МИ 2010, ноябрь "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ"


3. Государственное Собрание Республики Мордовии

     Республика Мордовия позиционируется среди субъектов Российской Федерации как один из наиболее динамично развивающихся регионов, по многим ключевым параметрам входит в группу лидеров регионов Приволжского федерального округа. В общероссийском рейтинге качества жизни, который по итогам первого полугодия 2010 года составили Институт региональной информации и лаборатория математических методов политического анализа МГУ им. Ломоносова Мордовия заняла 29 место. В расчет принимались жилищные условия, величина доходов, миграционная привлекательность региона, безопасность, развитость рынков услуг, продолжительность жизни и т.д. Республика Мордовия вошла в Ассоциацию инновационных регионов России в числе восьми субъектов РФ,  где создана  благоприятная правовая, экономическая, социальная и творческая среда для внедрения инноваций.
     Устойчивый позитивный характер сферы экономики  республики определяется улучшением качества жизни,  ростом среднемесячной заработной платы и пенсий. С 2000 года наблюдается постоянное увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения республики.  За 2000-2008 годы они возросли в 2,3 раза. Вместе с тем  под влиянием финансового кризиса в 2009 году они составили 100,6 % к уровню предыдущего года.
     В 2010 году в республике продолжилась реализация мероприятий, направленных на поддержку отраслей реального сектора экономики, содействие занятости, социальную защиту населения. Наблюдается положительная динамика в промышленности, сельскохозяйственном производстве, строительстве, на потребительском рынке. Активно работают на развитие инновационной экономики созданные в последние годы Венчурный фонд Республики Мордовия, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, Фонд смешанных инвестиций, Инжиниринго-консалтинговый и Инновационно-технологический центры, Бизнес-инкубатор, Торгово-промышленная палата.
    В последние годы в Мордовии существенно доработали законодательную базу поддержки инвестиций и сформировали пакет документов, стимулирующих инвестиционную деятельность льготами по налогу на прибыль, земельному налогу и налогу на имущество предприятий, субсидированием части процентов по банковским кредитам и лизинговым платежам. Проекты, получившие статус приоритетных, пользуются дополнительными  преференциями. Кроме того программа реформирования региональных финансов обеспечила прозрачность господдержки инвестиций, определяя основные направления расходования бюджетных средств в этой сфере. В сочетании с благоприятным режимом для инвесторов это также способствовало повышению законодательного ранга республики.

Законодательство в экономике и социальное сфере

     В настоящее время в Республике Мордовия действуют ряд законов, определяющих условия развития экономики и социальной сферы. Это:
    Закон от 1 октября 2008 г. 94-З    О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года ;
    Закон от 20 февраля 2006 г. 6-З О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия ;
    Закон от 21 февраля 2008 г. 5-З О предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия ;
    Закон от 26 мая 2010 г. 41-З О государственной поддержке сельского хозяйства в Республике Мордовия ;
    Закон от 8 декабря 2003 г. 69-З О поддержке экономически значимых организаций на территории Республики Мордовия ;
    Закон от 22 июля  1996 г. 25-З Об управлении государственной собственностью Республики Мордовия ;
    Закон от 4 февраля 2009 г. 5-З "О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения";
    Закон от 28 ноября 2005 г. 75-З О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Республики Мордовия ;
    Закон от 30 октября 2008 г. 99-З Об установлении предельных значений площади при отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Мордовия или муниципальной собственности муниципальных образований Республики Мордовия, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества ;
    Закон от 25 ноября 2004 г. 77-З О снижении ставок по налогу на прибыль организаций ;
    Закон от 27 ноября 2003 г. 54-З О налоге на имущество организаций ;
    Закон от 14 июля 2008 г. 58-З О порядке отбора муниципальных образований и инвестиционных проектов на предоставление государственной поддержки для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства .
    Значительным шагом в решении одного из главнейших  вопросов - обеспечение жилищных гарантий нуждающимся гражданам республики - стало принятие Закона Об ипотечном жилищном кредитовании в Республике Мордовия .
    Данный закон определяет категорию  лиц, имеющих право на государственную поддержку в жилищном строительстве и льготном ипотечном жилищном кредитовании.  Это граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, из числа специалистов остродефицитных профессий, молодых специалистов, молодых семей, работников бюджетной сферы, жителей села, многодетных семей, а также иных категорий граждан, имеющих в соответствии с действующим законодательством право на льготное финансирование строительства или приобретения жилья, но не использовавших это право.
    Во исполнение данного  закона был принят ряд нормативно-правовых актов, определяющих также  условие и порядок предоставления и возврата ипотечных жилищных  кредитов.

