МИ 2010, май "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации"


 МИХАЙЛОВСКИЙ М.Г. Добрый день, уважаемые коллеги.
    На столах коллег вижу Материалы семинара совещания аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу совершенствования аналитического обеспечения законодательной деятельности , освещающие нашу предыдущую встречу. Прошло определенное время с предыдущей встречи, сегодня не хочется повторять то, что обсуждалось ранее, хотелось сказать что-то новое, показать движение в информационной и аналитической работе с обращениями граждан и организаций.
    Коллеги, ещё на предыдущей встрече говорили о том, что базовой составляющей системы реализации, защиты и восстановления прав граждан является право обращаться лично, либо направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Именно данное право обеспечивает возможность гражданам принимать участие в делах государства, реализовывать свои права, свободы и законные интересы, восстанавливать и защищать нарушенные права, свободы и законные интересы.
    Одновременно обращения граждан и организаций являются той необходимой информацией, в том числе и для аналитиков, для принятия решений государственными органами и органами местного самоуправления, исполняя одновременно роль канала обратной связи , который позволяет корректировать те или иные решения.
    Государственные органы и органы местного самоуправления должны учитывать, обобщать, систематизировать и анализировать обращения граждан и организаций в целях своевременного выявления и устранения причин, вызывающих возмущение гражданского общества по тем или иным проблемам.
    На каких правовых основах строится информационная и аналитическая работа с обращениями граждан и организаций сегодня? Хотел бы сказать, что сегодня ситуация изменилась - есть нормативные правовые акты, которые требуют от нас этого. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ О противодействии коррупции предусмотрена реализация таких основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, как доступ граждан к информации об их деятельности и усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и организаций.
    Аналогичные требования установил Федеральный закон от 9 февраля 2009 года 8-ФЗ Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления . Одним из прямых требований является размещение государственными органами в сети Интернет обзоров обращений заявителей, а также обобщенной информации о результатах их рассмотрения и принятых по ним мерах, что взаимосвязано как раз с законом о противодействии коррупции, в части принятых мер по обращениям граждан и организаций.
     Федеральный закон от 2 мая 2006 года 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации требует проводить анализ содержания поступающих обращений, принимать меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
    Издан Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года 460 О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы , обязывающий руководителей федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов обобщить практику рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принять меры по повышению результативности и эффективности работы с указанными обращениями. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться данным требованием.
    Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 года 490 Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации предусмотрено выполнение функций учета и анализа обращений граждан, предложений общественных объединений, представления соответствующих докладов Президенту Российской Федерации.
     После нашей последней встречи, в соответствии с действующим законодательством на официальном сайте Президента Российской Федерации в сети Интернет в разделе Обращения полностью размещена требуемая федеральным законом информация: нормативная база по работе с обращениями граждан, ответственные лица за рассмотрение обращений граждан, справочные телефоны и впервые отчеты о работе с обращениями граждан.
     В дальнейшем, учитывая определения Конституционного Суда Российской Федерации, существующую международную и российскую судебную практику можно констатировать, что отношение к обращениям организаций и общественных объединений становится аналогичными работе с обращениями граждан. Есть уже судебная практика, когда юридические лица обжалуют в суд действия и решения, нарушающие права и свободы граждан. К сожалению, на сегодня рассмотрение обращений организаций и общественных объединений продолжают регулироваться локальными правовыми актами государственных органов и органов местного самоуправления.
    Распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 2 апреля 20010 года 486 Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Администрации Президента Российской Федерации предусмотрено, что порядок рассмотрения обращений организаций и общественных объединений тот же, что и для обращений граждан.
    Издан Указ Президента Российской Федерации от 17 февраля 2010 года 201 Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций , преобразовавший Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций. Кроме того, с учётом новых требований указом были расширены функции по информационной и аналитической работе преобразованного самостоятельного подразделения Администрации Президента Российской Федерации. Данная работа решает три основных задачи:
