МИ 2011г. апрель "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ"

4.Астраханская область (Государственная Дума Астрахнаской области)

1.Общие итоги законодательной деятельности Государственной Думы Астраханской области в 2010 году

Государственная Дума Астраханской области четвертого созыва в 2010 году осуществляла свою деятельность в соответствии с примерной программой законодательной деятельности и планом работы Думы, сформированными на основании предложений субъектов права законодательной инициативы: депутатов Думы, Губернатора Астраханской области, прокурора Астраханской области, представительных органов местного самоуправления, судов.

В 2010 году в Думу внесено 134 проекта законов Астраханской области. Инициировано:

- Губернатором Астраханской области – 73;

- депутатами Государственной Думы Астраханской области – 52;

- прокурором Астраханской области – 6;

- Советами муниципальных образований Астраханской области – 2.

Распределение участия субъектов права законодательной инициативы в законодательной деятельности Думы приведено в диаграмме № 1.

Диаграмма № 1

Распределение участия субъектов права законодательной инициативы в законодательной деятельности Думы

В 2010 году Государственная Дума Астраханской области приняла 93 закона (в том числе 23 базовых, 65 – о внесении изменений в действующее законодательство, 1 – о признании утратившими силу, 1 – об отмене Закона Астраханской области), внесенных следующими субъектами права законодательной инициативы:

- Губернатором Астраханской области – 65;

- депутатами Государственной Думы Астраханской области – 24;

- прокурором Астраханской области – 3;

- Городской Думой муниципального образования «Город Астрахань» – 1.

ДИНАМИКА

принятия законов Астраханской области, инициированных субъектами права законодательной инициативы в 2010 году

Содержание приоритетных направлений законотворческой деятельности определялось общегосударственными процессами, а также стратегическими целями развития Астраханской области, в соответствии с которыми наибольший удельный вес пришелся на законы, регулирующие вопросы государственного строительства, правопорядка и безопасности, экономики и финансов, социального развития.

2.Основные направления законотворческой деятельности Государственной Думы Астраханской области

2.1.Государственно-правовое строительство и безопасности. Развитие основных государственных и общественных институтов

Обеспечению законности, правопорядка и безопасности на территории Астраханской области способствовало продолжившееся в 2010 году нормативное регулирование сферы государственно-правового строительства.

Широкий общественный отклик вызвали установленные депутатами Думы меры ответственности родителей и должностных лиц за нахождение детей без сопровождения родителей в общественных местах в ночное время. Это так называемый «детский закон», работа над которым продолжалась более года, поскольку требовалось не только учесть все предложения заинтересованных сторон, но и создать необходимую базу для реализации закона.

В отчетный период установлена административная ответственность за нанесение изображений и надписей на здания и элементы городского благоустройства, в том числе и за повторное правонарушение, заключающееся в нанесении изображений, противоречащих общим принципам морали и нравственности.

В 2010 году депутаты Думы приняли антикоррупционные поправки в Устав Астраханской области. Закон Астраханской области « О внесении изменений в Устав Астраханской области» установил перечень ограничений для парламентариев, работающих в Думе на профессиональной основе. Предусмотрено, что они не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, руководить бизнесом через доверенных лиц, иметь акции, доли в уставных капиталах коммерческих предприятий. Кроме работы в парламенте, им разрешено заниматься оплачиваемой преподавательской, научной и творческой деятельностью. Депутаты не могут быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти, использовать в личных целях служебные информацию и средства материально-технического обеспечения, получать вознаграждения от граждан и организаций в связи с осуществлением своих полномочий, выезжать за счет физических и юридических лиц в служебные командировки.

