МИ 2010, май "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации"


ИЗОТОВА Г.С. Спасибо, Юрий Евгеньевич.
     Я, прежде всего, уважаемые коллеги, хотела бы представить вам комитет, конкретные вопросы, которые находятся в ведении нашего комитета - Комитет по делам Федерации и региональной политике. То есть фактически тот комитет, который в большей степени заинтересован, чтобы максимально, 100 процентов инициатив, которые сегодня поступают от регионов, находили своё отражение в действующем законодательстве, действительно как болевые точки, которые существуют у нас ещё сегодня.
     В целом в ведении комитета два основных блока - это вопросы законодательного обеспечения федеративного устройства, это вопросы разграничения полномочий, вопросы региональной политики. Вопросы региональной политики настолько объёмные и настолько, в общем, практически пронизывают все, все сферы нашей жизни. В основном четыре направления региональной политики мы для себя ведём, не для себя, а ведём - это в основном вопросы территориального планирования, вопросы стратегического планирования, хотя, в общем-то, они находятся в ведении разных комитетов, не только нашего. Это вопросы межбюджетных отношений, это вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности органов государственной власти и так далее.
     Ещё несколько цифр буквально. За прошлый год нам удалось, комитетом было осуществлено организационно-правовое сопровождение 49 проектов федеральных законов, в том числе и вопросы государственной службы, вот то, что сейчас говорил Алексей Алексеевич - это тоже также наше направление, которое мы ведём.
     В этом году у нас в плане законотворческой деятельности более 25 проектов нормативных актов, которые также сопровождаются нашим комитетом. Действительно, вопросы региональной политики настолько ёмкие, что требуют создания инструментов, дополнительных инструментов, посредством которых мы бы могли продвигаться в данном направлении. Не только рассматривать и давать оценку инициатив наших коллег из регионов, ну ещё и определять узкие места, существующие в нашем законодательстве, формировать новые законопроекты, обеспечивающие всё новые, новые задачи, которые ставит перед нами государство, руководство страны.
     И это, без сомнения, новые инструменты - это экспертные площадки, которые уже созданы и практически работают на протяжении последнего года. Прежде всего, это экспертный совет нашего комитета. И я, говоря об этих инструментах, говоря о конкретных вещах, конечно, призываю, прежде всего, вас к сотрудничеству, об этом мы можем говорить сегодня в процессе работы семинара, о формах сотрудничества. Это экспертный совет, ещё раз повторяю, комитета, в который входят наши лучшие региональщики страны. Не буду называть фамилии, но несколько, буквально, это и Глазычев Вячеслав Леонидович, очень активный член нашего экспертного совета, это Наталья Васильевна Зубаревич, это Михаил Игонович Дмитриев и так далее. Княгинин Владимир Николаевич из Санкт-Петербурга и так далее.
     То есть это огромная плеяда наших уважаемых экспертов, представителей науки, которые, в общем, без какой-либо финансовой поддержки на любой наш позыв, на наш звонок участвуют в подготовке, в оценке того или иного законопроекта. Но, кроме того, без сомнения и высказывают пожелания об изменении законодательства, которые мы потом посредством дискуссии обсуждаем уже в рамках нашего комитета.
    Кроме того, зарекомендовал себя очень серьёзно и эффективно институт регионов, о котором сказал уважаемый Юрий Евгеньевич. Он создан в августе прошлого года. И сегодня уже фактически действительно, надо сказать, что он состоялся. Но вот экспертный совет комитета, это, как вы понимаете, всё-таки площадка, в большей степени определяющая работу по направлениям ведения комитета.
     Что касается института регионов, то мы постарались расширить круг реализации наших задач. Мы, прежде всего, практически по каждому субъекту Российской Федерации создали паспорт. То есть у нас 83 паспорта субъекта Российской Федерации, который, например, состоит из ста страниц, куда стекается и постоянно актуализируется информационный блок, который мы черпаем из разных источников - и официальных, естественно, в смысле открытых, и которые, конечно, по договорённости с уважаемыми нашими министерствами и ведомствами также пополняем. Это и разные формы исполнения бюджета за разные периоды, это аналитические справки, которые представляются также любезно нашими министерствами. Но, кроме того, мы ведём очень большую аналитическую работу сами.
