МИ 2011г. апрель "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ"

3.Краснодарский край (Законодательное Собрания Краснодарского края)

В 2010 году депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края продолжали работу по совершенствованию краевого законодательства в целях улучшения социально-экономического положения края и повышения благосостояния жителей Кубани. В 2010 году было проведено 13 пленарных заседаний, на которых принято 949 нормативных правовых актов, из них 296 краевых законов, 653 – постановления.

Бюджетная политика и вопросы экономического развития

Традиционно самое пристальное внимание было уделено работе с основным финансовым документом края – бюджетом. В 2010 году депутатским корпусом был принят закон от 7 декабря 2010 г. N 2133-КЗ "О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов ". В нем объём собственных доходов краевого бюджета на 2011 год утверждён в объёме 88,6 миллиардов рублей, с ростом 7% к уровню 2010 года. Объём консолидированного бюджета края по налоговым и неналоговым доходам законом определен на 2011 год в сумме почти 130 миллиардов рублей, с ростом к 2010-му году на 4,8%. Расходы консолидированного бюджета края предусмотрены в 2011 году 167,5 миллиардов рублей, краевого бюджета – 126,3 миллиарда рублей.

Принятые краевой и муниципальные бюджеты 2011 года по-прежнему сохранили социальную направленность . В целом, на финансирование социальной сферы предусмотрено без малого 60% консолидированного бюджета края.

Высокий уровень обязательств перед населением края обязывает депутатов местного парламента создавать необходимые правовые условия для развития экономики края. Так, Закон Краснодарского края от 05.04.2010 № 1930-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О прогнозировании, индикативном планировании, стратегии и программах социально-экономического развития Краснодарского края" определяет обязательность исполнения индикативных планов, а также устанавливает ответственность должных лиц органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления за их исполнение.

Наполняемость краевого бюджета во многом зависит от показателей индикативного плана, составленного с учетом предварительных итогов социально-экономического развития за прошлые годы, прогнозных данных специалистов, а также состояния экономики, социальной сферы края и имеющегося потенциала. В прошедшем году детальной разработке индикативного плана было уделено самое пристальное внимание. Таким образом, принятое Постановление от 24.11.2010 №2239-П «Об индикативном плане социально-экономического развития края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», ставит перед органами власти края и муниципальными образованиями задачи на ближайшую перспективу.

Так, по отношению к 2010 году, в текущем году валовой региональный продукт должен вырасти на 4%. Темпы прироста в промышленном производстве в 2011 году прогнозируются на уровне 4,9 %, в сельском хозяйстве – 1,8%.

По прогнозной оценке в 2011 году объем инвестиций достигнет отметки почти 545 млрд. рублей и возрастет против оценки 2010 года на 0,5%. В 2011 году планируется построить не менее 3,2 млн кв. м жилья с приростом к предыдущему году на 1,9%.

Основой производительных сил Краснодарского края будут оставаться АПК, строительство, транспорт, курортный комплекс и промышленность. Все это, естественно, положительно отразится и на социальной сфере, на качестве жизни кубанцев. В планах - снижение числа безработных и увеличение количества занятых в экономике. Реальная заработная плата в крае будет ежегодно расти на 3,4-4,3 процента, а реальные доходы населения на 4,1-10,5 процента ежегодно.

Второй раздел индикативного плана содержит ряд показателей, характеризующих развитие городских округов и муниципальных районов. На его основе принимаются планы развития во всех муниципальных образованиях края, включая сельские поселения.

В 2011 все комитеты Законодательного Собрания края ждёт важное направление работы. Совместно с органами местного самоуправления им предстоит наладить систему контроля по выполнению показателей индикативного плана.

В 2010 году в Краснодарском крае благодаря совместной, слаженной работе всех ветвей краевой власти и органов местного самоуправления удалось стабилизировать положение в реальном секторе экономики, обеспечить рост, а по некоторым отраслям превзойти среднероссийские темпы . Эти результаты стали реальностью в немалой мере и благодаря постоянному совершенствованию краевого законодательства. Депутаты внимательно отслеживали проблемные вопросы, периодически возникающие в сфере правоотношений в реальном секторе экономики и оперативно вносили необходимые изменения в краевое законодательство.

Закон Краснодарского края от 03.03.2010 № 1912-КЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Краснодарском крае" был принят на основе аналогичного федерального закона в целях повышения энергетической эффективности кубанских предприятий, и, соответственно, их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Политика повышения энергоэффективности и энергосбережения нашла отражение и в других нормативных правовых актах. Закон Краснодарского края от 15.10.2010 № 2087-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Градостроительный кодекс Краснодарского края" дополнил Градостроительный кодекс Краснодарского края положениями по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Важным моментом для развития реального сектора экономики Кубани стало принятие Закона Краснодарского края от 05.04.2010 № 1946-КЗ "О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае". Закон направлен на внедрение инноваций и обновление отраслей экономики Краснодарского края и устанавливает основные направления государственной региональной инновационной политики в Краснодарском крае. Законом установлен порядок и условия отбора приоритетных инновационных проектов, присвоения субъектам инновационной деятельности статуса "технопарк", а также меры государственной поддержки инновационной деятельности на территории Краснодарского края.

Закон Краснодарского края от 03.03.2010 № 1920-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае" регламентирует один из наиболее эффективных методов осуществления контроля за выполнением перевозчиками требований по безопасности перевозок пассажиров – линейный контроль.

При проведении линейного контроля осуществляется проверка:

1) степени подготовки транспортных средств, их внутреннего и внешнего оформления и экипировки; соблюдения требований к конструкции и оснащению транспортных средств, предусмотренных заводом-изготовителем и иной нормативно-технической документацией;

2) соблюдения расписания и схемы маршрута движения транспортных средств;

3) наличия и правильности оформления соответствующей документации, в том числе билетно-учетного листа, а также билетной продукции;

4) выполнения водителями, кондукторами и другими линейными работниками своих должностных обязанностей;

5) состояния линейных объектов, соблюдения требований к оборудованию остановочных пунктов пассажирского транспорта.

Большое внимание в документе уделено вопросу обеспечения доступности транспортных услуг для населения. Законодательно закреплена обязанность перевозчика предоставлять проезд в пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, имеющим право на оказание мер государственной социальной поддержки.

Установлены требования к информационному обеспечению граждан в сфере оказания транспортных услуг. Устанавливается обязанность перевозчика страховать риск своей гражданской ответственности перед пассажиром транспортного средства за свой счет за причиненный при перевозке вред жизни или здоровью пассажира транспортного средства и его имуществу.