В целях реализации задач, содержащихся в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, приняты законы Астраханской области « О внесении изменений в статьи 17 и 23 Устава Астраханской области» и « О гарантиях равенства политических партий, представленных в Государственной Думе Астраханской области, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом ». Изменениями в Устав Астраханской области установлено полномочие Губернатора Астраханской области предоставлять Государственной Думе Астраханской области ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Астраханской области, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой Астраханской области, а также полномочие Государственной Думы Астраханской области заслушивать такие отчеты. Закон о гарантиях равенства политических партий, представленных в Государственной Думе Астраханской области, при освещении их деятельности региональными телевизионным и радиоканалом обеспечил политическим партиям равные возможности доступа к СМИ.

В 2010 году Думой принят Закон Астраханской области «О внесении изменений в Устав Астраханской области» в части переименования с 1 января 2011 года Государственной Думы Астраханской области в Думу Астраханской области.

В сфере местного самоуправления продолжилась работа по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере здравоохранения, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, а также разграничению муниципального имущества, установления порядка организации и ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов.

Законом Астраханской области «Об административно-территориальном устройстве Астраханской области» разграничено административно-территори­альное устройство Астраханской области и территориальная организация местного самоуправления.

Закон Астраханской области « О полномочиях органов государственной власти Астраханской области по взаимодействию с Ассоциацией (Советом) муниципальных образований Астраханской области » определил полномочия органов государственной власти Астраханской области по взаимодействию с Ассоциацией и порядок назначения в ее состав представителя от исполнительной и законодательной власти области.

2.2.Законодательство Астраханской области в сфере социальной политики

В 2010 году Думой продолжена работа по расширению перечня дополнительных социальных гарантий отдельным категориям граждан.

Закон Астраханской области « О внесении изменения в статью 2 Закона Астраханской области «О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан » и признании утратившим силу Закона Астраханской области «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Астраханской области» расширил перечень категорий граждан, имеющих право на получение денежной компенсации при осуществлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Закон Астраханской области « О внесении изменений в Закон Астраханской области «О ежемесячном дополнительном социальном пособии членам семей погибших (умерших) участников боевых действий, а также лиц, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) » включил членов семей умерших ветеранов боевых действий в категорию граждан, имеющих право на дополнительное социальное пособие.

Закон Астраханской области « О внесении изменения в Закон Астраханской области «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» установил предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом размеров тарифов и цен, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги в 2010 году, гражданам, проживающим в жилых помещениях любой формы собственности.

Закон Астраханской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Астраханской области» установил дополнительные правовые гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на получение жилья.

Принятый в отчетный период Закон Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования физической культуры и спорта в Астраханской области» направлен на создание благоприятных условий для развития спорта в Астраханской области, улучшение его материально-технической базы, в том числе, развивающей спорт лиц с ограниченными физическими возможностями.

Закон Астраханской области «О профилактике наркомании и токсикомании в Астраханской области» обеспечивает правовые гарантии для осуществления системы мер в сфере профилактики наркомании и токсикомании в Астраханской области.

1 сентября 2009 года Президент Российской Федерации в целях «эффективной защиты прав и интересов детей в Российской Федерации» учредил должность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте России, что послужило началом становления института Уполномоченного по правам ребенка в регионах. Законом Астраханской области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Астраханской области» в феврале 2010 года должность Уполномоченного по правам ребенка введена в Астраханской области.

2.3.Законодательство Астраханской области в экономической сфере. Бюджет и налоги

В финансово-экономической сфере деятельность Думы была направлена на дальнейшее совершенствование бюджетного процесса. Семь принятых изменений в закон о бюджете Астраханской области обусловлены получением средств из федерального бюджета и необходимостью уточнения основных параметров и отдельных статей расходов бюджета. В результате увеличения предельного объема государственных гарантий Астраханской области была предоставлена гарантия ГП «Сельскохозяйственное предприятие птицефабрика «Бэровская».

Принятые изменения в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования увеличили объем гарантированных услуг в учреждениях здравоохранения в расчете на одного жителя до 2580 рублей.

