МИ 2010, ноябрь "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ"


12.Самарская Губернская Дума

                Законодательная деятельность Самарской Губернской Думы четвертого созыва в 2010 году охватывает такие векторы развития российской политики, как:
    - реализация Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2010 года;
    - социальная политика, направленная на повышение качества жизни граждан;
    - реализация программы мер по снижению негативного воздействия мирового финансово-экономического кризиса;
    - антикоррупционная политика;
    - реализация Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2010 года;
    - конструктивное сотрудничество с органами публичной власти федерального, областного и местного уровней, институтами гражданского общества в процессе законотворческой деятельности и реализации законодательства;
    - правовое просвещение населения, обеспечение гражданам доступа к необходимой информации, расширение системы оказания бесплатной юридической помощи населению;
    - финансирование передаваемых органам местного самоуправления полномочий, выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и др.
    В планы законотворческой деятельности Самарской Губернской думы на 1 и 2 полугодие 2010 года включено более 130 нормативных правовых актов. В том числе:
          - 12 проектов законов, принятых в первом (втором) чтении во втором полугодии 2009 года,
         - 20 проектов нормативных правовых актов, планируемых к внесению на рассмотрение Думы,
         - 85 проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в действующее законодательство Самарской области,
        -  20 проектов нормативных правовых актов, планируемых к внесению на рассмотрение Губернской Думы в порядке законодательной инициативы Губернатором и Правительством Самарской области.
                За первый квартал 2010 года в Самарскую Губернскую Думу в порядке законодательной инициативы внесено 38 законопроектов, из них:
     - 17 законов приняты в целом на заседаниях Губернской Думы,
     - 9 законопроектов принято в первом чтении,
    - 1 законопроект отклонен Губернской Думой

    - 11 проектов законов находятся на рассмотрении в комитетах Думы.
    Кроме того, в 2010 году продолжилась работа над проектами законов Самарской области, внесенными в Губернскую Думу в 2007-2009 годах, из них:
    - 13 законов принято Губернской Думой,
    - 3 законопроекта принято в первом чтении,
    - 3 законопроекта отозваны субъектом права законодательной инициативы,
    - 17 законопроектов находятся на рассмотрении в комитетах Думы.
    Таким образом, в первом квартале 2010 года Самарской Губернской Думой принято 30 законов Самарской области.
     Из общего числа законов, принятых в отчетном периоде, 2 являются           базовыми, 27 - о внесении изменений в действующее законодательство и 1 - о признании закона утратившим силу.
                 В 2010 году областные парламентарии продолжили работу по законодательному регулированию социально важных задач, стоящих перед Самарской областью.
                  В первом квартале 2010 года дважды вносились изменения в Закон Самарской области Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов . В соответствии с принятыми законами дополнительные средства, поступившие в областной бюджет, направлены на финансирование следующих социально важных направлений:
    - на ремонт квартир наиболее нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, вдов инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, проживающих в многоквартирных домах;
    - на приобретение и установку внутридомового газового оборудования, строительство газопроводов низкого давления к домовладениям и подключение к построенным газопроводам жилых домов, в которых проживают ветераны Великой Отечественной войны и вдовы ветеранов Великой Отечественной войны;
    - на региональную социальную доплату к пенсии неработающим пенсионерам;
    - на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения);
    - на проектирование и реконструкцию театра оперы и балета;
    - на софинансирование мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства;
    - на обеспечение жильем детей - сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Важным этапом в дальнейшей реализации мер по предупреждению коррупционных правонарушений стало принятие Закона Самарской области О внесении изменения в Закон Самарской области О государственной гражданской службе Самарской области , разработанного в развитие Федерального закона О противодействии коррупции . В соответствии с принятым Законом сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего Самарской области, замещающего должность гражданской службы Самарской области категории руководители , его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей будут размещаться на официальных сайтах государственных органов Самарской области и предоставляться для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации в порядке, установленном Губернатором Самарской области.
