АВ 2011г. Выпуск 7 "Библиотеки учебных заведений, как субъекты правоотношений"
Проблемы школьных библиотек
«Модернизация сети школьных библиотек, оснащение их самыми современными технологиями является одним из ключевых условий качественного прогресса российской образования. Важно привлечь к этому вопросу самое широкое общественное внимание, сконцентрировать на данном направлении необходимые финансовые, организационные и кадровые ресурсы»- так выразился В.В.Путин по данному вопросу.
Службы школьной библиотеки должны быть в равной степени доступны всем: и учащимся и персоналу школы, независимо от возраста, расовой принадлежности, пола, религиозных убеждений, национальности, языка, профессионального и социального статуса. Специальные материалы и услуги должны предоставляться тем, кто не в состоянии пользоваться основными службами и материалами.
Роль школьной библиотеки заключается не только в профильном комплектовании фонда, привитии учащимся надпредметных, общеучебных умений и навыков, но и в постоянном общении с педагогами школы, сотрудничестве с методическими объединениями учителей. Выявляя и обеспечивая информационные потребности учителя, библиотекарь становится его консультантом при составлении программы педагога по реализации программного и учебно-методического обеспечения.
Нет оснований для споров о ведомственной принадлежности школьных библиотек, так как ведомственная принадлежность библиотеки определяется ведомственной принадлежностью ее учредителя. В процессах модернизации российского образования школьные библиотеки не рассматривались ни как ресурс модернизации, ни как важнейший ресурс создания информационно-образовательной среды школы, а школьный библиотекарь — не рассматривался как информационный лидер. В результате такой политики школьные библиотекари стали информационно бедной профессиональной группой по отношению и к своим коллегам в образовании, и к своим коллегам — библиотекарям других ведомств.
Большинство школьных библиотек испытывают острый дефицит площадей, слабо оснащены необходимым оборудованием, компьютерной техникой и средствами связи, программными продуктами. Все этот делает невозможным проведение комплексной информатизации библиотечной деятельности и обслуживания читателей, является препятствием на пути становления школьной библиотеки подлинным информационным и культурно-досуговым центром, предоставляющим широкий диапазон современных информационных продуктов и услуг на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Библиотека школы, являясь структурным подразделением общеобразовательного учреждения, пока не имеет статуса педагогического подразделения, как учебные кабинеты или лаборатории.
Библиотекарь, решая профессиональные педагогические задачи, не отнесен, тем не менее, к категории педагогических работников. В стране действует практика, принятая еще с советских времён, когда школьного библиотекаря по непонятным причинам причислили к техническому персоналу.
Сейчас, при переходе на новую систему оплаты труда, профессия школьного библиотекаря была забыта в системе образования. В условиях кризиса в целях экономии средств директора школ стали массово переводить школьного библиотекаря на 0,5 ставки. И теперь, по нашим данным из регионов, почти в 70 процентах российских школ библиотекари, специалисты с высшим образованием, работая в школе полный рабочий день, числятся на 0,5 ставки и получают самую низкую заработную плату в школе.
Непонимание руководителями органов управления образованием и директорами школ места и роли библиотеки в осуществлении обучения и воспитания подрастающего поколения приводит к вторичности материального и финансового обеспечения школьных библиотек. Во многом такое положение объясняется тем, что в Федеральном законе «Об образовании» вообще не упоминается школьная библиотека, следовательно, законодательно не определены ее статус, права и обязанности. Не отражены они и в Федеральном законе «О библиотечном деле», который по своей сути является законом лишь об общедоступных (публичных) библиотеках. В результате более 60 тысяч школьных библиотек оказались вне правового поля страны.
Необходимо социально защитить самую низкооплачиваемую группу работников образования — школьных библиотекарей — поднять их статус, внести предложение в Министерство труда и социального развития Российской Федерации о дополнении «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» — квалификацией «библиотекарь-педагог».
Следует разработать нормативные документы, регламентирующие следующие вопросы:
· штатное расписание библиотек общеобразовательных учреждений, предусмотрев наличие в библиотеке любого типа (вида) общеобразовательного учреждения должность заведующего библиотекой на полную ставку;
· выведение должностей заведующей библиотекой общеобразовательного учреждения и библиотекаря из перечня вспомогательных должностей.
Особого внимания требует развитие межбиблиотечной кооперации школьных библиотек и библиотек системы Министерства культуры Российской Федерации, в первую очередь — сельских библиотек. Перспективной формой такой кооперации может стать создание единой централизованной системы обслуживания читателей на селе, работа по общему плану, согласованному с администрацией общеобразовательного учреждения и местными органами власти, создание попечительских советов, принятие совместных решений по вопросам, связанным с информатизацией школьной и сельской библиотеки, разработка Федеральной концепции библиотечного обслуживания детей как части общенациональной программы совершенствования библиотечно-информационного обслуживания населения.
Изолированность сети школьных библиотек в составе общегосударственной системы библиотек, недостаточно высокий уровень взаимодействия школьных библиотек с библиотеками других типов и ведомств.
Перспективными являются модели включения школьных библиотек в отраслевые и межотраслевые (с библиотеками системы Минкультуры России) региональные корпоративные информационно-библиотечные сети. Каталогизация и систематизация книжного фонда школьных библиотек, объединение их информационных ресурсов повысит оперативность информационно-библиотечного обслуживания, расширит сферу предоставляемых услуг, снизит трудоемкость информационно-библиотечных процессов и затраты на их реализацию. С этой целью необходимо широкое внедрение в практику общеобразовательных учреждений современных совместимых автоматизированных информационно-библиотечных систем.
В целях укрепления кадрового потенциала школьных библиотек необходимо:
На межведомственном уровне (Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации) следует решить вопрос о подготовке на базе вузов культуры, педагогических вузов специалистов в рамках специальности 071201 «библиотечно-информационная деятельность», специализации «школьные библиотеки» с присвоением выпускникам квалификации «библиотекарь-педагог». Профессиональное развитие школьных библиотекарей – базовое направление, которое поможет поддержать и обеспечить модернизационные процессы в российском образовании.
Требуется обеспечить межвузовское взаимодействие (педагогический вуз и вуз культуры) в вопросах повышения квалификации специалистов библиотек общеобразовательных учреждений, что позволит выбирать гибкие маршруты обучения, повышать педагогическую компетенцию библиотекарей, используя потенциал и научно-методические разработки учреждений высшего профессионального образования разной подчиненности.
Таким образом, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотекарей, оперативно и адекватно реагируя на потребности и запросы современной образовательной ситуации, требует дальнейшего развития и совершенствования, и, прежде всего, необходим социальный заказ со стороны системы образования на специализированную подготовку кадров, имея в виду, прежде всего, российские вузы культуры, традиционно готовящие библиотечные кадры, располагающие соответствующим кадровым и ресурсным потенциалом.
Простого решения поставленные проблемы не имеют, но решать их надо, причем незамедлительно.