МИ 2010, май "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации"


БОРИСОВ А.Б. В настоящее время для мониторинга законопроектной работы на федеральном уровне субъекту законодательной инициативы нет особого смысла занимать телефонную линию для переговоров с сотрудниками Аппарата Государственной Думы. Для этого есть простая возможность обратиться к информационным ресурсам Государственной Думы, к Интранет-ресурсам Государственной Думы, заглавную страницу, которую вы видите на экране в данном случае, и именно воспользоваться этим ресурсом, тем самым, которым пользуются и депутаты Государственной Думы, и работники Аппарата, которым ваши сотрудники обычно звонят по традиции.
    Так вот в чём причины, почему достаточно частыми эти звонки остаются в настоящей практике? На мой взгляд, две основных причины. Одна из них очень банальна, известная. Это недостаточное количество рабочих мест с доступом к Интранет-ресурсам Государственной Думы у законодательных собраний на местах. Эта проблема решается, к сожалению, уже не нашими усилиями, а, наверное, усилиями аппаратов соответствующих законодательных собраний и региональных служб федеральной службы охраны, которая по выделенной связи организует вам доступ к нашим Интранет-ресурсам.
    А вот вторая причина, она общеизвестная. Это недостаточная осведомлённость, на наш взгляд, сотрудников на местах в регионах в законодательных собраниях о составе и содержании представленных ресурсов, Интранет-ресурсов Государственной Думы. Здесь мы уже можем вам реально помочь и даже в рамках настоящего семинара.
     В части, непосредственно касающейся Правового управления, этот ресурс называется информационно-поисковая система Закон . В данном случае вы видите этот самый ресурс на экране. И информационно-поисковая система Закон ведётся Правовым управлением с 1991 года. Не удивляйтесь, ещё со времён Верховного Совета началось формирование этого самого банка данных.
    В своём современном виде этот банк данных включает два ресурса. Это законодательство Российской Федерации, которое включает в себя законы Российской Федерации, документы, нормативно-правовые документы Президента, Правительства, Конституционного Суда, постановления обеих палат Федерального Собрания и массу других. Численность, общее количество документов в этой базе данных более полумиллиона документов. Как видите, несравнимо с ресурсами коммерческих баз данных, достаточно популярных у вас.
     И второй ресурс - это уставы и конституции у субъектов Российской Федерации, законы, которые вносят в них изменения.
     Все акты, которые представлены в этих базах данных, они актуальны и достоверны. То есть они приведены в их актуальное состояние таким образом, как они должны читаться в настоящее время. Не секрет, что свыше 80 процентов законодательных актов в России - это акты содержат перечень актов о внесении изменений или отмене, или утрате силы ранее действующих актов.
    Поэтому если говорить именно о законах, то большая часть их меняется в настоящее время. Ну, пример вы видите на экране. Это знаменитый Налоговый кодекс, часть вторая, принятый в 2000 году. Со дня его принятия действует в настоящее время 193 редакция. То есть 193 раза он менялся законами. И именно в таком виде вы его видите в нашей базе данных. Один лишь перечень законов, которые его меняют, вот выделено, видите, занимает 15 страниц убористого текста.
     Очень часто со стороны наших коллег встречаются вопросы: зачем собственно вести свою правовую базу данных, когда вполне можно обойтись представленными коммерческими базами данных. Я специально не буду называть названия этих баз данных, они всем вам широко известны. Это три-четыре фаворита в России, в том числе представленные и в ресурсах Государственной Думы. Они действительно очень квалифицировано представляют все нормативные правовые акты, принимаемые в России на федеральном уровне и в субъектах.