               В сфере социальной политики Самарской Губернской Думой приняты:
             - Закон Самарской области О внесении изменений в Закон Самарской области Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области . Данный Закон разработан в целях применения единообразного расчета размера социальных выплат для отдельных категорий граждан. Так, размер социальной выплаты для ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, рассчитывается без учета имеющегося жилья. При этом размер социальных выплат для граждан, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, и реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, рассчитывался с учётом имеющегося у них жилья. Теперь, в соответствии с принятым законом, расчет размера социальной выплаты для граждан, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, и реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, осуществляется без учета имеющегося жилья. Внесение указанных изменений позволит активизировать процесс освоения средств областного бюджета и стимулировать рынок жилищного строительства.
               - Закон Самарской области О внесении изменений в статью 2 Закона Самарской области О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения . В соответствии с соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Самарской области с 1 января 2010 года Правительству Самарской области передан ряд полномочий, в том числе по обеспечению отдельных категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, путевками на санаторно-курортное лечение и техническими средствами реабилитации, которые будут осуществляться министерством здравоохранения и социального развития Самарской области.
                В целях единообразного подхода к обеспечению федеральных и региональных льготников техническими средствами реабилитации и путевками на санаторно-курортное лечение в соответствии с принятым Законом осуществление полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение и выдаче технических средств реабилитации, исполняемых в настоящее время органами местного самоуправления, также возлагается на государственные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.    
                Аналогичная норма также закреплена в Законе Самарской области О внесении изменения в статью 3 Закона Самарской области   Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Самарской области, путёвками на санаторно-курортное лечение .
              - Закон Самарской области О внесении изменений в Закон Самарской области О государственной поддержке граждан, имеющих детей , разработанный с целью усиления адресности предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми. Так, например, в соответствии с принятым Законом для соблюдения основных условий по назначению и выплате ежемесячного пособия на ребенка в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума, теперь необходимо ежегодно представлять документы, подтверждающие право на его получение.
              - Закон Самарской области О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Самарской области Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области , приводящий областное законодательство в соответствие с федеральным в части предоставления права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
               - Закон Самарской области О внесении изменения в статью 2 Закона Самарской области О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа на территории Самарской области , разработанный с целью приведения норм областного закона в соответствие с требованиями федерального законодательства и предоставляющий право педагогическим работникам всех образовательных учреждений (не только финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов) на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности и поселках городского типа (закон вступает в силу с 1 января 2011 года).
               Большое значение имеет Закон Самарской области О внесении изменений в Закон Самарской области Об организации розничных рынков на территории Самарской области , в соответствии с которым управляющие компании на универсальных рынках обязаны предусматривать и предоставлять по упрощенной форме договора торговые места для осуществления деятельности по продаже сельхозпродукции гражданами, ведущими крестьянские  (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством.
     Закон Самарской области Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов в Самарской области разработан с учётом предложений органов исполнительной власти Самарской области, общественных объединений охотников.  В соответствии с принятым законом:
    - определены основные понятия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
    - урегулированы основные вопросы участия граждан, являющихся охотниками, общественных объединений охотников, органов местного самоуправления в обсуждении и подготовке решений, касающихся охотничьих ресурсов и среды их обитания;
    - определены права и обязанности охотника и охотопользователя;
    - урегулированы основные вопросы, связанные с осуществлением производственного охотничьего контроля;
    - отнесены к охотничьим ресурсам ряд млекопитающих и  птиц, не предусмотренных Федеральным законом;
    - установлены охотничьи ресурсы, в отношении которых осуществляется промысловая охота;
    - установлен порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях;
    - установлено право на получение разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия для граждан Российской Федерации, достигших 16-летнего возраста.
     - Закон Самарской области О внесении изменений в статью 10 Закона Самарской области О выборах депутатов представительного органа муниципального образования , принятый в целях совершенствования избирательной системы, применяемой на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов Самарской области. Законом признаны утратившими силу нормы, устанавливающие применение смешанной избирательной системы в тех муниципальных районах, где число депутатов, избираемых на территории одного поселения или части территории одного поселения, входящего в состав муниципального района, превышает две пятых от общего числа депутатов представительного органа муниципального района.
                Следует отметить, что наиболее существенным препятствием к использованию на уровне муниципальных районов смешанной избирательной системы является то, что распределение небольшого числа депутатских мандатов приведет к искажению принципа пропорциональности. Так как согласно позиции Центральной избирательной комиссии Российской Федерации во избежание ситуаций, связанных с нарушением пропорциональности, необходимо, чтобы число депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, составляло не менее 20.