     Первый доклад, который институт представил сообществу, общественности, это был доклад на сочинском форуме - Форум - 2009 по моногородам. Мы представляли на круглом столе наш доклад, где мы рассказывали о наших оценках. Не то, что оценках, мы рассказывали о зарубежном опыте и нашем видении решений данной проблемы. Сделали предложения, целый пакет предложений по решению данной проблемы. Институтом они были направлены на федеральный уровень, в наши разные министерства и ведомства, что сегодня собственно нашло отражение и в общих направлениях, в общих правилах работы в целом по стране, по решению данной проблемы.
     Доклад был в декабре представлен. Он так назывался: Регионы России и перспективы выхода из кризиса . И сейчас, буквально завтра на площадке здесь у нас, в Москве, будет представлен также институтом доклад Регионы России - 2009. Итоги и перспективы , где мы действительно покажем те тенденции, которые происходили в последнее время, и расскажем о нашем видении, о наших прогнозах на перспективу 2010-2012 годов социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, в том числе конкретных отраслей.
     Очень большая работа проводится. Также в рамках нашего института нам удалось объединить усилия экспертов. Экспертов где-то тех же самых, конечно, что и комитета. Здесь мы готовим отдельные доклады по разным направлениям, в том числе ведём направление - моногорода. Предлагаем нашим уважаемым субъектам, муниципалитетам разработку и содействие в подготовке комплексных планов развития территорий, и много-много другой работы.
    В данный момент институт регионов очень беспокоит две темы, на которых я бы хотела может быть чуть-чуть подробней остановиться.
     Первое - это вопрос, связанный, без сомнения, с последующими изменениями в законодательстве, 184-й федеральный закон. Это изменения, связанные с передачей финансирования общественной милиции, функционирование общественной милиции на федеральный уровень. Все вы об этом знаете. Соответственно мы уже видим: несколько десятков полномочий перейдет на уровень субъектов с федерального уровня без финансирования, к сожалению. Вот сейчас мы анализируем данный вопрос.
     Я думаю, что и вам, уважаемые коллеги, здесь очень важно посмотреть в каждом субъекте этот вопрос более детально, потому что вопрос важный, крайне важный. Пока инициативы нет и, честно говоря, слава Богу, потому что вопрос очень сложен. Те полномочия, которые передаются на региональный уровень с федерального, они все фактически жизненно необходимы. Кроме того, передается ряд трансфертов, которые также фактически, вернее, без трансфертов - это задачи, которые сегодня обеспечиваются с федерального уровня, как софинансирование.
    Вторая задача - это модернизация ЖКХ. Я напомню, что в декабре месяце принята концепция Федеральной целевой программы Модернизация жилищно-коммунального хозяйства . Сейчас в Министерстве регионального развития разрабатывается проект уже непосредственно данной программы и в данном документе будут высказаны конкретные требования к регионам, к муниципалитетам, крупным муниципалитетам, да собственно и не крупным, по формированию собственных программ развития или вернее, модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
    Более 400 миллиардов предполагается в течение нескольких лет профинансировать из федерального бюджета в схеме софинансирования региональных, и мы это направление вместе с нашими коллегами из других комитетов с разных площадок соответственно будем тоже вести. Вот здесь у нас впереди большая работа предстоит и мы фактически здесь ваши союзники.
     Также большое значение, как говорил уже сегодня Олег Викторович, мы уделяем работе экспертно-консультационного совета и такой инструмент, как данная площадка,  очень важен конкретно мне. Я сейчас возглавляю секцию региональной политики и местного самоуправления в экспертно-консультационном совете. Сегодня около 20 инициатив от субъектов находится на рассмотрении. Я думаю, что мы здесь новую форму сейчас будем предлагать для сотрудничества, может быть, выработаем какую-то конкретную схему в рамках нашего семинара для того, чтобы действительно работа эта была более эффективной.