По результатам внесения изменений в разделы отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» регион дополнительно получил 58,2 млн. рублей от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В 2010 году законодательно ужесточена ответственность за незаконную торговлю. Закон Астраханской области « О внесении изменения в статью 151 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях» усилил ответственность хозяйствующих субъектов сферы потребительского рынка, а также граждан за осуществление торговли, оказание бытовых услуг либо услуг общественного питания в местах, не отведенных для этих целей.

Закон Астраханской области « О предельных значениях площади арендуемых помещений и сроке рассрочки оплаты арендуемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Астраханской области или в муниципальной собственности » продлил сроки выкупа на льготных условиях арендуемых предпринимателями государственных и муниципальных помещений до 1 июля 2013 года. Срок рассрочки установлен в размере трех лет, что позволит получить средства в бюджет от продажи помещений в более короткий срок.

2.4.Природные ресурсы. Охрана окружающей среды

Закон Астраханской области « О внесении изменения в Закон Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды» определил охотничьи ресурсы Астраханской области, в отношении которых разрешено осуществлять промысловую охоту, и установил порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях. Принятию закона предшествовала значительная подготовительная работа в формате специально созданной рабочей группы, проведены согласительные процедуры со всеми заинтересованными сторонами.

По направлениям законодательной деятельности принятые в 2010 году областные законы распределяются следующим образом:

Направление законодательной деятельности

Количество принятых законов

Абсолютная величина

%

Государственное строительство, законность, правопорядок

28

29,8

Бюджет, финансы, налогообложение

19

20,2

Экономика

18

19,2

Социальное развитие

19

20,2

Прочие

10

10,6

3. Контрольная деятельность Государственной Думы Астраханской области

В соответствии со статьей 17 Устава Астраханской области Государственная Дума Астраханской области осуществляет контроль за исполнением бюджета Астраханской области, бюджета Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования, соблюдением порядка распоряжения государственной собственностью области, исполнением программ социально-экономического развития Астраханской области и долгосрочных целевых программ, а так же контроль за исполнением законов области и постановлений Думы.

За январь-декабрь 2010 года депутатами рассмотрено и принято 7 законов « О внесении изменений в Закон Астраханской области «О бюджете Астраханской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов». В результате внесенных изменений объем доходов бюджета области на 2010 год был увеличен на 785,4 млн. рублей, в том числе объем собственных доходов – 194,3 млн. рублей, объем безвозмездных поступлений – на 591,1 млн. рублей.

Исходя из фактически поступающих доходов объем финансирования по статьям расходов корректировался с учетом необходимости финансирования в полном объеме расходов по публично-нормативным обязательствам, оплате труда, межбюджетным трансфертам муниципальным образованиям Астраханской области, а так же минимально-необходимых социально-значимых и первоочередных расходов.

В Закон « О бюджете Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов » в течение 2010 года трижды вносились изменения, в результате чего первоначальные значения по расходам бюджета фонда были увеличены на 177,4 млн. рублей, что связано с уточнением объема поступающих налоговых платежей в бюджет фонда, а так же объема средств, поступающих из бюджета федерального Фонда ОМС и из бюджета Астраханской области. Стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2010 году составила 2531,6 млн. рублей, что на 237,7 млн. рублей больше стоимости программы в 2009 году.

За отчетный период депутатами Государственной Думы был принят Закон Астраханской области «Об исполнении областного бюджета за 2009 год», что соответствует действующему бюджетному законодательству. Перед рассмотрением отчета об исполнении областного бюджета за 2009 год работниками контрольно-бюджетной палаты Государственной Думы была проведена внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств бюджета Астраханской области. Достоверность годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств была проведена на 72 объектах на общую сумму 26142,0 млн. рублей. Общая сумма нарушений, установленных по итогам внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, составила 31,0 млн. рублей, в том числе:

- нарушение порядка внесения изменений в сводную бюджетную роспись, допущенное министерством финансов Астраханской области при увеличении ассигнований министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области на 8,0 млн. рублей;

- несанкционированные расходы бюджета области на сумму 23,0 млн. рублей.