Законом Краснодарского края от 15.10.2010 № 2086-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О государственной политике в сфере торговой деятельности" изложены в новой редакции положения статей, касающихся методов государственного регулирования торговой деятельности, полномочий органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, принятия региональной программы развития торговой деятельности и формирования торгового реестра.

Стабильное, даже в условиях кризиса, состояние экономики Краснодарского края объясняется также и тем, что на протяжении уже многих лет Кубань является одним из лидеров по привлечению инвестиций . Формированию инвестиционного законодательства, соответствующего требованиям времени, уделяется большое внимание.

Существенный импульс развитию региональной экономики и экономик муниципальных образований края создаёт Закон Краснодарского края от 18.11.2010 № 2097-КЗ "О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядке пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Краснодарского края". Закон разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и регулирует отношения, возникающие при предоставлении в пользование участков недр в целях геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Краснодарского края. Законом конкретизируются полномочия органов государственной власти Краснодарского края в указанной сфере.

Закон Краснодарского края от 09.06.2010 № 1973-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае" был принят с целью уточнения порядка и сроков государственной поддержки инвесторов.

Поддержка малого предпринимательства

Важным направлением работы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края в 2010 году являлась поддержка малого предпринимательства. В частности, был рассмотрен ход реализации Закона Краснодарского края "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" и принято соответствующее постановление (Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 июня 2010 г. N 2045-П "О ходе реализации Закона Краснодарского края "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае").

В нем было отмечено, что в секторе малого и среднего предпринимательства Краснодарского края трудятся 947 тысяч человек, или 40 процентов от всех занятых в экономике края. Развитию субъектов малого и среднего предпринимательства и увеличению их доли в экономике края во многом способствуют принятые органами власти Краснодарского края меры по снижению давления на бизнес административных барьеров и увеличению государственной поддержки предпринимателей. Наиболее эффективной формой поддержки предпринимателей являетсядолгосрочная краевая целевая программа " Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы.

Развитие дорожно-транспортной сети

Важным направлением деятельности депутатов Законодательного Собрания в 2010 году являлось правовое регулирование условий, способствующих дальнейшему развитию и совершенствованию дорожно-транспортной сети на территории Краснодарского края. Эти вопросы особо актуальны для нашего края. Кубань по уровню автомобилизации занимает ведущее место среди регионов Южного федерального округа. Кроме этого, ежегодно каждым летом резко возрастает поток машин в направлении курортов Черноморского побережья. В связи с этим сезонным фактором мы и имеем самый высокий в Южном округе показатель общего количества ДТП на 100 тыс. жителей.

Поэтому вопрос обеспечения безопасности на дорогах края является одним из важных социальных приоритетов органов государственной власти Краснодарского края.

Законодательным Собранием края принят Закон Краснодарского края от 18.11.2010 № 2096-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О краевой целевой программе повышения безопасности дорожного движения на 2007— 2012 годы".

В связи с увеличением за последние годы потока автотранспорта, проходящего по территории Краснодарского края, возникла необходимость внесения изменений в Программу с учетом включения дополнительных мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения в Краснодарском крае. Общий объем финансирования мероприятий Программы в 2011 году составит 47,2 млн. руб., за счет средств краевого бюджета.

Закон Краснодарского края от 05.04.2010 № 1936-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края" уточнил порядок осуществления проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог на территории Краснодарского края. Законом повышены требования к лицам, осуществляющим строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов дорожного сервиса, а также пересечений автомобильных дорог или примыканий к ним с нарушениями технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению.

Теперь владелец автомобильной дороги в случае отказа вышеуказанных лиц от устранения выявленных нарушений при строительстве, реконструкции или ремонте вправе выполнить работы по ликвидации возведенных объектов дорожного сервиса или пересечений, примыканий с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов, сооружений, иных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эти изменения отражены в Законе. Также внесены изменения в нормы Закона, регулирующие порядок использования платных автомобильных дорог, в связи с введением понятия "автомобильная дорога, содержащая платный участок".

Правовое регулирование жилищно-коммунального хозяйства

На 45-й сессии депутаты Законодательного собрания края внесли изменения в краевой закон от 7 августа 2002 г. N 511-КЗ "Об организационном и финансовом обеспечении развития жилищного кредитования в Краснодарском крае". Необходимость его принятия обусловлена тем, что целый ряд факторов сдерживают развитие ипотечного кредитования. В частности, по мнению экспертов, в настоящее время программы по строительству жилья через систему ипотечного кредитования не реализуются не столько потому, что ставки по ипотеке слишком высоки, сколько потому, что у людей нет возможности внести первый взнос на строительство жилья. Предлагаемая схема нацелена на то, чтобы ликвидировать эти препятствия. Теперь участникам жилищной программы предлагается система специализированных накопительных вкладов для первоначального взноса по ипотеке и получение кредита на оптимальных условиях.

Предполагается, что гражданин в течение 5-6 лет ежемесячно вносит на свой счёт в банк средства под 2-3% годовых. При этом он получает ежегодную премию за участие в программе из краевого бюджета в размере 30% от своих накоплений. По истечении 5-6 летнего срока, накопив первоначальный взнос, получает ипотечный кредит на недостающую для приобретения жилья сумму под 5–6% годовых. Само жильё (уже построенную квартиру) он будет приобретать у "государственного" застройщика.

В 2010 году депутатам Законодательного Собрания Краснодарского края пришлось решать вопросы оказания помощи отдельным категориям граждан путём предоставления жилых помещений. Был принят Закон Краснодарского края от 29.10.2010 № 2090-КЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, утративших жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в Апшеронском и Туапсинском районах Краснодарского края в октябре 2010 года".

В результате сильных ливневых дождей 15 октября 2010 года произошел резкий подъем уровня воды в горных реках на территориях муниципальных образований Апшеронский район и Туапсинский район, что привело к гибели людей, наводнению и разрушению жилых домов, объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения населения. К проведению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации были привлечены силы и средства, подведомственные органам исполнительной власти Краснодарского края. Велись аварийно-восстановительные работы, в том числе ремонт и восстановление объектов жизнеобеспечения населения и транспортных коммуникаций.

Данный Закон принят в целях оказания мер государственной поддержки по обеспечению жильем гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, и определяет категории граждан, имеющих право на получение государственной поддержки, основания признания их нуждающимися в таких мерах, условия предоставления мер государственной поддержки.

В соответствии с Законом государственная поддержка гражданам будет предоставляться в натуральной форме - в виде строительства жилых помещений и денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Финансирование мер государственной поддержки, предусмотренных Законом, будет осуществляться за счет средств краевого бюджета, а также средств федерального бюджета, поступивших в краевой бюджет на поддержку мер по обеспечению жильем пострадавших граждан.

