АВ 2011г. Выпуск 7 "Библиотеки учебных заведений, как субъекты правоотношений"
Выводы и предложения
Наша страна была самой читающей страной в мире. И главная заслуга в этом принадлежала организаторам библиотечного дела и работникам библиотек. Приходят новые времена, а с ними новые привычки о новые привязанности. Нередко можно услышать слова об утрате любви к книгам и сожаления о снижении посещаемости библиотек. Молодежь явно отдает предпочтение новым телекоммуникационным технологиям перед бумажными носителями. Не следует бороться с этим явлением. Нужно его возглавить. По мнению ряда специалистов необходимо разработать стратегию или рамочную программу по созданию и развитию электронных библиотек. Нужно иметь сводную программу планируемых действий федеральных и региональных органов власти, академий наук, учебных заведений, а также государственных фондов по созданию и поддержке публичных электронных ресурсов. Такая программа, имея не столько директивный, сколько ориентирующий характер, могла бы послужить функциональной средой или реальным инструментом для координации и ориентации молодежи в современном мире, насыщенном разнообразнейшей информацией. Прежде всего, эта программа помогла бы самим государственным заказчикам сформулировать свои планы с учетом планов смежников. Программа может быть долгосрочной, но поэтапной, чтобы можно было ее ежегодно корректировать.[1]
Следует обратить внимание на правовую коллизию, существующую между положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) и отраслевым законодательством о библиотечном деле. Необходимо «расшить» все законодательные коллизии, препятствующие четкому пониманию и использованию правового статуса библиотек учебных заведений и научных организаций в части их права на использование и предоставление физическим лицам авторских произведений.
Целесообразно продумать изменение статуса учебников, методических и учебных пособий, которые официально рекомендованы к использованию в учебном процессе. Получение указанной рекомендации должно быть связано с правом библиотек на предоставление в пользование таких изданий физическим лицам в особом льготном режиме, приближенном к режиму использования документов.
Особое место среди всех публикаций занимают электронные издания, а также связанные с ними структурные образования (электронные библиотеки) и системные процессы (дистанционное обучение). Отечественная правовая система и законодательство в области образования и науки весьма мало внимания уделяет этому.
Но, конечно, наиболее животрепещущими являются проблемы школьных библиотек, потому что именно там зарождаются последующие осложнения. Особого внимания заслуживает положение и статус школьных библиотек.
[1] Данные выводы были сделаны А.Б. Антопольским, директором Российской ассоциации электронных библиотек, на заседании 27.03.2007