    Однако здесь, на мой взгляд, два основных момента, на которые я хочу обратить ваше внимание. Как по-вашему, возможно ли, чтобы федеральные органы власти, в особенности законодательные органы, перешли в своей повседневной деятельности исключительно к коммерческим базам данных, не имея ничего своего? Ведь сегодня, например, существует такая известная компания, под названием Имярек , а завтра она вдруг передаётся или продаётся другой фирме или перепрофилирует свою деятельность, или разоряется. Или, в конце концов, почувствовав своё монопольное положение на рынке информационно-правовых услуг, начинает назначать непомерную плату за пользованием своим банком данных, включая пользование этими банками данных на федеральном уровне.
     Ну, и второй момент в связи с этим. Все известные коммерческие базы данных ориентированы на правоприменительную, к сожалению, исключительно на правоприменителя в большей степени, чем на законодателя. Это понятно. Во всяком случае закономерно. В конце концов, для правоприменителя не столь важно, что в нормативном правовом акте, например в законе, объединены две части или два абзаца в одну часть или в один абзац. И даже очень удобно, если авторы этих банков данных проводят или правят орфографические и пунктуационные ошибки, которые, к сожалению, часто встречаются в наших законодательных актах, и в других нормативно-правовых актах.
     Это очень удобно, согласитесь. А теперь представьте, что проект закона предусматривает следующую формулировку, я дословно читаю. Часть третью, после слов статья 3 заменить словами статьями 3-5 . Ну естественно, законодатель, например, ваше Правовое управление соответствующее или вы, аналитики, попытаетесь привести в соответствие с этим законом о внесении изменения сам закон и не находите этих самых слов в этой самой третьей части, они находятся совсем в другой части. Один пример.
    К сожалению, очень часто такие вещи встречаются именно в коммерческих банках данных. Или, значит, заменить слова в соответствующей части слова розыскная деятельность словами разыскная деятельность и вы в упор не видите этих слов розыскная деятельность , потому что автор данных позаботился о вас и привел в соответствие с российской орфографией слова, исправил розыскная деятельность на разыскную деятельность за законодателя. Это примеры из практики.
     Я ни в коем случае не выступаю против применения в повседневной практике вами коммерческих баз данных. Напротив, со всеми вот этими банками данных, со всеми этими коммерческими фирмами у нас установились, очень тесные партнерские состоялись отношения, я бы даже сказала, дружеские отношения. Мы работам с абсолютным большинством, значит, этих самых фирм практически ещё со времен Верховного Совета, с 90-х годов. На основе равноправной, взаимовыгодной и безденежной основе закреплены эти отношения соглашением об информационно-правовом сотрудничестве, которое заключено опять-таки по нашей инициативе.
     Но я подчеркиваю, вот хотел бы, чтобы всё-таки вы это услышали и правильно меня поняли. Аналитическое обеспечение законопроектной работы требует всё-таки оперативной, точной и, самое главное, достоверной информации. Поэтому при работе с правовой информацией, с нормативно-правовыми актами я призываю воспользоваться исключительно редакцией в представленной информационно-поисковой системе закон ресурсы, Интернет-ресурсы Государственной Думы.
     Поскольку информация в информационно-поисковой системе закон обновляется ежечасно. Для сравнения возьмите регламент взаимоотношений, наших взаимоотношений с коммерческими банками данных. Этот регламент представляет ... от одного до трех раз в неделю. Ну а чем это грозит, вы сами знаете, что, например, редакция вот наших законов, в том числе того же Налогового кодекса, появляется в банке данных в нашей информационно-поисковой системе ровно в день вступления этой редакции в силу в отличие, например, от регламента ... коммерческих банков данных.
     И представьте себе ситуацию опять-таки, когда субъект законодательной инициативы, это опять-таки из практики я говорю, это не придуманный факт, берет за основу проект закона о внесении изменений в ранее принятый закон, основываясь на неверной устарелой редакции закона. У нас таких случаев десятки на самом деле были, когда, ну самый последний это внесение изменений в Уголовный кодекс прошел первое чтение, дошел до второго чтения, оказалось, что это изменение уже вступило в силу. Вот такие бывают моменты в практике. Но к счастью в последнее время такие случаи становятся всё более редкими.