                - Закон Самарской области О внесении изменений в Закон Самарской области О местном референдуме Самарской области , уточняющий порядок формирования муниципальной комиссии референдума, участковых комиссий референдума, порядок назначения членов комиссий референдума с правом совещательного голоса, порядок предоставления бесплатного эфирного времени. Соответствующие права предоставляются политическим партиям, федеральным спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты   (в случае получения ими на выборах депутатов Государственной Думы менее 7%, но не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании).
               За первое полугодие 2010 года областными парламентариями в рамках правительственного часа рассмотрены следующие социально значимые вопросы:
    - О ходе подготовки к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне на территории Самарской области.          Следует особо отметить, что Правительство Самарской области, депутаты Самарской Губернской Думы, представители органов местного самоуправления объединили свои усилия в работе по реализации мероприятий, приуроченных к этой знаменательной дате.
    - О ходе исполнения Закона Самарской области Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области. Важным итогом рассмотрения данного вопроса стало поручение комитету по здравоохранению, демографии и социальной политике Губернской Думы разработать и внести на рассмотрение областного парламента проект закона Самарской области, предусматривающий ежемесячную  индексацию выплаты на содержание детей в семьях опекунов (попечителей).
    - О ситуации, сложившейся в самарском спорте. По итогам ее обсуждения областными парламентариями принято решение рекомендовать министерству спорта, туризма и молодежной политики Самарской области ускорить разработку областной целевой программы развития физкультуры и спорта.
    - О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Самарской области.                      Важным итогом рассмотрения стало поручение комитету по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Самарской Губернской Думы ускорить подготовку к внесению на рассмотрение Думы проекта федерального закона О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части предоставления органам, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, права на составление протоколов об административных правонарушениях в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства). Также областные парламентарии рекомендовали Правительству Самарской области рассмотреть возможность дополнительного выделения средств регионального бюджета в целях защиты обманутых дольщиков при поступлении дополнительных доходов в областной бюджет. Депутатам Государственной Думы от Самарской области рекомендовано содействовать принятию проекта федерального закона   О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав участников долевого строительства , принятого в первом чтении.
               Большое значение имеет для Самарской области Обращение Самарской Губернской Думы к Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину о необходимости перехода Самарской области во второй часовой пояс. Актуальность его принятия обусловлена тем, что субъекты Российской Федерации, граничащие с Самарской областью - Ульяновская область, Саратовская область, Республика Татарстан, находятся во втором часовом поясе. Установленный порядок исчисления времени затруднял взаимодействие хозяйствующих субъектов Самарской области с хозяйствующими субъектами данных регионов. Таким образом, в обращении предложено осуществить переход Самарской области из третьего во второй часовой пояс весной 2010 года путем неперевода часов в Самарской области на летнее время с последующим использованием времяисчисления второго часового пояса. В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2010 года 170 на территории Самарской области применено время второго часового пояса.
               28 сентября состоялось 51 заседание Самарской Губернской Думы. Главным вопросом повестки дня стал проект закона Самарской области О внесении изменений в Закон Самарской области Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов . Законопроектом предлагается увеличить сумму доходов областного бюджета с 86,7 млрд. рублей до 91,4 млрд. рублей, в том числе за счет собственных доходных источников на 3,4 млрд. рублей и целевых безвозмездных поступлений на 1,3 млрд. рублей. Расходы областного бюджета 2010 года увеличатся на 4,9 млрд. рублей, которые предлагается распределить следующим образом:
    - 371,8 млн. рублей на проектирование, реконструкцию и электроснабжение зданий Самарского государственного академического театра оперы и балета;
    - 250 млн. рублей на приведение в нормативное состояние бесхозных автомобильных дорог общего пользования, по которым проходят маршруты движения школьных автобусов;
    - 230 млн. рублей на оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям в целях ликвидации последствий засухи;
    - 154,3 млн. рублей на погашение кредиторской задолженности, сформировавшейся в рамках реализации программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда области в 2009 году;
    - 150 млн. рублей на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    - 119 млн. рублей на реконструкцию автодороги в Елховском районе;
    - 111,5 млн. рублей на строительство автодороги на обходе г. Сызрани с выходом на автодорогу "Москва - Самара" в Сызранском районе;
    - 72 млн. рублей на строительство автодороги Кировский - Гражданский в Красноармейском районе;
    - 100,5 млн. рублей на поддержку инновационных проектов;
    - 100 млн. рублей на предоставление социальных выплат молодым семьям в виде компенсации при рождении (усыновлении) ребенка;
    - 100 млн. рублей на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов;
    - 72,3 млн. рублей на оснащение подразделений пожарной охраны области техникой и пожарно-техническим вооружением;
    - 70 млн. рублей на реконструкцию государственного учреждения Самарский пансионат ветеранов труда и инвалидов ;
    - 66 млн. рублей на строительство нового газопровода в посёлке Поволжский Комсомольского района городского округа Тольятти;
    - 50 млн. рублей на проектирование и строительство детского сада на 250 мест в 18 квартале автозаводского района Тольятти.
