МИ 2010, май "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации"


МАКУШКИН А.Г. Спасибо большое.
    Во-первых, хотелось бы выразить благодарность организаторам этого мероприятия и за факт того, что он состоялся, за то, что мы в этом принимаем участие. Я рассчитываю, что взаимоотношения между Аналитическим центром при Правительстве и представителями законодательных собраний на федеральном уровне и в регионах будет постоянно развиваться. Так как сейчас Михаил Геннадьевич очень наглядно продемонстрировал как системы, использующие Интернет и вообще современные IT-технологии помогают формировать обратную связь с гражданами, мы, собственно, двигаемся в этом же поле. Наша задача в предыдущий год в основном сводилась к отстраиванию соответствующих связей с федеральными органами исполнительной власти, решались вопросы наполнения баз данных, отработки определенных методических документов.
     В этом году акцент мы хотели бы сделать на работу и с законодательными собраниями, и органами исполнительной власти в регионах. Поскольку если так говорить в общем плане, мы переходим от фазы планирования в часть программы целевых инструментов управления к задачам, к решению задач мониторингового и контрольного характера. А это означает, что после того как в Москве деньги, вопрос о деньгах так или иначе решен, кому они даются, они начинают расходоваться. Расходование денег происходит в регионах, оно происходит лучше или хуже. И здесь нам важно не быть исключительно зависимыми от той статистики, от той информации, которую мы получаем непосредственно от министерств, Ну, и взаимодействовать активно и с аналитическими подразделениями в субъектах Федерации.
     Мы по постановлению 815 определены Правительством как одна из организаций, то есть во всяком случае у нас прямое поручение организации работы с внешними экспертами. Мы, как понятно из названия нашего центра, в первую очередь обеспечиваем информационно-аналитическое сопровождение, экспертно-аналитическое сопровождение основных решений, которые принимает федеральное правительство. Здесь два блока. Один главный блок для нас - это так называемые проекты основных направлений деятельности Правительства. Раньше это называлось  среднесрочная программа Правительства, сейчас немного иначе, это с точки зрения используемых определений.
     Должен сказать, прежде чем сказать о некоторых конкретных вещах, которые мы уже сделали, либо хотим сделать в ближайшее время и привлечь ваше внимание к этому, здесь нельзя просто обойти вниманием ту дискуссию и те решения, которые сейчас готовятся в связи с совершенствованием бюджетной сферы в нашей стране. Надо сказать, что по целому ряду очень важных вопросов, связанных с задачами модернизации и технологического развития экономики, придётся переосмыслить наше представление как, какие показатели, какие инструменты, какие участники этого процесса.
     Предвосхищать не буду, поскольку там ещё до конца целый ряд вопросов не решён. Но в общих чертах могу сказать, что будем переходить на систему, как, наверное, многие уже знают, систему так называемых государственных программ, они в себя вберут то, что сегодня фиксируется и в федеральных целевых программах. Изначально предполагалось, что называться эти документы будут ДЦП, потом подумав, сказали, что в общем ДЦП не очень хорошо звучит для такого важного дела. И всё-таки, скорее всего это будет государственная программа.
    Вот в рамках этого направления будут некие технические преобразования произведены. Ну, и ряд существенных вещей. Если вы знаете, в федеральной целевой программе определяли расходные обязательства бюджета государства фактически на срок реализации некоторого проекта. Сейчас идея такая, что документы не будут фиксировать расходные обязательства государства, выходящие за горизонт одного-трёх лет. Вообще это более чем серьёзная инновация. Мы, конечно, сейчас отличаемся, я имею в виду, система управления отличается от той, которая была у нас на момент введения ФЦП - 2004-2005 года, когда всё это обсуждалось и вводилось. Сейчас у нас существуют так или иначе госкорпорации, существуют акционерные общества типа РЖД и так далее, которые, в общем говоря, в состоянии брать на себя решение довольно важных вопросов в области проектного инвестирования, мер в части структурной политики, промышленной политики и так далее. Но как бы то ни было, вот эта конфигурация в этом году будет серьёзным образом меняться.
    То есть я говорю, не учитывая вот этих изменений, которые нас ожидают в ближайшее время, мы просто не сможем свою работу строить, я думаю, и вам там придётся по целому ряду направлений выходить с серьёзными инициативами.
    Что я хотел в этой связи подчеркнуть? Что у нас не просто формальное поручение - заниматься организацией работы с внешними экспертами. Но в целом мы позиционированы как аналитический центр в области программ целевых методов управления, которые напрямую, в общем-то говоря, связаны с решением такой задачи, как процедура формирования целей и приоритетов, они у нас связываются с формированием расходных обязательств в бюджете и выстраиванием систем мониторинга, как оперативного, так и стратегического в этой сфере.
    Без взаимодействия с законодательными собраниями, здесь просто я говорю, целый комплекс очень важных вопросов, далеко уходящих за рамки технические, без которых мы просто в этой области не получим какого-то видимого прогресса. Что здесь имеется в виду, о чём я хотел бы сказать, привлечь ваше внимание?