Также был принят Закон Краснодарского края от 15.10.2010 № 2083-КЗ "О внесении изменения в статью 6 Закона Краснодарского края "О специализированном жилищном фонде в Краснодарском крае". Согласно внесенным изменениям, служебные жилые помещения могут предоставляться гражданам не только в виде отдельной квартиры, но и в виде жилого дома. Закон также уточняет перечень лиц, которые могут быть отнесены к членам семьи гражданина для целей предоставления служебного жилого помещения специализированного жилищного помещения специализированного жилищного фонда Краснодарского края.

Закон Краснодарского края от 29.12.2010 № 2169-КЗ "О внесении изменения в статью 9 Закона Краснодарского края "О специализированном жилищном фонде в Краснодарском крае". Внесение изменения в статью 9 Закона связано с расширением категорий граждан, которым могут быть предоставлены жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда. Законом к вышеуказанной категории граждан уже отнесены лица из числа детей-сирот и лица из числа обманутых дольщиков.

Закон относит к категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите без предоставления им медицинских и социально-бытовых услуг, малоимущих граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии с законом жилые помещения для социальной защиты данной категории граждан могут предоставляться на основании решения органов местного самоуправления в специализированном жилищном фонде муниципальных образований.

Законом также уточнены некоторые нормы, предусматривающие предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан (обманутым дольщикам).

Также в 2010 году целый ряд нормативных актов был принят по различным вопросам регулирования сферы жилищно-коммунального хозяйства:

Закон Краснодарского края от 05.04.2010 № 1929-КЗ "О внесении изменений в статью 3 Закона Краснодарского края "О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" и в Закон Краснодарского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края"

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 января 2010 года № 10 "Об установлении нормативов потребления электрической энергии для населения Краснодарского края в многоквартирных и жилых домах" с 1 апреля 2010 года вместо двух ранее существовавших нормативов потребления электрической энергии (50 и 75 кВт) утверждены 80 новых нормативов. Их размер зависит от этажности жилого дома, состава семьи, количества комнат, наличия лифтового оборудования и колеблется от 34 до 188 кВт.

В связи с этим для некоторых граждан льготных категорий норматив потребления электроэнергии уменьшится, следовательно, уменьшится и размер компенсации платы за электроэнергию. Законом предусмотрены нормы, позволяющие сохранить размер компенсации расходов на оплату за электроэнергию в прежнем объеме для таких граждан.

Закон Краснодарского края от 15.10.2010 № 2065-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса".

Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

В соответствии с данными изменениями регулирование тарифов организаций коммунального комплекса отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации. Ранее, в зависимости от соотношения объемов оказания услуг организациями коммунального комплекса потребителям, регулирование данных тарифов осуществлялось органами местного самоуправления.

Однако частью 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрена возможность передачи отдельных государственных полномочий по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления.

Принятым законом отдельные муниципальные образования Краснодарского края (город-курорт Анапа, город Армавир, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ, город Краснодар, город Новороссийск, город-курорт Сочи), обладающие достаточным кадровым ресурсом, позитивным опытом реализации полномочий в указанной сфере тарифного регулирования, наделены отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Закон Краснодарского края от 29.12.2010 № 2163-КЗ "О внесении изменений в статью 2 Закона Краснодарского края "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Краснодарском крае". Законом вносятся изменения, регламентирующие обязательность внесения изменений в нормативный правовой акт главы администрации (губернатора) Краснодарского края по установлению региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на очередной год с учетом фактических тарифов и нормативов, применяемых для расчета субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

На упорядочение отдельных моментов городской застройки ориентирован принятый Закон Краснодарского края от 29.12.2010 № 2166-КЗ "О внесении изменения в статью 8.1 Закона Краснодарского края "Об административных правонарушениях". Законом предусмотрено увеличение административных штрафов за невыполнение утвержденных органами местного самоуправления требований, установленных правилами землепользования и застройки, в том числе к проектированию и строительству объектов, а также к озеленению территорий, размещению архитектурных объектов малых форм.

Принятие данного закона будет способствовать профилактике административных правонарушений в области землепользования и застройки территорий муниципальных образований, повышению уровня правоприменительной практики административных комиссий муниципальных образований Краснодарского края, а также снижению количества совершаемых административных правонарушений.

Развитие агропромышленного комплекса

Сельское хозяйство является ведущим направлением экономики Краснодарского края. На Кубани производится около 10% российских объемов зерна, свыше 80% риса, более 20% зерновой кукурузы, порядка 15 % сахарной свеклы и 14 % подсолнечника, весь объем чая, субтропических и цитрусовых культур.

В крае создана правовая база для устойчивого функционирования АПК и обеспечения роста производства в ближайшие годы. Это позволило даже в рекордно неблагоприятных погодных условиях 2010 года обеспечить урожай зерновых более 10 млн. тонн с урожайностью 52,5 ц/га.

Одним из наиболее значимых направлений работы Законодательного Собрания в уходящем году было совершенствование правовой базы, в целях создания условия для ускоренного развития всего агропромышленного комплекса Кубани.

Важным условием развития АПК является доступ сельхозтоваропроизводителя к новым технологиям, информации о наиболее рентабельных формах и направлениях хозяйствования. В этих целях принят Закон Краснодарского края от 09.06.2010 № 1995-КЗ "Об информационно-консультационной службе агропромышленного комплекса Краснодарского края". Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы деятельности информационно‑консультационной службы агропромышленного комплекса Краснодарского края, направления ее деятельности, принципы работы и взаимодействие с сельскохозяйственными товаропроизводителями, органами государственной власти и местного самоуправления при реализации государственной аграрной политики в Краснодарском крае.

Цель Закона - повышение эффективности и устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и иных организаций агропромышленного комплекса Краснодарского края, создание благоприятных условий развития малых форм хозяйствования на основе освоения и внедрения достижений научно-технического прогресса, инновационных разработок и передового производственного опыта в области агропромышленного производства посредством информационно-консультационной службы.

В целях формирования инфраструктуры сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции, создания условий цивилизованного рынка был принят Закон Краснодарского края от 29.12.2010 № 2168-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынках".

Законом предусматривается обязанность комиссионеров и производителей сельскохозяйственной продукции при продаже сельскохозяйственной продукции на оптовом рынке своевременно в наглядной и доступной форме доводить до сведения покупателей необходимую информацию о товарах и их производителях, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иметь в наличии документы, подтверждающие соответствие сельскохозяйственной продукции установленным требованиям, товарно-сопроводительные документы.