Межбюджетные отношения

     Примером эффективного законодательства может служить пакет документов, принятый в Республике Мордовия по формированию межбюджетных отношений, основой которого является Закон Республики Мордовия О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия , принятый 21 февраля 2008 года 4-З. В республике выстроена эффективная система предоставления финансовой помощи бюджетам районов и поселений, направленная на укрепление налогового потенциала, искоренение иждивенческих настроений при решении вопросов местного значения. Действующий механизм распределения финансовой помощи содержит в себе как выравнивающую, так и стимулирующую составляющие. Предоставление финансовой помощи местным бюджетам осуществляется в зависимости от результата социально-экономической деятельности территории каждого поселения. Действующая в Республике Мордовия система межбюджетного регулирования доказала свою эффективность на практике.
     Основной формой организации деятельности республиканских органов государственной власти по выполнению мероприятий и проектов развития Республики Мордовия являются республиканские целевые программы.
    По состоянию на 1 октября 2010 года в Республике Мордовия действуют 34 федеральные и региональные целевые программы среднесрочного периода реализации, принятые к финансированию из республиканского бюджета Республики Мордовия на 2010 год   на сумму 5705,6 млн. рублей. Проектом закона Республики Мордовия О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов предусмотрены ассигнования на реализацию 22  республиканских целевых программ  на 2011 год в сумме 3794,6 млн. рублей.
    В целях достижения высоких показателей качества жизни населения Республики Мордовия, обеспечения устойчивого экономического развития, решения экологических и инфраструктурных проблем  принята Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы. Программа содержит мероприятия, направленные на развитие базового сектора экономики Республики Мордовия, создание благоприятных условий для появления новых секторов экономической специализации.
    В республике действует  Порядок      поддержки инвестиционных проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2008-2012гг. В результате Мордовия может предложить инвестору максимально возможные, в соответствии с российским законодательством, налоговые льготы для реализации значимых для региона проектов.

