АВ 2011г. Выпуск 8 "О правовой поддержке науки и инноваций в России"

Выводы и предложения

Современный этап развития российского права демонстрирует непрерывный количественный рост законодательства, отражающий потребность в специальном правовом регулировании отдельных общественных отношений. При этом одновременно происходит интеграция правового регулирования, выражающаяся во все более тесном и сложном взаимодействии и взаимовлиянии отдельных отраслей при правовом регулировании некоторых общественных отношений. Современный этап развития российского права демонстрирует непрерывный количественный рост законодательства, отражающий потребность в специальном правовом регулировании отдельных общественных отношений. При этом одновременно происходит интеграция правового регулирования, выражающаяся во все более тесном и сложном взаимодействии и взаимовлиянии отдельных отраслей при правовом регулировании некоторых общественных отношений. Переход к инновационной экономике с учетом процессов глобализации в Российской Федерации невозможен без адекватного и эффективного регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением инновационной деятельности и, как следствие, инновационного права, оказывающего в отдельных случаях существенное влияние на правовое регулирование труда.

Инновации - понятие системное, и должно трактовать его, во-первых, как конкретное новшество, конкретный результат интеллектуальной деятельности, во-вторых, как инновационную деятельность предприятия, коммерческой организации, наконец, как инновационное развитие общества, когда на основе определенной научно-технической и другой политики государства и соответствующего ему правового регулирования осуществляются обновление производственной базы, внедрение новых технологий по приоритетным направлениям отраслей народного хозяйства. Помимо отсутствия единого понятийного аппарата можно выделить такие проблемы инновационного развития, как отсутствие прямых связей экономики, права и практической реализации в производстве и отраслях экономики; отсутствие научно-методологической базы формирования российской инновационной системы; отсутствие единства правового регулирования отношений в инновационном диапазоне; недостаточная финансовая поддержка научно-исследовательской деятельности со стороны государства; отсутствие должного финансирования новаторских решений как государством, так и крупными промышленными предприятиями; отсутствие устойчивых и взаимовыгодных связей между участниками инновационного процесса; противоречивая позиция органов государственной власти к инновационному развитию, выражающаяся лишь в призывах, а не в активных действиях; проблемы, связанные с коммерциализацией интеллектуальной собственности; нестабильное развитие фундаментальной науки, инновационная пассивность российского общества.

Отдельного внимания в контексте инновационного развития заслуживает вопрос правового регулирования инновационной деятельности. Инновационная деятельность - одна из наиболее динамичных, быстро развивающихся сфер общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании.

Право как универсальный регулятор общественных отношений не может не отражать развитие научно-технического прогресса, современные тенденции и требования инновационного развития страны. С помощью основных функций права обеспечиваются упорядочение общественных отношений, определение правового режима новых объектов права и правового статуса субъектов, а также гарантируется защита прав и законных интересов лиц, использующих результаты научно-технического прогресса.

В научной литературе существует несколько подходов к правовому регулированию инновационной деятельности:

1) принятие специального комплексного нормативного правового акта, регулирующего все аспекты государственной поддержки развития инновационной деятельности;

2) принятие как специального акта об инновационной деятельности, так и иных специальных законов и внесение поправок в действующие законы для регулирования отдельных аспектов инновационной деятельности;

3) принятие ряда специальных законов и внесение поправок в действующие законы для регулирования всех аспектов поддержки развития инновационной деятельности в Российской Федерации[1].

На основе объединения представленных позиций можно сформулировать составное понятие «инновация»[2]. Инновация в общем смысле касается всех типов создания и развития чего-то нового, ведущего к уничтожению устаревшего либо к значительному повышению эффективности имеющегося. Уже в самом слове «инновация» содержится указание на стремление к новому, реализацию нового, т.е. определяется характеристика новизны и обозначается вектор движения.

В основе инноваций лежат не всякие новшества, формирующиеся под воздействием тех или иных событий, а действия людей, имеющие своей целью конкретное преобразование, целенаправленные изменения.

Инновации представляют собой результат научного исследования, опытно-конструкторской разработки, открытия, иной интеллектуальной деятельности человека.

Инновации свойственна производственная применимость - возможность использования инновации в различных отраслях экономики и получения на ее основе нового или усовершенствованного товара, работы, услуги. Конечно, определить критерии инновационности произведения литературы или искусства сложнее, поскольку трудно точно определить конечный результат.

Инновации свойственна коммерческая реализуемость, способствующая удовлетворению существующей на рынке потребности, получение экономической выгоды или создание условий для ее получения.

Инновации направлены на совершенствование процесса производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования.

В каждом конкретном случае (специфика бизнеса, действующее законодательство, рыночная ситуация и др.) придется выстраивать свой поддерживающий инновации механизм. Ясно одно: мало возжелать инноваций и призывать к инновационному развитию, надо засучив рукава выстраивать соответствующую поддерживающую инфраструктуру. Отказ от активного внедрения инноваций в практику работы отечественных компаний - это не только опасность деградации и гибели конкретных компаний, это и прогрессирующая деградация экономики страны в целом.