Большое внимание уделялось вопросам рационального, экологического землепользования. Закон Краснодарского края от 05.04.2010 № 1945-КЗ " О сохранении и воспроизводстве защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения" установил правовые основы государственного регулирования использования, охраны, защиты и воспроизводства защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края. В соответствии с Законом мероприятия по лесоразведению, реконструкции, повышению защитных свойств лесных насаждений, осуществлению рубок ухода и санитарных рубок будут финансироваться за счет средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, инвесторов, а также средств краевого бюджета.

Законом предусмотрена возможность уменьшения размера арендной палаты, уплачиваемой арендатором земельного участка, осуществляющим данные мероприятия, — не более 0,15 процента кадастровой стоимости, а также приобретения права собственности на древесину после осуществления таких мероприятий в соответствии с гражданским законодательством.

На 31-й сессии Законодательного Собрания Краснодарского края был принят краевой закон от 05.04.2010 № 1946-КЗ «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае».

В развитие закона об инновациях депутаты приняли постановление « О присвоении статуса «технопарк» предприятиям агропромышленного комплекса Краснодарского края», в котором определен перечень ведущих предприятий, активно сотрудничающих с вузами, где внедряют научные разработки в производство. В этот перечень вошли такие известные хозяйства, как «Сад-Гигант», «Знамя Ленина», «Агрокомплекс», «Хуторок», «Победа», «Агрокомплекс «Прикубанский», «Племзавод «Дружба», «Родина», «Агрофирма «Прогресс», «Племзавод «Урупский», «Успенский сахарник», учхозы «Кубань» и «Краснодарское» КубГАУ. Создание на производственной базе этих предприятий полноценных центров внедрения технологий, обучения, информационного обеспечения позволит решать задачи по эффективному внедрению инновационных достижений в реальном секторе экономики.

В постановлении краевому департаменту сельского хозяйства было рекомендовано оказывать содействие по взаимодействию технопарков и учреждений финансово-кредитной сферы по развитию инновационной деятельности, сформировать перечень наиболее перспективных и высокорентабельных инновационных проектов для предложения сельхозтоваропроизводителям.

На протяжении 2010 года был внесен ряд изменений в один из основополагающих для АПК Кубани закон "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае". Внесенные изменения касались уточнения и регулирования вопросов:

- предоставления земельных участков гражданам для выпаса скота и сенокошения при реализации мероприятий краевой целевой программы "Пастбища для вы­паса коров, содержащихся в личных подсобных хозяйствах на территории Краснодарского края" на 2008—2012 годы;

- определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

- предоставления земельного участка отдельным категориям граждан в собственность бесплатно в случае, когда гражданину, утратившему жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, в качестве меры государственной поддержки предоставляется жилой дом, расположенный на данном земельном участке .

- правового регулирования порядка и условий установления и прекращения публичных сервитутов на территории Краснодарского края для обеспечения государственных интересов Краснодарского края, а также интересов местного самоуправления или местного населения.

Предметом пристального внимания органов государственной власти Краснодарского края является развитие таких отраслей, как садоводство, виноградарство, овощеводство закрытого грунта. В этих целях были приняты следующие нормативные правовые акты:

- Закон Краснодарского края от 04.05.2010 № 1959-КЗ "О внесении изменений в статью 61 Закона Краснодарского края "О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае". Законом расширены направления государственной поддержки в отношении малых форм хозяйствования, они дополнены субсидированием части затрат на изготовление проектно-сметной документации на закладку и уходные работы за многолетними насаждениями, а также субсидированием части затрат на приобретение систем капельного орошения.

Закон Краснодарского края от 29.12.2010 № 2165-КЗ " О внесении изменения в статью 61 Закона Краснодарского края "О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае". Законом предусматриваются дополнительные меры государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей в виде субсидирования затрат на приобретение товарных сельскохозяйственных животных, предназначенных для воспроизводства, приобретение молодняка сельскохозяйственных животных (кроликов, гусей, индейки), приобретение систем капельного орошения для ведения овощеводства, садоводства и виноградарства, создание объектов инфраструктуры и коммуникаций при строительстве семейных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.

Закон Краснодарского края от 05.04.2010 № 1939-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О виноградарстве и производстве продуктов переработки винограда в Краснодарском крае". Закон направлен на уточнение понятий, используемых в Законе Краснодарского края от 5 августа 1998 года №142-КЗ "О виноградарстве и производстве продуктов переработки винограда в Краснодарском крае".

Закон определяет основные направления региональной политики, полномочия органов государственной власти Краснодарского края в области виноградарства, производства продуктов переработки винограда в Краснодарском крае, устанавливает возможность участия ассоциаций и союзов производителей вина и винодельческой продукции в формировании региональной политики в области виноградарства и виноделия, а также предусматривает положения о краевой дегустационной комиссии.

Кроме того, с учетом действующего федерального законодательства в новой редакции изложены отдельные статьи, предусматривающие порядок закладки виноградников, сроки эксплуатации виноградников, реконструкции, списания и раскорчевки виноградных насаждений.

Одна из важных подотраслей кубанского АПК - рисоводство. На 35 сессии Законодательного Собрания депутатами было принято постановление N 2035-П "О мерах по обеспечению эффективного использования внутрихозяйственных сетей рисовой оросительной системы на территории Краснодарского края".

Необходимость его принятия продиктована тем, что в 1992 году внутрихозяйственные сети рисовой оросительной системы были переданы с баланса водохозяйственных организаций на баланс колхозов и совхозов, а после проведения земельной реформы и разграничения государственной собственности так и не были оформлены в собственность края. Сегодня мелиорированные земли и оросительные системы эксплуатируются хозяйствами без правоустанавливающих документов, арендная плата в краевой бюджет не поступает. Вместе с тем наблюдается тенденция дробления мелиоративного рисосеющего комплекса, когда орошаемые земельные участки принадлежат одним лицам, а внутрихозяйственные – другим либо их статус как земель, находящихся в государственной собственности, не установлен. Существующие условия снижают эффективность производства и препятствуют инвестициям. Поэтому депутатами было принято решение дать поручение органам исполнительной власти оформить "подвисшие" земли в собственность края.

В целях поддержки отрасли пчеловодства принят Закон Краснодарского края от 16.07.2010 № 2022-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О пчеловодстве". Закон предусматривает обязанность пчеловодов ежегодно регистрировать пчелиные пасеки в государственном управлении ветеринарии Краснодарского края, а также получать ветеринарно-санитарные паспорта пасек, удостоверяющие их ветеринарно-санитарное состояние. Кроме того, законом предусматриваются меры государственной поддержки в области пчеловодства в виде предоставления налоговых льгот в порядке, предусмотренном действующим законодательством, субсидирования части процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных кооперативах.

