МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ"

1. Прохождение в Государственной Думе законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ [1]

В Государственную Думу пятого созыва внесено или перешло из прошлых созывов 195 проектов федеральных законов от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов, входящих в Сибирский федеральный округ, что составляет 11,1% от количества законопроектов, поступивших в Государственную Думу 5-го созыва от всех законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из 195 законопроектов по 163 Государственной Думой работа завершена, это составляет 83,6 % от числа поступивших .

Из числа законопроектов, работа над которыми завершена, 146 законопроектов отозваны, возвращены, сняты с рассмотрения или отклонены, при этом надо отметить, что:

· 25,3 % из них сняты с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы;

· 58,3 % были отклонены Государственной Думой по различным причинам на стадии рассмотрения законопроекта в первом чтении;

· 16,4 % от общего числа законопроектов, работа над которыми завершена, были возвращены субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы, либо законопроект, предусматривал внесение изменений в закон, утративший силу.

В период работы Государственной Думы пятого созыва принято 17 федеральных законов, проекты которых были внесены законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов, входящих в Сибирский федеральный округ, это 4,3 % от количества законопроектов, работа над которыми завершена (17 от 163). Этот показатель несколько ниже уровня принятия законопроектов, внесенных в целом законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период работы Государственной Думы пятого созыва, который в настоящее время составляет 9,9%.

Результаты прохождения в Государственной Думе законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов, входящих в Сибирский федеральный округ, представлены в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ

Подписаны Президентом РФ

Отклонены в первом, втором или третьем чтениях

Сняты в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы

Возвращены для выполнения требований Конституции РФ и Регламента ГД либо как вносящие изменения в закон, утративший силу

1.

Республика Алтай

1

4

1

1

2.

Республика Бурятия

2

4

4

0

3.

Республика Тыва

1

1

1

0

4.

Республика Хакасия

1

2

1

2

5.

Алтайский край

1

14

3

0

6.

Забайкальский край

3

11

2

3

7.

Красноярский край

1

12

2

4

8.

Иркутская область

1

4

1

4

9.

Кемеровская область

1

4

12

4

10.

Новосибирская область

3

11

5

3

11.

Омская область

1

7

3

0

12.

Томская область

1

11

2

3

ИТОГО:

17

85

37

24

Тематика принятых Федеральных законов :

· 10 Федеральных законов в части создания и упразднения некоторых районных (городских) судов и об изменении числа мировых судей и количества судебных участков в субъектах;

· Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (опубликован 24.02.2010 г.);

· Федеральный закон «О признании утратившей силу части 3 статьи 22 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (опубликован 29.10.2008 г.);

· Федеральный закон «О внесении изменения в статью 230 Трудового кодекса Российской Федерации (опубликован 13.05.2009 г.);

· О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" ((опубликован 11.02.2009 г.);

· Федеральный закон «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (опубликован 30.09.2009 г.);

· Федеральный закон «О внесении изменений в статью 346.25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (опубликован 22.07.2009 г.);

· Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 8 и 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" ( опубликован 29.07.2010 г.).

Надо отметить, что в Государственной Думе ведется активная работа по повышению эффективности принятия законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, что дает свои положительные результаты.

Основные направления работы по повышению эффективности принятия законопроектов:

  • Работа Комитетов Государственной Думы;
  • Работа Аппарата Государственной Думы – Правовое управление, Аналитическое управление, Управление по организационному обеспечению деятельности Государственной Думы, Парламентская библиотека и др.;
  • Ассамблея российских законодателей при Государственной Думе;
  • Координационный Совет руководителей аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации;
  • Правовое содействие субъектам законодательной инициативы на стадии подготовки проекта закона к внесению в Государственную Думу (т.н. «нулевое чтение»).


[1] Здесь и далее статистические данные приведены на основании сведений АСОЗД по состоянию на 16 мая 2011 года.