Местное самоуправление

     Говоря о законодательстве по вопросам местного самоуправления, можно отметить, что со дня принятия Федерального закона  от 6 октября 2003 года    131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации законодательное обеспечение местного самоуправления в Республике Мордовия осуществлялось, в основном, по исполнению требований данного Федерального закона, который  применяется на территории республики с 1 января 2006 года в полном объеме, без каких-либо изъятий. И, в первую очередь, это коснулось установления границ муниципальных образований и наделения их статусом городского округа, муниципального района, городского или сельского поселения. Такая работа была проведена в течение 2004-2005 годов.
         На начальном периоде исполнения Федерального закона осуществлено законодательное регулирование по установлению условий контракта для глав администраций муниципальных районов (городских округов) в части реализации государственных полномочий; наименований органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Республике Мордовия; численности, сроков полномочий и дат выборов депутатов представительных органов, порядка решения вопросов местного значения во вновь образованных муниципальных образованиях; упразднению внутригородских муниципальных образований в городском округе Саранск; разграничению муниципального имущества между муниципальными районами и вновь образованными муниципальными образованиями.
         В переходный период Государственным Собранием Республики Мордовия принято около 40 законодательных актов, в том числе пять из них о передаче государственных полномочий органам местного самоуправления с соответствующим фиксированием данных полномочий из республиканского бюджета Республики Мордовия. Переданы государственные полномочия в таких сферах социальной жизни, как государственная регистрация актов гражданского состояния, организация оказания специализированной медицинской помощи, в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающих в Республике Мордовия, проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи.
    В последующее время законодательно переданы государственные полномочия по организации заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов и безвозмездному обеспечению муниципальных учреждений здравоохранения донорской кровью и ее компонентами, по осуществлению денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи, по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств республиканского бюджета бюджетов Республики Мордовия, находящихся на территории муниципальных районов Республики Мордовия, по поддержке сельскохозяйственного производства, по организации деятельности по опеке и попечительству, по предоставлению субсидий поселениям, по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года.
         За это время федеральная законодательная база, регламентирующая деятельность органов местного самоуправления, расширилась и обновилась. С целью приведения республиканских законодательных актов в соответствие с требованиями федеральных законов Государственным Собранием рассмотрено и принято около 50 законопроектов о внесении изменений в действующие законы Республики Мордовия.
         В связи с нормами 131 Федерального закона многие вопросы организации местного самоуправления, которые ранее были отнесены к ведению субъектов Российской Федерации, в настоящее время регулируются уставами муниципальных образований либо положениями, утвержденными представительными органами муниципалитетов. Исполняя требования данного федерального закона, были признаны утратившими силу законы Республики Мордовия О местном самоуправлении в Республике Мордовия , О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Республики Мордовия , Об общих собраниях (сходах), конференциях граждан в Республике Мордовия , О правовых актах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Республике Мордовия , О территориальном общественном самоуправлении в Республике Мордовия , О порядке избрания главы муниципального образования из состава представительного органа местного самоуправления и прочих законодательных актов, вносящих изменения и дополнения в указанные законы.
         Муниципальная реформа потребовала разработки и принятия нормативно-правовых актов по регулированию вопросов местного самоуправления. В настоящее время в Мордовии, наряду с другими законодательными актами, действуют законы об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, а также законы о межбюджетных отношениях в Республике Мордовия, о ежемесячной денежной компенсации лицам, осуществляющим полномочия председателя Совета депутатов муниципального образования в Республике Мордовия на непостоянной основе, о составе и порядке деятельности комиссий по подготовке проектов правил землепользования и застройки поселений и городского округа Саранск в Республике Мордовия, о правовых актах Республики Мордовия, о регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия, о регулировании отношений в сфере муниципальной службы, о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городским округом.
         При принятии законов об установлении границ муниципальных образований и наделении их соответствующим статусом, статусом сельского поселения, были определены 419 территорий. Дальнейшее функционирование муниципалитетов показало, что не все муниципальные образования обладают достаточной налоговой базой по решению вопросов местного самоуправления. В связи с этим в Республике Мордовия проводится определенная работа по оптимизации сельских территорий. 21 законодательных актов было принято о преобразовании (объединении) муниципальных образований. В настоящее время в Мордовии имеют статус сельского поселения 355 территорий.
         В 2007 году образован Совет муниципальных образований Республики Мордовия. Данному Совету предоставлено конституционное право по обладанию законодательной инициативой по внесению проектов  нормативно-правовых актов на рассмотрение Государственного  Собрания Республики Мордовия.