Крайне важным и в социальном, и в экономическом отношении нормативным актом явился Закон Краснодарского края от 04.05.2010 № 1955-КЗ "О хлебе". Закон Краснодарского края "О хлебе" направлен на правовое регулирование обеспечения населения Краснодарского края качественным и безопасным хлебом. Его принятие было обусловлено тем, что отдельные производители выпекают хлебобулочные изделия из муки низкого качества с добавлением большого количества пищевых добавок и нарушением традиционной технологии хлебопечения. Поэтому закон вводит разграничение понятий "хлеб" и "хлебное изделие" — пищевой продукт, выпекаемый по новым технологиям с применением пищевых добавок.

В целях усиления роли государственного контроля за качеством и безопасностью производимых хлебобулочных изделий Законом установлены полномочия государственных органов власти Краснодарского края в области обеспечения населения хлебом, в том числе посредством проведения систематического мониторинга качества хлеба, государственной поддержки хлебного производства в Краснодарском крае, установления требований к качеству и безопасности хлеба.

Был принят Закон Краснодарского края от 09.06.2010 № 1991-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об отдельных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов в Краснодарском крае". Законом приводятся в соответствие с федеральным законодательством положения, предусматривающие разработку органами государственной власти Краснодарского края мероприятий по организации и проведению мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, а также положения, касающиеся осуществления межведомственной комиссией по реализации отдельных направлений в области региональной агропромышленной политики мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, их производства и оборота в Краснодарском крае.

Важным направлением работы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края являлось создание условий для устойчивого развития малого предпринимательства на селе. По данным статистики, в Краснодарском крае в 2010 году на долю населения, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей приходился 51% производства мяса, 37,6% молока, 41% - яиц, порядка 60% овощей и свыше 80% картофеля. Но помимо высокой экономической, сектор малого сельхозпроизводства обладает и исключительной социальной значимостью, поскольку позволяет создавать дополнительные рабочие места, повышать уровень дохода сельских семей, эффективно бороться с таким явлением, как сельская безработица.

Поэтому в Краснодарском крае на протяжении последних лет действуют программы поддержки малого сельхозтоваропроизводителя. На совершенствование краевой политики в этой области были направлены следующие нормативные правовые акты:

Закон Краснодарского края от 15.10.2010 № 2088-КЗ "О внесении изменений в некоторые акты Краснодарского края". Закон предусматривает наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по предоставлению крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам за счет средств федерального и краевого бюджетов субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, а также на возмещение части затрат по оплате услуг по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, свиней, овец и коз).

В рамках общей политики поддержки малого сельхозтоваропроизводителя большое внимание уделяется деятельности малых предпринимателей в области производства винограда столовых сортов, плодово-ягодной и овощной продукции. В целях создания полноценного рынка импортозамещающих продуктов питания и наиболее полного удовлетворения потребности населения края в отечественной плодоовощной продукции требуется реализация мер государственной поддержки развития и использования производственного потенциала малых форм хозяйствования.

Поэтому в 2010 году Законодательное Собрание Краснодарского края приняло постановление от 26.01.2010 N 1741-П " О мерах по развитию виноградарства, садоводства и овощеводства в малых формах хозяйствования на территории Краснодарского края". Им предусматривается создание условий для формирования и развития хозяйств семейного типа в благоприятной для садоводства и виноградарства Анапо-Таманской природно-климатической зоне.

Закон Краснодарского края от 01.03.2011 № 2191-КЗ "О внесении изменений в статью 8 Закона Краснодарского края "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края". С 1 января 2011 года предусмотрено субсидирование за счет средств краевого бюджета части затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на:

приобретение племенных и товарных сельскохозяйственных животных (коров, нетелей, ремонтных телок, ремонтных свинок, ярочек, козочек), предназначенных для воспроизводства;

производство реализуемой продукции животноводства;

приобретение молодняка кроликов, гусей, индейки;

строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта.

При этом размер субсидий для граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, будет определяться по видам возмещения затрат с коэффициентом 0,5 (за исключением возмещения затрат на услуги по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, на ежегодное проведение ветеринарного осмотра скота) от размера субсидий по тем же видам затрат, предусмотренных законодательством Краснодарского края для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

Одновременно был принят и закон, наделяющий муниципалитеты государственными полномочиями по выплате этих субсидий. Закон Краснодарского края от 01.03.2011 № 2189-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства".

Органы местного самоуправления в Краснодарском крае наделены полномочиями по предоставлению субсидий на возмещение части затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на приобретение племенных и товарных сельскохозяйственных животных (коров, нетелей, ремонтных телок, ремонтных свинок, ярочек, козочек), предназначенных для воспроизводства, на производство реализуемой ими продукции животноводства, на приобретение молодняка кроликов, гусей, индейки, на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта.

Лесное хозяйство

Важной частью экономики Краснодарского края является лесное хозяйство. Общая площадь земель лесного фонда на территории Кубани составляет 1517, 7 тыс. га., а общий запас древесины в - 206,3 млн.кубометров. Основной лесообразующей породой лесного фонда в крае является дуб (58,6%), но кроме его широко представлены и другие ценные породы: каштан, дикие яблоня и груша, бук и пр. Это природное богатство требует бережного к себе отношения. В 2010 году приняты нормативные правовые акты, нацеленные на защиту и сохранение лесов Кубани:

Закон Краснодарского края от 05.04.2010 № 1933-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об утверждении краевой целевой программы "Воспроизводство лесов в Краснодарском крае ("Леса Кубани") на 2009—2013 годы".

Изменения были внесены в связи с тем, что на землях лесного фонда Краснодарского края возник очаг непарного шелкопряда, на начало 2010 года составивший 450 тыс. гектаров. Для обеспечения мероприятий по предупреждению распространения, локализации и ликвидации этого опасного вредителя на землях лесного фонда было необходимо привлечение средств в сумме 100 млн. рублей. В 2010 году за счет субвенций из федерального бюджета на мероприятия по предупреждению распространения, локализации и ликвидации очагов непарного шелкопряда на землях лесного фонда на территории Краснодарского края планировалось выделение 50 млн. рублей. Принятие настоящего Закона вызвано необходимостью установления права дополнительно использовать собственные финансовые средства Краснодарского края на реализацию вышеуказанных мероприятий исполнительными органами государственной власти Краснодарского края.