Проведение внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета позволило депутатам более полно проанализировать исполнение бюджета в 2009 году. При рассмотрении отчета об исполнении областного бюджета за 2009 год депутатами в очередной раз было обращено внимание Правительства Астраханской области на увеличение объема внутреннего долга, на наличие неиспользованных остатков на конец отчетного периода. Неисполненные назначения составили 1755,2 млн. рублей. В структуре остатка наибольшую долю составляют неисполненные ассигнования по причине отсутствия потребности от получателей государственных компенсаций и субсидий (43,0 % от общей суммы остатка), в том числе 484,4 млн. рублей – остаток неосвоенных средств, выделенных на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, 126,4 млн. рублей – остаток средств, выделенных на финансирование расходов по оказанию социальной поддержки отдельным категориям граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг. За отчетный период объем кредиторской задолженности у главных распорядителей бюджетных средств перед поставщиками и подрядчиками увеличился относительно начала года на 825,8 млн. рублей и составил 1081,0 млн. рублей. Основную долю (75 % от общего объема задолженности) составила кредиторская задолженность министерства строительства и дорожного хозяйства и министерства здравоохранения.

Так же был рассмотрен проект закона « Об исполнении бюджета Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год». При рассмотрении было отмечено, что подушевой норматив финансирования медицинской помощи на одного неработающего жителя Астраханской области за 2009 год сложился в размере 1176,2 рубля, что на 27,4 % ниже подушевого норматива за 2008 год и составляет лишь 29,0 % от объема федерального норматива.

В соответствии с Законом «О бюджетном процессе в Астраханской области» в 2010 году был принят закон о бюджете Астраханской области на трехлетний период – на 2011 год и плановый период 2012–2013 годов. Бюджет Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования так же был принят на трехлетний период.

Проект бюджета Астраханской области был представлен в Думу в сроки, установленные бюджетным законодательством. Бюджет Астраханской области на очередной финансовый год был сформирован в условиях ограниченности бюджетных ресурсов. В основу формирования бюджета области положена бюджетная политика Астраханской области на 2011–2013 годы, главной целью которой является обеспечение сбалансированности бюджетной системы Астраханской области. В связи с этим усилия Правительства Астраханской области при подготовке бюджета были сосредоточены на сокращении размера дефицита в целях снижения долговой нагрузки на бюджет. В отличие от ранее принимаемых бюджетов с предельным размером дефицита проект бюджета области на 2011–2013 годы первоначально был представлен с дефицитом: в 2011 году – 10,5 %, в 2012 году – 9,1 %, в 2013 году – 6,0 % к объему доходов без учета безвозмездных поступлений. В условиях ограниченности доходной базы бюджета области на очередной финансовый год и плановый период в рассматриваемом бюджете в полном объеме предусмотрены расходы лишь на обеспечение публичных нормативных обязательств. Формирование фонда оплаты труда осуществлено без индексации.

Бюджет области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов рассмотрен и принят на заседании Государственной Думы Астраханской области 9 декабря 2010 года. Основные параметры указанного бюджета следующие:

млн. руб.

Наименование показателей

Проект бюджета

% проекта бюджета

2011 год

2012 год

2013 год

2011 года к бюджету 2010г.

2012 года к бюджету 2011г.

2013 года к бюджету 2012г.

Доходы

22068,9

21469,7

21804,1

110,5

97,3

101,6

Расходы

23549,5

21868,7

22254,4

97,1

92,9

101,8

Дефицит

1480,6

399,6

450,3

34,5

27,0

112,7

% дефицита

9,8

2,4

2,5

Бюджет Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов так же рассмотрен и принят на заседании Государственной Думы Астраханской области 9 декабря 2010 года. Бюджет Фонда на рассматриваемый период принят бездефицитный. Таким образом, доходная и расходная части бюджета составили:

в 2011 году – 2639,2 млн. рублей,

в 2012 году – 2796,1 млн. рублей,

в 2013 году – 2966,4 млн. рублей.