    первая - это информационно-статистическое и аналитическое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации по работе с обращениями с граждан и организаций;
    вторая - это анализ обращений граждан и организаций, результатов их рассмотрения и принятых по ним мер, и также подготовка на его основе информационно-статистических обзоров и докладов;
    третья - это информационно-справочная работа, связанная с обращениями граждан и организаций.
    Сегодня по эти трем задачам Управлением выполняет ряд конкретных функций.
    По первой задаче - это анализ и обобщение вопросов, поставленных в обращениях граждан и организаций; периодическое, а при необходимости, оперативное информирование Президента Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации и самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации о количестве и характере обращений граждан и организаций; подготовка на основе анализа и обобщения обращений граждан и организаций предложений об устранении причин, порождающих их обоснованные жалобы; анализ и обобщение предложений граждан и организаций, касающихся совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов, деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развития общественных отношений, улучшения социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране.
    По второй задаче - это сбор, обобщение и анализ информации о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, принятых по ним мерах государственными органами и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит решение вопросов, поставленных в обращениях.
     Сегодня представим первый такой подготовленный информационный обзор. В ближайшее время данный обзор будет размещён на официальном сайте Президента Российской Федерации в сети Интернет. При подготовке данного обзора выявились определённые сложности.
     Кроме того, для решения этой задачи: осуществляем контроль за своевременным исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручений по обращениям; принимаем участие в осуществлении мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; готовим на основе анализа и обобщения обращений информационно-статистические обзоры, информационно-аналитические материалы о результатах рассмотрения обращений и принятых по ним мерах.
    По третьей задаче - информирования - формируем на основе систематизации и учета информационный фонд и обеспечиваем получение содержащихся в нем сведений соответствующими самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, а также предоставление в установленном порядке таких сведений государственным органам и органам местного самоуправления; осуществляем мониторинг опубликованных в средствах массовой информации и размещенных в сети Интернет материалов о работе с обращениями; готовим для опубликования в средствах массовой информации материалов, освещающих итоги рассмотрения обращений.
    В соответствии с поручением Президента Российской Федерации распоряжением Администрации Президента Российской Федерации создана межведомственная рабочая группа по совершенствованию механизмов рассмотрения обращений граждан и организаций. Одна из ее основных задач - создание в Российской Федерации единого информационного пространства по работе с обращениями граждан и организаций на всех трёх уровнях - федеральном, региональном и местном. Данная работа только начинается.
    Для использования всех источников поступления информации Управление приступило к рассмотрению открытых писем, опубликованных в средствах массовой информации и сети Интернет, а так же проверке информации, изложенной в электронных сообщениях, адресованных Президенту Российской Федерации. Понятно, что в соответствии с законодательством это никакие не обращения, а информация. Но это тоже отношение общества к тем действиям и к той ситуации, которая складывается в стране.
    Теперь, коллеги, хотел бы обратить ваше внимание на периодические обзоры рассмотрения обращений граждан, например, на годовой обзор по 2009 году.
    В годовом обзоре впервые дан анализ ежемесячной активности граждан по тематике их обращений. Получилась очень интересная картина. Понятно, что есть сезонные обращения, например, осенью люди больше жалуются на жилищно-коммунальную сферу. Но, проанализировав субъекты Российской Федерации с повышенной активностью обращений, видно, что существуют обращения, носящие ситуативный характер. Например, по Калининградской области (слайды 1 и 2) в большинстве это были обращения граждан о пробелах в региональном законодательстве, не способствующем повышению социально-экономической конкурентоспособности области с регионами сопредельных государств. В Санкт-Петербурге (слайды 3 и 4) - тема законодательства о строительстве в городе. На слайдах виден рост обращений по данным темам.
    Что еще интересного можно выявить из анализа обращений? Например, проследили влияние гендерной составляющей на темы обращений граждан. Темы, с которыми чаще обращаются женщины, совершенно отличаются от тем, с которыми чаще обращаются мужчины (слайд 5). Отличается и тематика обращений сельского и городского населения (слайд 6). Нам вроде бы это и так понятно. Но данный анализ - это фактическое подтверждение того, о чем мы догадываемся. А ведь именно эта опора нам и нужна.






