МИ 2011 г. май (часть 1), "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Герасимова Н.В., заместитель Председателя Государственной Думы.

Добрый день, уважаемые коллеги! Вы сегодня присутствуете у нас в Государственной Думе на семинаре-совещании, которое было организовано Аналитическим управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Этот семинар-совещание проходит с руководителями аналитических служб законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, его тема - «Продовольственная безопасность Российской Федерации».

Сейчас у нас здесь в зале присутствуют представители 70 субъектов Российской Федерации (более 130 человек), а также представители федеральных органов исполнительной власти, эксперты в аграрной сфере.

У вас в материалах имеются рекомендации нашего семинара. Всех, кто не сможет выступить, у кого появятся предложения к рекомендациям, просила бы подготовить их и передать в Аппарат Государственной Думы для того, чтобы мы внесли соответствующие изменения в рекомендации. Просила бы это сделать в течение двух недель после нашей с вами встречи.

Уважаемые коллеги, конечно, очень важно, что сегодня на семинар откликнулось такое большое количество субъектов и представителей (более 130 человек). Это говорит о том, что тема продовольственной безопасности Российской Федерации очень важна. И мы с вами знаем, что в прошлом году в январе месяце была подписана Президентом нашей страны Доктрина продовольственной безопасности – практически программа действий на ближайшие годы в этом направлении.

Всем понятно, что сегодня продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности нашей страны в целом. Фактически мы можем точно сказать, что сегодня от продовольственной безопасности страны зависит и демографическая политика. Необходимым условием реализации стратегического национального приоритета, а мы знаем, что в последние годы этот вопрос ставится так, что повышение качества жизни российских граждан должно происходить путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения, в том числе и продуктов питания, в том числе и возможности работать на земле, и многие, и многие другие вопросы, которые мы сегодня с вами будем рассматривать...

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы», а также антикризисные меры Правительства Российской Федерации обеспечили устойчивый рост объемов производства продукции сельского хозяйства. Эти меры касаются как прямой поддержки отдельных отраслей сельского хозяйства, так и субсидирования текущих инвестиционных кредитов, защиты отечественных товаропроизводителей.

Еще раз напомню вам, что одна из важнейших мер в направлении наращивания темпов сельскохозяйственного производства – это принятие Доктрины продовольственной безопасности, которая была утверждена президентом нашей страны 30 января 2010 года. И в основе этой доктрины мы выделяем с вами два основных принципа. Первый – это обеспечение физической и экономической доступности продовольствия в любое время и в любых местах жизнедеятельности человека, и второй – обеспечение безопасности и качества продуктов питания.

В доктрине определены цели, задачи, основные направления государственной экономической политики в области продовольственной безопасности России. Гарантией их достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

В результате принимаемых мер наметилась очевидная тенденция к росту эффективности сельскохозяйственного производства, существенно повысились индексы производства сельхозпродукции и производительности труда. Даже несмотря на прошлогоднюю засуху, удалось сохранить положительную динамику развития отечественного агропромышленного комплекса, прежде всего благодаря своевременной и эффективной государственной поддержке.

Напомню, что в 2010 году из федерального бюджета пострадавшим от засухи хозяйствам дополнительно было выделено порядка 35 миллиардов рублей. Оказана помощь семенами, удобрениями под посев 2011 года. Были пролонгированы льготные кредиты и лизинговые платежи. В федеральном бюджете на 2011 год на поддержку отечественного агропромышленного комплекса предусмотрено выделение 150 миллиардов рублей.

Кроме того, по линии Россельхозбанка из Сберегательного банка на эти же цели специально зарезервировано еще порядка 150 миллиардов рублей. Тем самым потребности агропромышленного комплекса в кредитных ресурсах будут обеспечены в полном объеме.

Но вопрос – смогут ли наши сельскохозяйственные предприятия сегодня воспользоваться такими возможностями получения кредита в 150 миллиардов рублей? Наверное, многие сидящие здесь в зале специалисты, эксперты, могут сказать точно, что не смогут воспользоваться, потому что практически наши предприятия агропромышленного комплекса сегодня закредитованы, и нечем и не подо что брать сегодня кредиты для того, чтобы обеспечить выполнение весенне-полевых работ.