Закон Краснодарского края от 16.07.2010 № 2019-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об утверждении Правил использования лесных участков для ведения охотничьего хозяйства на территории Краснодарского края". Законом предусматривается обязанность арендаторов при использовании лесных участков не допускать нанесения вреда объектам растительного и животного мира и среде их обитания, а также планировать и выполнять мероприятия по предупреждению от уничтожения или повреждения лесных культур опасными и карантинными вредителями, болезнями растений, животными при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Кроме того, Законом запрещается арендаторам проводить сельскохозяйственные работы, ухудшающие среду обитания объектов животного мира и (или) приводящих к инфекционным и инвазионным заболеваниям и гибели охотничьих ресурсов.

Развитие курортно-рекреационного сектора

Важной составляющей экономики Краснодарского края является курортно-рекреационный сектор. По предварительной оценке в 2010 году курорты края посетило около 12 млн. человек. Средняя загрузка организаций отдыха составляла 72%. По экспертным оценкам, в 2011 году количество отдыхающих еще увеличится на 400 тысяч человек, объем курортных услуг составит более 55 млрд. рублей, в том числе за счет прироста отдыхающих не менее, чем на 4%.

В 2010 году продолжалось совершенствование правового поля в этой сфере. Были приняты изменения и дополнения в законы о государственной поддержке курортной отрасли Кубани, об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае, о туристской деятельности и ряд других.

Так, закон Краснодарского края от 18.11.2010 № 2108-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О туристской деятельности в Краснодарском крае" вменяет в обязанность туроператов, турагентов и организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание, незамедлительно информировать специализированные службы о чрезвычайных происшествиях, случившихся с туристами во время прохождения маршрутов.

Самым распространенным видом перемещения туристов и экскурсантов являются автомобильные перевозки. В целях обеспечения безопасных условий перевозок туристов и экскурсантов был принят закон от 9 июня 2010 года N 1976-КЗ "Об организации туристско-экскурсионных перевозок автомобиль­ным транспортом на территории Краснодарского края". Документ направлен на предупреждение травматизма, несчастных случаев, а также нанесения ущерба окружающей среде при совершении путешествий.

В частности, проект закона содержит положение о включении всех турперевозчиков в специальный реестр, требования по согласованию ими маршрутов, к стажу водителей. В нем уделяется внимание вопросам медосвидетельствования, технического состояния транспортных средств, страхования гражданской ответственности перевозчиков на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров и многим другим аспектам.

В целом уже реализовано многое в плане поддержки и развития рекреационной и спортивной туристической деятельности. Но в перспективе стоит больше уделять внимание развитию других видов туризма, таких как экологический, археологический, гастрономический и сельскохозяйственный. Эти направления перспективны не только для Краснодарского края, но и всех регионов, входящих в Южный федеральный округ, с аналогичным рекреационным и экологическим потенциалом.

Вопросы экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов

Как одну из важнейших стратегических задач депутаты рассматривали вопросы экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов. Принятые законы создали правовую базу для защиты и охраны животного и природного мира, защиты населения края от экологических и техногенных рисков.

К примеру, закон Краснодарского края от 7 декабря 2010 г. N 2124-КЗ
"Об экологическом мониторинге на территории Краснодарского края" предусматривает создание комплексной системы регулярных наблюдений за состоянием природных ресурсов и источниками воздействия на них. Закон также обязывает органы местного самоуправления края соблюдать требования законодательства в области экологического мониторинга, распространять полученную экологическую информацию, содействовать осуществлению государственного экологического мониторинга на территориях муниципальных образований, информировать население о деятельности органов власти в области экологии. По мнению разработчиков закона "Об экологическом мониторинге на территории Краснодарского края", предпринятые меры позволят усилить экологический контроль и безопасность жителей Кубани, будут способствовать восстановлению и обогащению биологического разнообразия на территории края.

Закон Краснодарского края от 01.03.2011 № 2187-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об особо охра­няемых природных территориях Краснодарского края" и закон Краснодарского края "Об экологической экспертизе на территории Краснодарского края" определяет изменение категории, границ и порядок ликвидации особо охраняемой природной территории, также устанавливает охранные зоны с дифференцированным режимом хозяйственной и иной деятельности (в т.ч. для регулирования в них градостроительной деятельности), не противоречащей целям образования и использования особо охраняемых природных территорий.

С принятием Закона Краснодарского края от 05.04.2010 № 1933-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об утверждении краевой целевой программы "Воспроизводство лесов в Краснодарском крае ("Леса Кубани") на 2009—2013 годы" исполнительные органы государственной власти Краснодарского края получили возможность использовать собственные финансовые средства на реализацию мероприятий, обеспечивающих сохранность лесного фонда, в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, угрожающих состоянию лесов, при недостаточном объеме федеральных субвенций.

В 2011 году в поле зрения депутатов оказались проблемы состояния водных объектов, в частности - рек предгорной полосы. Периодически возникающие паводки не только наносят огромный материальный ущерб, но и приводят к человеческим жертвам. В зоне угрозы подтопления и наводнения находятся 190 населенных пунктов Краснодарского края. Причиной такого положения является недостаточное выполнение санитарно-оздоровительных мер в границах водоохранных зон, которые должны включать в себя мероприятия по расчистке русел рек от древесных остатков.

На 45-й сессии Законодательного Собрания Краснодарского края по этому поводу было принято Постановление " О необходимости принятия мер по расчистке русел рек от древесных остатков на территории отдельных муниципальных образований Краснодарского края ", в котором определена ответственность органов местного самоуправления Краснодарского края по проведению соответствующих работ.

Вопросы социального развития

Особое внимание депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края уделяют социальным вопросам. Профильные комитеты постоянно ведут работу по расширению и совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие системы образования, культуры и спорта, повышение качества медицинского обслуживания, усиление социальной поддержки малоимущих и наименее защищенных слоев населения.

Изменения, внесенные в федеральное законодательство в области образования, потребовали приведения в соответствие с ними краевого закона N 828-КЗ от 29 декабря 2004 г. "Об образовании", принятого в декабре 2004 года.

В этой связи, Законом Краснодарского края от 03.02.2010 № 1906-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об образовании" введено понятие "негосударственные образовательные организации". Кроме того, в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих дошкольные государственные и муниципальные образовательные учреждения, а также иные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, их родителям предоставляется право на получение компенсации части платы, взимаемой за содержание : на первого ребенка - в размере 20 %, на второго- в размере 50%, на третьего- в размере 70%.