Земельные отношения

     В Республике Мордовия приняты два Закона, регулирующих  вопросы в области землепользования: Об обороте земель сельскохозяйственного назначения , принятый  в 2003 году, и   О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия , принятый в марте этого года. Данные Законы и принятые в их исполнение нормативные акты охватывают практически все аспекты правоотношений в области  земельного законодательства, отнесенных к полномочиям субъекта  Российской Федерации.
     Реализуя вышеперечисленные законы,  в республике создана  эффективная система кадастрового учета земельного фонда. Сегодня более 40 процентов земельных участков прошли кадастровый учет, оформлены в собственность и аренду (в т.ч. находящиеся в долевой собственности граждан) и могут являться объектом залога, купли, продажи и, главное, налогообложения. В России к настоящему времени только пятая часть собственников земельных долей прошли государственную регистрацию своих прав на землю.
     Вместе с тем следует отметить, что в области земельных отношений  на уровне субъектов регулируется  незначительная часть вопросов, основная часть регулируется федеральными законами и нормативными актами Российской Федерации. К сожалению, федеральное законодательство не позволяет эффективно решать  многие вопросы, например,  оформление и вовлечение в оборот невостребованных земельных долей.
     О несовершенстве земельного законодательства говорится  уже не один год. Однако рассмотрение законодательных инициатив по данной тематике  в  Госдуме идет очень трудно. Такое положение приводит к запустению плодородных земель сельскохозяйственного назначения, зарастанию их мелколесьем и, в итоге,  выводу из оборота. Субъекты РФ, в их числе и Республика Мордовия,  неоднократно обращались в Государственную Думу с предложением ускорить принятие законопроекта 130822-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения , внесенного на рассмотрение Государственной Думы еще в  2009 году. Данным  законопроектом предлагается  внести около 100 поправок в ряд федеральных законодательных актов, регулирующих земельные правоотношения. Такой комплексный подход позволил бы устранить практически все проблемы законодательства, не позволяющие эффективно использовать земельные ресурсы.
     Еще одним важнейшим шагом в области законодательства, направленного на стимулирование сельскохозяйственного производства и развитие сельских территорий Республики Мордовия,  стало принятие Закона  Республики Мордовия О государственной поддержке сельского хозяйства .   Данным законом были определены приоритетные  направления и виды государственной поддержки сельхозпроизводителей, финансируемые  из республиканского бюджета. Принятие данного закона послужило толчком к активизации экономических преобразований на селе:  стали строиться новые и реконструироваться действующие животноводческие объекты, создаваться крестьянские (фермерские) хозяйства, активно развиваться личные подсобные хозяйства. Для более эффективной работы данного закона были приняты республиканские целевые программы по развитию и социальной поддержке сельского хозяйства. Благодаря им агропромышленный комплекс республики в последнее время развивается более динамично. Объем субсидированных  кредитов, направленных на развитие аграрного сектора экономики,  составил на начало 2010 года 21,6 млрд. рублей.  Ежегодно на поддержку агарного сектора экономики республики направляется  свыше 3 млрд. рублей бюджетных средств.
     Результатом проделанной работы стало стабильное наращивание производства продукции сельского хозяйства.  Принимаемые в республике меры позволили пройти кризисный период 2008 - 2009 годов  с ростом объемов производства и увеличением поголовья  скота. Мордовия вошла в первую  десятку регионов РФ по производству на душу населения яиц, молока и мяса. Последние три года по этим показателям республика  занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе.
     Законодательная база реализации программы жилищного строительства
    За последние годы в республике  создана современная база для промышленного, социально-бытового и жилищного строительства. Уже к началу 2007 года была полностью сформирована законодательная база для успешной реализации программы жилищного строительства в рамках национального проекта   Доступное и  комфортное жилье - гражданам России :
       О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия  (30.10.2008  в закон введены условия осуществления  государственной поддержки жилищной ипотеки);
       О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Мордовия по регулированию градостроительной деятельности на территории Республики Мордовия ;
       О проекте схемы территориального планирования Республики Мордовия ;
      О порядке подготовки и принятия решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов ;
      О порядке отбора муниципальных образований и инвестиционных проектов на предоставление государственной поддержки для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства .
    Дальнейшее совершенствование  получил механизм ипотечного кредитования. Условия предоставления ипотечных кредитов в республике до сих пор являются самыми привлекательными (определена социальная категория граждан, которая платит лишь 5 процентов от ставки, остальную часть компенсирует республиканский бюджет). Данный закон определяет категорию  лиц, имеющих право на государственную поддержку в жилищном строительстве и льготном ипотечном жилищном кредитовании.  Это граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, из числа специалистов остродефицитных профессий, молодых специалистов, молодых семей, работников бюджетной сферы, жителей села, многодетных семей, а также иных категорий граждан, имеющих в соответствии с действующим законодательством право на льготное финансирование строительства или приобретения жилья, но не использовавших это право. Во исполнение данного  закона был принят ряд нормативно-правовых актов, определяющих также  условие и порядок предоставления и возврата ипотечных жилищных  кредитов.
    Все это способствовало успешной реализации жилищных программ, реализуемых  на территории республики. За  2006 - 2009 годы  построено более 1 млн. квадратных метров жилья, это на 30 тысяч квадратных метров больше, чем предусматривалось программой. Темпы роста строительства за данный период  возросли в 1,6 раза. Несмотря на негативное влияние кризиса темпы роста  жилищного строительства в текущем году сохранились и составили к уровню прошлого года 108,3 %, а  объем работ, выполненных по виду  деятельности строительство , увеличился на 23 процента.