Необходимо отметить, что при росте подушевого норматива на одного застрахованного неработающего жителя Астраханской области на 2011 год по сравнению с 2010 годом на 23,9 рублей или 1,7 процента этот норматив остается ниже федерального подушевого норматива на 2730,5 рублей или 66,6 процента.

За 2010 год проведено 8 контрольных мероприятий (без учета внешней проверки годовой отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2009 год). Общий объем проверенных бюджетных и внебюджетных средств составил 2809,3 млн. рублей на 30 объектах. Общая сумма финансовых нарушений, установленных по итогам контрольных мероприятий, составила 53,3 млн. рублей, в том числе:

- нецелевое использование бюджетных средств – 0,8 млн. рублей;

- неэффективное использование бюджетных средств – 44,0 млн. рублей;

- прочие финансовые нарушения – 8,5 млн. рублей.

4.Работа с обращениями граждан в Государственной Думе Астраханской области

В 2010 году в Думу депутатам поступило 3883 письма, связанных с работой по обращениям избирателей, из них: 1209 писем граждан с заявлениями, ходатайствами, жалобами и просьбами и 2674 письма – ответы на запросы депутатов. По сравнению с прошлым годом этот показатель снизился на 4,7 % (с 4074 до 3883).

Основную категорию обратившихся в Думу составили наименее защищенные в социальном отношении группы населения: пенсионеры, ветераны труда, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, участники вооруженных конфликтов, многодетные и малообеспеченные семьи и другие.

Основные темы в обращениях

Аналитический обзор поступившей в 2010 году корреспонденции к депутатам Думы показал, что их направленность по сравнению с 2009 годом не изменилась и затрагивала следующие вопросы:

Тематика вопросов

Количество обращений

Увеличение (+), уменьшение (-)

за 2009 г .

% от общего количества

за 2010 г .

% от общего количества

Материальная помощь для решения социально-бытовых проблем

479

40,4

581

48,0

+102

Газификация домовладений, населенных пунктов

136

11,5

61

5,0

- 75

Содействие в улучшении жилищных условий

120

10,1

123

10,2

+ 3

Ремонт жилого фонда, сооружений

107

9,0

109

9,0

+ 2

Вопросы ЖКХ

55

4,6

53

4,4

- 2

Трудоустройство

8

0,7

7

0,6

- 1

Обеспечение права на льготы, пенсии

41

3,5

33

2,7

- 8

Вопросы законодательства, юридическая помощь

58

4,9

58

4,8

0

Образование

8

0,7

8

0,7

0

Благоустройство населенных пунктов

41

3,5

29

2,4

- 12

Земельные вопросы

16

1,3

2

0,2

- 14

Вопросы здравоохранения

13

1,1

22

1,8

+ 9

Вопросы транспорта, связи

6

0,5

6

0,5

0

Вопросы прав и свобод граждан

11

0,9

40

3,3

+ 29

Благодарность

28

2,4

24

2,0

- 4

Погашение задолженности по заработной плате

4

0,3

10

0,8

+ 6

Прочие вопросы

55

4,6

43

3,6

- 12

ВСЕГО

1186

100

1209

100

+ 23

Многочисленными остаются обращения по вопросам оказания материальной помощи на лечение, ремонт и газификацию жилого фонда, погашение задолженности по оплате коммунальных услуг, преодоление последствий пожара и другие. По сравнению с 2009 годом количество таких обращений увеличилось на 21,3 % и составило 581 письмо (2009 год – 479).

Остается стабильным количество обращений по вопросам улучшения жилищных условий, ремонта жилого фонда, работы жилищно-коммунального хозяйства, разъяснения действующего законодательства и оказания юридической помощи.