Этот вопрос, наверное, нам надо будет выносить, если он найдет подтверждение со стороны субъектов Российской Федерации, наверное, нам надо будет выносить и рассматривать специально на комитете, нашем комитете Государственной Думы, для того, чтобы мы более детально разобрались или провели «круглый стол» на эту тему.

Также у нас продолжаются, мы знаем эти проблемы, продолжаются проблемы с обеспечением горюче-смазочными материалами в отдельных регионах нашей страны, с запасными частями к сельскохозяйственной технике. У нас с вами не закрыта проблема, которая вечно существует изначально, как работает наше село, это диспаритет цен на продукты, которые производят селяне, и на ту продукцию машиностроения, которую они используют при обработке земель.

Есть вопросы, связанные с тем, что мы утрачиваем с вами банк данных по зерну, я имею в виду то, что мы не имеем сегодня элитных семян, которые бы являлись как бы залогом безопасного состояния нашего государства, точно также нет этих семян в сфере животноводства для обеспечения производства высококачественных животноводческих ферм.

Поэтому, наверное, сегодня мы услышим ваши предложения и в этом плане, что нужно сделать законодателям, чтобы изменить ситуацию. Сегодня агропромышленный комплекс действительно доказал, что в период кризиса единственная отрасль, которая не пошатнулась и дала прибавку, - это был агропромышленный комплекс, то есть люди, которые работают на земле.

Все проблемы, которые сегодня вы выскажете, для нас очень важны, для того, чтобы мы потом могли эти проблемы обсуждать и в Правительстве Российской Федерации, и с руководством Администрации Президента.

С учетом главных целей, сформулированных в Доктрине продовольственной безопасности, в 2011 году намечено дальнейшее продвижение по ряду приоритетных направлений. В их числе разработка концепции устойчивого развития сельских территорий, совершенствование земельного законодательства, программы по птицеводству, семеноводству, реализация программы по развитию инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, которая предусматривает и расширение возможностей по хранению и переработке зерна и других видов сельскохозяйственной продукции.

Полагаю, что у нас есть все возможности, чтобы уже в недалеком будущем наша страна не только сумела в полном объеме обеспечить собственную продовольственную безопасность, но и стать одним из гарантов глобальной продовольственной безопасности. Хотя откровенно надо сказать, что наша страна никогда не отказывалась от оказания гуманитарной помощи пострадавшим странам. И вы это знаете, что каждый год принимается распоряжение, постановление Правительства Российской Федерации, когда выделяется продовольствие именно для того, чтобы обеспечить помощь тем, кто в этой помощи очень нуждается.

Важность решения проблемы продовольственной безопасности заключается также в ее законодательном обеспечении. Прямое или косвенное законодательное обеспечение продовольственной безопасности на уровне отдельных государств имеет место в большинстве стран мира независимо от того, являются ли они странами-экспортерами или странами-импортерами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, поскольку продовольственная безопасность – это основа благополучия и независимости каждого государства.

Наличие законодательного обеспечения свидетельствует о том, что продовольственная проблема составляет важную часть в государственной политике этих стран. У нас законодательная база обеспечения продовольственной безопасности находится сейчас в стадии становления и ее нормативно-правовое регулирование сопряжено с определенными сложностями и трудностями развития агропромышленного комплекса, формирования рыночных отношений в экономике страны. Именно разработка современной законодательной базы, регламентирующей обеспечение продовольственной безопасности, призвана сыграть решающую роль в защите национальных интересов страны, гармонизированных с рекомендациями международных организаций.

Один из основных элементов законодательной базы обеспечения безопасности продуктов питания – это Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Он был принят в целях развития рыночных отношений в рамках глобального мирового рынка и интеграционных процессов в мировой экономике, постепенного устранения технических барьеров в торговле, в свободном передвижении товаров, людей, капиталов и информации.

Небывалый размах стихии в 2010 году поднимает на новый уровень вопросы развития страхования в сельском хозяйстве, в механизме его государственной поддержки. В настоящее время в Государственной Думе идет активная работа по принятию проекта федерального закона о сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой.