     На сайте Президента Российской Федерации в разделе Обращения можно познакомиться с подразделами Отправить письмо , Прийти на прием , Нормативно-правовая база и Обзоры обращений (слайд 7).     

     Вашему вниманию представляется анализ результатов рассмотрения обращений граждан в 2009 году федеральными органами исполнительной власти органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    Коллеги, как уже сообщалось выше, при подготовке этого обзора возникли определенные сложности. Оказалось, сложно провести анализ результатов рассмотрения обращений граждан и принятых мер. Законодатель разделил понятие результаты рассмотрения обращений граждан и понятие принятые по ним меры . Таким образом, законодатель определил, что принятые меры не совпадают с результатами рассмотрения обращений граждан. Кроме того, отсутствуют установленные единые оценки результатов рассмотрения обращений граждан.
    Для себя определили, что результаты рассмотрения - это те или иные принятые решения - решено положительно , разъяснено , отказано (слайд 8).     

     Соответственно, решено положительно означает, что по результатам рассмотрения предложение признано целесообразным, заявление или жалоба - обоснованными и подлежащими удовлетворению; разъяснено означает, что по результатам рассмотрения предложения, заявления или жалобы заявитель проинформирован о порядке их реализации или удовлетворения; отказано означает, что по результатам рассмотрения предложение признано нецелесообразным, заявление или жалоба - необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
    Возникает вопрос - что такое принятые меры? Так вот, выполнение действий в соответствии с принятым по результатам рассмотрения обращения решением - решено положительно по полному фактическому удовлетворению поставленных в обращении вопросов означает принятие мер. Принятые по обращениям меры - это фактически реализованные предложения, фактически удовлетворённые заявления или жалобы.
    Мало ответить гражданину да, вы подлежите восстановлению на учете в очереди на получение жилой площади , его надо восстановить в этой очереди. В большинстве случаев всегда точка в рассмотрении обращения ставится после принятия того или иного решения. При этом в случае положительного рассмотрения обращения гражданина или организации, в большинстве случаев, обязанности по фактическому восстановлению нарушенных прав возлагаются непосредственно на гражданина или организацию - автора обращения.
    Оценка, приведенная в данном обзоре, проводилась на основе отчетов, предоставленных федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    К сожалению, результаты рассмотрения не всех обращений удалось проанализировать, есть определенные потери информации (слайд 9). Федеральные органы исполнительной власти передают отдельные полномочия территориальным органам федеральных органов исполнительной власти или  органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поэтому по переадресованным им обращениям не поступили отчеты. Есть определенные потери в обращениях, направленных по компетенции в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так как субъекты Российской Федерации наделяют отдельными государственными полномочиями органы местного самоуправления. Отрицательным примером может служить передача полномочий по обеспечению жильем детей-сирот.     

     Следующий слайд 10. Более чем по 80 процентов обращений граждан даны разъяснения. Что это показывает? Это полностью перекликается с тем, что Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по такому направлению, как правовое просвещение населения. Люди не знают куда, зачем и по каким вопросам обращаться. И не знают порядка рассмотрения обращений.     

     Коллеги, предпоследний слайд 11 - это принятые по обращениям меры. Как видно, меры принимаются по 80 процентам обращений по личному приему Президента Российской Федерации, либо по проводимому по поручению главы государства личному приему должностными лицами Администрации Президента Российской Федерации. В результате проведения личного приема уполномоченными лицами Администрации. Президента Российской Федерации положительно было рассмотрено только 39,8 процента обращений, а меры приняты только по 29 процентам обращений граждан. То есть сегодня нужно сосредоточить внимание на контроле за фактическим удовлетворением обращений граждан и организаций.     

     Последний слайд 12. Коллеги, здесь содержится интересная информация. Количество обращений к Президенту Российской Федерации в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросло на 20 процентов. Но обращает на себя внимание следующая ситуация - это удовлетворение граждан работой с их обращениями исполнительных органов власти федерального и регионального уровней. Перераспределилась доля обращений, рассматриваемых по компетенции Администрацией Президента Российской Федерации и государственными органами власти. Раньше практически 50 процентов обращений рассматривалось Администрацией Президента Российской Федерации, сейчас менее 40 процентов, практически 60 процентов граждан обращаются к Президенту Российской Федерации по вопросам компетенции федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.     

     Это показывает, что отношение к обращениям граждан на местах достаточно прохладное. Этот же вывод подтверждает, между прочим, и анализ обращений граждан по теме работа с обращениями граждан , так как количество обращений именно по данной теме постоянно находится на высоком уровне. Люди не удовлетворены, как работают с их обращениями на местах. Обращения граждан и организаций - тот независимый источник информации, который нам необходим для проведения аналитических работ.
    Могу привести примеры. Обращение граждан к Президенту Российской Федерации привело к внесению изменений в два федеральных закона Об образовании и О высшем и послевузовском профессиональном образовании , закрепляющих право обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования создавать студенческие строительные отряды в форме общественного учреждения или общественной организации с целью организации временной занятости обучающихся в свободное от учебы время. По обращению инвалида готовятся изменения в действующий порядок, при котором инвалидам-колясочникам проезд к месту санаторно-курортного лечения авиационным транспортом возможен только при отсутствии железнодорожного сообщения.
    Вот отдельные примеры того, как реализуется на практике информационная и аналитическая работа с обращениями граждан и организаций.
    Спасибо за внимание.
    ШУВАЛОВ Ю.Е. Спасибо большое.
    Я хочу предоставить слово руководителю Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Макушкину Алексею Георгиевичу. Пожалуйста.