МИ 2010, ноябрь "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ"


11. Законодательное Собрание Пензенской области

                Законодательство Пензенской области формируется на основе норм Конституции Российской Федерации, федерального законодательства с учетом ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Перечень всех действующих на сегодняшний день законов Пензенской области значителен. Он охватывает практически все сферы общественной жизни, регулируемые на региональном уровне. При этом наметилась устойчивая тенденция своевременного правового обеспечения приоритетов государственной политики, определяемой главой государства в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию.        
                  Важнейшими направлениями законодательной деятельности Законодательного Собрания Пензенской области в 2010 году являются совершенствование правового регулирования в сфере государственного строительства и местного самоуправления, в экономической, социальной, культурной сферах, в сферах обеспечения и защиты прав граждан, развития институтов гражданского общества, противодействия коррупции.
                В план законотворческой деятельности Законодательного собрания Пензенской области, утвержденный  соответствующим постановлением регионального парламента 19 февраля 2010 года, внесено более 30 законопроектов. В то числе, такие, как:
               О внесении изменений в Закон Пензенской области Об административно-территориальном устройстве Пензенской области ;
              О внесении изменений в Закон Пензенской области О создании должностей мировых судей и судебных участков в Пензенской области ;
               О внесении изменений в статью 17 Устава Пензенской области (в части определения даты выборов депутатов Законодательного Собрания Пензенской области следующего созыва, количества депутатов Законодательного Собрания Пензенской области);
               О внесении изменений в Закон Пензенской области О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Пензенской области ;
               О внесении изменений в Закон Пензенской области О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области ;
               О внесении изменений в Закон Пензенской области О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Пензенской области ;
                О внесении изменений в Закон Пензенской области О некоторых вопросах, связанных с реализацией в Пензенской области отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации ;
                О внесение изменений в Закон Пензенской области Об инвестициях в Пензенской области ;
                 О внесении изменений в Закон Пензенской области О поддержке агропромышленного комплекса Пензенской области ;
                 О внесении изменений в Закон Пензенской области О Программе экономического и социального развития Пензенской области на 2008-2012 годы ;
                 О гарантиях равенства политических партий, фракции которых представлены в Законодательном Собрании Пензенской области, при освещении их деятельности государственными печатными средствами массовой информации Пензенской области ;
                 Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации имущества Пензенской области на 2011 год и основных направлений приватизации имущества Пензенской области на 2012-2013 годы ;
                 О величине прожиточного минимума пенсионера в Пензенской области, применяемой для установления социальной доплаты к пенсии на 2011 финансовый год ;
                 О бюджете Пензенской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов ;
                 О внесении изменений в Закон Пензенской области О противодействии коррупции в Пензенской области ;
                 О внесении изменений в статью 18 Закона Пензенской области О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области .
              Созданная законодательная база позволяет достаточно эффективно решать наиболее важные вопросы социально-экономического развития  Пензенской области как текущего, так и перспективного характера.