     Поэтому мы призываем вас по-прежнему активно пользоваться всеми банками данных, и коммерческими, и там базы данных официальные Государственной Думы. Коммерческими мы призываем воспользоваться с целью ознакомления с законодательством, с комментариями законодательства очень выгодно, представленные в этих базах, с правоприменительными целями, но с осторожность в зависимости от ответственности поставленной задачи и последствий принятия решения и нашей базой данных пользоваться исключительно для анализа действующего законодательства, выявление междокументных связей. И пользуясь информацией, опубликование их в официальных источниках.
     В 2009 году усилиями нашего Аппарата Государственной Думы, Правовое управление совместно с Управлением документационного и информационного обеспечения проделали очень важную работу. Работу по взаимной интеграции АСОЗД, наверное, всем вам известная, автоматизированная система законодательной деятельности и ИПС Закон . Эта работа осложнялась такими факторами, что программные обеспечения для этих пакетов были написаны в самое разное время и без учёта интересов друг друга, и совершенно различными организациями. Развивались они тоже независимо друг от друга, что и понятно. Поскольку здесь затрагиваются редко пересекающиеся области. В АСОЗД - это работа над законопроектами, а ИПС Закон - работа по систематизации законодательства.
     Тем не менее мы пришли к хорошему результату. Вот в ИПС Закон при просмотре любого постановления Государственной Думы о принятии законопроекта в одном из трёх чтений можно просмотреть и информацию из АСОЗД. Вот с этой функцией вы, наверняка, незнакомы, поскольку она введена недавно.
     Покажите, пожалуйста, текст законопроекта. То есть не только текст постановлений Государственной Думы, но и текст законопроекта, здесь тоже реально можно посмотреть. Раскройте карточку тоже. Вот реальная интеграция, взаимная интеграция двух совершенно различных систем. Кроме законопроекта, непосредственно затрагивающего в этом постановлении, есть возможность посмотреть любой документ, связанный с этим законопроектом через регистрационную карточку. Вы вот сейчас это тоже можете видеть. Важно, что у пользователей информационных ресурсов, в том числе у вас, я надеюсь, появился новый инструмент поиска законопроектов, не только посредством АСОЗД, но и посредством информационно-поисковой системы Закон . Понятное дело, что кому-то может не нравиться интерфейс АСОЗД, интерфейс ИПС Закон , это тоже закономерно. Кому-то нравится, кому-то не нравится. Всё это понятно. Вот вам представляется выбор, либо то, либо другое.
    Обращает на себя внимание устоявшийся факт кооперации между федеральными органами государственной власти, формирование эталонного государственного банка нормативно-правовых актов, который ведётся в соответствии с Указом Президента номер 477, он 1993 года, вы его видите перед собой. Это именно и означает, что за формирование всех редакций актов Президента в ИПС Закон и в эталонном банке данных отвечает Государственное правовое управление. Законодательные акты и постановления Государственной Думы ведут в этом банке и в ИПС Закон Правовое управление Госдумы. И за Правительство, имеется в виду текущие редакции и оригиналы этих актов, отвечает Федеральная служба охраны в лице ... системы ФСО. Это разделение закреплено регламентом, который подписан тремя сторонами, представителями от Аппарата Государственной Думы, ГПУ и Правительства. Минх тогда ещё возглавлял Правовое управление. И, по-моему, достойный пример совместной работы совершенно разных органов власти, федеральной власти Российской Федерации.
     Я закончил свой доклад. Я благодарю вас за внимание. И готов выслушать, ответить на ваши вопросы.
    ШУВАЛОВ Ю.Е. Спасибо, Алексей Борисович.
     Я думаю, что мы чуточку попозже перенесём вопросы, потому как вот у нас есть цейтнот у Насриддинова Темура Геннадьевича, который возглавляет аналитический отдел Аппарата Общественной палаты Российской Федерации. Я хотел бы предоставить ему слово.