Диаграмма
Сравнительная характеристика распределения вопросов в обращениях граждан

За содействием в решении жилищных проблем к депутатам обратилось более 123 граждан (10,2 %).

В большинстве обращений по данной тематике затрагивались вопросы улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним, участников боевых действий в Чеченской республике, граждан, длительное время состоящих в очереди на предоставление жилья по программе переселения из ветхого и аварийного жилья, а также пострадавших в результате пожара.

Актуальными оставались вопросы проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в связи с их значительным физическим износом, в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействования реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Количество обращений по данной тематике составило 109 писем или 9 % от их общего количества.

Поступали жалобы от граждан на плохую работу служб, ответственных за проведение капитального ремонта домов. Авторы сообщали, что их действия носили формальный характер, ремонтные работы проводились некачественно, поверхностно. В этой связи жители были обеспокоены неготовностью жилого фонда к осенне-зимнему периоду и обращались к депутатам за содействием в решении этой проблемы.

По-прежнему самыми актуальными остаются вопросы работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства области (53 письма или 4,4 %). Это связано с плохим качеством предоставляемых услуг: несвоевременная подача тепла в жилые дома, длительное отсутствие горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения, в том числе по причине производства ремонтных работ на инженерных коммуникациях.

Жители Астраханской области также обращались за разъяснением действующего законодательства в части социальной поддержки отдельных категорий граждан, проведения медицинской реформы в Российской Федерации, реформирования жилищно-коммунального хозяйства, а также выходили с предложениями по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Астраханской области.

Свыше 40 писем (3,3 %) касались проблем обеспечения правопорядка. Обратившиеся жаловались на слишком большие сроки рассмотрения дел в судах, низкое качество судопроизводства, отказы в возбуждении уголовных дел. Содержались просьбы осужденных и их родственников о защите прав осужденных, о ходатайстве перед правоохранительными органами о пересмотре судебных решений, снижении мер наказания и прочие.

По сравнению с предыдущим годом увеличилось количество обращений граждан по вопросам здравоохранения (2010 год – 22, 2009 год – 13). Наиболее актуальными остаются для них вопросы доступности и качества оказания медицинской помощи, обеспечения лекарствами и медицинскими средствами. Кроме того, недовольство граждан вызвано и проведением реорганизации лечебных учреждений.

Вместе с тем следует отметить, что по сравнению с предыдущим годом снизилось количество обращений по вопросам газификации домовладений на 6,5 %, благоустройства населенных пунктов, обеспечения прав на льготы и пенсии, земельным вопросам – на 1,1 %.

Также в текущем году в адрес депутатов продолжали поступать письма со словами благодарности за оказанную помощь.

5.Взаимодействие с органами местного самоуправления

В течение 2010 года депутаты Думы постоянно уделяли внимание укреплению взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области. Проведено три заседания президиума Совета по взаимодействию Государственной Думы Астраханской области с представительными органами муниципальных образований Астраханской области (далее – Совет) и два заседания Совета.

26 февраля на заседании президиума Совета рассматривался вопрос: «О ходе подготовки мероприятий, посвященных празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов в Астраханской области».

Специалисты Фонда социальной поддержки населения проинформировали участников заседания об открытии специального счета для благотворительных перечислений на финансирование мероприятий, посвященных празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, и запланированных единовременных праздничных выплатах ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны – 5 тыс. рублей, вдовам ветеранов и труженикам тыла – по 1 тыс. рублей.

Члены президиума Совета приняли решение поддержать обращение Государственной Думы Астраханской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлову Б.В. об изменении порядка предоставления мер социальной поддержки на улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

2 апреля текущего года на заседании президиума Совета основной темой стала реализации на территории Астраханской области Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Члены президиума Совета приняли решение поддержать законодательную инициативу Правительства Российской Федерации, предусматривающую сокращение срока прохождения денежных средств материнского (семейного) капитала с шести до трех месяцев, в случае ее внесения.

