МИ 2010, ноябрь "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ"


1. Прохождение в Государственной Думе законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов, входящих в Приволжский федеральный округ
    В Государственную Думу текущего - 5-го созыва внесено или перешло из прошлых созывов 329 проектов законов от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов, входящих в Приволжский федеральный округ - это 20,47% от количества законопроектов, поступивших в Государственную Думу 5-го созыва от всех  законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов.
    Из 329 законопроектов по 239 Государственной Думой  работа завершена, это 72,64% от числа поступивших.
    Из числа законопроектов, работа над которыми завершена, 215 законопроектов отозваны, возвращены, сняты с рассмотрения или отклонены, при этом надо отметить, что:
    - 23% из них сняты в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы. Это свидетельствует о том, что регионами ведется открытая работа по отзыву и  доработке внесенных проектов законов, регионы нацелены на результат, на реализацию  своих инициатив, а не руководствуются популистскими мотивами.
    - почти 52% из них дошли до стадии рассмотрения в первом чтении на Пленарном заседании Государственной Думы, но по различным причинам не были приняты депутатами. Такой процент показывает высокий уровень технико-юридической проработки законопроектов на уровне субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа.
    - 31,4% от общего числа законопроектов, работа над которыми  завершена,  были возвращены автору на стадии предварительного рассмотрения Советом Государственной Думы, т.к. не были соблюдены основные правила подготовки законопроектов, не были соблюдены требованиями Конституции РФ, Регламента Государственной Думы или проекты законов предполагали внесение изменений в законы, утратившие силу.  
     В период работы Государственной Думы пятого созыва принято 24 закона,  проекты которых были внесены законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов, входящих в Приволжский федеральный округ, - это 10% от количества законопроектов, работа над которыми завершена (24 от 239). Этот показатель немного выше уровня принятия законопроектов, внесенных в целом законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период работы Государственной Думы пятого созыва, который в настоящее время составляет 9,1%.
     Если говорить о тематике принятых законов, то это:
    - семь законов в части создания и упразднения городских и районных судов;
    - тр
и  Федеральных закона посвящены внесению изменений в  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: 1)  об установлении административной ответственности за нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ; 2) в части установления возможности проведения административного расследования по делам о правонарушениях миграционного законодательства в рамках ст. 28.7 КоАП Российской Федерации; 3) в части уточнения положений о назначении административного наказания без составления протоколов, отсрочки и рассрочки исполнения
    - постановления о назначении административного наказания и исполнения постановления о наложении административного штрафа);
    - два Федеральных закона касаются внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации: первый посвящен исключению из перечня объектов налогообложения транспортным налогом пассажирских и грузовых морских, речных и воздушных судов, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; второй  - освобождению от налогообложения налогом на доходы физических лиц части компенсации за использование кредитным потребительским кооперативом граждан личных сбережений члена кредитного потребительского кооператива граждан;
    - Федеральный закон "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О библиотечном деле" (в части изменения возраста для пользователей библиотеками) внесен Государственным Собранием - Курултай Республики Башкортостан, опубликован 29.12.2009г.;
    - Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов" (по вопросу об изменении порядка осуществления регистрации кандидатов (списков кандидатов) на основании избирательного залога, внесен Законодательным Собранием Пермского края, опубликован 11.02.2009г.;
    - Федеральный закон "О внесении изменения в статью 64 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (в части исключения муниципального экологического контроля из перечня видов экологического контроля) внесен Законодательным Собранием Оренбургской области, опубликован 28.06.2008г.;
    - Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 5 и 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части установления контрольных полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации) внесен Законодательным Собранием Оренбургской области, опубликован 31.03.2010;
    - Федеральный закон "О внесении изменения в Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (о введении классных чинов для муниципальных служащих) внесен Законодательным Собранием Пензенской области, опубликован  27.11.2008г.
    - Федеральный закон "О внесении изменений в статью 186 Уголовного кодекса Российской Федерации" (об установлении ответственности за хранение и перевозку поддельных денег или ценных бумаг) внесен Самарской Губернской Думой, опубликован 05.05.2009г.;
    - Федеральный закон "О внесении изменения в статью 42 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о регулировании муниципальной службы муниципальными правовыми актами) внесен Самарской Губернской Думой, опубликован 18.06.2008г.;
    - Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (о создании комиссии по урегулированию конфликта интересов) внесен Самарской Губернской Думой, опубликован 26.12.2008г.;
    - Федеральный закон "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о введении упрощенной формы предоставления торговых мест на универсальных рынках для сельскохозяйственных производителей) внесен Самарской Губернской Думой, опубликован 09.06.2009 г.;
    - Федеральный закон "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О лотереях" (в части дополнения перечня документов, представляемых вместе с уведомлением о проведении стимулирующей лотереи) внесен Самарской Губернской Думой, опубликован 02.07.2010г.;
    - Федеральный закон "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в части уточнения наименований населенных пунктов, на территориях которых запрещается захоронение отходов) внесен Законодательным Собранием Ульяновской области опубликован 11.11.2008г.;
    - Федеральный закон "О внесении изменений в статью 74 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (о приведении закона в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации) внесен Законодательным Собранием Ульяновской области опубликован 29.09.2009г.
    Необходимо уточнить, что проекты трети принятых законов были внесены  Самарской Губернской Думой. Это свидетельствует о знании пробелов законодательства  Российской Федерации и высоком уровне правовой техники в Самарской области.
     Надо отметить, что количество поступивших от регионов законодательных инициатив уменьшается, а процент принятия увеличивается; это свидетельствует о качестве поступающих проектов законов и о степени их проработки, т.е. работа Государственной Думы по повышению эффективности принятия законопроектов, внесенных законодательными собраниями субъектов, дает свои результаты.
     Эта работа ведется по нескольким направлениям:
    - Работа  Комитетов Государственной Думы;
    - Работа Аппарата Государственной Думы - Правовое управление, Аналитическое управление, Управление по организационному обеспечению деятельности Государственной Думы, Парламентская библиотека и др.;
    - Ассамблея российских законодателей при Государственной Думе;
    - Работа Экспертно-консультативного Совета фракции Единая Россия под руководством первого заместителя руководителя фракции В.А.Пехтина по рассмотрению законодательных инициатив, поступающих из субъектов Российской Федерации;
    - Координационный Совет руководителей аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации;
    - Правовое содействие субъектам законодательной инициативы на стадии подготовки проекта закона к внесению в Государственную Думу (т.н. нулевое чтение ).