Для преодоления самоуспокоенности и инертности российским компаниям следует не ограничиваться лишь оценкой динамики собственных показателей экономической эффективности, а чаще сравнивать собственные успехи с достижениями тех отечественных и зарубежных компаний, с которыми эти компании реально предполагают конкурировать. Инновация - это общий объект правоотношения, специфичный в каждом конкретном правоотношении, отличающийся своим нематериальным содержанием и представляющий собой полезное знание, но не в виде идеи, а реализованное, т.е. существующее в виде организованного процесса или продукции.

Предприятие с инновационной корпоративной культурой имеет четкую долгосрочную стратегию, ясную для всех работников. Для нее характерна эффективная система сбора специализированной информации, обмена персоналом, активного поиска и оценки новых идей. В рамках инновационной корпоративной культуры широко практикуется формирование временных коллективов «под задачу» на основе научного поиска и опыта инженеров и технологов. Система мотивации основана на удовлетворенности трудом, его соответствии личным интересам, повышении социального статуса, материальном стимулировании, зависящем, как правило, от достижения конечных результатов. Работники рассматриваются как главный стратегический ресурс, обеспечивающий его конкурентоспособность. Создана и развивается эффективная и объективная система оценки вклада каждого работника. Постоянно совершенствуются методы управления человеческими ресурсами на основе внедрения новых персонал-технологий и автоматизированных систем управления. Непрерывно планируются процессы управления персоналом на основе регулярной оценки состояния человеческих ресурсов. Управление человеческими ресурсами характеризуется прозрачностью и открытостью. Работники характеризуются высоким профессиональным уровнем и ориентацией на достижение результатов труда, а также приверженностью корпоративным ценностям компании. При отборе кандидатов на конкурсной основе предпочтение отдается «внутренним» кандидатам, тем самым расширяются возможности для карьерного роста молодых специалистов. Совершенствуются взаимоотношения с высшими и средними учебными заведениями для выявления талантливых выпускников и последующего их найма на работу. Регулярно осуществляется координация системы планирования карьеры с системой оплаты труда и системой непрерывного корпоративного образования. Основными составляющими системы корпоративного образования являются: строгое соответствие обучения общей стратегии развития; выстраивание по принципу приоритетности выявленных потребностей и практической необходимости в обучении различных групп персонала; планирование и координация обучения, аудит качества и эффективности системы обучения; использование современных эффективных форм обучения, исходя из экономической и методологической целесообразности их применения; развитие новых видов обучения; развитие корпоративной сети учебных подразделений и расширение связей по обучению персонала с российскими и зарубежными учебными организациями; индивидуальный подход к обучению и развитию молодых специалистов; возрождение института наставников и привлечение для этой работы высококвалифицированных специалистов, при этом статус наставника должен являться не только почетной обязанностью и признанием авторитета и заслуг работника, но и основанием для материального вознаграждения; активная политика по обеспечению преемственности руководящего звена. В среднем в этих компаниях за год проходят переподготовку и повышение профессионального уровня 36% специалистов и руководителей, на что расходуется около 3% ФЗП компаний.[3]

Инновации в основном имеют экономическую сущность. При этом если инновации будут использоваться в производстве, им необходимо придать определенную форму или формальное удостоверение их существования. Таким образом, инновации получают документальное, законное, правовое подтверждение своего существования, т.е. правовую форму.

Специалисты выделяют следующие налоговые льготы и преференции для организаций, осуществляющих инновационную деятельность [4]:

освобождение от НДС реализации НИОКР;

освобождение от НДС передачи исключительных прав и прав на основе лицензионного договора;

освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования;

признание части отчислений расходами на НИОКР;

применение повышающих коэффициентов амортизации основных средств;

применение повышающего коэффициента для расходов по НИОКР;

предоставление инвестиционного налогового кредита.

Отдельно для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон (далее - ТВОЭЗ) можно выделить следующие льготы:

пониженную ставку налога на прибыль;

признание расходов на НИОКР;

освобождение от земельного налога;

пониженную ставку и налоговые каникулы по транспортному налогу;

пониженная ставка страховых взносов;

режим свободной таможенной зоны;

гарантии от неблагоприятного изменения законодательства

С учетом главенствующей роли научных знаний в инновационных процессах стали предъявляться более высокие требования к уровню квалификации работников, качеству подготовки кадров. Инновационная экономика - это в первую очередь экономика знаний, подготовка специалистов, обладающих высокой квалификацией. Таким образом, построение инновационной экономики должно сопровождаться долгосрочной кадровой политикой. [5]

На первом месте сегодня стоят подготовка кадров по новым приоритетным направлениям развития техники и технологий, экономики и управления, повышение роли дополнительного профессионального образования, воспитание работников, обладающих инновационными способностями, т.е. умением вырабатывать инновации самостоятельно в процессе трудовой деятельности, находить новое в опыте других и использовать его в своей работе.