Вы помните беспрецедентное решение Государственной Думы, когда мы ввели государственное страхование вкладов физических лиц до 700 тысяч рублей в период кризиса, когда мы таким решением остановили падение банковской системы, сохранили ее в полном объеме, когда у нас не было закрытия банков и оттока денежных средств. Только одно принятие решения о гарантиях государства позволили нам спокойно пережить кризис, в финансово-банковской системе его не было. Поэтому нам нужно тоже думать о том, чтобы у нас не было кризиса и в нашем сельском хозяйстве.

Этот законопроект прошел первое чтение, он предусматривает значительное число новаций, которые в своей совокупности позволят эффективно организовать процесс сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, тем самым снизить негативное влияние факторов риска на производство сельскохозяйственной продукции.

Мы считаем, что сочетание механизмов частного государственного партнерства и жесткого государственного контроля на всех этапах реализации сельскохозяйственного страхования позволит нам в течение нескольких лет создать одну из самых эффективных систем сельскохозяйственного страхования в мире.

Депутатам Государственной Думы предстоит также оперативно рассмотреть предложения по внесению изменений в федеральный бюджет текущего года, с которыми выступал Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин в ходе отчета о деятельности Правительства Российской Федерации за 2010 год 20 апреля текущего года в Государственной Думе. В частности, речь идет о 3,7 миллиарда рублей на цели льготной продажи сельхозпроизводителям машинного оборудования по линии Росагролизинга и до 9 миллиардов рублей дополнительных средств на поддержку свиноводческих и птицеводческих хозяйств, 120 миллионов рублей на оказание помощи крестьянам в оформлении земельных участков. Хочу вам доложить о том, что данный проект федерального закона будет рассматриваться в пятницу у нас в Государственной Думе.

Находясь в постоянном взаимодействии с коллегами из регионов, мы знаем о том, что за последние годы в субъектах Российской Федерации идет достаточно быстрыми темпами развитие регионального законодательства в сельском хозяйстве. И при этом, что касается непосредственно проблематики продовольственной безопасности в региональном разрезе, все больше регионов приходит к выводу о целесообразности принятия соответствующих региональных законодательных актов. К настоящему времени такие законы о продовольственной безопасности приняты в восьми субъектах Российской Федерации. Это, безусловно, ценный и заслуживающий пристального изучения опыт. И мы надеемся на то, что сегодня в субъектах Российской Федерации важное значение придают и сбалансированности производства продукции, ее потреблению, реализации за пределы субъектов Российской Федерации.

И я хочу, уважаемые коллеги, привести только один маленький пример. Дело все в том, что любое законодательное обеспечение должно основываться на мониторинге ситуации, которая складывается в каждом отдельном регионе. Регионы у нас в Российской Федерации все разные по природно-климатическим условиям, по развитию промышленности, по другим показателям, по населению. Можно приводить очень много показателей, но без мониторинга мы ничего с вами не сможем сделать. Поэтому очень важно сегодня точно знать ситуацию в регионе для того, чтобы принимать потом законы по данному региону для того, чтобы потом менять ситуацию.

Приведу маленький пример, потому что аграрникам этот пример я никогда не приводила. Мы в центре социальных инноваций партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» обсуждаем много вопросов в области социальной поддержки нашего населения. И многие губернаторы приняли законы о качестве жизни населения в своем субъекте Российской Федерации. Сделали мониторинг рождаемости, продолжительности жизни, заболеваемости, смертности, обеспеченности рабочими местами, жильем, детскими садами, школами, дорогами, другими социальными услугами и на основании мониторинга составили план действий правительств в субъектах Российской Федерации. И я вам хочу сказать, что в каком-то районе умирали люди потому, что не было диагностической аппаратуры, например, по сердечнососудистым заболеваниям, туда ее поставили, смертность сократилась. Где-то не было школ, там не оставались люди, потому что некуда было детей водить, и изменились совершенно показатели в субъекте Российской Федерации. Я полагаю, что такой же мониторинг мы должны иметь по агропромышленному комплексу в каждом субъекте и на основании этого мониторинга мы должны вместе с вами думать о тех законах, которые для нас важны, используя местные современные условия жизни наших селян.

Я сейчас хочу предоставить слово полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Логинову Андрею Викторовичу.

Пожалуйста, Андрей Викторович.