Законодательное обеспечение в сфере экономического развития

                В 2010 году продолжалась реализация законов Пензенской области О программе экономического и социального развития Пензенской области на 2008-2012 годы  и О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года) . Первый закон устанавливает целевые ориентиры для развития области и, прежде всего, объемы и источники финансирования. Предполагается, что в целом объем финансирования за 2008-2012 годы составит более 256,4 млрд. рублей, в том числе: средства федерального бюджета на безвозвратной основе - более 44,8 млрд. рублей; средства бюджета Пензенской области - более 96,6 млрд. рублей; собственные средства предприятий - более 30,2 млрд. рублей; других источников финансирования - более 73,1 млрд. рублей.
                Второй закон определяет, что стратегическими целями развития Пензенской области являются повышение темпов экономического роста до уровня, превышающего среднероссийские показатели, рост благосостояния жителей региона и качества жизни. Для достижения указанных целей предполагается сконцентрировать усилия на  следующих стратегических направлениях:
               1.Обеспечить опережающий рост в базовых секторах экономики Пензенской области (пищевая промышленность, машиностроение и приборостроение, а также целлюлозно-бумажное и химическое производство) и расширить их спектр за счет развития индустрии строительных материалов и комплекса глубокой переработки древесины.
               2.Создать долгосрочное конкурентное преимущество за счет перехода к эксплуатации ресурсов нового портфеля - мощного рынка труда и высокой современной квалификации, потенциала территории, развитого и емкого внутреннего рынка, экономики знаний и прочего.
               3.Обеспечить высокое качество жизни и широкие возможности для личного профессионального роста каждого жителя Пензенской области путем формирования современной системы профессионального образования, проектов развития городов и городской среды, а также стимулирования развития других (помимо базового) секторов экономики региона.
                Все это позволит конвертировать общие преимущества Пензенской области (расположение вблизи основных центров потребления, накопленный кадровый и производственный потенциал, хорошая обеспеченность базовыми инфраструктурами) в долгосрочные конкурентные преимущества, четко идентифицируемые инвесторами и жителями.
                Основными параметрами активного варианта базового сценария развития Пензенской области с 2006 года по 2021 год в действующих ценах являются:
               - увеличение валового регионального продукта с 87,1 млрд. рублей до 641,2 млрд. рублей, или в 7,9 раза;
               - увеличение промышленного производства с 52,9 млрд. рублей до 412,9 млрд. рублей, или в 7,8 раза;
               - увеличение производства продукции сельского хозяйства с 18,8 млрд. рублей до 123,1 млрд. рублей, или в 6,5 раза;
               - рост среднедушевых доходов жителей Пензенской области с 5,6 тысячи рублей до 39,7 тысячи рублей, или в 7,1 раза;
                 Рост экономики области положительно сказывается на динамике денежных доходов населения. Так, по данным Пензастата, денежные доходы населения в августе 2010г. составили 17684,9 млн. руб. и увеличились по сравнению с августом 2009г. на 13,0%. Денежные доходы на душу населения составили 12878,6 руб. и выросли по сравнению с августом 2009г. на 13,5% (на 1533,3 руб.), потребительские расходы, соответственно, 8990,8 руб. (на 11,5%, или на 927,5 руб.). Доходы в реальном выражении увеличились по сравнению с августом 2009г. на 5,8%. Средняя номинальная заработная плата, начисленная за июль 2010г., в крупных, средних и малых организациях составила 14681,0 руб. По сравнению с июлем 2009г. она увеличилась на 10,9%. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в июле 2010г. составила 14534,2 руб., или 104,9% к уровню июля 2009г.

               Законодательное обеспечение в сфере агропромышленного комплекса

               Пензенская область является сельскохозяйственным регионом, одной из житниц государства. В АПК области за последние годы наметилась устойчивая тенденция экономического развития, сопровождающаяся положительной динамикой роста и инвестиционной привлекательностью. Сельское хозяйство области по объему валовой продукции является второй составляющей товарного производства. Здесь производится 14 процентов валового регионального продукта.
               В рамках реализации областной долгосрочной целевой программы Развитие сельского хозяйства Пензенской области на 2009-2012 годы , финансирование которой за счет средств бюджета Пензенской области неоднократно корректировалось на сессиях Законодательного Собрания, уделяется постоянное внимание реализации мероприятий по созданию на селе современной социальной и инженерной инфрастуктуры. В частности, 16.03.2010 между Минсельхозом России и Правительством Пензенской области заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Пензенской области на реализацию мероприятий:
    - по обеспечению жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности;
    - по развитию водоснабжения.
    На реализацию данной программы выделено 77 млн. руб. (42,6 млн.рублей из федерального бюджета и 34,4 млн. рублей из областного бюджета), что позволит обеспечить жильем 111 граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих на селе (в эксплуатацию планируется ввести 8,2 тыс. кв. м жилья), построить и реконструировать 9,5 км водопроводных сетей.     Наряду с реализацией крупных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе большое внимание уделяется развитию малого бизнеса. По состоянию на 1 января 2010 года в области зарегистрировано более 2,5 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. С начала 2009 года создано 724 сельскохозяйственных потребительских кооператива различного направления.
    Малые формы хозяйствования пользуются поддержкой государства. По данным правительства области, в целях повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе в 2010 году планируется привлечь 4 800 кредитов на сумму 630,0 млн. руб. В текущем году на субсидирование кредитов выделено 69,558 млн. руб., из них 66,080 млн. руб. из федерального бюджета и  3,478 млн. руб. субсидий из бюджета Пензенской области. В 2010 году планируется создать 396 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
    В области осуществляются мероприятия федеральной целевой программы Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на 2006-2010 годы и на период до 2012 года . В 2009 году вовлечено в сельскохозяйственный оборот более 5 тысяч га неиспользуемых сельхозугодий, в том числе 11 тысяч га, заросших древесной растительностью.