Некоторые специалисты[6] считают, что деление организаций на инновационные и неинновационные никакой пользы не принесет. Нельзя льготировать конкретные организации, необходимо стимулировать деятельность по обновлению оборудования, внедрению новых технологий и результатов научных исследований. Только переход от адресных льгот к категорийным реально будет способствовать развитию экономики и модернизации производства».

Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ были образованы Особые экономические зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, развития транспортной инфраструктуры. Этим Законом было предусмотрено, что в Особой экономической зоне, определяемой Правительством РФ, действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, более благоприятный режим налогообложения, таможенный режим. 21 декабря 2005 г. Постановлениями Правительства Российской Федерации № № 779 - 783 были организованы четыре технико-внедренческие зоны - в гг. Дубне, Москве, Томске и Петербурге, на резидентов которых распространено действие ст. 241 Налогового кодекса РФ, предусматривающей снижение ставки ЕСН с 26 до 14%, т.е. они получают не бюджетные средства, а налоговые льготы.

Однако результаты экономических исследований позволяют сделать вывод об отсутствии ожидаемых результатов от указанных решений. [7] Представляется, что причина заключается в том, что регулирование инновационной деятельности не носило «прорывной» характер, который мог быть только в случае, если организационные решения со стороны государства подкреплялись бы существенным изменением предпринимательского законодательства. Необходимость со стороны государства нового правового регулирования, цель которого обеспечить на уровне законов создание и развитие инновационной экономики, доказывает уже начальный опыт правового регулирования «Сколково». Главная проблема - может ли быть успешным создаваемый по инициативе государства, т.е. «сверху», проект «Сколково», имея в виду, что Силиконовая долина, которая выступает в качестве прообраза «Сколково», о чем неоднократно упоминал Президент Российской Федерации , была создана по инициативе частных фирм, т.е. «снизу». В основе ответа по-прежнему лежит различный подход к роли государства в рыночной экономике. Было отмечено, что государство обязано не только декларировать переход к инновационной политике, но и решать вопросы, в том числе правового плана, обеспечивающие такой переход. У государства нет другого выхода, как вкладывать средства для создания инновационного общества, поскольку суть бизнеса - скорейшее получение прибыли.

21 декабря 2010 г. на площадке «Зеленоградский инновационно-технологический центр» под председательством В.В. Путина было проведено заседание правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, на котором премьер-министр сообщил, что в 2011 г. запланировано выделить 11 млрд. руб. на работу государственных фондов поддержки науки. Глава Правительства Российской Федерации поддержал идею предоставления различных льгот инвесторам наравне с фондами, поддерживающими инновационные разработки[8]. Минэкономразвития России готовит предложение о создании института грантовой поддержки инновационной деятельности. Им может стать Российский фонд технологического развития (РФТР), который будет давать средним и крупным предприятиям не только гранты, но и беспроцентные займы на 3 - 5 лет под проектную документацию, создание серийного производства и запуск продаж. По предложению Министерства в 2012 г. РФТР должен будет распределять 10 млрд., а в 2020 г. - 50 млрд. руб. [9] Инвестиции в «Сколково» - это риск в отношении возможности возврата вложенных средств. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить развитие в России рынка венчурного финансирования инновационных проектов. Оно уже создало венчурный фонд с капиталом 2 млрд. руб., который должен переводить инновации со стадии идей в действующий проект. Бюджет указанного фонда должен быть значительно больше для финансирования российских проектов, разработанных компаниями, входящими в инвестиционные портфели венчурных фондов.

Перспективы развития России в XXI веке в огромной степени зависят от состояния научно-технического сектора экономики - уровня прикладных исследований и возможностей промышленной реализации передовых технологий, рыночного потенциала производимой продукции.



[1] Гутников О.В. Сопоставительный анализ и оценка законодательных моделей регулирования инновационной деятельности // Законодательство и экономика. 2006. № 10

[2] Грибанов Д.В. Ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики // Российский юридический журнал», № 4, июль-август 2010 г.

[3] Журавлёва Е.А. Мотивация и оплата труда в инновационной корпоративной культуре // Нормирование и оплата труда в промышленности», № 8, август 2010 г

[4] Кочергин А. Инновационная деятельность: налоговые льготы и преференции// Финансовая газета, № 7, февраль 2011 г.

[5] Магура М.И. Инфраструктура инноваций // Управление персоналом, N 18, сентябрь 2010 г.

[6] Васильев Н.В. Создание благоприятных налоговых условий для развития инновационной деятельности // Российский налоговый курьер, № 17, сентябрь 2010 г Васильев Н.В. Создание благоприятных налоговых условий для развития инновационной деятельности // Российский налоговый курьер, № 17, сентябрь 2010 г

[7] Цимерман Ю.С. Роль государства в инновационном проекте «Сколково» // Право и экономика. 2011. № 1. С. 4 - 13.

[8] см.: Российская газета. 2010. 21 декабря

[9] Опять удвоение // Ведомости. 2011. 11 января.