     Во-первых, мы сейчас и в части исследовательских проектов, и в части организационно-технических мероприятий активно прорабатываем тему, скажем так, инфраструктуры нашего взаимодействия с регионами. Речь идет о том, чтобы у аналитического центра были координаторы в регионах. Речь идет о том, чтобы обеспечить технические средства, так называемые онлайновые, интерактивного общения с людьми, и непосредственно сотрудниками центра, и с теми людьми, которых мы привлекаем к работе, это и чиновники, это и специалисты, и в наших интересах иметь на другом конце в регионе тоже заинтересованных партнеров, которые вот в указанной сфере могли бы и нас информировать, и с нашей стороны получать консультации по тому, что ставится как задача, какие трудности возникают при реализации основных направлений деятельности Правительства.
    То есть здесь есть и бюджетный блок, здесь есть и блок исполнительской дисциплины, есть блок планирования.
    Мы запускаем в течение ближайших двух месяцев соответствующую ситуационную комнату в Аналитическом центре, и для тех, у кого есть возможность в регионах с нами связываться, мы готовы сформировать как бы план взаимодействия, отработать какую-то базовую ключевую, важную тематику для вас, и собственно говоря, здесь приступить к работе.
    В содержательном отношении для нас представляет интерес несколько вопросов, ну может быть, не в порядке важности, но так, как они сейчас выстраиваются. Первый - это мониторинг исполнения тех решений на местах, которые Правительство финансирует, речь идет в основном о проектах и в социальной сфере, и в промышленности, и в области инфраструктуры, поскольку, еще раз говорю, деньги тратятся на местах, что-то происходит, либо не происходит, в Москве это видно часто с большим запозданием, и не совсем так, как это воспринимается непосредственно на месте.
    Следующий большой круг вопросов, которые для нас представляют интерес - это использование научно-технической экспертизы, которая в целом ряде регионов очень хорошо представлена.
    Значит, поскольку здесь скрывать, в общем, нечего, у нас за последние 15-20 лет такая метаморфоза произошла, когда мы о своих проектах научились говорить в финансовых терминах, но потеряли способность говорить в плане, скажем так, технических решений. Вот и о деньгах, кому сколько, активно спорим, а под какие конкретно технические решения все эти деньги выдаются и с каким результатом они используются - к сожалению, этому уделяется гораздо меньше внимания. Вот этот дисбаланс надо будет исправлять.
    Следующее - это нормативно-правовое обеспечение тех мер, которые Правительство предпринимает в части реализации в проектах основных направлений деятельности Правительства. Понятно, что есть вопросы, связанные, ну, с некоторой несогласованностью, несбалансированностью каких-то нормативных документов, но я бы даже отметил здесь немножко другое.
    Идеология основных направлений деятельности Правительства - это идеология, скажем так, такого целостного представления, что делает и федеральный центр, и регионы, и муниципалитеты, и частный сектор, в тех областях, которые определены в качестве приоритетных, потому что вот год прошел, мы увидели, что когда мы составляем описание проектов, смотрим, какие есть деньги, какие мероприятия планируются, в редких случаях мы имеем сколь-нибудь надежную информацию о соответствующих аналогичных программах или мероприятиях, которые проводятся в регионах, не говоря уже о том, что делают так или иначе компании наши, не наши и так дальше. Это касается, скажем так, и медицинского обслуживания, и образования, и фармакологии, и многих других вещей. Вот здесь для нас важен прямой контакт с профессиональными знающими людьми, с которыми мы могли бы задачи и планирования, и мониторинга, и контроля реализации проектов ОНДП совместным образом осуществлять.
     В завершение хотел бы сказать следующее. Мы сейчас наряду вот с этой ситуационной комнатой и темой таких рабочих совещаний в режиме телеконференций планируем развивать ещё по меньшей мере два направления. Целью обоих является активное взаимодействие с представителями экспертного сообщества и представителями лиц, принимающих решение на местах, это семинарская деятельность и деятельность такая тренинговая. Тренинговая связана с тем, что у нас есть поручение Правительства в части обеспечения данными, определёнными экспертными оценками. И нам важно информировать участников, с кем мы взаимодействуем, какие требования в этой связи возникают, предъявляются.
     Ну а семинарная, она такая тоже, в общем, двухсторонняя деятельность. Нам кажется важным лучше информировать о том, что содержится, что стоит за теми или иными проектами в НДПИ, там и краткосрочные, и долгосрочные идеи и опять же развивать наше представление о том, кто ещё в этой сфере участвует и какие действия нужны. Конечно, общая задача - согласование так или иначе повесток дня в регионах и на федеральном уровне.
    Вот, пожалуй, я бы на этом сейчас закончил, тем более у нас будет ещё от лица Аналитического центра здесь вторая презентация попозже, часа в три. Там поподробнее о наших тренинговых и семинарских программах вы сможете узнать. Также хочу сказать, что где-то с середины года у центра начинается такой новый этап, этап активного взаимодействия с распределенными экспертными сетями, с разными организациями. И я вас в этом отношении призываю к сотрудничеству. Спасибо.
    ШУВАЛОВ Ю.Е. Спасибо, Алексей Георгиевич. Я предоставляю слово представителю Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Семёнову Тимуру Ирвантовичу. Пожалуйста.