    Вот, наверное, вкратце, Александр Николаевич, всё. Извините, Юрий Евгеньевич. Готова ответить на вопросы.
    ШУВАЛОВ Ю.Е. Есть ли какие-то вопросы к Галине Сергеевне? Пожалуйста.
    ИЗ ЗАЛА. За счёт каких материалов ...
    ИЗОТОВА Г.С. Да, к сожалению, я не сказала о следующих шагах института. Пока с регионами мы эти данные, эти объемы, информационные блоки не выверяем, это наш следующий шаг. Вообще у нас в планах создание в регионах координаторов, серии координаторов, экспертов, с которыми мы без сомнения будем выверять те или иные цифры. Пока это статистика, пока это официальные сайты министерств, пока это работа, которая ведется нашими, высшей школой, конкретными институтами. Мы их собираем в целом, плюс есть, как я уже говорила, информационные блоки по договорённости, например, форма 2П. Представляете, что это за форма. Это форма, она огромная, она заполняется регионом, поступает в Минэконом. Минэкономом она несколько изменяется в связи с макроэкономикой и перспективами развития страны, и дальше она как базовая, как точка отсчета, в общем, является основой для всевозможного планирования, для принятия разных решений. Это тоже мы имеем по договорённости, то есть у нас достаточно объемный интересный материал.
    Но вы правы абсолютно, когда мы готовим какие-то справки, ситуационные справки по конкретным каким-то задачам, без сомнения, мы точечным образом выверяем, беспокоим администрацию, выверяем ту или иную позицию, наш вывод мы делаем очень аккуратно. Сети пока нет у нас в регионах. Мы её планируем создавать.
          ШУВАЛОВ Ю.Е. Да, пожалуйста.
         ИЗ ЗАЛА. Галина Сергеевна, пользуясь тем, что вы возглавляете, являетесь одним из руководителей комитета по региональной политике, я бы хотела уточнить, какова судьба законопроекта, который предусматривает систему территориально-стратегического планирования? Вот на сайте он есть, как бы стратегия есть, а законодательные органы не вписаны.
         ИЗОТОВА Г.С. Да, спасибо. Тут надо, в общем, разделить ваш вопрос на две части. Значит, вопросы стратегического планирования должны решаться, действительно, законом о стратегическом, о государственном стратегическом планировании в Российской Федерации. Данный закон нами подготовлен. Но его авторство принадлежит сегодня Правительству Российской Федерации. Но наши коллеги входили в состав рабочей группы и я конкретно. Он сейчас находится в Правительстве. Вопрос немножко там у нас застрял. И есть, наверное, для этого основание. Мы надеемся, что в ближайшее время мы как-то продвинемся в этом вопросе, он непросто проходит.
          Вторая часть - это вопросы терпланирования. Вопросы терпланирования настолько сложны, начиная от вопросов наличия карт, на которых должна быть нанесена вся инфраструктура и так далее, и вот это направление несёт за собой изменение порядка десяти существующих кодексов и федеральных законов. Разработан сегодня на уровне Правительства план действий в этом направлении, конкретно какие законодательные акты, в какие сроки должны быть изменены пошагово. Но, честно говоря, наше видение, конкретно меня, как специалиста, видение, я думаю, что сложно реализовываться будет этот план. Потому что план - два года, за два года мы должны сделать колоссальнейшую работу. А он связан... Почему два года? Потому что те изменения по срокам, вы помните, мы же в декабре-месяце наш Мартин Люцианович Шаккум вёл этот законопроект, внесли изменения в законодательство, которое отодвигает на два года срок введения, да, Градостроительный кодекс. Два года, у нас всего два года. Как можно выполнить этот огромный, титанический труд, по большому счёту ещё при отсутствии финансирования в муниципалитетах, а там за муниципалитетами огромные задачи стоят, то есть нас это беспокоит. Мы, конечно, в этом направлении вместе с Минрегионом движемся.
