МИ 2010, май "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации"


БЕЛОУСОВ А.Н. Спасибо большое.
    Уважаемые коллеги, в первую очередь, я хотел вас всех поблагодарить за то, что вы нашли возможность присутствовать на этом важном, как я понимаю, для вас и для нас совещании. Я буду очень краток. Несколько отступлюсь от того текста, который подготовил для того, чтобы с вами здесь сегодня обсудить важнейшую задачу, которую мы ставим перед собой - это тесное, более тесное взаимодействие аналитических служб законодательных собраний регионов и аналитической службы Государственной Думы Российской Федерации.
    Вот именно усилия, направленные на укрепление и интенсификации связи Аналитического управления Государственной Думы с регионами, это, в общем, основная задача, которую мы сегодня ставили перед собой, собирая вас на это совещание.
     И в конце, я хочу особо обратить на это внимание, будет мастер-класс, где мы попытаемся практически показать, каким образом работать с тем информационным материалом, который размещается на сайтах Государственной Думы, и каким образом вы сами можете размещать свои материалы для того, чтобы они были доступны как Государственной Думе, так и другим субъектам Российской Федерации.
    Речь идёт, вообще говоря, о реализации государственной автоматизированной системы ГАС Законотворчество и создании в её рамках новой страницы Интранет Информационно-аналитические материалы субъекта права законодательной инициативы , к каковым относятся и законодательные собрания субъектов Российской Федерации, а также портала Законодательная деятельность сайта Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД). Он позволит иметь оперативный, постоянный и взаимный обмен информацией о принятых и подготавливаемых законодательных актах в субъектах Российской Федерации.
     Для чего это важно и нужно? Дело в том, это ни для кого не секрет, что неоднородность природно-географических условий, национального состава, культурных традиций, демографических показателей, уровней социального и экономического развития регионов России в сочетании с федеративным устройством российского государства обуславливает порой существенную дифференциацию законодательства и нормотворчества в регионах.
     Поэтому проблема выработки адаптивных решений в сфере региональной политики встает наиболее остро. Я думаю, это для вас не секрет, и это вы чувствуете в своей повседневной работе.
    Что мы предлагаем или что мы делаем? Общая информационная база позволит не только выявить противоречия законодателя субъектов с федеральным законом, но и определит тенденции развития законодательства, что очень важно для аналитиков, а также тот положительный опыт законодательного регулирования, который существует в других регионах. И это обеспечит возможность ведения по единым критериям мониторинга этого опыта, проведения анализа и прогнозирования социально-экономической и политической ситуации в Российской Федерации, и выработать общий понятный регионам и центру алгоритм законо- и нормотворчества. В конечном итоге такой мониторинг призван способствовать его оптимизации и формированию гармоничного правового пространства в нашей стране. Ну, это в первую очередь, я хочу подчеркнуть, является инструментом, и он позволит нам оперативно и наиболее полно довести до всех субъектов права законодательной инициативы результаты нашей с вами совместной аналитической работы и снабдить законодателей максимально той информацией, которая необходима для принятия качественных законов, которые ожидает от нас население нашей страны.
     Как же должна быть выстроена эта работа? Каков механизм информационно-аналитического взаимодействия всех звеньев законодательного процесса? И какова в нем роль профессиональных аналитиков, то есть, нас с вами?
     Ну, я не буду говорить об истории - от эпохи возрождения до XXI века. Вообще говоря, аналитики, они всегда были востребованы. И в первую очередь они были востребованы теми первыми людьми, руководителями, которые возглавляют тот или иной орган власти. Для нас такими руководителями являются депутаты - депутаты Государственной Думы, депутаты тех законодательных собраний, которые вы представляете.
     И вот это тесное взаимодействие, о котором я говорил, имеет три важнейших составляющих. Вы можете обратить внимание, у меня презентация в виде одного слайда, на котором я попытался показать тот проект, ту схему, которую мы хотели бы реализовать совместно с вами.
     Ну, регионы - источники информации. В первую очередь, конечно, это общественные приемные депутатов - депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных собраний, депутатов муниципальных представительных органов власти, а также приемные Президента на местах и приемные Председателя Правительства на местах.
     Следующий источник - это средства массовой информации, а также социологические опросы, которые, безусловно, проходят в регионах, проводятся различными общественными организациями. И та продукция, которая выдается, она, безусловно, не должна проходить мимо тех аналитических служб, которые работают.
    Ну, и плюс - научные и бизнес-организации, объединения, ассоциации, я уверен, что таких очень много. Я сам был депутатом Законодательного Собрания Самарской Губернской Думы. И я знаю, насколько у нас был развит вот тот общественный институт, который проводил социологические опросы, исследования. И эти данные действительно были данными очень близкими к объективным.
    Нам бы очень хотелось, и мы предлагаем вам, чтобы все регионы, воспользовавшись вот этой базой данных, которую я перечислил, сформулировали определенные выводы по той или иной законодательной инициативе или по той ситуации, которая складывается в регионе, четко сформулировали эти проблемы и возможность решения их законодательным путем или выпуском каких-то других нормотворческих документов. И мы были бы вам очень признательны, если бы эти рекомендации были переданы в Аналитическое управление Государственной Думы, с тем чтобы мы могли эти материалы использовать в своей работе и оперативно координировать и обобщать ту региональную ту региональную проблематику, которая прозвучала на тот или иной временной период.
     Во-вторых, аналитическая работа с законопроектами, поступающими в регионы на отзыв. То есть, вот вы знаете, что любой законопроект, который касается жизнедеятельности региона, поступает в регион, в результате чего формируется либо положительное к нему отношение, либо отрицательное. И это безусловно учитывается при рассмотрении этого закона в Государственной Думы в первом чтении. Это очень важный фактор, который, вообще говоря, в дальнейшем определяет судьбу закона. На этой стадии нам нужно быть в постоянной оперативной связи с вами и своевременно доводить сведения о реакции на законопроект до депутатского корпуса с предложениями о возможной корректировке и изложением прогнозируемых последствий принимаемых законов.
    И вот третье, на мой взгляд, самое трудное, это и самая сложная часть нашего взаимодействия - определение последствий принятия того или иного закона, законодательного акта. Они интересны всем, прежде всего, депутатам всех уровней, ибо закон - это конечный продукт, труд законодателя. И от того, насколько хорош будет этот продукт, в конечном итоге зависит и политическая карьера тех, кто этот закон написал и лоббирует или выдвигает его в качестве своей законодательной инициативы. Ну, и также это очень важно для определения стабильности и обстановки в целом в регионе или в отдельных его частях. И аналитические службы здесь, безусловно, должны работать в этом направлении в тесном контакте с общественными организациями, с общественными приемными депутатов Государственной Думы, изучать внимательно обращения граждан в органы государственной власти, а также безусловно и средства массовой информации, которые имеют свое мнение, которые безусловно необходимо учитывать при разработке тех или иных рекомендаций.
    Я ещё раз хочу подчеркнуть, мы бы были очень вам признательны, если бы эти материалы поступали в Аналитическое управление Государственной Думы, полезность я уже выше отмечал.
    Итак, мы в принципиальном плане видим задачи и механизм взаимодействия нашего управления и региональных аналитических служб в соответствии с той схемой, которая показана.
     Ну, и вторая часть, буду здесь очень краток, я хочу сказать буквально несколько слов об аналитическом обеспечении деятельности Государственной Думы, которое возложено на наше управление.
     Основной задачей Аналитического управления является оптимизация процесса аналитических исследований и аналитическое сопровождение законодательства, а также обеспечение всесторонней объективной и своевременной оценки тематической проблемы по запросам Председателя Государственной Думы, руководства Аппарата Государственной Думы и комитетов Государственной Думы. Наша главная функция - это подготовка экспертных заключений, аналитических, информационно-справочных материалов по вопросам законотворческой деятельности и организация аналитического и информационного обеспечения проводимых в Государственной Думе совещаний, парламентских слушаний, круглых столов , а также выполнение отдельных поручений Председателя Государственной Думы и его заместителей.
     Мы ежегодно размещаем в сетях Интранет и Интернет два выпуска официального издания Аппарата Государственной Думы, который называется Информационно-аналитический бюллетень , с ним вы, безусловно, можете все познакомиться.
    Совместно с комитетами мы готовим также материалы для подготовки публичных выступлений руководства Государственной Думы, Председателя, а также заместителей Председателя.
     Новым, скажем, явлением, я о нем скажу буквально два слова, является создание Научно-экспертного совета по антикризисной политике, который был создан у нас при Аналитическом управлении Государственной Думы. Туда вошли ведущие ученые и академики нашей страны по различным сферам: это и юристы, и банкиры, я имею в виду, те, кто занимается банковской деятельностью, и экономисты. Но одно то, что Аганбегян является постоянным членом нашего Экспертного совета, говорит о серьёзности состава нашего Экспертного совета.

