог на бездетность. Имеют опыт его уплаты 28% респондентов, в основном это опрошенные в возрасте 60 лет и старше (47%), несколько реже - в возрасте 45-59 лет и 35-44 года (31%).
Идею восстановления налога на бездетность одобряют 19% респондентов (из них безусловно за лишь 7%), не одобряют 69% (в том числе 40% - категорически против ). Как правило, чем выше доходы опрошенных, тем меньше энтузиазма вызывает у них эта идея. Так, если в группе с доходами до 1500 рублей на члена семьи данное предложение одобряют 65% , а 24% - против, то в группе с доходами свыше 5000 рублей поддерживают идею 71%, высказываются против - 71%.
Большинство респондентов (68%) не воспринимают налог на бездетность как эффективный инструмент повышения рождаемости. С ними не согласны 22% опрошенных, среди которых 6% считают, что эта мера значительно повысит рождаемость, и 16% полагают, что незначительно. Наиболее оптимистично смотрят на последствия восстановления налога на бездетность представители самой молодой (18-24 года) и самой старшей (60 и более лет) возрастных групп. В обоих этих случаях более четверти респондентов (26% и 29% соответственно) склонны считать, что подобные шаги будут так или иначе способствовать росту рождаемости, одновременно с этим минимальными оказываются и доли пессимистов (58% и 62% соответственно). Представители остальных возрастных групп оценивают возможные последствия введения налога более сдержанно: доля позитивных оценок снижается до 21% (и даже до 18% в группе 45-59-летних), доля отрицательных отзывов стабильно держится выше 70% отметки.
Кто должен платить налог на бездетность? В 48% случаев россияне не могут сказать ничего определенного. Остальные склоняются в пользу ответа никто (27%) либо полагают, что такой налог обязаны выплачивать все бездетные мужчины и женщины (9%). Есть и те (6%), кто считает, что этот налог должен коснуться только тех бездетных граждан, у кого высокий уровень доходов. Еще 4% отмечают, что такой налог должны платить только мужчины. И по 2% считают этот налог уделом семейных пар и неженатых мужчин.
_________________________
Всероссийский центр изучения Общественного мнения. Данные от 05.10.2008