Законодательное обеспечение бюджетного процесса и налоговой политики

               Бюджетная политика, проводимая в Пензенской области, ориентирована на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития в посткризисный период и направлена, в том числе, на обеспечение следующих основных задач: исполнение принятых социальных обязательств; последовательное снижение бюджетного дефицита; определение оптимальных форм поддержки реального сектора экономики с целью создания стимулов для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда; повышение качества предоставления гражданам государственных услуг за счет бюджетных средств; совершенствование механизмов государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов; обеспечение сбалансированности расходных полномочий и источников для их обеспечения, усиление ответственности за неэффективное расходование средств.
                15 сентября состоялась внеочередная тридцать вторая сессия Законодательного Собрания Пензенской области.  В повестку дня был включен вопрос о внесении изменений в областной бюджет  на 2010 год, что вызвано необходимостью увеличения расходов на оплату услуг по хранению и доставке лекарственных средств, закупленных для учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения. В этой связи расходы регионального бюджета увеличены на 118 065,6 тыс. рублей. С учетом вносимых изменения объем доходов бюджета Пензенской области на 2010 год не изменится и составит 31 869 485,1 тыс. рублей. Объем расходов бюджета на 2010 году увеличится на 118 065,6 тыс.рублей и составит 34 214 462,6 тыс.рублей.
                Бюджет Пензенской области по-прежнему остается социально ориентированным несмотря на то, что доля безвозмездных поступлений из  федерации будет сокращена. По данным министерства финансов области, в 2010 году в Пензенской области наблюдается рост собственных доходов в размере 3 млрд. рублей. Это положительный эффект, однако его побочным следствием является сокращение доли безвозмездных поступлений из федерации. Тем не менее, в 2011 году Пензенская область намерена дополнительно ввести две социальные выплаты по 550 рублей на питание беременным женщинам  и по 550 рублей на питание детям до 3-х лет.
                В общих цифрах планируемый бюджет на 2011-2013 годы имеет следующие параметры: в 2011 году доходы предполагаются  в объёме 30 678,1 млн.рублей,  расходы - 31 589,4 млн.рублей  при  дефиците 911,3 млн.рублей (5,3 %); в 2012 году доходы планируются в объёме  33 403,4 млн.рублей,   расходы  - 34 249,1 млн.рублей при дефиците 845,7 млн.рублей (4,6 %); в 2013 году доходы ожидаются в объёме 31 728,3 млн.рублей,  расходы- 32 515,7 млн.рублей при дефиците 787,4 млн.рублей (3,9 %).