С 1 января 2011 года Федеральным законом « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования » " уточнены переданные Российской Федерацией Краснодарскому краю полномочия в области образования, а также дополнены новым полномочием ¾ подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях путем проставления штампа "апостиль", требующегося при выезде иностранных и российских граждан для работы или учебы за рубеж.

Необходимостью приведения в соответствие основных положений краевого законодательства было вызвано принятие Закона Краснодарского края от 11.02.2011 № 2178-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об образовании".

В соответствие с данным законом с 1 января 2011 года аттестация исключена из числа процедур, регламентирующих деятельность образовательных учреждений. Вопросы, рассматриваемые ранее при аттестации, отнесены к процедуре аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. Изменены нормы, регулирующие проведение процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Актуальными для депутатов Законодательного Собрания края в 2010 году по-прежнему оставались вопросы воспитания и обеспечения занятости детей и молодежи .

Законом Краснодарского края от 16.07.2010 года "О внесении изменения в статью 2.9. Закона Краснодарского края "Об административных правонарушениях" предусмотрено повышение возраста несовершеннолетних ( с 16 до 18 лет), в отношении которых устанавливаются ограничения для нахождения в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей или иных уполномоченных лиц), а также административная ответственность последних за нарушения положений закона.

Эти нормы направлены на обеспечение безопасности несовершеннолетних на Кубани, и согласуются с соответствующими положениями краевого закона "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае".

Проблеме ограничения доступа детей к печатной и иной продукции посвящен Закон Краснодарского края от 09.06.2010 № 1998-КЗ "О внесении изменения в статью 9 Закона Краснодарского края "Об обеспечении основных гарантий прав ребенка в Краснодарском крае". Он разработан с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и повышает возраст детей, в отношении которых устанавливаются эти ограничения с 16 до 18 лет.

Пристальное внимание уделяется органами государственной власти Краснодарского края реализации молодежной политики. Закон Краснодарского края от 3.02.2010 № 1907-КЗ "О внесении изменения в статью 4 Закона Краснодарского края "О государственной молодежной политике в Краснодарском крае" предоставляет право создавать студенческие отряды учащимся образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. Эта же норма закреплена в статье 5 Закона Краснодарского края от 3.02.2010 №1906-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об образовании". Принятые поправки должны содействовать решению проблемы экономической поддержки и занятости студенческой молодежи в свободное от учебы время.

Закон Краснодарского края от 16.07.2010 № 2025-КЗ "О внесении изменения в статью 4 Закона Краснодарского края "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае"увеличивает размер квот для молодежи и иных граждан, испытывающих трудности в поиске работы с 1,5 процента до 2 процентов Данная мера должна способствовать обеспечению занятости граждан названных категорий.

Не остались без внимания депутатского корпуса Кубани вопросы организации детского оздоровления и отдыха в условиях передачи соответствующих полномочий на уровень субъектов Российской Федерации. В 2010 году депутаты профильных комитетов Законодательного Собрания края изучали причины сокращения количества детских здравниц. В результате был выработан ряд мер по совершенствованию организации оздоровительной кампании и сохранению комплекса санаторно-курортных учреждений для детей.

В соответствии с федеральным законодательством вопросы организации и обеспечения оздоровления и отдыха детей отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации. А с 2010 года введен новый механизм проведения детской оздоровительной кампании – денежные средства на ее проведение определяются не бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации, а выделяются из краевого бюджета.

Приведение в соответствие с федеральным законодательством основных правовых, организационных и экономических норм обеспечения оздоровления и отдыха детей в Краснодарском крае потребовало принятия Закона Краснодарского края от 03.03.2010 № 1922-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае". Он не только обеспечивает условия для сохранения и развития детских оздоровительных учреждений и организаций, но и регламентирует полномочия законодательного (представительного) органа и исполнительных органов государственной власти Краснодарского края в сфере оздоровления и отдыха детей в Краснодарском крае.

Кроме того, Законом Краснодарского края от 04.05.2010 № 1960-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае" были внесены изменения, направленные на увеличение числа детей, охваченных различными формами отдыха и оздоровления, выравнивания сезонного дисбаланса наполняемости санаторно-курортных учреждений для детей, обеспечение доступности государственной поддержки, для детских организаций отдыха и оздоровления, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Возможность предоставлять детям лечебные и оздоровительные услуги без их обязательного проживания в оздоровительном учреждении закреплена Законом Краснодарского края от 29.12.2010 № 2159-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае".

Данные изменения позволили увеличить количество оздоравливаемых детей путем предоставления амбулаторного и санаторного лечения по месту жительства в бальнео‑ и грязелечебницах за счет снижения стоимости путевок, а также возможности предоставления амбулаторного лечения не только в каникулярное время, но и в течение всего года.

Ни одно пленарное заседание Законодательного Собрания в 2010 году не проходило без принятия нормативных правовых актов в области здравоохранения и социальной защиты .

Изменения законодательства в области здравоохранения направлены в первую очередь на повышение эффективности работы медицинских учреждений, решение кадровой проблемы в системе здравоохранения, обеспечение доступности и надлежащего качества медицинской помощи.

Так, Закон Краснодарского края от 03.03.2010 № 1916-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об утверждении краевой целевой программы "Врачебные кадры для сельского здравоохранения" на 2009 —2015 годы" разработан в целях повышения эффективности обеспечения учреждений здравоохранения специалистами с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием и решения кадровой проблемы в сфере здравоохранения Краснодарского края. Изменения, внесенные Законом, предусматривают обеспечение специалистами с высшим медицинским и высшим фармацевтическим образованием государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных не только в муниципальных районах Краснодарского края, но и в сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов Краснодарского края.

Кроме того, Закон направлен на решение проблемы укомплектованности медицинских учреждений врачами-эпидемиологами, врачами-бактериологами и провизорами, предусматривая в рамках мероприятий Программы подготовку специалистов с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием по специальности "медико-профилактическое дело" и "фармация".

Чтобы не допустить необоснованного сокращения коек круглосуточного пребывания в лечебных учреждениях края, был принят Закон Краснодарского края от 28.07.2010 № 2056-КЗ "О внесении изменения в статью 5 Закона Краснодарского края "Об охране здоровья населения Краснодарского края". Указанный закон дополнен нормой, согласно которой эффективное и рациональное использование коечного фонда будет являться одной из государственных гарантий в области охраны здоровья граждан.

Введено обязательное условие, что сокращение коечного фонда в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не допускается без учета мнения Законодательного Собрания Краснодарского края и представительного органа муниципального образования соответственно.