Меры государственной поддержки отдельных категорий населения

     Что касается социальной сферы, то основные меры государственной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия, регламентируются Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. 102-З О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия .
    В течение 2005-2010 гг. в вышеуказанный закон были внесены изменения, направленные на дополнительную поддержку семей, имеющих детей, в результате которых размер ежемесячного пособия на ребенка был увеличен с 70 до 100 рублей. В 2 раза увеличен размер ежемесячного пособия на детей из многодетных семей (до 200 рублей на каждого ребенка).
     В республике особое внимание уделяется поддержке многодетных семей. Так, детям до 6 лет из многодетных семей выплачивается ежемесячная денежная выплата на оплату лекарственных средств. С 1 апреля 2008 года ее размер составляет 167 рублей. Кроме того детям, учащимся общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий) из многодетных семей предоставляется мера социальной поддержки в виде ЕДВ на транспортные расходы в размере 128 рублей. Вышеуказанным законом предусмотрена также мера социальной поддержки многодетных семей, имеющих трех и более одновременно родившихся детей, в виде ежемесячного денежного пособия в размере 110 рублей на каждого ребенка до достижения им возраста 18 лет.
    В соответствии с законодательством Республики Мордовия многодетным семьям предоставляется социальная поддержка по освобождению от оплаты коммунальных услуг в размере 30 процентов, за исключением транспортных услуг для доставки топлива.        

Поддержка физкультуры и спорта

     В Мордовии большое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта.  В  2008 году принят Закон Республики Мордовия от 8 декабря 2008 года 136-З О физической культуре и спорте в Республике Мордовия и Указ Главы Республики Мордовия О подготовке ведущих спортсменов республики к предстоящим зимним и летним Олимпийским играм, а также к зимним играм в Сочи .
    В республике реализуется целевая программа Развитие физической культуры и спорта на 2007-2010 гг. , основной задачей которой является развитие массовой физической культуры и спорта среди населения республики, а также подготовки спортсменов для участия во Всероссийских и международных соревнованиях.
    Мордовия - регион, впервые проведший Малые Олимпийские Игры республики, а впоследствии - Приволжского федерального округа, которые являются большим смотром достижений населения, стимулом для привлечения молодежи к более активным занятиям спортом и здоровому образу жизни.
        В Мордовии есть все необходимое для создания Федеральных центров по легкой атлетике, биатлону, лыжным гонкам, спортивной гимнастике, греко-римской борьбе, велоспорту - ВМХ, спидвею, фигурному катанию, игровым видам спорта. Республика обладает самыми современными спортивными сооружениями для проведения соревнований российского и международного уровня. При этом создаются условия для занятий населения массовой физической культурой и спортом, вовлечения детей и подростков, молодежи в эти мероприятия. Результатом этого является рост численности занимающихся физкультурой и спортом в республике  (в 2009 г.- 28,3 % от всего населения против 9,8% в 2001 году).

Положение национальных меньшинств

     Законодатели Республики Мордовия держат в поле постоянного внимания вопросы положения национальных меньшинств на территории Республики, прежде всего, мордвы. Не случайно, что именно Министерство образования Республики Мордовия выиграло грант совместной программы Совета Европы и Европейской Комиссии Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества , главным партнером которой является Министерство регионального развития Российской Федерации, по проекту Межрегиональный образовательно-оздоровительный этнокультурный лагерь Живи, родной язык! для учащихся мордвы (мокши, эрзи) и татар Республики Мордовия и регионов Российской Федерации с компактным проживанием мордовского населения на сумму 33809 евро. Данный проект направлен на создание атмосферы взаимопонимания и поддержки в процессе коммуникации на родном (мокшанском, эрзянском, татарском) языке, ознакомления с историей, культурой, традициями, обычаями мордовского и татарского народов. В Республики проводится большая работа по подготовке мероприятий в связи с 1000-летием единения мордовского народа с народами России.  
     С 2010  года, согласно Указу  Главы Республики Мордовия от 14 октября 2010 года 190-УГ и в целях стимулирования учителей, подготовивших победителей Межрегиональной олимпиады по мордовскому (мокшанскому, эрзянскому) языку и мордовской литературе, республиканской олимпиады по татарскому языку и татарской литературе.