Кроме того, Думе рекомендовано рассмотреть целесообразность разработки законодательной инициативы для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» по следующим вопросам:

- о предоставлении права на распоряжение материнским капиталом на реконструкцию жилья;

- об увеличении размера материнского капитала в случае рождения двойни или более детей;

- об определении исключительных случаев, устанавливающих право на досрочное распоряжение материнским капиталом (ситуации техногенного характера, срочное дорогостоящее лечение тяжелобольных детей и родительниц, нуждающихся в таком лечении после родов, и др.);

- о снижении возраста ребенка до одного года со дня рождения, при достижении которого наступает право на распоряжение материнским капиталом.

21 мая 2010 года состоялось заседание Совета, на котором были рассмотрены вопросы охраны рыбных запасов, монетизации льгот сельским учителям, исполнения норм содержания, прогона и выпаса сельскохозяйственных животных.

В работе Совета приняли участие депутаты, региональные министры, руководители федеральных государственных структур, председатели районных и поселенческих представительных органов муниципальных образований Астраханской области. Члены Совета приняли решение рекомендовать профильным комитетам Думы рассмотреть вопросы, которые можно урегулировать на региональном уровне: о повышении размера штрафов, наделении органов местного самоуправления правом взыскания за нарушение правил прогона и выпаса сельскохозяйственных животных, что позволит перечислять взысканные финансовые средства в местные бюджеты.

Изменение правового статуса государственных учреждений, осуществление хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон – вопросы, обсуждаемые на заседании президиума Совета 29 октября.

Совет принял решение рекомендовать комитету Думы по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии изучить вопрос о режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос в Астраханской области с целью определения необходимости внесения изменений, учитывающих природные особенности Астраханской области, в Водный кодекс Российской Федерации.

Большое внимание законодатели уделили реализации решений, принятых ранее на заседании Совета 21 мая текущего года. Так, один из вопросов касался ужесточения ответственности за нарушение правил содержания сельскохозяйственных животных и передачи полномочий о рассмотрении подобных дел от мировых судей административным комиссиям. Принятые 28 октября изменения в закон об административных правонарушениях увеличили р азмер штрафа в пять и более раз. Также Думой принят закон Астраханской области о наделении правом составления протоколов лиц, замещающих должности младшей группы муниципальных должностей, о нарушении правил перегона и содержания сельскохозяйственных животных.

Выполнено и другое совместное решение. В апреле рассматривался вопрос о реализации федерального закона о дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей. Инициатива депутатов предоставить семьям возможность направлять средства материнского капитала на реконструкцию жилья нашла свое отражение в поправках, принятых в федеральное законодательство.

Проблемы обеспечения сельских жителей питьевой водой , р еализация областного закона о монетизации коммунальных льгот учителям, работающим в сельской местности, осуществление деятельности в границах водоохранных зон обсуждались 26 ноября на заседании Совета законодателей.

С учетом особой значимости проблемы качества питьевой воды для региона члены Совета поддержали обращение депутатов Думы в Совет Федерации о включении в программу «Чистая вода» Астраханской области в качестве пилотного региона.

***

В 2010 году продолжилась работа над укреплением законодательной базы Астраханской области, охватывающей наиболее значимые сферы общественной жизни: реализация бюджетной политики, земельные отношения, защита прав детей, социальная поддержка граждан. Приняты новые законы, направленные на совершенствование правовой основы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, укрепление правопорядка.

В 2011 году содержание законодательной деятельности будет направлено на обеспечение социально-ориентированной и инновационной экономики, расширение социальных гарантий, повышение роли закона в сфере противодействия коррупции. Предстоит изменение действующих и принятие базовых законов Астраханской области в социальной сфере – поддержка многодетных семей, молодежи – и сфере экономики – совершенствование инвестиционного развития системы местного самоуправления.