Закон Краснодарского края от 07.12.2010 № 2129-КЗ "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Краснодарском крае на 2011 год" определяет виды, условия, объемы финансирования бесплатной медицинской помощи, оказываемой при определенных заболеваниях и состояниях гражданам Российской Федерации на территории Краснодарского края, порядок ее предоставления за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования, других поступлений, а также нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.

Одной из важных задач в 2010 году было решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан.

С 1 января 2010 года установлен новый вид государственной социальной помощи – социальная доплата к пенсии.

С целью приведения краевого законодательства в соответствие с законодательством Российской Федерации был принят Закон Краснодарского края от 09.06.2010 № 1980-КЗ "О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае". Он устанавливает порядок определения прожиточного минимума в Краснодарском крае и его учета при осуществлении мер социальной защиты малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих пенсионеров, а также гарантирует предоставление им на территории Краснодарского края за счет средств краевого бюджета государственной социальной помощи.

Законом определяется два вида государственной социальной помощи за счет средств краевого бюджета: социальное пособие и региональная социальная доплата к пенсии .

В целях сохранения ранее утвержденного региональным льготникам объема мер социальной поддержки Законом Краснодарского края от 04.05.2010 № 1953-КЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона Краснодарского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" и Законом Краснодарского края от 05.04.2010 № 1929-КЗ "О внесении изменения в статью 3 Закона Краснодарского края "О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" и в Закон Краснодарского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" установлены нормы расчета компенсации расходов на оплату газоснабжения и электроэнергию для льготных категорий граждан.

Законом Краснодарского края от 18.11.2010 № 2099-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006—2010 годы" предусмотрено продление сроков предоставления мер социальной поддержки по оплате проезда жителям Краснодарского края на срок до 2012 года.

Кроме того, отдельным федеральным льготникам меры социальной поддержки по оплате проезда теперь предоставляются за счет средств краевого бюджет, так как с 1 января 2010 года утратило силу постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 года № 802 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".

Правоотношения в области реализации государственной политики, направленной на развитие донорства крови и ее компонентов призван урегулировать Закон Краснодарского края от 11.02.2011 № 2175-КЗ "О мерах социальной поддержки, предоставляемых донорам крови и ее компонентов в Краснодарском крае". Законом предусмотрена выплата лицу, сдавшему кровь или ее компоненты, денежной компенсации в сумме 450 рублей на усиленное питание.

Законом Краснодарского края от 04.05.2010 № 1957-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О мерах государственной поддержки семейных форм жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" определены сроки выплаты вознаграждения приемным родителям за оказание услуг по воспитанию приемных детей. А также введена норма об увеличении (индексации) размера ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), и размера ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, в соответствии с законом Краснодарского края о краевом бюджете.

Закон Краснодарского края от 15.10.2010 № 2082-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" уточняет механизмы и условия предоставления социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Вопросы реализации мер по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа и работников бюджетной сферы находятся под постоянным контролем депутатов Законодательного Собрания края .

В 2009 году вступил в силу Закон Краснодарского края " Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" Он определил возможность не только приобретать готовое жильё для детей-сирот, но и строить для них дома с последующей передачей квартир в них по договорам социального найма. Дома закладываются в местах, обеспеченных транспортной и социальной инфраструктурой. За 2009 и 2010 годы свыше 700 сирот получили ключи от благоустроенного жилья.

Вместе с тем, практика реализации данного Закона Краснодарского края выявила необходимость внесения в него изменений, улучшающих положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при решении их жилищных вопросов. Поэтому Законом Краснодарского края от 01.03.2011 № 2186-КЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Закона Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" введена норма, устанавливающая требования к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам. Эти помещения должны быть изолированными, пригодными для постоянного проживания и благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Закон Краснодарского края от 11.02.2011 № 2183-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" и в статью 5 Закона Краснодарского края "О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Изменения направлены на приведение отдельных положений указанных Законов Краснодарского края в соответствие с нормами Семейного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации в части совершенствования процедуры признания патронатных родителей малоимущими и постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Совершенствование законодательной базы в области культурной политики

Целый ряд изменений в законодательные акты Краснодарского края был внесен с целью приведения их в соответствие с изменившимся федеральным законодательством, регулирующим правоотношения в области охраны памятников, кинематографии и архивного дела.

Так, Закон Краснодарского края от 29.12.2010 № 2164-КЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 18 Закона Краснодарского края "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" и Закон Краснодарского края от 03.03.2010 № 1919-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О землях недвижимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения, расположенных на территории Краснодарского края, и зонах их охраны" направлены на приведение отдельных статей в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

На защиту объектов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края и имеющих историко-культурную значимость, но не отнесенных к объектам культурного наследия направлен Закон Краснодарского края от 28.07.2010 № 2037-КЗ "О внесении изменения в Закон Краснодарского края "О культуре". Законом определено, что использование подобных объектов в увеселительных и рекламных целях допускается только без изменения их облика.

В целях совершенствования правового положения учреждений культуры и кинематографии был принят Закон Краснодарского края от 18.11.2010 № 2104-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О культуре" и в статью 2 Закона Краснодарского края "О кинематографии в Краснодарском крае", которым предусмотрено, что программы развития Краснодарского края должны подвергаться обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно Законодательным Собранием и администрацией Краснодарского края.

***

В целом, политика государственных органов власти Краснодарского края строится на принципах прозрачности и максимальной доступности информации о деятельности органов всех ветвей власти для населения Краснодарского края.

В целях обеспечения активного использования информационных технологий, объективного информирования граждан Краснодарского края и структур гражданского общества о деятельности государственных органов Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае, был принят закон от 16.07.2010 №2000-КЗ " Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае".

Данный закон призван способствовать эффективному взаимодействию органов власти и общества. Он регламентирует способы доступа к информации о деятельности государственных органов Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае и устанавливает единый порядок представления ими информации о своей деятельности.

Также был принят Закон Краснодарского края от 1.03.2011 № 2184-КЗ "О внесении изменения в Закон Краснодарского края "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае", который определяет порядок осуществления контроля за предоставлением доступа к информации о деятельности государственных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае и лиц, ответственных за его исполнение.

***

В текущем году депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края продолжат законотворческую работу по совершенствованию правоотношений в социальной и экономической сферах. Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 26.01.2011 № 1739-П ( "О плане нормотворческой и контрольной деятельности Законодательного Собрания Краснодарского края на 2011 год") утвержден план нормотворческой и контрольной деятельности Законодательного Собрания Краснодарского края на 2011 год. Запланировано принять 98 законов и 71 постановление.

Комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан ежеквартально представляет Законодательному Собранию Краснодарского края информацию о ходе выполнения плана нормотворческой и контрольной деятельности.