Работа законодателей в 2010 году

                 Примерный План основных мероприятий, намечаемых для проведения Государственным Собранием Республики Мордовия в первой половине 2010 года, реализации ежегодного Послания Главы Республики Мордовия Государственному Собранию направлен на законодательное обеспечение главных направлений социально-экономического развития региона в увязке со стратегическим курсом федерального руководства на всестороннюю модернизации российской экономики, повышение эффективности управления хозяйственными процессами, обеспечение устойчивого социального развития в сфере образования и здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, демографии и т.д.
                 В примерный план законодательной работы внесены, в частности, такие законопроекты, как:
                О внесении изменений в Закон Республики Мордовия О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов ;
                О внесении изменений в Конституцию Республики Мордовия ;
                О гарантиях равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в Государственном Собрании Республики Мордовия ;
                О внесении изменений в Закон Республики Мордовия Об Уполномоченном по правам человека в Республике Мордовия ;
                О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Мордовия ;               
                  О внесении изменений в Закон Республики Мордовия О Государственном Собрании Республики Мордовия ;
                О сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Республике  Мордовия ;
                О внесении изменений в Закон Республики Мордовия О государственных языках в Республике Мордовия ;               
                 О внесении изменений в Закон Республики Мордовия О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия ;
                О начальном и среднем профессиональном образовании Республики Мордовия ;
                Об аварийно-спасательной службе Республики Мордовия .
               14 октября состоялась 28-я сессия Госсобрания Республики Мордовия успели рассмотреть 29 вопросов, включенных в повестку дня. Ключевой темой стали изменения в республиканский бюджет на 2010 год. Внесение поправок вызвано дополнительными поступлениями из федерального центра. Законодатели исходят их того, что дополнительные доходы, прежде всего, усилят социальную направленность бюджета: из 2,5 миллиарда рублей, пополнивших бюджет, более 60% пойдет на решение самых насущных проблем людей, прежде всего на:
               - обеспечение жильем ветеранов, строительство домов и квартир для молодых семей и сельских специалистов,
               - помощь различным категориям граждан - пенсионерам, детям-сиротам, семьям, воспитывающим приемных детей, льготникам.
               Значительная сумма - 1 млрд.268 млн. рублей будет направлена на завершение строительства жилья для участников Великой Отечественной войны. Причем эти деньги позволят полностью обеспечить жильем всех ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Дополнительные ассигнования помогут в решении еще одной острой жилищной проблемы - 40 млн. рублей выделяется на обеспечение жильем детей-сирот. Свыше 19 млн. рублей направляются на строительство жилья для молодых семей, живущих в сельской местности.
              Одним из приоритетных направлений остается строительство в республике центров высокотехнологичной медицинской помощи: 343 млн. рублей дополнительных средств будут направлены на строительство и оснащение межрегионального Перинатального центра, 100 млн. рублей - на завершение строительства Республиканской клинической больницы, что позволит сдать клинику под ключ, оснащенную самым современным оборудованием, уже в будущем году.
               Республика активно идет по пути модернизации и повышения конкурентоспособности. Создается ключевой элемент инновационной экономики - Технопарк в сфере высоких технологий. Дополнительно Мордовия получит из федерального бюджета на формирование Наукограда более 580 млн. руб. В результате общий объем финансирования мега-проекта в этом году превысит миллиард рублей.
               Одним из главных приоритетов государственной политики остается поддержка села, местных сельхозпроизводителей. Благодаря чему значительные суммы на возмещение кредитных ставок получат не только крупные сельхозпроизводители, но и сельхозкооперативы, фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств.
               В итоге расходная часть бюджета Мордовии впервые достигнет рекордной суммы - 35,5 млрд. рублей. В то же время остается проблема пополнения бюджета за счет собственных доходов. Сессия рассмотрела также ряд социально ориентированных законопроектов, касающихся льгот для сельских учителей, увеличения выплат семьям, воспитывающим приемных детей, повышения прожиточного минимума для пенсионеров.