Законодательное обеспечение в сфере образования и социальной поддержки населения

                Работа по совершенствованию законодательства в области образования, направленная на реформирование государственной образовательной системы, реализацию приоритетного национального проекта Образование , особенно активизировалась, начиная с 2009 года.
               В соответствии с федеральным законодательством внесены изменения в Закон Пензенской области Об образовании в Пензенской области , а также в Закон Пензенской области О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области . Изменения коснулись отдельных государственных полномочий Пензенской области по осуществлению финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений в части реализации ими основных общеобразовательных программ, передаваемые органам местного самоуправления Пензенской области; методики расчета размера субвенций муниципальным образованиям Пензенской области на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в части реализации ими основных общеобразовательных программ. Норма Закона Пензенской области "Об образовании в Пензенской области", устанавливающая, какие образовательные учреждения рассматриваются как малокомплектные сельские общеобразовательных учреждения на территории Пензенской области, признана утратившей силу. Министерство образования Пензенской области наделено полномочиями по участию в разработке примерных основных образовательных программ с учетом уровня, направленности, региональных, национальных и этнокультурных особенностей.
                Приняты законы Пензенской области О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Пензенской области , О внесении изменений в Закон Пензенской области О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области , О реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Пензенской области (данный закон в пределах полномочий Пензенской области регулирует правоотношения, возникающие в сфере защиты прав и законных интересов детей, социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей-инвалидов), О внесении23 изменений в отдельные законы Пензенской области (законом учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка).
               03.06.2010 заключено Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Пензенской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий в рамках национального проекта Образования .
               Размер субсидии из федерального бюджета Пензенской области в 2010 году составит 1,8 млн. руб., объем софинансирования из бюджета Пензенской области 10 млн. руб. В частности, государственную поддержку на общую сумму 11,8 млн. рублей на конкурсной основе получат 209 лучших учителей области.
               Активно велась работа по совершенствованию нормативной базы, направленной на социальную защиту населения Пензенской области. В этих целях внесены необходимые изменения в Закон Пензенской области О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния , направленные на улучшение обслуживания населения Пензенской области. В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством внесены необходимые изменения:
                в закон Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области, протезно-ортопедическими изделиями ;
                в закон О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке учета указанной категории граждан в Пензенской области ;
              в закон О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Пензенской области (законом внесены изменения, в соответствии с которыми на основании федерального законодательства увеличен размер компенсации на приобретение жилья отдельным категориям граждан, вставшим в очередь на получение жилья до 1 марта 2005 года, исходя из стоимости 36 кв. м жилья, а также определены конкретные сроки рассмотрения документов уполномоченным органом для исключения элементов коррупции).
               Законом Пензенской области от 16 сентября 2009 года 1780-ЗПО на 2010 финансовый год установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Пензенской области, применяемая для определения размера социальной доплаты к пенсии, в размере 4205,0 рублей. В связи с тем, что с 1 января 2010 года размер трудовой пенсии не может быть меньше величины прожиточного минимума, категория льготников, имеющая доход ниже прожиточного минимума, Законом Пензенской области от 17 декабря 2009 года 1832-ЗПО О внесении изменений в Закон Пензенской области О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области трансформирована в категорию льготников, имеющих доход ниже 150 процентов прожиточного минимума, установленного в Пензенской области для пенсионеров.

Законодательное обеспечение в сфере местного самоуправления

                В связи с формированием и развитием местного самоуправления большое значение приобретают проблемы реализации муниципального права, укрепления института муниципальной службы.
                В целях приведения законодательства Пензенской области в соответствие с федеральным законодательством внесены изменения в Закон Пензенской области О некоторых вопросах, связанных с реализацией в Пензенской области Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации , которыми:
          - определен порядок формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в том случае, если граждане не проявили инициативы о проведении в этих целях местного референдума;
          - предусмотрена обязанность первого главы вновь образованного муниципального образования обеспечивать осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пензенской области, а также представлять представительному органу первого созыва вновь образованного муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом первого созыва вновь образованного муниципального образования.
                В целях приведения положений Закона Пензенской области О муниципальной службе в Пензенской области в соответствие с федеральным законодательством:
          - уточнена форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту;
          - в связи с заменой классификационных разрядов муниципальных служащих классными чинами взамен ранее установленной классификационной доплаты введена доплата за классный чин муниципального служащего;
           - предусмотрена обязанность главы местной администрации представлять представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе, о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
                В 2009 году были уточнены и гарантии выборных должностных лиц местного самоуправления в Пензенской области. Соответствующим законопроектом внесены дополнения в Закон Пензенской области О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Пензенской области .
                Продолжает оставаться актуальной проблема доступности муниципальных правовых актов как для населения, так и различных органов власти и юридических лиц в Пензенской области.
                В целях увеличения сроков, предусмотренных для включения муниципальных нормативных правовых актов в регистр, проведения их юридической обработки и юридической экспертизы внесены изменений в статьи 5 и 6 Закона Пензенской области О регистре муниципальных нормативных правовых актов Пензенской области .
                Кроме этого, в целях приведения Закона Пензенской области О регистре муниципальных нормативных правовых актов Пензенской области в соответствие с Федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации внесено изменение в статью 4 указанного Закона, в соответствии с которым предусмотрено включение в регистр нормативных правовых актов местной администрации.