               В результате вышеуказанных изменений, которые были приняты депутатами сразу в двух чтениях, параметры областного бюджета на 2010 год составят: доходы - 91 394 675 тыс. рублей; расходы - 98 340 425 тыс. рублей; дефицит - 6 945 750 тыс. рублей.
                По мнению самарских депутатов, увеличение расходной части областного бюджета говорит о стабилизации ситуации в экономике Самарской области. При этом очень важно, что дополнительные доходы бюджета будут израсходованы на социально-значимые проекты. В частности, на оказание помощи детям-сиротам и на ликвидацию последствий засухи. Кроме этого депутаты Самарской Губернской Думы рассмотрели широкий круг вопросов областного и федерального уровня. Во втором, окончательном чтении было принято 5 региональных законов:
                 - О проекте закона Самарской области О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области ,
                 - О гарантиях равенства политических партий при освещении их деятельности областными государственными телеканалами и радиоканалами ,
                 - О внесении изменений в Закон Самарской области Об административных правонарушениях на территории Самарской области ,           
                 - Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории Самарской области ,
                - О внесении изменения в статью 5 Закона Самарской области О порядке выдачи разрешений на строительство на территории Самарской области .
               В ходе правительственного часа в рамках работы 51 заседания Губернской Думы депутаты заслушали информацию Правительства Самарской области о состоянии агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, продовольственного рынка Самарской области и мерах, принимаемых органами исполнительной власти по преодолению последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в Самарской области в текущем году. По данным областного министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, от засухи пострадало 790 тыс. гектар. сельскохозяйственных угодий, 873 сельхозпроизводителя. Общий ущерб сельскому хозяйству губернии составил 5,6 млрд. руб. Что касается лесных пожаров, то в текущем году их показатель был наивысший с 1961 года. Всего было зарегистрировано 783 лесных пожаров, общая площадь возгорания составила почти 5700 гектар, ущерб от лесных пожаров составил почти 88 млн.руб., наибольшее число лесных пожаров зарегистрировано в Красноярском, Ставропольском и Красноглинском районах.
                Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, депутаты предложили при формировании областного бюджета на 2011 год предусмотреть расходы на развитие АПК в объеме не менее чем 5% от расходной части областного бюджета то есть порядка пяти млрд. рублей. Эти средства предлагается направить по следующим направлениям:
         1) Расширить круг лиц, имеющих возможность получать субсидии. В первую очередь это касается личных подсобных хозяйств граждан.
          2) Исключить ограничения на получение мер государственной поддержки в части приобретения сельскохозяйственной техники
         3) Для стимулирования увеличения использования минеральных удобрений предлагается в два раза увеличить (с 100 млн. рублей до 200 млн. рублей) расходы на компенсацию части затрат на их приобретение и что не менее важно обеспечить своевременность доведения мер государственной поддержки до сельскохозяйственных товаропроизводителей.
          4) Предлагается в 2011 году сформировать необходимый областной фонд семян, выделив на это не менее 400 млн. рублей, обратиться в Правительство РФ о необходимости оказания Самарской области помощи в приобретении семенного материала.
         5) Организовать на государственном уровне взаимодействие научных организаций и предприятий АПК. В связи с этим предлагается организовать на базе Самарской Государственной сельскохозяйственной академии центр научных исследований, проектных разработок, повышения квалификации кадров для АПК области с софинансированием его за счет средств областного бюджета.
         6) Разработать программу мелиорации.