АВ 2012г. Выпуск 1 "О финансировании системы образования в 2011-2014 годах"

5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы

С 2011 года заложены средства на реализацию новой Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (ФЦПРО), которая была одобрена на заседании Правительства Российской Федерации. На программу выделено 137 млрд рублей: 53 млрд из федерального бюджета, 67 млрд рублей из бюджета регионов и 17 млрд рублей собираются привлечь за счет внебюджетных источников. В рамках ФЦПРО запланировано создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах, а также обновление материально-технической базы федеральных вузов. Развивать школьное образование государство будет при помощи президентской программы «Наша новая школа», которая предусматривает дистанционное обучение через интернет у известных педагогов, научную деятельность школьников и «творческие мероприятия». Сейчас она действует в качестве эксперимента в некоторых школах, а с 2011 года ее начнут распространять по всей стране.

Для учащихся, которые не нацелены на творческие прорывы и научные изыскания, будут разработаны свыше 300 новых программ профессионального обучения по специальностям, которые требуются на рынке труда. Прежде всего речь идет о подготовке кадров в области энергоэффективности, ядерных технологий и фармацевтики. Также планируется развитие системы дошкольного образования, строительство детских садов, повсеместная модернизация учебного процесса, реструктуризация системы высшего и среднего образования, повышение качества преподавательского состава и качества обучения.

В разделе ФЦПРО «Жилищно-коммунальное хозяйство» в 2011 году предусматривается 1 139 млн рублей, в 2012 году - 675 млн рублей, в 2013 году - 423 млн рублей. Значительные средства по разделу «Образование» предусмотрены на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы.

Изменение бюджетных ассигнований обусловлено обеспечением финансирования в полном объеме строек и объектов, предусмотренных к вводу в 2011 году, либо завершением строительства вводных объектов, уменьшением бюджетных ассигнований на строительство и реконструкцию переходящих объектов в связи с переносом срока их ввода на последующие годы. Руководители вузов часто отмечают, что объемы бюджетных ассигнований на строительство студенческих общежитий недостаточны, поскольку с введением единого государственного экзамена доступность поступление в вуз, в том числе вне места проживания, растет, а следовательно растет и потребность в местах в общежитиях.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы приведены в таблице

Наименование

2010

год

2011 год

2012

год

2013 год

ОБРАЗОВАНИЕ (млн. руб.)





Дошкольное образование

260

5

5

5

Общее образование

1 758

3 963

4 316

3 946

Начальное профессиональное образование

-

-

-

-

Среднее профессиональное образование

45

215

180

-

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

-

-

-

-

Высшее и послевузовское профессиональное образование

10 083

13 472

13 916

11 459

Молодежная политика и оздоровление детей

55

42

-

Прикладные научные исследования в области образования

-

-

-

Другие вопросы в области образования

60

154

254

120

Кроме перечисленных выше, следует отметить выделение дополнительных бюджетных ассигнований на следующие направления:

на создание Президентских кадетских училищ в каждом федеральном округе Российской Федерации в 2011 году в сумме 996,3 млн. рублей, в 2012 году - 1 136,5 млн. рублей, в 2013 году - 1 362,2 млн. рублей;

на содержание «Лицея- интерната комплексного формирования личности детей и подростков» в 2011-2013 годах в сумме 44,11 млн. рублей ежегодно;

на проведение мероприятий по летней оздоровительной кампании детей в 2011-2013 годах в сумме 4 600,0 млн. рублей ежегодно.

На проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в 2011-2012 годах заложены расходы в сумме 1 000,0 млн. рублей ежегодно. В 2013 году соответствующие расходы не предусмотрены, что связано с завершением реализации направления проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.

По подразделу ФЦПРО «Высшее и послевузовское профессиональное образование» запланированы дополнительные расходы:

на финансовое обеспечение вновь введенных объектов в 2011 году в сумме 1 315,1 млн. рублей, в 2012-2013 годах в сумме 1 233,1 млн. рублей ежегодно;

на укрепление материально-технической базы высших учебных заведений в 2011 году в сумме 1 290,1 млн. рублей, в 2012-2013 годах - 1 208,1 млн. рублей ежегодно;

на обеспечение безопасности учебного процесса в федеральных образовательных учреждениях в 2011 году в сумме 283,5 млн. рублей.

на субсидии на мероприятия, направленные на развитие федеральных автономных и бюджетных учреждений в 2011 году в сумме 443,9 млн. рублей, в 2012 году - 12 607,4 млн. рублей, в 2013 году - 29 656,4 млн. рублей (новая субсидия);

на субсидии на государственную поддержку развития кооперации российских образовательных учреждений высшего профессионального образования в 2011 году в сумме 5 910,0 млн. рублей, в 2012 году - 6 910,0 млн. рублей;

выделением дополнительных ассигнований Санкт-Петербургскому государственному университету на материально-техническое обеспечение проводимых фундаментальных научных исследований в размере 203,2 млн. рублей

на поддержку ведущих российских вузов в 2013 году - 30 000,0 млн.руб.

Для усиления контроля качества образования и в связи с изменением порядка лицензирования и аккредитации образовательных учреждений предусмотрено выделение бюджетных ассигнований:

на проведение единого государственного экзамена на территории Российской Федерации в 2011-2013 годах в сумме 157,6 млн. рублей ежегодно;

на обеспечение проведения аккредитационной экспертизы в 2011 году -130,2 млн. рублей, в 2012 и 2013 годах по 119,2 млн. рублей ежегодно;

на обеспечение функций по признанию и установлению эквивалентности документов об образовании в Российской Федерации в 2011-2013 годах 73,8 млн. рублей ежегодно;

а также, предусмотрены межбюджетные трансферты на осуществление полномочий Российской Федерации по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования в 2011 году в сумме 1 062,6 млн. рублей, в 2012 году - 1 034,8 млн. рублей, в 2013 году - 1 034,8 млн. рублей. На осуществление полномочий Российской Федерации по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования предусмотрены межбюджетные трансферты в 2011 году в сумме 1 062,6 млн. рублей, в 2012 году - 1 034,8 млн. рублей, в 2013 году - 1 034,8 млн. рублей.

Предусмотрены бюджетные ассигнования на развитие библиотечной системы России, включая перевод в электронный вид библиотечных фондов общедоступных библиотек, создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети Интернет в 2012-2013 годах в сумме 1 110,0 млн.рублей ежегодно.

Выделяются бюджетные ассигнования на субсидии организациям, осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых программ в области электронных средств массовой информации, на создание и поддержание в сети Интернет сайтов, имеющих социальное или образовательное значение, мероприятия по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, на содержание специальных объектов в 2011 году в сумме 911,5 млн. рублей, в 2012 году - 862,0 млн. рублей, в 2013 году - 652,1 млн. рублей.

Предусмотрены бюджетные ассигнования на субсидии на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в 2011 году в сумме 1 609,9 млн. рублей, в 2012 году - 1 540,8 млн. рублей, в 2013 году - 1 484,2 млн. рублей, а также на субсидии организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования всех категорий, в 2011 году в сумме 690,1 млн. рублей (61% к уровню 2010 года), в 2012 году - 759,2 млн. рублей, в 2013 году - 815,8 млн. рублей. Сокращение ассигнований обусловлено прогнозируемым снижением объемов перевозок обучающихся в поездах дальнего следования.