         ШУВАЛОВ Ю.Е. Так, пожалуйста. Были ещё вопросы, пожалуйста.
         ИЗ ЗАЛА. У меня вопрос. Ведутся ли у вас какие-то аналитические разработки ... планируется ли в отношении развития сельских территорий? То есть именно ... по поводу моногородов ... . По поводу актуальности и злободневности, чтобы не отнимать время, ведутся, планируются?
         ИЗОТОВА Г.С. Честно говоря, в данный момент мы сконцентрировали свои усилия, действительно, на задачах по моногородам. Это 335 моногородов. Буквально вчера опять было очередное совещание в Правительстве по этому поводу. По сельским территориям мы планируем. Мы готовы, собственно, и сегодня этим заниматься, но не в комплексе. Это очень большой и серьёзный труд, но точечно при обращениях мы готовы, это и комплексное развитие, планы комплексного развития территорий, это и конкретные вопросы, связанные с ЖКХ. На следующей неделе у нас большая встреча с Европейским банком реконструкции и развития конкретно по реализации задач ЖКХ. Так что, конечно...
    ШУВАЛОВ Ю.Е. Я прошу прощения, я просто хочу сказать, что у нас по Псковской области и по Омской области есть конкретные программы территориального развития с учётом кластерного принципа. То есть там, где действительно есть инициативы на местах, мы с удовольствием подключаем специалистов. И такие программы реализуем. В частности, было совещание в Новосибирске, где Омский кластер, он опирается на возможности сельскохозяйственные региона. Мы поддерживаем и представляем Председателю Правительства наши соображения на этот счёт и включаем в  программы территориального развития. Но это должны быть комплексные программы, которые вписываются в общую программу развития территорий. Плюс у нас есть закон о поддержке сельского хозяйства и программа поддержки сельского хозяйства. То есть у нас, собственно говоря, есть возможности для наращивания здесь работы.
     ИЗОТОВА Г.С. Я ещё добавлю, что здесь Институт регионов, наш комитет сотрудничает с Всероссийским советом местного самоуправления. А я как там первый зам ещё, кроме того, у Тимченко Вячеслава Степановича. И совсем недавно подписано соглашение между ВСМС и Министерством сельского хозяйства вот как раз в данном направлении.
    ШУВАЛОВ Ю.Е. Теперь вы просто можете инициативно выходить на Галину Сергеевну со своими предложениями, и мы можем их в свой план работы включать. Пожалуйста, ваш вопрос.
    ИЗ ЗАЛА. Можно вопрос? Галина Сергеевна, а доклад декабрьский где можно получить?
     ИЗОТОВА Г.С. Он у нас на сайте есть, нашего Института регионов.
    ИЗ ЗАЛА. А по моногородам Свердловской области вы подключали по комплексному плану региональных проектов?
    ИЗОТОВА Г.С. Что включали туда, материал какой-то?
    ИЗ ЗАЛА. Там, когда комплексный план.
    ИЗОТОВА Г.С. Нет, в этом материале декабрьском и том, который мы завтра презентуем на площадке, у нас завтра будет. Если будет у кого-то возможность, мы приглашаем завтра в 14.30, на Газетном у нас будет с присутствием активной позиции Центрального федерального округа круглый стол , я надеюсь, что Юрий Евгеньевич любезно примет участие в нашем круглом столе . Тема: Антикризисные программы и посткризисное развитие . Вот мы как раз будем с федералами рассказывать о нашем видении, но один из главных моментов - это мы завтра презентуем новый доклад Института регионов, новый доклад. Этот будут итоги 2009 года и перспективы. Там не будет конкретно моногородов, блока моногородов конкретного. Мы сейчас делаем отдельный доклад, и мы можем индивидуально проговорить о наших планах.
    ШУВАЛОВ Ю.Е. Всё? Спасибо. Давайте послушаем дальше выступающих, потом уже ещё будут вопросы.
    Я бы хотел предоставить слово Михайловскому Михаилу Геннадьевичу, начальнику Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, пожалуйста.