Схема  взаимодействия Государственной Думы  и законодательных (представительных) органов  государственной власти субъектов Российской Федерации  в  рамках  аналитического  обеспечения законодательной  деятельности

     В заключение я хотел бы сказать, что мы ведём такие исследования, которые позволят нам планово и фундаментально работать над формированием того законодательного поля, готовить те изменения в существующее законодательство, в существующие законы, которые требует сегодняшняя жизнь, требует сегодняшний день, требуют те проблемы, с которыми, к сожалению, мы с вами сталкиваемся в повседневной жизни и которые вам в регионах наиболее выпукло и отчётливо понятны. И мы бы хотели, чтобы эта информация была доступна для Аналитического управления Государственной Думы.
    Я хочу сказать, что мы попали в цейтнот. Собственно, мы с цейтнота и начали, но я думаю, что мы потихонечку, таким образом, выйдем сейчас на продуктивный, деловой разговор, достаточный для того, чтобы считать сегодняшнее совещание плодотворным. И хочу предупредить, что, вообще, в 15.00 мы должны с вами нашу работу закончить. Поэтому выступающих я попросил бы быть краткими, но никого абсолютно из тех, кто записался, мы слова лишать не будем, и все будут иметь возможность выступить и высказать свои позиции. Спасибо большое.
     Я бы хотел предоставить слово Борисову Алексею Борисовичу - ведущему советнику Правового управления Аппарата Государственной Думы. Пожалуйста, Алексей Борисович.